Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

148

 

ПРОГРАММЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ШКОЛЬНИКОВ США

 

В.С. ХОМИК

 

Процессы обучения и воспитания в школе откладывают существенный отпечаток на формирование личности каждого человека. Задача педагогов — не только прививать учащимся знания и полезные навыки, но и искоренять появляющиеся у них вредные наклонности. Первостепенное значение в современных условиях приобретает своевременная профилактика ранней алкоголизации, курения, наркомании, токсикомании. К настоящему времени за рубежом созданы и применяются в школах многочисленные руководства для учителей по методике антинаркотического воспитания учащихся. Цель

 

149

 

данной статьи — познакомить читателей с одним из таких методических пособий, разработанным в США в рамках программы антинаркотического воспитания (drug education) школьников «Ваше здоровье — 2000» [6]. Программа является плодом коллективного труда более чем 700 специалистов, распространяется через фонд санитарного просвещения (Comprehensive Health Education Foundation) и успешно применяется в школах большинства штатов страны.

Превентивное образование начинается с детского сада и заканчивается выпускным XII классом высшей школы. Такое раннее приобщение детей к антинаркотическому воспитанию мотивируется тем, что в США начало курения школьников в среднем выпадает на пятый класс, алкогольные дебюты проходят в шестом, а первое употребление марихуаны наблюдается в седьмом классе. Поэтому прививать детям социальные навыки и передавать соответствующие знания нужно задолго до того, как они впервые столкнутся с необходимостью принимать решение, стоит или не стоит пробовать наркотическое вещество. Следует прекращать употребление наркотиков детьми раньше, чем оно начнется, считают авторы программы.

Методические разработки уроков для каждого из 12 классов открываются рубрикой «Прежде, чем начинать» — памяткой педагогу о том, что непременно следует знать и делать учителю в ходе занятий по антинаркотическому воспитанию. На первом месте в ней перечисляются факторы риска, которые ощутимо сказываются на шансах развития наркозависимости у учащегося и позволяют предсказывать пагубное пристрастие в будущем. К числу важнейших факторов риска относятся особенности семейного воспитания, включая неопределенность правил поведения, которые родители устанавливают для своих детей, огульное охаивание, отсутствие похвалы, раннее асоциальное поведение и приобщение к одурманивающим веществам, а также агрессивность, нервозность, импульсивность, негативизм. К факторам риска принадлежат также плохая успеваемость в школе, малая степень вовлеченности в школьные дела, отчужденность, недостаточная близость семейной и школьной групп к индивиду, наличие друзей, которые прибегают к одурманивающим веществам, положительные установки по отношению к алкоголю и наркотикам. Каждый урок составлен ради нейтрализации какого-либо из перечисленных факторов риска.

Каждая часть города в США уникальна в смысле распространенности определенных нарковеществ, которые с наибольшей долей вероятности могут приниматься молодыми людьми впервые (табак, алкоголь, марихуана и пр.). Учителю рекомендуется обратиться за консультацией в местное наркологическое учреждение, а также к юристам для уяснения тех очагов в масштабе всего города, на которые следует обратить особое внимание и сделать соответствующие поправки к программе.

В памятке педагогу описанию вводного урока для каждого класса предшествуют тексты писем «Превентивная связь» и «Письма из вашей школы», копии которых рекомендуется рассылать родителям учеников. Первое из них знакомит адресатов с общим замыслом программы «Ваше здоровье — 2000», характерными чертами детей, склонных к употреблению нарковеществ, описанием фактических данных о наркотиках, которые наиболее часто принимаются в возрасте сына или дочери и, наконец, с тем, что в состоянии сделать родители и дети по предупреждению наркомании. Информация, касающаяся лишь учащихся конкретного класса и их родителей (например, о проведении лекции или иного мероприятия для родителей с указанием даты), заносится учителем в «Письмо из вашей школы», копии которого отправляются почтой родителям в первый день занятий1.

Некоторые из уроков приспособлены к так называемому межвозрастному преподаванию (cross-age teaching), когда в роли учителя выступает старшеклассник. Приглашение незнакомого детям школьника желательно на тех уроках, где обучают навыкам отказа в ситуации группового давления, умению приобретать друзей и знакомиться, когда приходится «ломать лед» на первых порах общения с незнакомцем.

