Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

113

 

ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ В ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ

ЗА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИЕЙ

 

И. А. ПЕРЕВЕРЗЕВА

 

Процесс индивидуализации воспитания и обучения невозможен без знания индивидуальных особенностей эмоциональности, без учета устойчивых свойств эмоциональной сферы. В исследованиях эмоциональности как черты темперамента, начатых по инициативе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына и проводимых в дальнейшем А.Е. Ольшанниковой и сотрудниками ([3], [4], [7], [12]), она рассматривается как одна из фундаментальных характеристик индивидуальности и трактуется как комплекс индивидуально-устойчивых свойств, отражающих особенности возникновения и протекания эмоциональных переживаний. Важнейшие параметры эмоциональности — качественные (знак и модальность переживания).

Логика одного из направлений исследования эмоциональности привела к постановке проблемы соотношения индивидуальных особенностей эмоциональности с процессами эмоциональной экспрессии [6], которой и посвящена настоящая работа.

Анализ процессов эмоциональной экспрессии позволяет выявить их неоднородность и выделить, по крайней мере, два главных элемента их структуры: процессы собственно выражения эмоции (функциональная система, реализующая моторные акты) и процессы контроля за этим выражением (функциональная система, осуществляющая коррекцию этих актов: усиление, ослабление или их замена другими). Такая структура обусловлена функцией процессов эмоциональной экспрессии и особенностями их развития.

Согласно представлениям современной психологии, основной функцией эмоциональной экспрессии является функция средства общения, средства невербальной коммуникации. Способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения развивается в процессе онтогенеза [16], [20]. С возрастом возникает и увеличивается отрыв выражения эмоций от их переживания, осуществляемый за счет развития функции контроля за эмоциональной экспрессией.

Наиболее отчетливо взгляды на развитие контроля за экспрессией изложены в «нейрокультурной» теории экспрессии П. Экмана [15], согласно которой между переживанием эмоции и ее выражением «вклинивается» элемент культурного, социального научения. Ребенок постепенно научается ряду «правил выражения» — личных, ситуационных и культурных норм, которые регулируют степень и форму лицевой экспрессии. Выделяется три главных типа правил выражения: «симуляция» (выражение непереживаемой эмоции), «подавление» (сокрытие выражения переживаемой эмоции) и «маскировка» (замена выражения переживаемой эмоции выражением другой, непереживаемой эмоции).

С точки зрения данного исследования наиболее важны факты различий в контроле за выражением отрицательных и положительных эмоций. В исследовании В. Шеннума и Д. Бугенталя, где изучалась способность маскировки и подавления экспрессии у детей [22], были найдены различия этой способности в зависимости от знака эмоций. Авторы нашли увеличение контроля с возрастом лишь за выражением отрицательных эмоций. Аналогичные результаты были получены и в других исследованиях. Было обнаружено, что частота выражения отрицательных эмоций снижается с возрастом, положительных — остается неизменной [19], а также увеличивается подавление выражения отрицательных эмоций [18].

Указанные различия в контроле за экспрессией эмоций разного знака могут быть объяснены спецификой этих эмоций и различным социальным значением их экспрессии. Главным условием формирования индивидуальной деятельности и ее основной составляющей — сознательного действия — является совместная деятельность. Если выражение положительных эмоций благоприятствует развитию совместной деятельности, общения, то выражение отрицательных эмоций (за исключением особых, социально нормируемых случаев) нарушает совместность деятельности, затрудняет общение [1], [2], [9].

Анализ сведений о контроле за выражением эмоций позволяет предположить, что индивиды с устойчивой склонностью к переживанию эмоций разного знака должны иметь отличия и в функции контроля. Учитывая, что выражение именно отрицательных эмоций требует значительного подавления, можно полагать, что частое переживание отрицательных эмоций в случаях устойчивых диспозиций к ним должно обусловливать более высокую степень контроля за их выражением.

 

114

 

В пользу этого предположения свидетельствуют результаты ряда исследований. Так, был обнаружен более высокий уровень саморегуляции при склонности к переживанию отрицательных эмоций [5]. О связи переживания этих эмоций с большим подавлением их выражения косвенно свидетельствуют факты снижения интенсивности экспрессии в состоянии тревоги [17], меньшей выразительности поведения у интровертов по сравнению с экстравертами [14], большего переживания тревоги малоэкспрессивными испытуемыми [21].

Все изложенное позволяет сформулировать гипотезу настоящего исследования: у индивидов с устойчивой склонностью к переживанию отрицательных эмоций степень контроля за эмоциональной экспрессией должна быть выше, чем у индивидов со склонностью к переживанию положительных эмоций.

