Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ

СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

М. М. КАБАНОВ

Ленинград

 

Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.: Юридическая литература, 1988. 224 с.

 

Логика развития современного человекознания, смыкаясь с потребностями общественной практики, выдвигает на передний план проблему комплексного подхода к изучению человека. Сегодня эта проблема, поставленная еще В.М. Бехтеревым и развитая прежде всего в трудах Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова, находится в центре внимания общественной мысли, о чем свидетельствует проходившая в феврале 1988 г. Всесоюзная конференция по проблемам комплексного изучения человека (см. о ней: Вопр. психол. 1988. № 4. С. 177—178). Особое значение комплексный подход имеет в сфере практической психологии, решение конкретных задач которой во многих случаях требует синтеза данных различных наук о человеке и формирует новые области научного знания. Одной из таких областей, возникшей на стыке совокупного применения возможностей медицинской, возрастной, педагогической, других отраслей психологии и клинической психиатрии, является комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ).

В монографии И.А. Кудрявцева обобщен 15-летний опыт разработки проблем КСППЭ и ее применения в лаборатории психологии ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Однако значение книги выходит за рамки прикладного руководства по проведению судебной экспертизы. По сути, это первая отечественная монография, в которой достаточно глубоко и полно рассмотрены и проанализированы проблемы теории и методологии медико-психологического подхода к диагностике индивидуальных особенностей личности, ее эмоциональных динамических состояний и уровня (характера) ее развития, конкретно разработаны основы ее научной организации и методического обеспечения. Автор последовательно реализует «личностный принцип» комплексной диагностики.

Перед разработчиками различных сфер прикладной психологии (в том числе и комплексной диагностики личности для практического использования) стоят, на наш взгляд, две основные группы трудностей — методологические и организационные. Первые из них связаны прежде всего с все еще присутствующим разрывом между академическими общепсихологическими теориями и непосредственной практической работой психологов. В большинстве публикаций, посвященных практической психологии, дело не идет дальше деклараций разработанных в советской психологии методологических установок. В конкретной же деятельности практических психологов превалирует реализация прагматических подходов, основанных на спорных, односторонних, нередко порочных (например, биологизаторских) постулатах. Часто используются методики, созданные в ином, чем в советской культуре, социальном контексте и стандартизированные на иной популяции.

Автору рецензируемой монографии удалось, на наш взгляд, успешно преодолеть указанные недостатки. Это достигнуто им не только с помощью того, что он плодотворно использует анализ категорий «личность», «деятельность», «поведение», данный в трудах Л.С. Выготского, В.М. Мясищева, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и других. Успех предложенного автором подхода к комплексной диагностике системных свойств личности связан и с удачным привлечением теоретических концепций «среднего ранга», непосредственно ориентированных на практику. Это прежде всего теории периодизации психического развития разных авторов, концепции самосознания В.В. Столина, Б.С. Братуся, теория личностного переживания Ф.Е. Василюкa. Следует отметить, что подобных теоретических схем в советской психологии явно недостаточно, и наглядно это обнаруживается как раз в областях, пограничных между психологией и психиатрией. Заполняя эти пробелы, И.А. Кудрявцев разрабатывает новые теоретические схемы, связывающие, с одной стороны, общую методологию с практикой, с другой — психологический анализ с клинической феноменологией.

Так, поскольку объектом КСППЭ являются лица с пограничными психическими аномалиями, большую часть которых составляют психопатические личности, а психологические представления о структуре личности и механизмах личностной регуляции

 

169

 

поведения при психопатиях разработаны недостаточно, И.А. Кудрявцев на основе проведенных под его руководством экспериментальных работ по изучению особенностей самосознания психопатических личностей, эмоционально-смысловой регуляции их познавательных процессов разрабатывает оригинальную концепцию личностно-смысловой незрелости при психопатиях. Эта концепция, в частности, позволяет дать полную и точную экспертную оценку динамических эмоциональных состояний аномальных личностей и лежит в основе обоснованной И.А. Кудрявцевым новой экспертной классификации аффектов.

Привлекает внимание и разработанное автором понятие «патопсихологический симптомокомплекс», позволяющее более полно и адекватно применять результаты патопсихологических исследований для установления нозологического и функционального диагноза. Последний мыслится как интегрирующий показатель функционального состояния личности в конкретной социальной ситуации. И.А. Кудрявцевым теоретически и экспериментально разработана концепция критичности, основанная на ценностном подходе, как одного из важнейших качеств личности, регулирующих поведение и определяющих степень социальной адаптации человека.