Есть уроки, требующие разбивки класса на подгруппы (от 4 до 6 человек в каждой); в таких сотрудничающих учебных командах удобнее проводить дискуссии, игры и т. п. Этот методический путь рекомендуется учителям с тем, чтобы выработать у детей узы, связывающие их со

 

150

 

школой и ровесниками, характеризующимися просоциальной направленностью. Именно неразвитость такого рода уз, дефицит моральных лидеров-ровесников рассматриваются как факторы риска ранней алкоголизации и других пагубных пристрастий.

Уроки антинаркотического воспитания не ограничиваются рамками школы. Учитель должен поощрять продолжение этих уроков вне класса: на школьном дворе, спортплощадке, улице, в семье. К примеру, мастерству общения, навыкам отказа от всякого рода злоупотреблений учащимся необходимо учиться в самых разнообразных жизненных ситуациях, возникающих в молодежной среде.

Каждый урок программы «Ваше здоровье — 2000» относится к одному из трех возможных типов: 1) передачи информации, 2) тренинга навыков общения, 3) укрепления уз, связывающих учащихся со школой, семьей и просоциально ориентированными ровесниками. Для оценки динамики в усвоении учащимися знаний и овладении навыками (отказа, приобретения друзей, помощи и т. д.) к методическим разработкам первого и последнего уроков в каждом классе прилагаются претест и посттест. Некоторые компоненты программы (Я-концепция личности школьника, навыки совладания с трудными жизненными ситуациями) не включены в измерение, так как их динамика не поддается операционализации.

Поскольку рамки данной статьи не позволяют описать полностью тематику всех уроков по антинаркотическому воспитанию учащихся, мы ограничимся изложением лишь отдельных урочных тем в каждом из. 12 классов. Напомним, что каждый урок программы ориентирован на снижение вполне определенного фактора риска наркомании и только в связи с этим фактором урок имеет смысл.

В детскому саду и I классе занятия ведутся при посредничестве кукольной лягушки, которую учитель натягивает себе на руку и ее «устами» сообщает детям информацию. Дети учатся и одновременно веселятся. Кукла рассказывает им о лекарствах, наркотиках, ядах, бензине, минеральных удобрениях, красках, одеколоне, о том, как их различать и как с ними обращаться. Вот некоторые из тем уроков: «Кажущееся подобие» учит детей тому, что отдельные яды, лекарства и т. п. внешне похожи на сладости и как важно не брать в рот неопознанные вещества, предварительно не посоветовавшись со взрослым; тема «У меня есть чувства» знакомит ребенка со способами повышения своего настроения и предлагает пути улучшения самочувствия, если дела идут плохо; «Леший в доме» на примере алкоголизма учит тому, что все беды в семье начинаются с «чуть-чуть» и если их с самого начала игнорировать, они могут принять угрожающие масштабы; тема «Как просить об услуге» направлена на формирование у ребенка умения правильно обращаться к знакомому с просьбой (смотреть прямо в глаза, обратиться по имени к другу, сказать «пожалуйста» и «спасибо», если он удовлетворил просьбу); когда же друг отказал в услуге, спросить «почему?», потом произнести «хорошо» и т. д. Урок проходит в форме ролевой игры. По мере овладения учениками навыком, практические занятия записываются на видеомагнитофон; эти обеспечивается положительное подкрепление, важно только, чтобы дети видели себя со стороны непременно хорошо исполняющими навык.

Во II классе кукла попугая «рассказывает» школьникам о действии одурманивающих веществ на органы человеческого тела, их функции, краткосрочных и длительных последствиях наркозависимости человека для его семьи. Чтобы информация была доступной для детского понимания, сердце и кровеносные сосуды сопоставляются с велосипедным насосом и камерой колеса, легкие — с надувным мехом, почки — с подметающей метлой, печень — с ударами молотка, разбивающими яды, которые попадают в организм. На одном из уроков (тема «Ребята, давайте жить дружно») дети анализируют значение понятия «друг», учатся посредством проигрывания ролевых ситуаций давать друг другу возможность пережить чувство принятия, принадлежности к группе, «аффект нужности».

В III классе некоторые уроки ведутся от имени лисы, которая изображает себя больной, рассказывает о вежливости в общении, о том, как избегать беды в разнообразных жизненных ситуациях и заблаговременно думать о последствиях своих поступков. Дети ставятся в условия, в которых вырабатываются навыки самоконтроля социального поведения. Кроме того, они довольно подробно знакомятся с реакциями человеческого организма на одурманивающие вещества — алкоголь, средства, применяемые для вдыхания, депрессанты, кокаин, марихуану, никотин. Каждый урок позволяет детям переключаться на множество эмоциональных состояний, так как он насыщен разнообразными видами активности: пением, разгадыванием загадок, вручением призов, просмотром видеофильмов, ролевыми и настольными играми.