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В соответствии с гипотезой была выбрана следующая стратегия исследования: выявить группы индивидов, отличающихся знаком и модальностью наиболее часто переживаемых эмоций, и сравнить их по степени контроля за эмоциональной экспрессией.

Диагностика эмоциональности проводилась методами самооценки, экспертной оценки и специально организованной беседы. Использовались методики, направленные на дифференцирование испытуемых по частоте переживания ими эмоций четырех модальностей («радость», «гнев», «страх», «печаль»): четырехмодальностный вопросник [8], [11] и специально созданная методика, представляющая собой вариант методики размещения оценки на шкале в двух вариантах — самооценки и экспертной оценки. Предварительный корреляционный анализ данных этих методик выявил их высокую и однонаправленную связь.

Экспертная оценка осуществлялась специально отобранными «экспертами», «хорошими судьями» [13]. Отбор экспертов проводился на основе письменных описаний по методике «Учителя» [13]. Каждого испытуемого оценивали по заданным параметрам по крайней мере двое «хороших судей», близко знакомых с ним. Диагностика контроля за эмоциональной экспрессией проводилась по методике размещения оценки на шкале. Показателем степени контроля за эмоциональной экспрессией являлся разрыв между оценками по шкалам частоты переживания и выражения различных эмоций (больший разрыв означал более высокую степень контроля). Анализу подвергались данные 48 испытуемых — студентов московских вузов (средний возраст 20,1 г., из них 41 девушка, 7 юношей). В силу количественной несопоставимости данных половые различия не анализировались.

По данным методик диагностики эмоциональности эти 48 испытуемых были распределены в 8 подгрупп, отличающихся попарно знаком или модальностью наиболее часто переживаемых эмоций. Для удобства изложения дополнительно введены термины «группа А» и «группа Б». Группу А составили 4 подгруппы испытуемых с превышением частоты переживания эмоций модальности «радость» над частотой переживания следующих эмоций: каждой из предложенных отрицательных эмоций (подгруппа 1), эмоций модальности «печаль» (подгруппа 3), «гнев» (подгруппа 5), «страх» (подгруппа 7). Группа Б была составлена из 4 подгрупп испытуемых с превышением . над частотой переживания эмоций модальности «радость» частоты переживания следующих отрицательных эмоций: каждой из трех исследуемых отрицательных эмоций (подгруппа 2), эмоций модальности «печаль» (подгруппа 4), «гнев» (подгруппа 6), «страх» (подгруппа 8).

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В результате сравнения групп испытуемых по степени контроля за эмоциональной экспрессией у испытуемых группы А (с устойчивым преобладанием переживаний положительных эмоций) не обнаружено достоверных различий между частотой переживания и частотой выражения различных эмоций (за исключением одного значения); у испытуемых группы Б (с преобладанием переживаний отрицательных эмоций) такие различия обнаружены (р<0,05, р<0,01 и р<0,001 в разных случаях): во всех подгруппах выявлено превышение частоты переживания над частотой выражения для отрицательных эмоций и превышение частоты выражения над частотой переживания для положительных эмоций (табл.).

Следовательно, у испытуемых группы Б выявлена более высокая степень контроля за экспрессией как положительных, так и отрицательных эмоций. Отрицательные эмоции чаще переживаются, чем выражаются (т.е. контроль за их выражением осуществляется в форме подавления выражения), а положительные эмоции, наоборот, чаще выражаются, чем переживаются

 

115

 

(т.е. контроль за их выражением осуществляется в форме выражения непереживаемой эмоции, ее «симуляции»).

Эти результаты согласуются с данными сравнения вариантов самооценки и экспертной оценки методики размещения оценки на шкале. Было выявлено, что если в оценке частоты выражения различных эмоций для испытуемых как группы А, так и группы Б различия между данными самооценки и экспертной оценки не достигают уровня значимости ни для одной эмоции, то в оценке частоты переживания различных эмоций наблюдаются иные соотношения. Для испытуемых группы А (с преобладанием переживаний положительных эмоций) не обнаружено достоверных различий (за исключением одного значения) между самооценкой и экспертной оценкой переживания различных эмоций (как и для их выражения), для испытуемых группы Б такие различия выявлены (р<0,05 и р<0,01): экспертные оценки частоты переживания положительных эмоций выше самооценок, экспертные оценки частоты переживания отрицательных эмоций ниже самооценок.

