Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

117

 

ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ИНТОНАЦИОННОМУ РИСУНКУ РЕЧИ

 

А.А. БОРИСОВА

 

Выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко не мыслил педагогического мастерства без овладения педагогической техникой. Обязательным элементом педагогической техники А.С. Макаренко считал умение правильно понимать интонацию говорящего и умение выразить голосом свое настроение, показать свое отношение к тому или иному воспитаннику. «Я должен сказать, что я тут научился поневоле, и я знал, что значит сказать: «Здравствуй» — сухим, сдержанным тоном и «Здравствуй» — спокойным, добрым тоном; или «Все. Можешь идти» — сдержанным, но мягким тоном. Все это практика. И если вы поставите перед собой несколько таких интересных задач и поупражняетесь, то это будет очень неплохо. Я неоднократно заставлял упражняться своих сотрудников в подобного рода вещах» [5, т. 4; 244]. Не проводя специальных исследований, А.С. Макаренко на практике убеждался в ценности информации, заложенной в интонации голоса говорящего, в целесообразности ее использования в воспитательном процессе. Но существуют и специальные исследования смыслообразующего звена речи (внутренней речи); в арсенал смыслообразования входят слова, грамматические конструкции, текстообразующие факторы, а также интонация [4], [8], [9].

В наше время, время реализации реформы общеобразовательной и профессиональной школы, большое внимание уделяется подготовке кадров. Проблема формирования нового человека требует от психологов и педагогов более тонкой и вместе с тем настойчиво проводимой инструментовки воспитательных усилий [3]. Назрела потребность создания специальных кафедр по педагогическому мастерству в педагогических институтах, которые будут квалифицированно использовать материалы накопленных исследований в области общения и речи.

Мысль об улучшении подготовки учительских кадров была одной из стержневых на февральском 1988 г. Пленуме ЦК КПСС. Учитель, преподаватель призван стать решающей фигурой перестройки высшей и средней школы [6].

Задачей нашего исследования было проверить экспериментально, насколько адекватно воспринимают взрослые люди, чья будущая профессия входит в систему профессий «человек—человек», эмоциональное состояние говорящего по интонации голоса в разных ситуациях.

1. В ситуации, когда текст в большей степени информативен, а интонация голоса

 

118

 

максимально соответствует содержанию текста.

2. В ситуации, когда почти вся информация содержится в интонационном рисунке речи говорящего. Для решения поставленных задач было выполнено две серии экспериментов с участием одних и тех же испытуемых.

 

МЕТОДИКА

 

Первая серия. На магнитной ленте было записано 45 речевых высказываний примерно одинаковых по объему. В них содержалась информация о положительном, индифферентном и отрицательном эмоциональном состоянии говорящего. На каждое из названных состояний было записано по 15 высказываний. Кроме того, каждое из трех перечисленных состояний предполагало более тонкую дифференцировку. Так, среди положительных эмоциональных состояний испытуемому требовалось определить эмоциональные состояния облегчения, радости, восхищения. Среди индифферентных испытуемый должен был определить эмоциональные состояния любознательности, безразличия, удивления. Среди отрицательных эмоциональных состояний испытуемый должен был определить состояния обиды, тоски, тревоги. На каждую подгруппу в группах положительных, индифферентных и отрицательных эмоциональных состояний приходилось по пять высказываний.

Тексты были взяты из произведений русских и советских классиков поэзии.

Примеры

Положительные эмоциональные состояния.

1. В углу горит лампадка, на сердце отлегло. (Облегчение.)

2. Опять увенчаны мы славой, опять кичливый враг сражен! (Радость.)

3. Она из сказки, кистью создана! (Восхищение.)

 

Индифферентные эмоциональные состояния.

1. Зачем надевают кольцо золотое

На палец, когда обручаются двое? (Любопытство.)

2. Он их искал без упоенья,

А оставлял без сожаления. (Безразличие.)

3. Неужто ты влюблен в меньшую? (Удивление.)

 

Отрицательные эмоциональные состояния

1. Я мало жил и жил в плену. (Обида.)

2. Об этой девушке босой я позабыть никак не мог. (Тоска.)