Программа для четвероклассников знакомит

 

151

 

детей с котом Пинтом, живущим в семье, где есть алкоголик. Ученики убеждаются, что они невиновны в алкоголизме взрослых и сами не могут вылечить их, но они в состоянии позаботиться о себе (соблюдать гигиену тела, режим сна и отдыха, заниматься физзарядкой и т. д.). Большое внимание уделяется «дурману в подворотнях» — информации об алкоголе и никотине. Начиная с IV и по XII класс включительно школьники вырабатывают навыки отказа в ролевых ситуациях, когда близкие друзья или знакомые нажимом, просьбами толкают их на путь пьянства, правонарушений, создают иные затруднительные положения, а они вежливо, не обижая, должны отказать и предложить взамен какую-либо позитивную альтернативу. Уроки по практикованию навыков отказа озаглавлены «Говори «нет» и сохраняй своих друзей».

Таким образом, в I—IV классах программа «Ваше здоровье — 2000» нацелена на то, чтобы осведомленность школьников о свойствах, виде, эффектах наркотиков была достаточной, чтобы одурманивающие вещества заблаговременно лишились в глазах детей своего очарования как символ мужественности; неповиновения, веселья, взрослости. С учетом познавательных возможностей данной возрастной группы школьникам предлагаются довольно обобщенные научные понятия (например, «наркотическое вещество — любая субстанция, кроме пищи, влияющая на способ функционирования психики и тела», «антибиотик — вещество, уничтожающее инфекцию в организме»). Одновременно методы обучения являются скорее аффективными, чем традиционно дидактическими. Эмоциональному образованию, влияющему на воображение, всю личность в целом, а не только на интеллект, служит применение на уроках игр, кукол, игрушек, изображающих любимых животных, видеофильмов, разновозрастное преподавание, проектирование и разыгрывание ситуаций межличностного общения, а также ситуаций, которые позволяют учащимся осознавать особенности своих чувств.

Акцент на переживания детей как наиболее доступный подход к личности в антинаркотическом воспитании представляется весьма существенным. За переживаниями лежит мир потребностей ребенка — его стремлений, желаний, намерений [1; 159]. Эмоции, по утверждению Л.С. Выготского, осуществляют всякий раз «как бы диктатуру поведения» [3; 110]. Они, следовательно, оказывают сильное воздействие на то, что воспитанник думает, делает в ситуациях, связанных с курением, употреблением алкоголя и других одурманивающих веществ. Хотя пьянство, наркомания и сопутствующие им эрзац-переживания появляются в более зрелые годы, вполне вероятно, что мотивы и социальные установки к пагубному пристрастию начинают кристаллизироваться еще в детстве, когда дети максимально любознательны и всем интересуются. Это предположение подтверждается результатами исследования, проведенного советскими учеными Б.С. Братусем и П.И. Сидоровым, в соответствии с которым ключевым периодом жизни человека, когда «антиалкогольное» воздействие будет для него действенным, является младший школьный и в особенности подростковый возраст» [2; 115]. Правдоподобно, что время учебы школьника от I до VII класса относится к сензитивному периоду, т. е. такому возрастному этапу жизни человека, когда для формирования у него антинаркотических установок воспитательная стимуляция имеет наиболее благоприятную почву.

Последствия злоупотребления алкоголем, марихуаной и другими наркотиками — предмет изучения пятиклассников. На уроках с применением игр, графиков, плакатов, видеозаписей учащиеся рассматривают, как пристрастие к одурманивающим веществам может положить конец их жизненным планам, как отзывы других влияют на представления школьников о себе, выдвигают идеи развлечений без наркотиков, узнают, куда обращаться за помощью в критических ситуациях при отравлении алкоголем, наркотиками. Приводимая ниже тематика уроков в некоторой мере отражает содержание программы антинаркотического воспитания пятиклассников.

«Наркотики и мои планы». В ходе урока по этой теме школьники узнают, как приобщение к наркотикам влияет на их планы, а также на качество отношений, которые они предполагают устанавливать со значимыми людьми в будущем. Такого рода занятия закладывают фундамент зрелого переживания времени жизни подростками.