 

Статистическая оценка различий (t-критерий для зависимых величин) между частотой переживания и частотой выражения эмоций модальностей «радость» и «страх» в подгруппах

 

Группа А

Группа Б

№ группы

 

радость

 

страх

№ группы

 

радость

 

страх

1

—2,19

2,15

2

—1,44

2,87*

3

—1,62

0,90

4

—2,46*

3,49**

5

—0,33

2,22*

6

—2,96**

2,73*

7

—1,73

-0,31

8

—2,67**

5,45***

 

* р<0,05; ** р<0,001; *** р<0,001. Знак «+» перед значением t-критерия означает, что большей является первая из сравниваемых величин, знак «—» — что большей является вторая величина

 

 

АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Различия в контроле за эмоциональной экспрессией были выявлены не только для отрицательных, но и для положительных эмоций. У индивидов с устойчивой склонностью к переживанию эмоций разного знака контроль за экспрессией положительных эмоций осуществляется в форме «симуляции» (выражения непереживаемых эмоций).

Этот факт может быть объяснен с учетом сведений о социальном значении экспрессии положительных эмоций. Для этих эмоций, в отличие от отрицательных, характерно значительное использование экспрессии в отрыве от переживания, широкая демонстрация непереживаемых эмоций. Экспрессия положительных эмоций, благоприятствуя осуществлению продуктивной совместной деятельности и общения, является мощным средством общения, «существеннейшим актом воздействия на людей» [10; 487].

Более частая «симуляция» положительных эмоций у индивидов со склонностью к переживанию отрицательных эмоций связана, очевидно, в значительной мере с необходимостью «маскировки» часто переживаемых отрицательных эмоций. Согласно полученным результатам, у этих индивидов в большинстве случаев отсутствует выражение переживаемых ими отрицательных эмоций и демонстрируется выражение непереживаемых положительных эмоций.

Исходя из того, что при оценке переживаний человека оценивающий основывается главным образом на данных о внешнем выражении эмоций и на собственной интерпретации контекста ситуации, следует заключить, что разрыв между переживанием и выражением эмоций у индивидов с устойчивой склонностью к переживанию отрицательных эмоций должен приводить к некоторому искажению в представлении окружающих о переживаемых эмоциях. Из рассмотрения исключается тот редкий случай, когда эксперт и оцениваемый находятся в постоянном тесном контакте и эксперт информирован о способах и силе контроля за выражением эмоций у оцениваемого. Чем больше оцениваемый скрывает истинное переживание за счет подавления соответствующей ему экспрессии или демонстрации экспрессии непереживаемой эмоции (т.е. чем больше степень контроля за эмоциональной экспрессией), тем большие искажения должна испытывать экспертная оценка переживания.

Изложенные данные о возможных искажениях в экспертной оценке переживания эмоций, связанных с индивидуально-устойчивыми особенностями эмоциональной сферы оцениваемых, не противоречат суждению о принципиальной возможности познания эмоциональных переживаний другого человека, а уточняют его. Речь идет о том, что искажения в оценке эксперта возможны в том случае, когда оцениваемый (индивид, с устойчивой склонностью к переживанию отрицательных эмоций) намеренно скрывает свои истинные переживания

 

116

 

от эксперта, намеренно вводит его в заблуждение.

Эти рассуждения согласуются с полученным фактом различного соотношения самооценки и экспертной оценки частоты переживания и выражения различных эмоций у индивидов, отличающихся по эмоциональности. Если в оценке выражения обнаружено совпадение самооценки и экспертной оценки для индивидов с устойчивой склонностью к переживанию как положительных, так и отрицательных эмоций, то в оценке переживания эмоций это совпадение сохраняется лишь для индивидов с преобладанием переживаний' положительных эмоций.

За счет высокого контроля за эмоциональной экспрессией у индивидов с устойчивой склонностью к переживанию отрицательных эмоций часто переживаемые отрицательные эмоции выражаются значительно реже. Окружающие (в данном случае «хорошие судьи»), совершая своеобразную «экстраполяцию» частоты переживания по частоте выражения, с неизбежностью преуменьшают частоту переживания. Противоположная тенденция наблюдается для положительных эмоций, где эксперты, наоборот, преувеличивают частоту переживания этих эмоций за счет широкой демонстрации их выражения. У индивидов с устойчивой склонностью к переживанию положительных эмоций контроль за экспрессией не столь значителен, разрыв между частотой переживания и выражения минимален, что позволяет экспертам оценивать частоту переживания достаточно адекватно и в соответствии с самооценкой этих индивидов.

