Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

128

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

 

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

К. Е. ЯЩИШИН

 

Одним из важных направлений работы психолога в профцентре и в школе является профессиональная консультация учащихся, заканчивающих общеобразовательную школу и стоящих на пороге вступления в трудовую жизнь. Успешное выполнение этой задачи требует решения многих организационных и научных вопросов, в том числе дальнейшей разработки психодиагностических методов изучения профессионально значимых качеств человека [1], [12], [13].

Производительность труда человека и его удовлетворенность трудом зависят не только от профессиональной подготовленности специалиста и ответственного отношения к делу, но и от уровня развития его профессионально значимых психологических качеств [6], [8], [9]. В первую очередь это касается таких современных профессий, как оператор, диспетчер, водитель, летчик и др., предъявляющих высокие требования к эмоционально-волевой и интеллектуальной сферам человека, к его характерологическим качествам [3], [7], [8], [10], [14].

Предметом нашего исследования являлась разработка и стандартизация методики выявления и оценки уровня развития оперативного (практического) мышления старшеклассников, изучающих автодело. С целью определения содержательной валидности данной методики был произведен психологический анализ водительской деятельности и выделены требования, которые эта деятельность предъявляет к мышлению водителя.

На основании исследований отечественных и зарубежных психологов ([3], [7], [11], [15]) были сформулированы основные требования к мыслительной деятельности водителя. Установлено, что среди факторов, определяющих пригодность человека к данной деятельности, важное значение имеет быстрая ориентация в дорожно-транспортной ситуации, своевременное узнавание тех объектов, которые могут создать аварийные ситуации, и одновременное принятие правильных решений. Эта особенность водительской деятельности предъявляет высокие требования к уровню развития оперативного мышления человека в условиях лимита времени.

Разработанная методика по своему содержанию является моделированием проблемной ситуации, которая должна быть разрешена в условиях лимита времени. Успешное выполнение задания определяется способностью человека правильно анализировать предметные ситуации, выделять в них полезную информацию, абстрагируясь от элементов, не имеющих существенного значения для решения задачи, быстро принять решение и реализовать его. Это серия задач типа «кратчайший дозволенный путь», которые последовательно предъявляются испытуемому на экране аппарата «Луч-68», разработанного в НИИ психологии УССР [16]. При разработке экспериментальных задач был использован принцип построения методики, предназначенной для испытания сообразительности [14]. Экспериментальные задачи представляют собой графические рисунки, на которых изображены стрелка, точка и линии — барьеры. Испытуемый должен соединить стрелку с точкой самым коротким путем, соблюдая при этом определенные правила инструкции. Избранный путь прокладывается нажатием соответствующих кнопок на панели испытуемого. Ход решения фиксируется регистрирующим устройством аппарата.

Методика состоит из 8 тренировочных и 20 экспериментальных задач. Тренировочные задачи решаются в индивидуальном

 

129

 

темпе без ограничения времени. Каждая экспериментальная задача предъявляется на экране в течение 8 с. Это время является достаточным для ее решения, но требует от испытуемого высокого темпа работы. Введение лимита времени в данном случае выступает эмоциогенным фактором. Кроме того, в задачах имеются элементы, провоцирующие испытуемого на неправильные действия, что также усложняет правильное их решение.

Рисунок задачи находится на фоне числовой сетки. Числовая сетка представляет собой квадратное поле, разбитое на 64 малых квадратов, которые помечены последовательными числами. На кнопочную панель аппарата (пульт испытуемого) наложен рабочий трафарет с аналогичной числовой сеткой. На пульте испытуемого в основании каждого малого квадрата имеется кнопка. Задача испытуемого заключается теперь в том, чтобы последовательным нажатием соответствующих кнопок «нарисовать» движение острия стрелки до точки самым коротким путем, соблюдая при этом правила решения задач, данные ему в инструкции. Под кратчайшим путем в данной методике подразумевается такой путь, при проложении которого будет нажато наименьшее количество кнопок. Так, например, чтобы правильно решить первую тренировочную задачу, испытуемый должен в соответствии с требованиями инструкции проложить путь последовательным нажатием кнопок 31, 30, 29.

Перед началом эксперимента испытуемый получает следующую инструкцию: «На экране будет предъявлена серия задач, которые достаточно просты, и их решение не представит для вас трудности. Задачи высвечиваются на сетке квадратов с цифрами, которые размещены слева направо от 1 до 64. На панели испытуемого имеется такая же сетка с цифрами и 64 кнопки. Каждая кнопка соответствует определенной цифре. (Дальнейшее изложение инструкции проводится с опорой на экспонируемую тренировочную задачу). Каждая задача представляет собой графический рисунок, на котором изображены стрелка, точка и линии-барьеры.