«Я как звезда». Дети вырезают из плотной бумаги т-образную конфигурацию рубашки. На передней части вырезки делается рисунок, изображающий то, чем они интересуются или в чем преуспевают (например, ребенок рисует себя поющим, играющим, приготовляющим пищу и т.д.). Обратная сторона рубашки украшается большой звездой и именем ученика. Затем на полосках бумаги они пишут комплимент или что-либо хорошее о каждом однокласснике, включая себя, и помещают адресату в карман рубашки. Завершается урок дискуссией.

 

152

 

«Пришельцы с планеты, не ведающей дурмана». Ученики, изображающие инопланетян, знакомятся со способами безалкогольных развлечений землян и, в свою очередь, демонстрируют перед классом игры своей планеты.

«Говори нет и сохраняй своих друзей». Ученики разыгрывают трудные ситуации общения, в которые они попадают по вине близких друзей. Подростки должны отвергнуть неудобное предложение, но не самого друга, от которого оно исходит. Используется видеотренинг общения.

«Куда обращаться». Школьники ставятся перед необходимостью обращения за помощью в связи с воображаемым несчастным случаем из-за пьянки, курения, драки и ищут источники поддержки, совета, защиты, информации в границах доступных местных ресурсов.

Удовлетворение потребности подростка в принадлежности к группе, дружбе с ровесниками, наличие чувства общности с ними служит в этом возрасте одним из путей уменьшения риска злоупотребления наркотиками. Программой антинаркотического воспитания шестиклассников предусмотрено обучение некоторым способам вхождения в контакт с людьми, которым они доверяют и чьими поклонниками являются, а также умению заводить друзей среди ровесников. Ряд занятий посвящен изучению пагубных последствий употребления марихуаны, так как этот наркотик получил широкое распространение среди подростков, в чьей среде существует масса домыслов и неточной информации о его свойствах и влиянии на организм. Рассмотрим отдельные методики воспитательной работы с шестиклассниками.

«Письмо от поклонника». Учащиеся вслух размышляют о людях, которых знают лично и которыми восхищаются, об их характеристиках, качествах, о том, как они себя ведут по отношению к этим людям. Затем школьникам отводится время на написание писем этим людям по заданному образцу или же на сочинение текстов для разговоров по телефону, в которых они признаются, за что восхищаются этими людьми. Урок завершается дискуссией о талантах и почитателях, путях установления дружбы.

«Как заводить друзей». В начале урока ученики просматривают видеофильм, демонстрирующий «шаги» установления знакомства: нужно расслабиться, подойти к незнакомому человеку, посмотреть ему прямо в глаза, «сломать лед» (нарушить молчание), предложить ему чем-либо заняться, приступить к выполнению предложения, договориться о совместном деле на будущее.

Усвоив «шаги», школьники самостоятельно проектируют межличностные ситуации и в форме видеотренинга общения отрабатывают их в ролевой игре со старшеклассником-незнакомцем, выступающим в роли учителя. Обеспечиваются обратная связь в общении и положительное подкрепление.

«Теперь и потом». Учащиеся на карточках описывают события своего жизненного пути, относящиеся к настоящему и будущему времени. Затем с учетом знаний о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков для человека и представляя себя в будущем ведущими нездоровый Образ жизни, они переписывают собственную «линию жизни» и обсуждают, как пристрастие к дурману влияет на те события, которые люди планируют на будущее.

В VII—IX классах профилактическая стратегия направлена на дальнейшее формирование положительной Я-концепции ученика, осмысление актуальных молодежных проблем, укрепление уз, связывающих его со школой и ровесниками, поведение которых может служить как ролевая модель для подражания. Значительная часть занятий отводится продолжению тренировки навыков отказа и навыков «пошагового» общения в ситуациях знакомства, планированию безалкогольных вечеров в школе. Кроме того, ученикам VII—IX классов необходимо выполнить самостоятельную работу «Независимые проекты». Данная работа осуществляется по выбору школьника в форме написания рассказа, письма, статьи, сообщения, изготовления коллажа, плаката, проведения интервью, опроса, по которым ему необходимо отчитаться в конце учебного года. Эти свободные формы активности выражают подлинное отношение ученика к употреблению наркотиков, алкоголя. Из всей тематики уроков, предлагаемых в руководстве по антинаркотическому воспитанию для учителей VIII—IX классов, выделим некоторые.