Следовательно, за счет значительного контроля за эмоциональной экспрессией у индивидов с устойчивой склонностью к переживанию отрицательных эмоций оценка их эмоциональных переживаний окружающими значительно затруднена. В этих случаях функция контроля, по всей вероятности, является компенсаторным механизмом, позволяющим этим индивидам осуществлять продуктивное взаимодействие с окружающими. Отсутствие такого механизма несомненно затрудняло бы общение и возможности взаимодействия.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Индивидуальные различия по эмоциональности (качество преобладающих переживаний) проявляются в функции контроля за эмоциональной экспрессией.

2. Индивиды с устойчивой склонностью к переживанию положительных или отрицательных эмоции имеют различия в степени контроля за эмоциональной экспрессией: при преобладании переживаний отрицательных эмоций обнаруживается более высокая степень контроля за экспрессией как отрицательных, так и положительных эмоций.

3. Степень точности экспертной оценки переживания эмоций зависит от индивидуальных особенностей эмоциональности оцениваемого: точность ниже при устойчивой склонности к переживанию отрицательных эмоций. Такая зависимость определяется тем, что суждение эксперта о переживании эмоций базируется в значительной мере на информации об их выражении, а склонность к переживанию отрицательных эмоций приводит к отрыву выражения от переживания за счет высокой степени контроля за эмоциональной экспрессией.

 

1. Бодалев А. А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестник МГУ.  Сер. 14. Психология. 1985. № 2. С. 13—17.

2. Изард К. Эмоции человека. М., 1980. 440 с.

3. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание. М., 1983. 80 с.

4. Палей А. И. Соотношение эмоциональных и когнитивных характеристик индивидуальности и их электроэнцефалографические корреляты: Автореф. канд. дис. М., 1983. 23 с.

5. Пацявичус И.В. Соотношение индивидуально-типичных характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1982. 18 с.

6. Переверзева И.А. Психофизиологический анализ индивидуальных различий по эмоциональности (на примере функции контроля за эмоциональной экспрессией): Автореф. канд. дис. М., 1986. 19 с.

7. Пинчук В.А. Психологический анализ устойчивых особенностей эмоциональности: Автореф. канд. дис. М.. 1982. 18 с.

8. Рабинович Л.А. Дифференциально-психофизиологический анализ эмоциональности как черты темперамента: Автореф. канд. дис. М., 1974. 18 с.

9. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. 392 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.

11. Санникова О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-атипических особенностей эмоциональности и общительности: Автореф. канд. дис. М., 1982. 22 с.

12. Семенов В.В. Природа межиндивидуальной изменчивости качественных особенностей эмоциональности: Автореф. канд. дис. М., 1982. 23 с.

13. Смирнов Л.М. Психологический анализ оценки эмоциональности человека: Автореф. канд. дис. М., 1980. 24 с.

 

117

 

14. Cunningham M.R. Personality and the structure of the nonverbal communication of emotion // J. Personality. 1977. V. 45. P. 564—584.

15. Ekman P., Friesen W. V. Unmasking the face. New Jersey, 1975. 212 p.

16. Field Т. M. et al. Discrimination and imitation of facial expression by neonates // Science. 1982. V. 218. N 4568. Р. 179—181.

17. Havrdova Z., Moravek M. Changes of the voice expression during suggestively influenced states of experiencing // Activ. Nerv. Super. 1979. V. 21. N 1. P. 33—35.

18. Kilbride J. E., Yarczower M. Recognition and imitation of facial expressions: a cross-cultural comparison between Zambia and United States // Cross-Cultural Psychol. 1980. V. 11. P. 281—296.

19. Malatesta С. Z., Haviland J. Learning display rules: The socialization of emotion expression in infancy // Child Devel. 1982. V. 53. N 4. Р. 999—1003.

20. Mayo C., La France M. On the acquisition of nonverbal communication: A review // Merrill-Palmer Quart. Behav. and Develop. 1978. V. 24. N 4. Р. 213—228.

21. Notarius С.I. et al. Multichannel responses to an interpersonal stressor: Interrelationships among facial display, heart rate, self-report of emotion and threat appraisal // J. Pers. and Soc. Psycho]. 1982. V. 43. N 2. Р. 400—408.

22. Shennum W. A., Bugenthal D. В. The development of control over affective expression in nonverbal behavior // Feldman R. S. (ed.) Development of nonverbal behavior in children. N. Y., 1982. R. 101—121.

 

Поступила в редакцию 21.I 1987 г.