Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

134

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ПОСТУПКОМ В КОНЦЕПЦИИ К. ОЛЛРЕД

 

В. Е. ЦАРЕВ, И. А. КУЗЬМИЧЕВА

 

В последние годы педагогическая психология все в большей степени становится наукой, изучающей психолого-педагогические условия, которые наиболее эффективно обеспечивают полноценное развитие личности. Среди современных зарубежных исследований серьезного внимания заслуживает концепция развития личности ребенка, реализованная в программе «Позитив Экшн» («Воспитание личности ребенка положительным поступком»), которая разработана в США коллективом психологов, учителей, детских писателей и художников под руководством К. Оллред.

В апреле и сентября 1988 г. К. Оллред по приглашению Президиума АПН СССР посетила Советский Союз. В ходе двухнедельных визитов она побывала в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в научных и учебных заведениях Грузии и Эстонии, провела с их сотрудниками несколько научно-практических семинаров, а также серию демонстрационных уроков по своей системе в двух параллелях IV классов двух московских школ. На заключительной встрече в Президиуме АПН СССР с К. Оллред были подписаны документы, зафиксировавшие заинтересованность обеих сторон в сотрудничестве и определившие порядок реализации совместных научно-исследовательских и издательских проектов.

Программа «Позитив Экшн» отражает многолетний опыт работы по созданию курса нравственного воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Она пользуется официальной поддержкой министерства образования США, а также властей и органов образования большинства штатов страны. В настоящее время программа «Позитив Экшн» используется в нескольких тысячах школ США, в том числе в штатах Айдахо, Айова, Орегон, Вашингтон, Гавайи, Мичиган, Невада, Калифорния, Флорида, Нью-Джерси, Нью-Йорк и др. Ежегодно количество таких школ возрастает на несколько десятков. Программа «Позитив Экшн» приобретает популярность также в Австралии, Канаде и других англоязычных странах. В 1982 г. «Позитив Экшн» была отмечена в США призом «Лучшая программа нации» как победитель общенационального конкурса среди 600 других программ в области нравственного воспитания.

«Позитив Экшн» — система психолого-педагогических принципов и технологии обучения, основанная на глубоком знании возрастных и личностных особенностей психологии детей. Согласно многочисленным научно-исследовательским данным по проверке эффективности данной системы условиях общеобразовательной школы США, она обеспечивает усвоение учащимися основ психологических знаний, развивает у них навыки психической и физической саморегуляции, формирует психологически грамотные представления о путях преодоления трудностей межличностного общения в семье и школе, знакомит ребенка с богатством внутренних состояний и переживаний человека, открывает ему доступ к рациональному использованию своих эмоциональных и интеллектуальных возможностей и образует своего рода уникальный учебник «психического здоровья» для детей.

Детально разработанная специальная педагогическая технология создает возможности для ребенка в его повседневной жизни в семье, школе, в общении со сверстниками и взрослыми самостоятельно вычленять задачи особого рода — личностные, содержащие нравственно-этические проблемы и требующие от ребенка активных действий и творческого преодоления достигнутых

 

135

 

им пределов в своем личностном развитии.

Особенности таких задач и разработанной К. Оллред педагогической технологии, которая позволяет управлять педагогическими ситуациями и выстраивать их так, чтобы обеспечивался активный поиск ребенком позитивных основ решения нравственно-этических проблем, требуют специального анализа. Материалы учебников «Позитив Экшн» и продемонстрированные К. Оллред уроки показывают, что личностные задачи отвечают, как минимум, следующим требованиям:

1. Личностные задачи возникают в реальной жизненной практике ребенка как уникальные, субъективно новые, не воспроизводящие в точности ни одну из ранее состоявшихся ситуаций в опыте ребенка. По содержанию они охватывают широкий круг тех реальных проблем и трудностей, с которыми сталкивается ребенок на данном этапе своего возрастного и личностного развития. Педагогическая технология, предлагаемая авторами учебников, позволяет ребенку «принести» свои проблемы в класс, вынести их на обсуждение с товарищами и учителем и отнестись к этим трудностям как к особому учебному содержанию. Это и проблемы оказания психологической помощи товарищу, и овладение навыками понимания себя и чувств и переживаний другого человека, и принятие уникальности восприятия ситуации другим человеком, и умение ставить цели и достигать их, преодолевать трудности и препятствия, и многое другое. Такое содержание образует для учащихся своего рода курс практической психологии, или «психологии в действии», когда ребенок овладевает навыками познания внутреннего мира окружающих людей и познания себя.