«Невинные жертвы». С привлечением местных статистических данных учитель рассказывает школьникам о детях матерей, употреблявших одурманивающие вещества в период беременности, проявлениях болезни «утробный, алкогольный синдром», о пешеходах — жертвах «бойни на дорогах» по вине пьяных водителей. Для группового обсуждения классу предлагаются сценарии ситуаций под общим названием «Подумай о других».

«Мощная бомбардировка». Учащийся садится на «горячий» стул в центре круга, образованного из одноклассников, и выслушивает суждения каждого по порядку о качествах, сильных сторонах своей личности,

 

153

 

которые высказывающийся ценит, любит, принимает в нем, и в каких ситуациях они обнаружились. Потом «мощную бомбардировку» (излияние чувств) получает второй ученик, третий и т. д. Урок учит школьников находить, давать и получать оценку сильных сторон друг у друга.

«Подростковый круглый стол». Для игры необходимо шесть участников «круглого стола» и один ведущий. Остальные ученики класса образуют аудиторию. Игра проходит в соответствии со сценарием (вопросами, которые задает ведущий) и описанием ролей участников «круглого стола». Данный урок позволяет сделать вывод, что обсуждение злободневных проблем молодежи, осмысление факторов риска злоупотребления наркотиками могут помочь подросткам вести благополучный и здоровый образ жизни.

«План школьного вечера». Класс разбивается на подгруппы, каждая из которых должна придумать такие мероприятия для вечера в школе, чтобы отдыхающие могли чувствовать себя расслабленными, лучше узнать друг друга. Планом должны быть предусмотрены: музыка, танцы, игры, порядок рассаживания гостей за столом, освежающие напитки, закуска, денежные затраты и т.д. Разрешается все, при условии, что оно забавное, благополучное, дозволенное и отвечает духу вечера. Потом зачитываются готовые сценарии и класс принимает решение, какая из подгрупп составила наилучший план вечера.

В Х—XII классах (или высшей школе) программой «Ваше здоровье — 2000» предусмотрены новые виды активности по каждой из трех ее составляющих: «информация», «социальные навыки», «узы, связывающие учащегося со школой и семьей». Важной особенностью программы антинаркотического воспитания в данной возрастной группе является ориентация на тренинг навыков оказания помощи людям, заботы, вмешательства, передачу приобретенного опыта и умений младшим школьникам. Так, на занятии «Знай пределы своих возможностей» юноши и девушки обучаются, как различать проблемные, кризисные и критические ситуации и действовать в этих ситуациях по оказанию неотложной помощи при наркомании, алкоголизме, попытках к самоубийству. Кроме того, школьники должны распознавать ситуации, когда они в одиночку не в состоянии помочь человеку, и уметь вызывать врача или направлять пострадавшего к другим компетентным специалистам.

Ролевая игра «Попустительство и вмешательство» направлена на преодоление у учащегося равнодушия к пьянству, наркомании и вообще к судьбе близких людей, формирование умения в неосуждающей манере содействовать, сочувствовать им ради прекращения пагубного пристрастия и возвращения к здоровому образу жизни.

Учащиеся высшей школы выступают также и как учителя при «разновозрастном преподавании». Им необходимо выбрать одного или нескольких учеников V—IX классов, с которыми они хорошо знакомы, и обучить по заданному алгоритму умению отказывать друзьям, если те «угощают» их сигаретой, предлагают наркотик, вовлекают в правонарушение, упрашивают выпить. От старшеклассников впоследствии требуется письменный отчет о проведенном занятии.

Информационный раздел программы антинаркотического воспитания в Х—XII классах представлен методическими разработками нескольких уроков. Школьники получают сведения о «наиболее пагубном наркотике» — кокаине, а также марихуане, их краткосрочных и долгосрочных последствиях для организма. Эти знания они используют в процессе мозговой атаки по выявлению тех видов активности, которые способны вызвать у человека состояние естественного возбуждения, эйфории, без обращения к искусственным стимуляторам. Ученикам предлагается создать рекламу (телевизионную, для радио, печати, доски объявлений) этим видам активности, могущим служить альтернативой наркотикам.

