Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

150

 

УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

И.П. ВОЛКОВ, Н.Б. СТАМБУЛОВА, Ю.Л. ХАНИН

Ленинград

 

Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещени, 1987. 287 с.

 

В библиографии по психологии физического воспитания и спорта (см.: Лалаян А.А. Библиография психологии спорта. Ереван, 1980. 235 с.), охватывающей период с 1924 по 1977 г., количество работ по психологии физического воспитания и по психологии спорта соотносится приблизительно как 1:30. С тех пор существенных изменений этого соотношения не произошло, хотя развернувшаяся в стране реформа общеобразовательной и профессиональной школы требует коренной перестройки работы всех учителей-предметников, в том числе и учителей физической культуры. В школьной практике эта перестройка идет крайне медленно и тяжело, что во многом связано со слабой психологической образованностью преподавателей физкультуры.

Как осуществлять перестройку деятельности учителя физкультуры? На этот вопрос в значительной мере отвечает рецензируемая книга. По существу это первый фундаментальный учебник по психологии физического воспитания, основное содержание

 

151

 

которого составляют психологические аспекты педагогической деятельности учителя физкультуры.

Несколько лет назад вышел двухтомник Е.П. Ильина «Психофизиология физического воспитания» (М.: Просвещение. Т. 1. 1980. 199 с.; Т. 2. 1983. 223 с.). Уже тогда автор выступил как новатор, объединив в едином курсе психологию и физиологию физического воспитания и спорта. Новый учебник также охватывает вопросы общей, возрастной, педагогической психологии в тесной взаимосвязи со специфическими проблемами физического воспитания. Отчетливо прослеживается преемственная связь с двухтомником и по содержанию.

Среди достоинств книги, во-первых, научность материала (автор опирался на экспериментальные данные, полученные им самим и его учениками, а также другими исследователями); во-вторых, высокий уровень дидактической подачи материала; в-третьих, раскрытие перед читателем сложности, многогранности, а главное творческого характера педагогической деятельности учителя физкультуры вопреки бытующему еще представлению о физкультуре как второстепенном учебном предмете, а об учителе физкультуры как «физкультурнике», а потом уже педагоге; в-четвертых, неразрывная связь всех теоретических положений учебника с практикой работы учителя физкультуры. По существу это учебник по психопедагогике физического воспитания, так как читателю предлагается не только психологическая теория, но и пути ее реализации в процессе физического воспитания учащихся.

В учебнике пять разделов. Первый посвящен психологическому анализу деятельности учителя физкультуры, рассмотрению слагаемых его педагогического мастерства и авторитета у учащихся, вопросам повышения профессиональной квалификации учителя, описанию стилей его деятельности. Здесь же дается характеристика объекта деятельности учителя — учащихся младшего, среднего и старшего возраста. В этом разделе выделены психологические критерии эффективности деятельности учителя физкультуры: позитивные изменения личности учащихся, благоприятный социально-психологический климат в классах и спортивных секциях, характер взаимоотношений учителя с учащимися, удовлетворенность школьников предметом и уроками физкультуры и др.

Второй раздел отведен педагогическому общению как средству воспитания и обучения учащихся. Изложение теоретических вопросов сочетается с рассмотрением элементов тренинга общения. Обсуждаются такие важные проблемы, как культура речи и педагогический такт учителя физкультуры, установление взаимопонимания учителя и учеников как необходимой основы для их сотрудничества, психологический анализ форм воздействия педагога на учащихся.

Третий центральный раздел учебника посвящен психологическим особенностям воспитания школьников в процессе занятий физической культурой. Здесь наиболее полно раскрывается то, что Б.Г. Ананьев называл «перекрестными связями разных сторон воспитания и развития человека», а именно: влияние физического воспитания на нравственное развитие, шире — на формирование всесторонне развитой личности, подготовку подрастающего поколения к труду и защите Родины. Автор рассматривает воспитательные задачи и те нравственные, волевые качества, которые целесообразно формировать в процессе физического воспитания, описывает особенности их развития в разном возрасте, предлагает адекватные для этого средства и методические приемы. Уделено внимание работе с трудными подростками и старшими школьниками. Раскрывается роль учителя физкультуры в профориентационной работе школы. Логично включены в данный раздел и главы, рассматривающие реализацию двух основных принципов советской школы: воспитания в коллективе и единства воспитания и самовоспитания учащихся.

В четвертом разделе рассматриваются особенности внимания, восприятия, мышления, памяти и роль этих психических процессов в деятельности учащихся на уроках физкультуры. Даются рекомендации учителю, во-первых, по учету этих особенностей для более рационального обучения и воспитания школьников, а во-вторых, по развитию этих психических процессов средствами физического воспитания. Иначе говоря, в этом разделе автор касается связей физического воспитания с умственным. Особо следует отметить выделение психологических критериев усвоения учащимися материала на уровне физкультуры.

Пятый раздел связан с рассмотрением практически важных вопросов активизации деятельности учащихся на уроках физкультуры. В единстве анализируются биологические и социальные факторы, обусловливающие активность школьников; обосновывается необходимость различать удовлетворенность учащихся предметом «физическая культура» и их удовлетворенность

 

152

 

уроками физкультуры; предлагаются конкретные пути повышения активности школьников на уроках физкультуры.

Книга, вызывающая безусловно положительное отношение в целом, не свободна от недостатков. На наш взгляд, не совсем удачно принятое в учебнике рассмотрение возрастных психологических особенностей школьников только по линии психического развития, что затрудняет создание целостного представления об учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Было бы целесообразно в I разделе дать обобщенные психологические характеристики каждого возраста, а затем в соответствующих главах разворачивать и конкретизировать их. Автору не везде удалось избежать чрезмерной академичности и сухости подачи материала. Учебник значительно выиграл бы при включении в него большего числа ярких жизненных примеров, психологического анализа конкретных ситуаций урока физкультуры. Слабо раскрыта в учебнике связь физического воспитания с эстетическим. Вызывает сомнение правомерность использования «внеочередных работ» как формы наказания учащихся, поскольку это противоречит задаче воспитания любви к труду. Мало внимания уделено вопросу формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе школьников, хотя это выделено в качестве одного из критериев эффективности деятельности учителя физкультуры. Все эти недостатки могут быть легко устранены при подготовке второго издания учебника. Необходимым дополнением к учебнику должен стать учебный практикум по психологии физического воспитания.