2. Личностные задачи не имеют списка формализуемых решений, который мог бы быть предложен ребенку учителем. В данном курсе нравственного воспитания ребенок сам для себя формулирует такие задачи как личностные, как относящиеся непосредственно к его сегодняшним потребностям решать реально возникшие трудности. Педагогическая технология К. Оллред располагает большим диапазоном методических приемов, подсказывающих ребенку основное направление в подходе к решению таких задач, формирует у него необходимые навыки анализа ситуации, опору на свой эмоциональный опыт и т.д., но само решение личностной задачи может быть обнаружено только самим ребенком, поскольку его индивидуальный опыт и восприятие событий составляют интегральную часть самой возникшей проблемы, требующей решения. Это делает «личностные» задачи творческими в наиболее прямом и полном смысле этого слова.

3. Эмоционально-оценочные отношения ребенка к своему состоянию и состоянию других людей, включенных в проблемную ситуацию, выступают как своеобразный критерий для выбора решения из ряда альтернатив. Решения оцениваются по их связи с «хорошим психологическим самочувствием» своим и товарища или с хорошей самооценкой, как своей, так и другого человека, включенного в проблему. Поскольку «личностные» задачи, по определению, не имеют готовых рецептов или списка действий «по правилу», весь педагогический процесс в рамках данной концепции строится так, чтобы ребенок смог обнаружить наиболее общие принципы решения нравственно-этических проблем и найти способы воплощения найденных решений в конкретике положительного поступка.

В качестве исходного понятия в концепции К. Оллред берется положительный поступок, который выступает как минимальная единица творческого продвижения ребенка в личностном развитии. Такое продвижение осуществляется одновременно по трем основным линиям психического развития: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Соответственно в структуру положительного поступка входят три составляющие: мысль, эмоция, действие, которые образуют замкнутый позитивный круг (цикл).

Понятие «положительный поступок» методически соотнесено в процессе обучения с тремя фазами педагогической реальности, которые следуют одна за другой, плавно трансформируясь одна в другую, и таким образом обеспечивают динамику целостного продвижения ребенка в решении возникшей нравственно-этической проблемы или же задачи на преодоление пределов накопленного опыта в личностном развитии. Такое продвижение осуществляется только в том случае, если позитивный цикл оказывается завершенным и ребенок самостоятельно преобразовал для себя и для других исходную ситуацию, или, иными словами, совершил положительный поступок.

Положительный поступок в контексте данной концепции рассматривается широко; в его содержание, в частности, входят умения ребенка оказать действенную помощь, быть справедливым и честным по отношению к себе, признавать свои сильные и слабые стороны, принимать личностную ответственность за поступок,

 

136

 

преодолевать страх перед новым и неизвестным, рационально распределять свои силы и время, преобразовывать трудные ситуации в события, способствующие личностному росту, рассматривать ситуацию с позиции человека, не согласного с тобой, и многое другое.

С психологической точки зрения, положительный поступок в данной системе — не единичное действие с положительным знаком и даже не поведенческая система, а понятие, которое обеспечивает такое решение в ситуации личностного выбора, которое соответствует положительному самоощущению, принятию себя, положительной самооценке. Такой подход опирается на представление о том, что в здоровом ребенке изначально присутствует стремление к позитивному развитию.

Разрыв позитивного цикла «чувство — мысль — действие» равносилен переходу на негативный цикл. Причем если позитивный цикл, по определению, конструктивен и связан с творческой реализацией личности, то негативный цикл деструктивен по отношению к личности. Единожды сделанный отрицательный выбор, даже если в момент принятия решения он субъективно воспринимается ребенком положительно, влечет за собой негативную мотивацию, при этом самооценка снижается и личностные ресурсы направляются на подавление отрицательных самоощущений.