На следующем занятии учащиеся выступают в роли конструкторов и их задача состоит в том, чтобы на листе ватмана начертить «проект» человеческого организма, который благодаря своим «техническим характеристикам» смог бы эффективно противостоять вредным воздействиям алкоголя. Они определяют, из какого материала следует создавать органы «антиалкогольного тела» (мозг, печень, желудок, сердце и т.д.), как они должны функционировать, взаимодействовать и выглядеть. В конце занятия учащиеся приходят к выводу, что спроектировать эффективный и практичный организм, противостоящий разрушающим последствиям употребления алкоголя, в принципе возможно, но ценой многих потерь (например, человек с металлическим желудком не будет столь же подвижным, как и человек, имеющий обычный орган, данный природой).

Урок, озаглавленный «Нет — значит нет!», дает старшеклассникам возможность осознать ту ответственность, которую они несут за последствия вступления в половую связь в состоянии опьянения.

 

154

 

Временной параметр самосознания личности школьника актуализируется посредством методики «Кадры из жизни». Учеников просят представить, что их будущая жизнь экранизируется и, следовательно, требуется описать несколько кадров из воображаемого фильма о собственном жизненном пути. После выполнения данного задания школьникам предлагается вообразить, будто бы в будущем они стали заядлыми курильщиками, алкоголиками, наркоманами, и, исходя из такой биографической перспективы, переписать вновь сценарии для этих кадров. При обсуждении ученикам задаются вопросы: «Какая сфера жизнедеятельности человека (семья, работа и т.д.) для своей полноценной реализации, функционирования требует наиболее тщательного и длительного подготавливания?», «Какая сфера жизнедеятельности человека больше других поражается из-за злоупотребления нарковеществами?», В заключительной части урока учитель напоминает учащимся, что «кинокартина» об их реальной жизни «снимается» уже сейчас и употребление алкоголя, наркотиков оказывает влияние на ее последующие кадры.

И наконец, программа «Ваше здоровье — 2000» предлагает тематику уроков для Х— XII классов, относящуюся к разделу «узы, связывающие ученика со школой и семьей». В рамках этого раздела одной из наиболее интересных методических находок авторов является ролевая игра «Головные повязки». Ее участники изображают ученический комитет, обсуждающий поведение школьников па дискотеке. Каждый из членов комитета надевает себе на лоб головную повязку с кратким описанием роли («Умница: цени мое мнение», «Вожак: следуй за мной» и т.д.). Ученик не должен видеть надпись на ней и знать свою роль, тогда как остальным игрокам следует в своем общении с ним руководствоваться данной надписью, обеспечивать его обратной связью. По ходу игры каждый участник должен догадаться, какую надпись имеет на своей головной повязке. Этот урок призван убедить школьников в том, что, общаясь с другим человеком, следует относиться к нему как к личности, непредвзято, без предубеждений, исходя из ценности высказанных им идей, и не судить опрометчиво по роли, кличке, статусу и т.д.

На занятии «Колесо чувств» школьники учатся умению распознавать и анализировать свои чувства, возникающие в отношении друзей и посторонних, попадающих в драматические и трагические ситуации, связанные с курением, употреблением алкоголя и других одурманивающих веществ (гибель, нарушение закона, нищенство), а также умению удерживаться от принятия решений в тех случаях, когда они находятся в состоянии сильного эмоционального возбуждения.

Умению поддерживать, утешать людей при совершении промахов, ошибок, проступков, плохой успеваемости и избегать самопорицания, самобичевания старшеклассники учатся на уроке, озаглавленном «Положительно говоря».

Методические разработки уроков для учителей содержат богатую информацию о наркотиках, алкоголе, табаке, лекарственной токсикомании, их действии на организм и факторах, способствующих приобщению к ним. Такого рода факты с учетом познавательных возможностей школьников необходимы, но недостаточны. Школа должна делать больше, чем просто сообщать ученикам «физиологические факты». Предполагается, что факторы риска злоупотреблений молодежью одурманивающими веществами будут нейтрализоваться по мере овладения ею искусством жизни с людьми, выработки навыков взаимоподдерживающих межличностных отношений и гуманного общения в семье, школе, совладания с трудными жизненными ситуациями по мере того, как будет возрастать умение заводить друзей, поддерживать высокое самоуважение, положительный образ Я. Формирование у каждого учащегося высокой самооценки, чувства собственного достоинства — краеугольный камень программы антинаркотического воспитания школьников.

