Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

173

 

ТЕОРИЯ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Е.Д. МАРГУЛИС

Киев

 

Научно-методический семинар под таким названием был проведен 23—28 мая 1988 г. в пос. Олеско Львовской области. Помимо представителей многих городов Украины в нем приняли участие докладчики и слушатели из Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Иркутска, Переславля-Залесского и других городов страны.

В докладе Е.И. Машбица (Киев) были проанализированы наиболее актуальные психолого-педагогические проблемы проектирования обучающих программ. Дана интерпретация психолого-педагогического проектирования как сложного многоуровневого процесса, раскрыты особенности технологии проектирования на концептуальном, технологическом, операциональном уровнях и на уровне реализации компьютерных обучающих программ. В.Л. Кузнецова (Львов) выступили с обобщением опыта применения компьютеров в учебном процессе, направленном на повышение квалификации инженерных работников, показала способы компьютерной диагностики уровня подготовленности слушателей, охарактеризовала используемые программные средства и их возможности в работе с разными контингентами обучаемых, а также перспективы разработки новых компьютерных обучающих программ.

Проблемы моделирования знаний в связи с построением обучающих программ рассмотрел М.С. Бургин (Киев). А.Ю. Порозов (Львов) остановился на проблемах представления и структуризации знаний. И.В. Давыдов (Москва) рассказал о разработанной сотрудниками МГПИ им. В.И. Ленина совместно с Институтом проблем информатики АН СССР диалоговой АОС подготовки обучающих курсов и автоматизированного обучения «Радуга» на базе комплекта учебной вычислительной техники (КУВТ), оснащенного ПЭВМ «Ямаха».

И.Ф. Гезь (Киев) остановился на изучении программного обеспечения учащимися средней школы, а В.С. Коваль (Киев) — на проблемах комплексного применения ТСО и микропроцессорной техники на уроках основ информатики и вычислительной техники в средней школе; он привел результаты эксперимента, подтвердившие целесообразность сочетания телевизионной техники с КУВТ, на основании которых разработан проект комплекса технических средств кабинета вычислительной техники в школе. Опыт разработки и эксплуатации электронной школьной доски был представлен в докладе Е.А. Хвоенковой и А.Г. Сныткина (Ленинград). Е.В. Ксенчук (Новосибирск) рассмотрел теоретические основы разработки обучающих программ, предложил выделить три типа программно-педагогических средств, ориентированных на самостоятельную деятельность педагога, учащихся и на их совместную деятельность.

Доклад И.Н. Машковой и А.М. Семибратова (Москва) был посвящен проблемам реализации системно-структурного подхода в компьютеризации производственного обучения. Был предложен уровневый принцип профессиональной подготовки, ориентированный на целенаправленное, планомерное развитие мышления учащихся СПТУ, придание ему системной организации, под-

 

174

 

черкнуто, что компьютерное программно-педагогическое обеспечение должно быть представлено в виде пакета программ, предназначенных для формирования трудовых операций и соответствующих им форм регулирования деятельности.

Ю.Н. Школьник (Черновцы) осветил методические аспекты компьютерного обучения, предложил создавать на основе одного сценария три вида программ: для работы преподавателя с группой, для самостоятельной работы учащихся и для контроля и оценивания деятельности учащегося. Е.Ю. Комиссарова (Киев) рассмотрела психологические трудности диалогового взаимодействия учащегося с компьютером, предложила пути их преодоления. Е.Д. Маргулис остановился на актуальных проблемах проектирования компьютерных учебных игр, охарактеризовал особенности учебных игр в компьютерных учебных средах и способы проектирования таких сред. И.Н. Семенов (Москва) рассмотрел проблемы развития рефлексивной организации мышления школьников, подчеркнув необходимость учета возрастной динамики рефлексивных механизмов мышления при разработке обучающих программ в условиях компьютеризации обучения. А.А. Гокунь (Киев) показал, что компьютер в качестве коммуникативного средства может использоваться как для организации коллективного диалога, так и внутреннего диалога при индивидуальной работе; в этом случае материал в компьютере располагается в виде гипертекста, состоящего из текстовых или графических узлов, между которыми обеспечивается быстрая и удобная связь.

А.А. Литвиненко дал краткий обзор разработанных сотрудниками кафедры высшей математики Сумского государственного пединститута контрольно-обучающих программ по иностранному языку, истории и другим предметам (программы написаны на языке Бейсик, реализованы на «Ямахе»). Н.Т. Ермаков представил обзор работ, проводящихся сотрудниками кафедры информатики и вычислительной техники Талды-Курганского пединститута по созданию систем группового обучения и диагностики на школьных микро-ЭВМ. Разработаны системы группового контроля, опроса и организации совместной учебной деятельности, которые прошли апробацию в учебном процессе. Исследования ведутся совместно с лабораторией психологии компьютерного обучения НИИ ОПП АПН СССР.

В совместном сообщении С.Ю. Степанова, И.Н. Семенова и Ю.А. Ссорила (Москва) рассматривались средства разработки программ для диагностики развития мышления учащихся с помощью ЭВМ, а также принципы построения составленного авторами междисциплинарного «Словаря разработчика систем «человек — ЭВМ».

Л.Н. Санкаров (Измаил) рассказал о работе по компьютерному обучению лингвистическим дисциплинам цикла «Русский язык». Созданы программы по различным разделам курсов, организован компьютерный контроль знаний студентов. По теоретическим курсам разработан ряд демонстрационных программ, раскрывающих принципы использования ЭВМ в лингвистике. А.П. Жустов (Владивосток) наметил требования к оптимальному распределению функций между преподавателем и компьютером с учетом психологических особенностей учебной деятельности и на этой основе предложил новый способ классификации программно-педагогических средств (ППС), удобный для адекватного описания создаваемых обучающих программ. Д.Н. Болотин (Москва) проанализировал возможности реализации принципов проблемного обучения с помощью компьютера.

П.С. Абрамян (Ереван) дал информацию о составлении программы шестимесячных курсов по информатике и вычислительной технике (в отличие от традиционных двухнедельных курсов) для учителей и преподавателей СПТУ и результатах ее изучения.

В последний день работы семинара его участникам были продемонстрированы разработанные ППС (с использованием различной техники: ДВК-2, «Ямахи» и БК-0010).