Выход из негативного цикла, как он показан в системе К. Оллред, состоит в том, что создается прецедент положительного выбора с последующим возникновением положительной мотивации, ведущей далее к положительному поступку, за которым следует новое движение ребенка по спирали полного положительного цикла — от подлинно положительного чувства, т.е. позитивной эмоциональной оценки, и подлинно положительной мысли, т.е. мотивации, к новому положительному действию, что равносильно построению реальной самооценки.

Благодаря реализации в программе «Позитив Экшн» описанного выше подхода она имеет универсальный характер и применима к любой категории детей независимо от содержания их жизненного опыта. В этом же причина эффективности данного курса как средства снижения уровня детских правонарушений, профилактики наркомании, алкоголизма и других отклонений в поведении.

В программе «Позитив Экшн» представлена специальная система приемов и методов выстраивания педагогической реальности, обеспечивающая включение ребенка в позитивный цикл положительного поступка.

Так, для отработки когнитивного этапа цикла (фаза «мысль») используется набор методик развития критического, дивергентного мышления школьника. На этой стадии происходит вычленение ребенком содержания возникшей ситуации, которое существенно для него с точки зрения его личностного развития. Учитель вводит доступную психологическую терминологию, анализирует вместе с ребенком аналогичные ситуации, но не предлагает при этом никаких решений. На этом этапе создания педагогической реальности учитель оперирует игровыми либо знакомыми детям литературными сюжетами или прямо апеллирует к тем ситуациям, которые реально возникли в классе в общении детей друг с другом и даже с учителем. Главным элементом на данном этапе является обучение детей грамотным представлениям об особенностях возникшей ситуации, альтернативных подходах к ней, рассмотрению ее с множественных позиций. Особенностью используемой при этом технологии является такой тип поведения учителя, который стимулирует вычленение ребенком множества альтернативных подходов к ситуации, когда каждый подход является творческим. Здесь нет правильных и неправильных вариантов рассмотрения ситуации, и любая точка зрения принимается и используется учителем.

Развитию творческих форм мышления непосредственно посвящено не менее трети объема программы. Вместе с тем механизм принятия решений в ситуациях нравственного выбора опирается в системе К. Оллред на эмоциональный самоконтроль ребенка, а также на соотнесение им своих решений и их последствий с положительной самооценкой другого человека. Отработка фазы «чувство» обеспечивает плавное движение ребенка по положительному циклу, в результате чего у него формируется устойчивая способность оценивать альтернативы выбора и принимать решения, которые им самим оцениваются как объективно нравственные и вызывающие положительное самоощущение.

Дети выступают здесь в качестве исследователей, они изучают ситуацию с точки зрения множественности и динамики аффективных состояний — как своих, так и других участников ситуации. Основным педагогическим элементом на данном этапе является обучение детей умению опознать свое состояние и состояние другого человека. Главное здесь — принятие и признание важности эмоционально-оценочных состояний, необходимости опоры на эти состояния при

 

137

 

решении нравственно-этических проблем и проблем, относящихся к задаче саморазвития.

Специальное место в программе отведено исполнительской фазе, или собственно положительному поступку (фаза «действие»). Эта фаза — конструктивная, и ей в системе К. Оллред придается решающее значение. Ребенок реально действует, фактически совершает тот или иной поступок в широком смысле слова. Это может быть выполненная им самим игрушка, составленный сюжет, реальное действие, и главным принципом во всех случаях является активное изменение ребенком некоторой части реальности в сложившейся ситуации, даже если такое изменение — символическое. Дети анализируют свои индивидуальные предпочтения, самостоятельно придумывают разнообразные упражнения на более гармоничное восприятие ситуаций и развитие тех навыков выполнения заданий, которые формируются труднее в силу индивидуальных особенностей.