Организационные же трудности при разработке проблем прикладной психологии заключаются в разобщенности различных специалистов даже при решении общих комплексных задач. Тесный союз психологов и врачей в областях профилактики, диагностики и реабилитации — явление пока еще довольно редкое. Незнание методов друг друга, различные понятийные языки, непонимание пределов научной компетентности и организационные просчеты — вот основные причины, препятствующие формированию подлинных партнерских отношений при решении комплексных психолого-психиатрических задач. Несомненной заслугой И.А. Кудрявцева следует признать тщательный разбор организационных вопросов комплексной диагностики личности, ее динамических состояний и уровня ее развития с четким указанием прав и обязанностей экспертов-психологов и экспертов-психиатров, разведение различных этапов производства КСППЭ с определением пределов компетенции, функций, ролей и принципов взаимодействия психологов и психиатров на каждом этапе диагностики. В монографии ясно показана структура взаимного диалога врачей и психологов, совместного принятия решения и формулирования интегральных диагностических выводов. Рассмотрение этих важных организационных и методических вопросов проходит красной нитью через всю книгу, при освещении каждого из конкретных видов комплексной экспертизы. Автору удалось, с нашей точки зрения, воплотить принцип комплексного изучения человека путем системного анализа психических явлений в живую ткань диагностического процесса и показать, что комплексность — это не механическая сумма применения знаний различных наук, а достижение синтеза более высокого порядка.

Значение рассматриваемых в монографии проблем для различных областей психологической практики не исчерпывается анализом методологических и организационных вопросов комплексной диагностики личности. В книге много фактического материала, полученного экспериментально или путем клинико-психологического исследования, который также могут использовать в своей практической работе специалисты, занимающиеся психопрофилактикой, социальной реабилитацией, юристы, педагоги, воспитатели и т.д. Приведены, в частности, данные о психологических механизмах влияния алкоголя на поведение, о специфике личностной регуляции восприятия и мышления при психопатиях, о внутренних механизмах течения острых эмоциональных реакций у лиц с пограничными психическими аномалиями. Особое значение имеют исследования личностной структуры и уровня интеллектуального развития у подростков, совершивших правонарушение или потерпевших по половым преступлениям. Выявленные варианты личностных и интеллектуальных расстройств у несовершеннолетних с разным соотношением психопатологических и социальных факторов в их генезисе позволяют выработать методические пути профилактики и коррекции этих нарушений, дать клинико-психологические рекомендации для оптимизации воспитательного и учебного процесса, отбора учащихся в специальные учебные заведения и в каждом конкретном случае выяснить преобладающую роль психолого-педагогических коррекционных мероприятий или воздействий медицинского характера.

В настоящей рецензии мы выделили главную идею монографии — проблему комплексного подхода к диагностике личностных свойств, состояний и уровня личностного психического развития. Содержание рецензируемой работы гораздо шире, в ней рассматривается много специальных вопросов, представляющих интерес для психиатров,

 

170

 

юристов, судебных и медицинских психологов и позволяющих оценить монографию как практическое руководство для перечисленных специалистов.

Вместе с тем работа И.А. Кудрявцева несвободна и от недостатков.

Широта охвата пограничных научных вопросов в отдельных случаях оборачивается в тексте книги чрезмерной сжатостью их изложения. Так, освещая один из наиболее сложных вопросов судебно-психологической оценки поведения — выяснение «вклада» личностных черт в реализацию криминала — И.А. Кудрявцев правильно подчеркивает (с. 130) необходимость комплексного системного учета не только образований, способствующих, но и препятствующих ему. В числе последних им обоснованно называются психологические защиты личности, однако конкретных механизмов их влияния не приводится, что лишает возможности использовать эти данные как содержательные критерии экспертной оценки.

К недостаткам монографии И.А. Кудрявцева можно отнести также отсутствие в V главе раздела, посвященного комплексной экспертной оценке потерпевших. «Нелогичность» его отсутствия подчеркивается рассмотрением психолого-психиатрических принципов оценки «беспомощного состояния» несовершеннолетних потерпевших, изложенных в следующей, VI главе.

На наш взгляд, II глава должна была бы содержать описания конкретных психологических методик, используемых в судебной экспертной практике. В первую очередь это замечание касается личностных тестов, являющихся одним из важных операциональных средств реализации в экспертизе основополагающего «личностного принципа», развиваемого в работе И.А. Кудрявцевым. Такой дополнительный раздел во II главе с приведением самых общих сведений по интерпретации данных личностных тестов, по нашему мнению, был бы полезен как для экспертов-психиатров, оценивающих промежуточные данные экспертов-психологов, так и для юристов при формировании их отношения к результатам экспертизы.

Отмеченные недостатки книги И.А. Кудрявцева во многом связаны с новаторским характером рецензируемой работы и отражают реальные трудности становления новой, бурно развивающейся формы комплексного подхода к исследованию человека — психолого-психиатрической экспертизы.