3. Вдруг впереди мелькнули двое.

И больше — выстрел! (Тревога.)

 

Вторая серия. На магнитной ленте было записано 4 коротких высказывания. Каждое из них произнесено с разными интонационными оттенками. Всего 32 предъявления.

I. Она цвела. Интонационные оттенки:

1. Удивление. 2. Безразличие. 3. Облегчение. 4. Сожаление. 5. Радость. 6. Тревога. 7. Восхищение. 8. Гордость.

II. Перестаньте. Интонационные оттенки:

1. Тревога. 2. Безразличие. 3. Легкая обида. 4. Кокетство. 5. Раздражительная категоричность. 6. Притворство.

III. Я пойду. Интонационные оттенки:

1. Неуверенность. 2. Твердая решимость. 3. Предупреждение. 4. Утверждение. 5. Настойчивость. 6. Радость. 7. Пытливость. 8. Удивление. 9. Упрямство.

IV. Оставьте их. Интонационные оттенки:

1. Просьба. 2. Мольба. 3. Пренебрежение. 4. Снисходительность. 5. Приказ. 6. Совет. 7. Предупреждение. 8. Заигрывание. 9. Безразличие. 10. Досада.

Тексты для обеих серий экспериментов записаны народной артисткой Советского Союза Н.И. Терентьевой.

Инструкция требовала от испытуемых по возможности быстрее определить эмоциональное состояние, интонационный оттенок говорящего. Экспериментатор фиксировал ответ испытуемого и время, истраченное на обдумывание ответа. В опытах приняли участие восемь студентов.

Опыт был поставлен в лаборатории речи НИИ психологии АН СССР.

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Результаты первой серии опытов показали, что в определении эмоционального состояния по интонационному рисунку речи испытуемые часто ошибаются. Даже содержательная сторона текста используется плохо. По усредненным данным каждой группы эмоциональных состояний испытуемые в лучшем случае допускали по пять ошибок из 15 возможных, в худшем — по восемь. Более правильно определялись положительные эмоциональные состояния (величина средней ошибки—5,1). Хуже—индифферентные эмоциональные состояния (величина средней ошибки — 7,6) и еще хуже — отрицательные эмоциональные состояния говорящего (величина средней ошибки — 8,7). Правильнее всего в группе положительных эмоциональных состояний

 

119

 

определяется эмоциональное состояние радости (величина средней ошибки — 0,5), несколько хуже — эмоциональное состояние восхищения (величина средней ошибки — 1,3), плохо —эмоциональное состояние облегчения (величина средней ошибки — 3,2).

В группе индифферентных эмоциональных состояний более правильно определяется состояние удивления (величина средней ошибки — 1,3), хуже — безразличие (величина средней ошибки — 1,5). Плохо определяется любопытство (величина средней ошибки — 4,7).

В группе отрицательных эмоциональных состояний существенных различий в правильности определения обиды, тоски, тревоги не наблюдается. Средняя ошибка в определении состояния обиды — 2,6, тоски — 2,6, тревоги — 2,8.

Если усредненные данные опытов показывают тенденцию испытуемых к более правильному определению положительных эмоциональных состояний, особенно состояния радости, по сравнению с индифферентными и отрицательными состояниями, то данные отдельных испытуемых свидетельствуют о наличии между ними значительных индивидуальных различий в выполнении экспериментального задания. Лучше других с экспериментальным заданием первой серии справилась испытуемая № 6. Из 45 предъявленных заданий она допустила 11 ошибочных ответов. Из них три ошибки в определении эмоционального состояния облегчения, пять — в определении эмоционального состояния любопытства и по одной ошибке в определении эмоциональных состояний восхищения, удивления, тревоги.

Результаты этой испытуемой, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что у нее лучше, чем у других испытуемых, сформировано умение использовать информацию, содержащуюся в интонационном рисунке речи говорящего. Хуже других экспериментальное задание первой серии выполнено испытуемым № 4. Он допустил 24 ошибочных ответа, из них семь в определении положительных, восемь в определении индифферентных и девять в определении отрицательных эмоциональных состояний. Его результаты свидетельствуют о том, что интонация голоса не несет для него существенной информации.