В программе К. Оллред большое значение придается конструктивности решений, принимаемых ребенком. На каждом уроке есть задания на исполнение найденного решения, идеи или образа. Например, на уроке в V классе дети изображают на яичных скорлупках символы своей самооценки и в процессе игры, в которой возможно столкновение скорлупок, оберегают их. После этого смоделированное бережное отношение и уважение к уникальности своего и чужого «Я» с помощью дополнительных упражнений «переводится» на реальные межличностные отношения детей.

Названные три фазы выстраиваемой педагогической реальности — позитивного цикла — непрерывно и последовательно развиваются во времени, трансформируясь из одной в другую, что соответствует динамике целостного продвижения ребенка в решении нравственно-этической проблемы или решения задачи на преодоление пределов накопленного опыта в личностном развитии. Такое продвижение осуществляется только в том случае, если позитивный цикл оказывается завершенным и ребенок самостоятельно преобразовал для себя и для других людей исходную ситуацию или, иными словами, совершил положительный поступок. Положительный поступок оказывается для ребенка воплощенной в педагогической реальности практикой решения задач, которые предельно приближены к реальным жизненным задачам, но в обычном случае не осознаются им в качестве задач на реализацию себя как личности творческой и развивающейся.

Программа К. Оллред представляет собой целостную и самостоятельную систему. В основе структуры каждой книги с поурочными разработками для учителя лежат семь тем, которые представлены в книге разделами по 20—25 уроков. Каждый из них имеет четко сформулированный заголовок, который не меняется, будь то I, V или III класс. Например, первый тематический раздел называется «Самопонимание: его определение, формирование и значение». Однако содержание курса, его сюжетно-литературный контекст и используемые методы принципиально новы для каждого очередного года и соответствуют возрастному и личностному развитию школьников.

Правомерно сказать, что эта модель опирается на принцип оси координат, где по вертикали расположены разделы уроков, одинаково озаглавленные во всех семи книгах для разных классов, а по горизонтали — оригинальные для каждого класса содержание курса и методы. Данная система, таким образом, имеет единую сквозную основу и в то же время обеспечивает свободу и открытый характер учебного содержания.

Система К. Оллред достаточно гибка: она пригодна для частичного интегрирования с содержанием других учебных предметов. Кроме того, она рассчитана на адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся, предусматривает непременное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми. Система также позволяет и учителю личностно участвовать в педагогическом процессе, использовать в работе свой личный жизненный опыт, привлекать другие источники при условии, что при этом не произойдет неоправданной подмены основ оригинального сюжетного варианта урока и заключенной в нем развлекательности. В помощь учителю каждая книга содержит обширную библиографию рекомендуемых автором дополнительных источников (книг, фильмов, пластинок и т.д.).

Важным обстоятельством является предусмотренная в системе К. Оллред возможность создания во всей школе атмосферы, отвечающей духу положительного поступка. В создание такой атмосферы автор рекомендует широко подключать коллектив школы, ее администрацию, учителей, школьных психологов.

В книгах представлены концентрически три блока тем, содержание которых включает: 1) усвоение понятия «самопонимание»; 2) формирование позитивных установок для интеллектуального и физического

 

138

 

совершенствования; 3) психологическое самоуправление (ребенок управляет своими положительными действиями в эмоциональной и когнитивной сферах).

Проблема самопонимания представлена в концепции К. Оллред как «способ думать о самом себе». Учащиеся узнают, что семья, друзья, знакомые влияют на формирование их чувств и поступков, и вместе с тем дети учатся тому, как сохранить свою индивидуальность и помочь сохраниться индивидуальности своего товарища в трудных ситуациях нравственного выбора, как контролировать этот выбор, опираясь на положительное ощущение себя. Отрабатывается необходимая связь между положительным поступком по отношению к другому и собственной самооценкой. Учащиеся, проходя через ряд психолого-педагогических ситуаций, усваивают закономерность, согласно которой чем неустойчивее самооценка, тем больше вероятность сделать неправильный выбор поступка по отношению к другому человеку.