Вам необходимо определить кратчайший путь, который можно проложить от острия стрелки к точке, не пересекая препятствия. Препятствием являются эти линии (показать). При проложении пути вы должны пользоваться сеткой с цифрами, называя вслух числа всех квадратов, по которым вы проходите. Разрешается переход с одного квадрата в другой прямо, вниз, вверх и по диагонали; переход от одного квадрата в другой, если они разделены линией-барьером не полностью. Так, в первой тренировочной задаче вы начинаете путь от острия стрелки (квадрат 31), переходите в квадрат 30 и заканчиваете маршрут в квадрате 29. Правила решения задач позволяют вам пройти именно по этим квадратам. Это правильное решение, потому что любой другой путь будет длиннее, т. е. вы пройдете по большему количеству квадратов. Найденный путь нужно проложить нажатием соответствующих кнопок на панели испытуемого. Напоминаю, что начинается путь нажатием кнопки в квадрате, в котором находится острие стрелки и заканчивается нажатием кнопки в квадрате, в котором находится точка. Работать нужно одной рукой и только одним пальцем. Числовая сетка на экране полностью совпадает с числовой сеткой на панели испытуемого. Поэтому сразу же после того, как вы увидели задачу, найдите на панели первую нужную вам кнопку в том квадрате, где лежит острие стрелки, нажмите ее и, быстро определив самый короткий путь к цели, нажмите кнопки в соответствующих других квадратах. Попробуйте еще раз отметить путь по этой задаче. Включаю следующую задачу. Решайте сами. (Правильным будет следующий ответ: 19—28—21. В свободном темпе испытуемый решает все тренировочные задачи правильно.) Переходим к решению зачетной серии задач. Теперь аппарат предъявит вам одну за другой 20 задач. Каждая задача будет находиться на экране только 8 с, работать нужно в быстром темпе. Аппарат будет автоматически менять задачи и записывать ваши решения. Если вы допустите ошибки в решении задачи и если будет еще свободное время, можете повторить решение, нажав нужные кнопки. Есть ли вопросы? Внимание, сейчас будет подана первая задача. Начинайте работу».

Примеры решения задач (см. рис.): тренировочных—T1 31—30—29, Т2 19— 28—21, Т3 19—18—26; зачетных—1. 27— 28—20—19, 2. 44—35—36, 3. Не решается. 4. 47—38—39, 5. 29—30—31.

В обработку по данной методике входят только результаты зачетной серии. Оценка работы производится по количеству правильно решенных задач. Отсутствие решения задачи расценивается как неверное решение.

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Апробация и стандартизация психодиагностической методики по выявлению оценки уровня развития оперативного мышления

 

130

 

старшеклассников проходили в условиях лабораторного эксперимента. Исследование проводилось с учащимися IX—Х классов школы № 8 Киева, изучающими автодело (80 человек).

В результате статистической обработки (ранжирования) полученных экспериментальных данных была составлена стандартизированная шкала оценок уровня развития оперативного мышления старшеклассников (табл.).

Для выяснения надежности методики, т. е. установления ее диагностической стабильности, было произведено двукратное обследование одного и того же контингента испытуемых с месячным интервалом времени. Статистический анализ полученных экспериментальных материалов показал высокий коэффициент положительной корреляции между результатами первого

 

 

Методика «Кратчайший дозволенный путь». Примеры задач (T1—Т3—тренировочные; 1, 2, 4, 5, 8 — зачетные)

 

 

131

 

Количество правильно решенных задач

Балл

Уровень развития оперативного мышления

18—20

4

Очень высокий

15—17

3

Высокий

12—14

2

Средний

0—11

1

Низкий

 

и второго испытаний — 0,75 при р<0,001.

Анализ полученных экспериментальных данных выявил также, что разработанная методика может дифференцировать испытуемых по уровню развития оперативного мышления. О значительных дифференцирующих возможностях методики свидетельствует широкий диапазон оценочных значений результатов испытаний: самый хороший результат — одна неправильно решенная задача и 19 правильно решенных, самый плохой — 16 неправильно решенных задач и 4 правильно решенные.

Дифференцирующая ценность методики подтверждается также характером распределения частоты полученных экспериментальных данных. Кривая распределения частоты, построенная на основе этих данных, приближается к нормальной кривой вероятности. Это означает, что самое большое количество испытуемых при решении экспериментальных задач получило средние результаты. Поэтому можно утверждать, что полученные экспериментальные результаты носят не случайный, а закономерный характер.

Разработанная в исследовании шкала оценок позволила выделить среди испытуемых группы с различным уровнем развития оперативного мышления: I группа — очень высокий уровень развития оперативного мышления (21,3% старшеклассников); II группа—высокий уровень (23,7% старшеклассников); III группа— средний уровень (28,7 % старшеклассников); IV группа — низкий уровень (26,3 % старшеклассников).