Столь различные результаты эксперимента между испытуемыми № 6 и № 4 породили предположение о том, что адекватность восприятия эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи в какой-то степени зависит от количества тех эмоциональных состояний, которые имеются в арсенале испытуемого и которыми он пользуется в своей практике. Чтобы проверить это предположение, мы предложили испытуемым после опыта перечислить все эмоциональные состояния, которые они знают. Результаты подтвердили предполагаемую зависимость. Самое большое количество эмоциональных состояний (51) было названо испытуемой 6. Самое малое (10) —испытуемым № 4.

Что касается времени, затрачиваемого на обдумывание ответа, то этот показатель оказался более или менее регулярным только в реакциях на положительные эмоциональные состояния. Среднее ВР при правильных ответах — 3202 мс, при ошибочных — 10 471 мс. В реакциях на индифферентные и отрицательные эмоциональные состояния использовать показатель ВР мы не сочли возможным, так как испытуемые задумывались слишком долго и прибор, рассчитанный на измерение времени в миллисекундах, давал сбои.

Результаты второй серии опытов показали, что узнавание эмоционального состояния человека только по интонационному рисунку его речи, когда содержание высказывания не является информативным, затруднено гораздо в большей степени, чем в условиях максимальной информативности произносимого текста. По усредненным данным из 32 предъявлений получено всего 6 правильных ответов, ошибочных — 16. Оставшиеся 10 ответов мы нашли возможным квалифицировать как ответы, находящиеся «в зоне поиска». Это те случаи, когда испытуемые затруднялись дать однозначный ответ и прибегали к приблизительному описанию. Например, состояние тревоги описывалось как состояние, при котором человек боится чего-то, вроде испытывает страх, но страхом в полном смысле этого слова данное состояние назвать нельзя. Словом, если это страх, то небольшой. Среднее время обдумывания правильных ответов—13489 мс. ВР в аналогичной ситуации первой серии опытов — 3202 мс. Значимость различий очевидна.

Такой же эксперимент был проведен под нашим руководством студентом факультета психологии Ярославского университета А. Горбушовым. В его опытах приняло участие 25 студентов факультета психологии. Полученные результаты аналогичны нашим. Положительные эмоциональные состояния определялись испытуемыми более правильно, чем, индифферентные и отрицательные. Величина средней ошибки в определении положительных эмоциональных состояний — 4,36, индифферентных — 7,6, отрицательных — 7,6. В группе положительных эмоциональных состояний легче

 

120

 

всего определяются состояния радости (средняя ошибка — 0,6) и восхищения (средняя ошибка —0,76). Плохо определяется состояние облегчения (средняя ошибка —3,0).

В группе индифферентных эмоциональных состояний легче определяется состояние удивления (средняя ошибка—1,3). Плохо определяются состояния безразличия (средняя ошибка — 3,0) и любопытства (средняя ошибка— 3,28). Среди отрицательных эмоций хуже всего определяются состояния обиды (средняя ошибка —3,44) и тоски (средняя ошибка — 2,32). Более правильно определяется состояние тревоги (средняя ошибка — 1,84). Математическая обработка полученных данных обнаружила достоверность различий в определении испытуемыми положительных эмоциональных состояний по сравнению с индифферентными и отрицательными (р≤0,001). Значительными оказались также различия внутри группы положительных эмоций между состояниями облегчения и радости, облегчения и восхищения (p≤0,001). В группе индифферентных эмоций значимы различия между состояниями любопытства и удивления (р≤0,001). В группе отрицательных эмоций значимы различия между состояниями обиды и тревоги (р≤0,005).

Многие испытуемые не справлялись с поставленной перед ними задачей потому, что вопреки требованию инструкции называть эмоциональное состояние, они называли тип предложения, которым это состояние передавалось. Такие различные эмоциональные состояния, как облегчение, безразличие, тоска, обида, квалифицировались этими испытуемыми одинаково как повествование. Эмоциональные состояния любопытства, удивления — как вопрос. Эмоциональные состояния тревоги, тоски — как восклицание или вопрос. Например, испытуемая № 20 допустила 20 ошибочных ответов, из которых 12 одинаковых: «Повествование». Причем под «рубрикой» повествования у нее оказались и любопытство, и облегчение, и обида, и тоска, и тревога, и безразличие.