Образность и наглядность педагогического процесса в рамках системы К. Оллред обеспечивается активным использованием игровых (особенно для детей младшего возраста) и жизненных ситуаций. Так, в подготовительном классе дети участвуют в многочисленных приключениях, которые выстраиваются на пути во Дворец Самопонимания у главных героев — мудрого и опытного енота Пикс-ит («умелый») и несмышленого медвежонка-панды Никс-ит («неумеха»). Пикс-ит использует свою мудрость, чтобы обучить Никс-ит приемам самопонимания, обучает его навыкам, необходимым для осознанного построения счастливой и полезной жизни. Так незаметно, через игру вводится осознание ребенком гармоничного и жизнеутверждающего мироощущения.

Приключения начинаются в Королевстве Положительного Поступка в поисках первого ключа к воротам Дворца Самопонимания. Учащиеся узнают о возможности понимать себя и свои поступки и совершенствовать это понимание.

В разработках последующих упражнений используется определение самопонимания через позитивные установки, которые создаются у учащихся одновременно в трех сферах: физической, интеллектуальной и эмоциональной. Для детей начальных классов акцентируются первые две установки. Ребенок знакомится с такими основами физического здоровья, как правильное питание, соблюдение личной гигиены, рациональное распределение физических усилий, сон и отдых, закаливание и т.д. В интеллектуальной сфере — это умение узнавать новое, решать неожиданные и нестандартные задачи, преодолевать стереотипы, быть творческим.

Центральная идея, которую усваивают на этом этапе школьники, состоит в следующем: психическое здоровье требует умения удерживать в хорошей форме свое физическое и интеллектуальное состояние, между которыми существует внутренняя глубокая связь. Дети опираются на эмоциональные состояния, связанные с хорошим настроением, удовольствием, бодростью и энергией.

Действие продолжается в Стране Разума, где главные герои встречаются с другими персонажами; среди них — пришелец с другой планеты, которому приходится использовать всю силу своего разума, чтобы найти способ возвращения домой.

Посещая Страну Здоровья и Страну Разума, учащиеся добывают еще один ключ от ворот Дворца Самопонимания. Игровые сюжеты, разнообразно иллюстрированные наглядными пособиями, «встраиваются» при этом в реальные жизненные ситуации, с которыми дети сталкиваются в семье, школе, в общении со сверстниками и взрослыми.

Следующие разделы посвящены управлению и эффективному использованию эмоций, Здесь понятие «самоуправление эмоциями» связано прежде всего с умением правильно использовать такие свои достояния, как чувство времени, талант, энергию, мысли, чувства, действия (поступки), вещи и деньги. Дети усваивают, что каждый человек располагает определенной долей этих «даров» и что в значительной степени успех и удовлетворение в жизни человека зависит от положительного выбора и правильного управления этими «дарами», контроля над ними.

Ребенку в доступной форме дается представление о том, что эмоции особенно важны для счастья любого человека. Они способны укрепить волю и интерес к жизни, но они могут быть и деструктивными. Личность должна научиться использовать эмоции, не попадая, однако, под их контроль. Девять конкретных чувств, управлению которыми обучают ребенка,— это гнев, беспокойство, зависть, гордость, страх, одиночество, благодарность, разочарование и любовь.

Вышеперечисленные психологические темы представлены в книгах особым образом. Так, дети подготовительного класса попадают в Страну Переживаний и делают первую остановку в Джунглях Самоуправления. С помощью рассказов и инсценировок

 

139

 

они узнают, как живущие здесь персонажи используют свои способности и контролируют свои чувства. С помощью Пикс-ит и Никс-ит школьники получают очередной ключ от Дворца Самопонимания.

При введении понятий, относящихся к построению дружественных отношений с другими посредством положительного поступка в эмоциональной сфере контактов, детям даются средства для того, чтобы они могли научиться различать способы иррациональные, ошибочные, неэффективные и положительные, конструктивные, ведущие к личностному росту участников общения. Автор ненавязчиво подводит школьников к простому и ясному решению: относиться к людям так, как хотелось бы, чтобы они относились к тебе. Школьники подготовительного класса, например, оказываются на Острове Взаимного Уважения, где через соучастие в различных сюжетных ситуациях усваивают конкретные практические способы положительного отношения с другими: уважение (поиск хорошего в других), эмпатия (сопереживание), дружественность (приветливые манеры), доброта (помощь другим), сотрудничество (готовность делать общее дело), положительный настрой (хорошее самоощущение и помощь другим в том, чтобы они тоже чувствовали себя хорошо).