Психологический анализ поведения испытуемых в процессе решения экспериментальных задач в условиях лимита времени (экспериментальная серия) и в свободном темпе (тренировочная серия), а также характера допускаемых ими ошибок позволяет выделить психологические факторы, влияющие на уровень эффективности решения практических задач в условиях дефицита времени. К ним относятся эмоциональная устойчивость человека и его способность к оправданному риску. Так, в исследовании установлено, что около 30 % испытуемых спокойно, уверенно и в основном правильно решают задачи как в свободном темпе, так и в условиях лимита времени. Довольно значительная группа учащихся (54,5 %), хорошо решающая задачи в индивидуальном темпе, в условиях лимита времени заметно ухудшает свои результаты. В ходе эксперимента, постепенно адаптируясь к новым условиям, большинство из них (38 %) улучшает свои результаты, начиная примерно с 7-й задачи. Однако 16,5 % испытуемых после введения лимита времени и в течение всего испытания не могут освободиться от чрезмерного напряжения и включиться в работу.

Среди испытуемых с низкой эмоциональной устойчивостью были выделены группы, для которых характерным является определенный тип поведения. Введение в условия испытания эмоциогенного фактора (лимита времени) приводило некоторых испытуемых в состояние возбуждения, что отражалось на способе решения ими задач. Эти учащиеся при предъявлении задачи на экране аппарата хаотически нажимали кнопки, размещенные на панели испытуемого, не пытаясь при этом анализировать содержание задачи. Испытуемые, отнесенные ко второму типу поведения, характеризуются скованностью движений, замедленным темпом мыслительных действий. В ходе испытания данные школьники пропускают ряд задач, не делая даже попытки их решить. Таким способом они экономят силы и мобилизуют себя для решения очередной задачи.

Качественный анализ характера ошибок, допускаемых старшеклассниками при решении данных задач, свидетельствует о том, что эффективность их решения зависит не только от быстроты мыслительных процессов человека, его эмоциональной устойчивости, но и от присущих ему характерологических качеств. Так, выявлена группа учащихся, проявляющих чрезмерную осторожность при выборе пути к цели, что приводит к ошибочным решениям. В условиях лимита времени они ограждают себя даже от малейшей степени риска, выбирают решение заведомо правильное, но оно не является оптимальным. Тем самым данные испытуемые нарушают основное условие задачи — найти кратчайший путь к цели. Другие испытуемые, наоборот, проявляют склонность к импульсивным, необдуманным действиям. Они часто идут «напролом», не считаясь с препятствиями, т. е. выявляют склонность к неоправданному риску.

Таким образом, исследование показало,

 

132

 

что среди испытуемых существуют значительные различия, проявляющиеся в количестве правильно решенных задач, в особенностях их поведения в экстремальных условиях, в характере допускаемых ошибок. Значительный разброс ошибок у испытуемых (от 1 до 16) свидетельствует о том, что данная методика позволяет дифференцировать их по уровню развития оперативного мышления при лимите времени.

Успешное решение задач обусловлено прежде всего способностью человека в условиях эмоциональной напряженности быстро и правильно анализировать рабочие ситуации, выделять в них значимую информацию, абстрагироваться от элементов, не имеющих существенного значения для решения задач, и на этой основе принимать оптимальные решения и своевременно их реализовывать.

Апробация методики показала достаточную ее валидность и надежность. Методика может быть использована в системе профконсультации и профотбора. Конструктивные особенности методики позволяют ее использовать для психодиагностического изучения личности при помощи компьютера.

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. Т. I.  М., 1982. 300 с.

2. Барташников А.А. О содержательной валидизации тестов, специализированных по виду интеллектуальной деятельности // Вопр. психол. 1987. № 2. С. 146—151.

3. Бена Э., Госкавец И., Штикар И. Психология и физиология шофера. М., 1965. 190 с.

4. Гильбух Ю.З. Проблема теоретического обоснования предмета испытаний при разработке психологических тестов // Вопр. психол. 1982. № 1. С. 29—39.

5. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. 271 с.

6. Дымерский В Я., Ильясов И.И., Клинковштейн Г.И., Мушегян Р.Т. Психофизиология труда и подготовка водителей автомобилей. М., 1969. 94 с.

7. Евдокимов В. И. Проективный авиационный тест в профессиональной психодиагностике // Вопр. психол. 1987. . 2. С. 142— 146.

8. Корнилов Ю. К. Мышление руководителя и методы его изучения. Ярославль, 1982. 76 с.

9. Назимов И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., 1972. 255 с.

10. Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972. 311 с.

11. Проблемы мышления в производственной деятельности / Под ред. Ю.К. Корнилова. Ярославль, 1980. 150 с.

12. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б.А. Федоришина. К., 1980. 157 с.

13. Психологическая диагностика: Проблемы исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981. 231 с.

14. Психологический отбор летчиков / Под ред. Е.А. Милеряна. К., 1966. 234 с.

15. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984. 272 с.

16. Федоришин Б.А. Аппарат для психологических исследований «Луч-68» // Вопр. психол. 1973. № 3. С. 155—157.

 

Поступила в редакцию 15.VI 1987 г.