В случае соблюдения инструкции ответы были правильными.

Индивидуальные различия, тоже имели место. Испытуемая № 24, к примеру, допустила всего 9 ошибок. После ответа нередко восхищалась выразительными возможностями актрисы: «Сказано с такой интонацией, словно человек в своей жизни никогда не испытывал такого облегчения». Или: «Какая радость звонкая. Так выразительно я бы никогда не сказала». Испытуемый № 22, сделавший 25 ошибок, наоборот, не был доволен чтением актрисы. Высказывал такие неодобрительные суждения: «Пытается выразительно прочитать, но того, что нужно, не получается», «Читает выразительно, меняет интонацию, но того, что нужно, выразить не может».

Проанализировав результаты опытов, как собственных, так и поставленных под нашим руководством, в которых приняли участие 33 испытуемых, мы нашли возможным сделать следующие выводы:

1. Адекватное восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку его речи для большинства испытуемых оказалось трудным делом. Факт тем более настораживающий, что большинству испытуемых предстоит работа в системе «человек—человек». Для эффективной деятельности в этой системе важно уметь воспринимать различную информацию, исходящую от собеседника, в том числе и заложенную в интонационном рисунке речи.

2. Адекватность восприятия эмоционального состояния человека по интонационному рисунку его речи зависит от индивидуального опыта людей в области дифференциации переживаний.

3. Эмоциональные состояния радости и восхищения определяются наиболее правильно и более быстро, чем все остальные. Возможно, что они являются наиболее известными для испытуемых и поэтому быстрее опознаются.

4. При подготовке будущих учителей обучение их адекватному восприятию эмоциональных состояний по интонационному рисунку речи необходимо решать как самостоятельную задачу. Для обогащения опыта в области дифференциации различных переживаний надо шире использовать средства литературы и искусства, тем более что эмоциональные состояния человека воспринимаются вернее в тех ситуациях, когда текст высказывания является информативно насыщенным. Вдумчивое проникновение в контекст художественного произведения поможет человеку научиться распознавать и ту информацию, которая содержится в самых разнообразных подтекстах, в том числе и в интонации голоса.

5. Практическое решение задачи обучения студентов адекватному восприятию эмоционального состояния человека по интонационному рисунку его речи в настоящее время облегчается тем, что новые учебные планы, разработанные для педвузов нашей страны, предусматривают новую учебную дисциплину «Основы педагогического мастерства». В рамках этой дисциплины возможно осуществление как углубленного знакомства с фундаментальными исследованиями

 

121

 

проблем психологии речи, так и проведение практических занятий (в том числе в театрах, филармониях, на концертах художественного чтения), лабораторных работ (в том числе тренингов, упражнений) с целью обретения и развития разнообразных навыков по использованию речевых возможностей студентов в процессе общения. Артистизм должен быть обязательным компонентом педагогического мастерства учителя.

 

1. Бодалев А А. Об изучении общения с позиции В. Н. Мясищева // Вопр. психол. 1983. № 3. С. 131—135.

2. Бодалев А.А., Рощина Е.В. Гностические характеристики общения людей в зарубежных исследованиях //Вопр. психол. 1978. № 3. С. 149—153.

3. Бодалев А.А., Шорохова Е.В. Психологические проблемы формирования нового человека // Психол. журн. 1983. Т. 4. № 6. С. 18—29.

4. Жинкин Н.И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи // Вопр. психол. 1978. № 4. С. 73—83.

5. Макаренко А.С. Педагогические соч.: В 8 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1983 – 1986.

6. Материалы февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС. М., 1988. 77 с.

7. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М, 1984.

8. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М., 1979. 248 с.

9. Ушакова Т.Н. Проблемы внутренней речи // Вопр. психол. 1985. № 2. С. 39—51.

 

Поступила в редакцию 10.III 1988 г.