Индивидуальные формы работы на этом этапе естественным образом переходят в коллективные. Учащиеся каждого возрастного уровня разрабатывают собственный кодекс поведения в классе — свод правил доброты, честности, справедливости и уважения. По завершении учебного года вся школа отмечает «День положительного поступка». Каждый класс готовит свой вариант праздника с акцентом на том или ином понятом в себе положительном качестве или умении.

Последующие уроки посвящены формированию навыков и умений быть честным перед собой. Эта тема является, пожалуй, одной из важнейших философских основ данной программы и смыкается с роджеровской конгруэнтностью — умением центрироваться так, чтобы в ситуациях выбора быть согласным с самим собою, своим подлинным «я». По К. Оллред, практическое овладение центрацией состоит в первоначальной отработке умения быть честным перед самим собой, а это значит — улавливать тождество себя себе. Здесь действует правило «не хуже, не лучше, а такой, как есть». Это нелегко и требует жизненного опыта. Первые шаги в этом направлении и делают школьники, следуя программе «Позитив Экшн»: они учатся говорить себе правду о самих себе, держать слово, признавать свои ошибки.

В подготовительном классе дети «путешествуют» по Озеру Честности Перед Собой, где они встречаются с мудрым Морским Змеем, который делится с ними опытом честного отношения к себе. Этот опыт закрепляется далее на примерах жизненных ситуаций. В конце этой серии занятий школьники получают еще один ключ ко Дворцу Самопонимания.

В очередной группе уроков отрабатываются понятия «самоутверждения» и «целостное развитие личности», которые как бы следуют за овладением навыками честного отношения к себе. На этом этапе школьники овладевают психологическими представлениями о себе, как находящемся в процессе постоянного становления и развития, а также практическими навыками преодоления границ достигнутого опыта. К. Оллред предлагает систему упражнений, в основе которых лежит мысль о необходимости целостного роста личности ребенка, охватывающего эмоциональную, интеллектуальную и физическую сферы индивидуального развития. Такой рост определяется прежде всего как связанный с личностным риском, в котором ошибки предусматриваются как необходимые при выборе нового, еще не познанного шага. Но именно здесь К. Оллред и предлагает детям как самый ценный ключ «самоутверждения», открывающий еще одни ворота Дворца Самопонимания.

В подготовительном классе учащиеся продолжают приключения вместе с Пикс-ит и Никс-ит и другими персонажами. Они проявляют настойчивость и преданность поставленной цели, чтобы забраться на Гору Самоутверждения и добыть там последние недостающие ключи к самопознанию. Через игры и рассказы дети учатся верить в свои силы и осознанно превращать трудности в ситуации, полные возможностей для личностного роста. На вершине Горы Самоутверждения они получают ключ и значок с надписью «Я совершил Это», оставленный для всех пришельцем из космоса.

В завершение годового курса К. Оллред предлагает аналитическую тематику, которая призвана закрепить принципы и навыки, полученные детьми. Это — этап ретроспективного анализа ситуаций, принципов, достигнутых умений, определения самими детьми своего прогресса, однако это и этап постановки новых целей. Кроме того, здесь же заложена возможность посмотреть на весь пройденный курс целиком и обобщить, как работает эта система в целом. Школьники

 

140

 

приближаются к важному различению — «кто они есть» и «какими они могут быть». Они уже сделали выбор в пользу определенных положительных действий посредством физического, интеллектуального и эмоционального самоутверждения в серии положительных поступков в отношении как самих себя, так и других. Они оказались включенными в процессе непрерывного саморазвития, в котором именно им самим принадлежит решающая роль. Их собственное «я», с которым они начали учебный год, укрепилось, позволило им поверить в собственные силы, осознать свои возможности.

Учащиеся на этом этапе анализируют свое продвижение вперед. Дети подготовительного класса празднуют приход во Дворец Самопонимания. Каждый ребенок отмечает, что лично им достигнуто. Это — время индивидуального признания и поздравлений. Даже те ученики, которые в наименьшей степени познали себя и сделали самые первые шаги в этом направлении, отмечают свои успехи.