Существенным фактором предупреждения ранней алкоголизации является укрепление уз, связывающих ученика со своей семьей, школой, улучшение межличностных отношений. Задача учителей состоит в том, чтобы закалять учащегося как партнера, друга, коллегу, союзника, отличающегося самостоятельностью и умеющего легко вступать во все виды человеческих взаимоотношений, сотрудничества, никогда не прибегая к алкоголю как «социально-смазочному материалу». Эти предпосылки нашли отражение в содержании и целях программы «Ваше здоровье — 2000».

Достоинством программы является разнообразие форм, методов воспитательной работы со школьниками, ее гибкость. Групповые дискуссии учащихся в классе, семье, сочинения на антиалкогольную тему, письма, пение, видеотренинг общения, проектирование ситуаций межличностного общения, «круглые столы», встречи с бывшими наркоманами, просмотр видеоматериалов — вот далеко не полный перечень методов, ориентированных на то, чтобы ученик из потребителя знаний превращался в творца.

 

155

 

Следует отметить, что в арсенале методов антинаркотического воспитания школьников особое место отводится ролевым играм. Игра предоставляет просторы воображению как внутреннему источнику знаний личности. Работа управляемой учителем фантазии ученика в ходе игры касается, в частности, нравственной области межличностных отношений, способности осознавать внутренние состояния другого человека. Вовлекаясь в необычные для своего возраста роли (например, отца, учителя, руководителя), учащийся посредством «игры ума и воображения» делает для себя открытия, вырабатывает способность к сопереживанию. Существует тесная связь между вектором воображения ученика в моральной сфере и актуальностью для него соответствующих реальных деяний. Учет данной диалектики между возможностью и действительностью создает такой развивающий культурный климат в классе, который позволяет каждому учащемуся видеть обычные вещи в необычном свете, задействовать не только аналитический ум, но и другие ресурсы личности. Культивация воображения служит хорошую службу педагогам в деле избавления учащихся от атрофии фантазии — одного из скрытых психологических симптомов ранней алкоголизации.

Уроки, на которых школьники планируют свое будущее («Теперь и потом», «Кадры из жизни»), приобретают временной смысл. Как показали наши исследования, существенным фактором риска алкоголизации является гедонистическое переживание времени жизни, при котором разного рода чувственные подкрепления имеют для подростка или юноши наивысшую ценность [4; 101]. Выявление учащихся, склонных к преимущественно гедонистическому мироощущению, и вовлечение их в такие виды деятельности, которые предоставляют возможность в рамках положительного эмоционального фона переключать гедонистические регистры ощущения времени на ценностные и другие более зрелые модусы переживания времени,— важная задача антинаркотического воспитания школьников, к сожалению не учтенная в рассматриваемом пособии для учителей.

К числу бесспорных достоинств программы «Ваше здоровье — 2000» следует отнести ориентацию на диалогичность общения в классе, возрастные психологические особенности школьников, индивидуальность личности каждого учащегося, его самостоятельность.

В целом программа «Ваше здоровье — 2000»2 предлагает разностороннее педагогическое и психологическое обеспечение первичной профилактики социальных болезней. Реализация этой программы прививает учащимся культуру общения, гуманных межличностных отношений, уважение к достоинству личности каждого человека и в значительной мере сокращает риск приобщения школьников к нарковеществам.

 

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.

2. Братусь Б.С.. Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984. 144 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1926.

4. Хомик В. С., Кроник А. А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопр. психол. 1988. № 1. С. 98—106.

5. Havskins S. D. et al. Preparing for the drug free years: A family activity book. Seattle: Developmental Research and Programs, Inc.; Roberts, Fitzmahan & Associates; Comprehensive Health Education Foundation, 1987. 139 p.

6. Here's looking at you, 2000. A Teacher's guide for drug education. Seattle: Roberts, Fitzmahan & Associates, 1986.

 

Поступила в редакцию 11.VII 1988 г.



1 Как дополнение к программе антинаркотического воспитания учащихся родителям, дети которых учатся в IV—VII классах, рекомендуется пособие «Подготовка к будущему без наркотиков. Книга семейной активности» [5]. В нем изложены практические методики для использования с целью выработки позиции семьи по отношению к наркотикам, обучения детей навыкам, помогающим укреплять семейные узы, разрешать семейные конфликты и т.п.

2 Автор выражает глубокую благодарность директору Фонда санитарного просвещения (г. Сиэтл, штат Вашингтон) Дж. Щупаку, предоставившему ему методические пособия для учителей по антинаркотическому воспитанию, из которых и взята эта информация.