Заключительное мероприятие в конце года — общешкольный «Праздник воздушных шаров». Дети пишут на открытках послания, адресуют их самим себе и отправляют в небо с шарами. Многие открытки вернутся к детям от тех, кто их найдет. Это — символический способ, с помощью которого дети обращаются к окружающим с призывом: «Мы стали положительнее в нашей жизни и поступках, и Ты тоже можешь сделать Это».

Общешкольный праздник найденная автором эффективная форма закрепления основ самопонимания и перехода ребенка к готовности разделить свой опыт с другими.

 

*

 

Эффективность программы «Позитив Экшн» подвергалась в 1979—87 гг. экспериментальной проверке в рамках крупномасштабных исследовательских проектов, в том числе путем тестирования по ряду методик в школах различных регионов США (штаты Айдахо, Нью-Джерси, Гавайи, Флорида, Юта, Айова, Орегон, Вашингтон и др.), а также Канады и Австралии. Проверки осуществлялись по следующим параметрам: рост самопонимания у учащихся, изменение в посещаемости, успеваемости, поведении школьников, комплексная оценка системы родителями, учителями, директорами школ.

Так, результаты наблюдений на протяжении 1978/79 учебного года в двух школах г. Твин-Фоллз (штат Айдахо), одна из которых являлась контрольной, показали, что 446 учащихся IVI классов школы, где применялась система К. Оллред, и 468 учеников контрольной школы получили в среднем соответственно 2469 и 688 баллов по принятой для данного теста шкале оценок самопонимания детей.

В 1977/78 и 1978/79 учебных годах в штате Айдахо дважды проводился широкий эксперимент с целью установления пропорции между количеством учащихся, у которых выявлен рост самопонимания на 15% и более, в школах, где введен курс «Позитив Экшн», и в группе контрольных школ. Измерения проводились в процентах по отношению к общему числу обследуемых школьников в данной категории школ. По итогам первой фазы эксперимента было определено, что школьники, самопонимание которых возросло за один учебный год на 15 % и более, составляют 30,2 % от всех учащихся классов, где проводились занятия по системе К. Оллред, а в контрольной группе этот показатель был равен 21,7 %. На следующий год эти цифры изменились, составив соответственно 32,5 и 22,6 %.

На протяжении ряда последующих лет на контингенте учащихся 0—V классов одной из школ г. Макминвилл (штат Орегон) анализировалось, как изменился уровень дисциплинированности учащихся под воздействием занятий по курсу «Позитив Экшн». Обследованием были охвачены 407 школьников. В 1986/87 учебном году среди них было зафиксировано 17 случаев отклонений от норм школьной дисциплины, в то время как в предыдущем году— 57, а в 1984/85 году — 162 случая.

О положительном влиянии системы К. Оллред на поведение школьников свидетельствуют также и другие данные, полученные экспериментальным путем. Так, если в период с сентября 1985 г. по февраль 1986 г. в группе школ, работающих по программе «Позитив Экшн» в штате Айдахо, среднемесячное количество жалоб на нарушения дисциплины колебалось в пределах от 7 до 12 с тенденцией к уменьшению, то за год до этого, когда курс еще не вводился, имел место скачкообразный рост этого показателя от 12 в сентябре 1984 г. до 73 в феврале 1985 г. В этих же школах по отдельным классам получены следующие данные (соответственно за 1984/85 и 1985/86 учебные годы): подготовительный класс — 7—0; I — 51 — 18; II — 24—10; III —70—23; IV—18—10; V —50—2.

Имеются данные, характеризующие укрепление дисциплины в этих же школах по отдельным видам норм поведения. Так, например, в 1985/86 учебном году по сравнению

 

141

 

с 1984/85 годом было отмечено снижение количества краж (с 3 до 0), драк (с 86 до 17), случаев сквернословия (с 52 до 20), выходок в школьных автобусах (с 18 до 2) и в столовых (с 17 до 6). Интересен эксперимент, проведенный в г. Твин-Фоллз с целью проследить в динамике на протяжении четырех лет изменения в статистике задержаний учащихся правоохранительными органами. Исследование было начато в сентябре 1977 г. одновременно в двух школах, в одной из которых в этот момент был впервые введен курс «Позитив Экшн», а другая являлась контрольной, причем исходные показатели были: для первой школы — 32 случая задержания в год, для второй — 7. В дальнейшем это соотношение изменялось следующим образом: 1978 г.— 18—10; 1979 г.— 10—15; 1980 г.— 2—8. Таким образом, было зафиксировано существенное и стабильное снижение до минимума данного показателя в школе, где применялась программа «Позитив Экшн», при его сохранении и даже некотором росте в контрольной школе.

В целях проверки влияния системы на изменения локуса контроля учителя (усиление самостоятельности и ответственности учителя), соответствующему тесту были подвергнуты в 1985/86 учебном году 17 педагогов III, IV и V классов школы «Бакхорн элементари» в г. Тампа (штат Флорида). В использованном тесте применяется 40-балльная шкала оценки, где показатель свыше 21 означает высокий внешний контроль, ниже 13 — высокий внутренний контроль. За период с сентября 1985 г. по февраль 1986 г. у 6 учителей III класса средний показатель изменился с 16,1 до 15,1 (+1,0), у 5 учителей IV класса — с 16,0 до 14,4 (+ 1,5) и у 6 педагогов, работавших в V классе,—с 15,0 до 13,3 (+1,7). Одновременно зафиксировано значительное улучшение морально-психологической обстановки в классах и в школе в целом, снижение стресса у учителей, значительное повышение их самопонимания и уверенности в процессе обучения, а также существенное улучшение поведения школьников.

Для оценки отношения к системе К. Оллред со стороны учителей, родителей и директоров школ в 1982/83 учебном году проводилось широкое анкетирование лиц этой категории. Результаты опроса, охватившего 2871 учителя, 26534 родителей и 219 директоров в штате Айдахо, которые оценивали курс «Позитив Экшн» с точки зрения его приемлемости, ценности и эффективности, показали, что 84 % учителей, 89 % родителей и 96 % директоров школ выступили «за» либо «решительно за» использование данной системы. При этом 91 % директоров школ и 82 % учителей отметили, что курс воспитания положительным поступком имеет высокий эффект для развития у детей самопонимания, самоуправления, честности, самоутверждения и навыков социального общения.

Изложенные выводы получили подтверждение в ходе экспертной оценки, которую система К. Оллред проходила в 1982 — 1986 гг. в Университете штата Юта, в Уосатчском институте исследований и оценок.

В целом исследовательские данные убедительно показывают, что занятия по системе «Позитив Экшн» стабильно улучшают самооценку учащихся, повышают академическую успеваемость, формируют внутренний локус оценки, способствуют развитию самостоятельности и инициативности школьников, улучшают психологический климат в классе, школе, семье, формируют полезные навыки психосоматической саморегуляции, обеспечивают достижение психического здоровья детей.

Такова в общих чертах новая учебно-воспитательная система, закладывающая основы полноценного личностного роста ребенка и готовящая его к будущей взрослой жизни.

Эта система, безусловно, заслуживает внимания педагогов-практиков, исследователей и администрации школ. Несомненно, было бы полезным ознакомление с ней родительской общественности. Представляется важным изучить результаты работы К. Оллред и ее сотрудников для создания общих основ воспитания личности ребенка положительным поступком. Изучение системы «Позитив Экшн» в условиях апробации и применения ее на опытно-практическом уровне в советской школе помогло бы также разработать проблему психологической природы положительного поступка и его влияния на развитие творческой личности учащегося, а также диагностического аппарата для определения реального нравственного роста ребенка. Установившееся в 1988 г. деловое сотрудничество АПН СССР с К. Оллред и возглавляемой ею компанией «Позитив Экшн Паблишинг» позволяет надеяться на плодотворное продвижение в работе по всем указанным направлениям.

 

Поступила в редакцию 17.VI 1988 г.