182
III
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
М.С. ЕГОРОВА, В.В. СЕМЕНОВ, С.Ю. СТЕПАНОВ, Е.В. ЩЕДРИНА
С 15 по 19
июня 1988 г. в Будапеште (ВНР) проводилась III Европейская конференция по
психологии развития1. Ее особенностью, в
сравнении с первыми двумя подобными конференциями (которые проходили в 1984 г.
в Нидерландах и в 1986 г. в Италии), было то, что в ней впервые приняли участие
советские психологи.
Программа
конференции была весьма насыщенной, однако выбранные ее организаторами
(Международным обществом по изучению развития поведения, Венгерской
психологической ассоциацией и Будапештским университетом) эффективные формы
работы позволили рассмотреть все множество запланированных для обсуждения
проблем. К перспективным формам работы следует отнести прежде всего стендовые
доклады — здесь они представляли основную массу информации. Собственно, работа
отдельных секций проходила в форме личного обсуждения с авторами их стендовых
докладов.
В отличие от
устных докладов, которые представляют собой основную форму работы на наших
отечественных конференциях, симпозиумах и съездах, стендовые доклады
183
позволяют значительно
сократить время на ознакомление с каждым из них да и общее время работы всей
конференции. За день экспозиции стендовых докладов, размещенные в нескольких
помещениях одновременно, трижды менялись. Имевшаяся в распоряжении участников
конференции множительная техника позволяла авторам представлять их материалы в
удобном для чтения с расстояния виде.
Другой
интересной формой работы были своеобразные коллоквиумы, на которых под
руководством того или иного специалиста по конкретной проблеме на материале
стендовых докладов выделялись и обсуждались ключевые для данной проблемы
вопросы. Коллоквиумы и завершали работу секций.
Традиционные
же формы работы конференции ограничились лекциями. С ними выступили: В.В. Рубцов (СССР), К. Форрей (ВНР) и X. Папоушек
(ФРГ).
Так как весь
объем информации, представленной на 34 секциях, невозможно изложить в кратком
сообщении, то мы условно разбили секции на четыре направления. Треть всех
сообщений так или иначе касалась социально-психологической
проблематики. В рамках этого направления обсуждались самые разнообразные
проблемы — от взаимодействия между младенцами до ценностей, касающихся работы и
карьеры у взрослых людей.
На одной из
секций рассматривались ценностные ориентации молодых людей с плохой социальной
адаптацией. Результаты этих исследований отражают кризис ценностей, возникший в
настоящее время в Европе и влияющий на мироощущение прежде всего молодых людей.
Обсуждались различные проявления этого кризиса в целом и в отдельных странах.
Несколько
секций были посвящены взаимоотношениям между членами семьи, а также влиянию на
развитие ребенка таких параметров семьи, как родительские установки и
поведение, климат в семье, социальное и экономическое положение семьи,
взаимодействие между семьей и другими микросистемами (школа, больница),
структура семьи. Подробно освещалось влияние всех аспектов родительского
поведения (когнитивных, поведенческих и эмоциональных) на развитие ребенка. Во
всех культурах родители выполняют по крайней мере три задачи: они обеспечивают
общий уход за ребенком, передают ему культуру, осуществляют эмоциональную
поддержку ребенка. Однако вопрос о том, насколько взаимосвязаны умения быть
хорошим родителем и хорошим учителем, остается открытым. На стендах были
представлены исследования, показывающие, что эти две характеристики могут быть
независимыми. На данной конференции впервые обсуждалась роль бабушек и дедушек
в семье и обществе, исследовались их взаимоотношения со своими детьми и внуками
в семье из трех поколений.
Отдельная
секция была посвящена различным формам организации воспитания детей в
дошкольных детских учреждениях. Если раньше исследователи занимались
исключительно сравнением воспитания, полученного детьми в яслях и детских
садах, с одной стороны, и в семье, с другой, то теперь основное внимание
уделяется разнице в подходах к воспитанию в различных дошкольных учреждениях внутри
страны, а также в разных странах, особенно различающихся своими социальными и
идеологическими системами.
В нескольких
докладах рассматривалось социальное взаимодействие между младенцами, а также
между младенцами и взрослыми в течение первых двух лет жизни; показано, что
такое взаимодействие начинается очень рано. Изучались различные формы
взаимодействия дошкольников: в диаде при игре, при решении экспериментальных
задач, а также в ситуациях: взрослый — ребенок, мать — ребенок, ребенок —
ребенок. Участники конференции обсуждали новый подход в исследовании
коммуникации между детьми, а также детьми и взрослыми, позволяющий исследовать
процесс обмена информацией в экологически валидных ситуациях с достаточным
контролем (он дает возможность производить сравнение этих результатов с
результатами лабораторных исследований).
На одной из
секций с интеракционистских позиций рассматривались проблемы когнитивного
развития и развития взаимодействия при решении задач, порождении образов,
довербальной и вербальной коммуникации. Анализировались сам процесс овладения
тем или иным навыком и собственно результат социального взаимодействия в двух
ситуациях: симметричного и асимметричного взаимоотношения. Симметрия /
асимметрия рассматривалась при этом как континуум: на одном его конце — явная
асимметрия во владении навыками, на другом — взаимоотношения между совсем
маленькими детьми, которые одинаково владеют навыком; в последнем случае
взаимное продвижение в овладении навыком является результатом непосредственной
передачи умения.
Много
внимания на конференции уделялось проблеме социализации. Социальное поведение
анализируется, как правило, с
184
двух разных позиций: 1)
исходящей из культурной антропологии и социологических традиции (исследуются условия
жизни и факторы среды, влияющие на индивида) и 2) исходящей из личностного
подхода (исследуются интрапсихологические регуляторные механизмы и структуры,
ответственные за поведенческие проявления). В попытке объединить оба эти
подхода родилась концепция социализации, которая в качестве самых существенных
элементов социальной среды для процесса социализации выделяет семью и другие
малые группы (например, группу сверстников).
В качестве
отдельного направления работы можно выделить лонгитюдные исследования темперамента и личности. Лонгитюдный
подход считается наиболее приемлемым для изучения процессов развития человека,
которое определяется сложным взаимодействием индивидуальных, контекстуальных и
межличностных факторов. Однако большое разнообразие задач, методов и целей
предполагает изолированное изучение таких вопросов, как роль темперамента,
эмоциональной организации, социализации личности и компетентности в решении
основных задач, возникающих в ходе развития. Это затрудняет сравнение различных
лонгитюдных исследований.
На секции,
посвященной обсуждению этих проблем, были представлены различные подходы в
изучении процессов развития. Так, например, данные наблюдений за развитием
детей в течение 15 лет сопоставлялись с данными, полученными с помощью метода срезов.
Анализ развития детей в раннем возрасте позволил выделить те переменные,
которые играют заметную роль в процессах социализации и влияют на формирование
моральных ориентаций, достижения в учебе и социальный статус ребенка.
Изучались
объективные характеристики темперамента ребенка, обусловленные влиянием матери.
Было показано, что сложности, с которыми сталкиваются дети в возрасте 3,5 лет,
не относятся к числу наследственных, а являются результатом недостатка
материнского тепла.
Близость
взаимоотношений между ребенком и родителем была предметом рассмотрения в
нескольких докладах. Показано, что эта характеристика отношений между взрослым
и ребенком в младенческом возрасте (от рождения до полутора лет), в
значительной степени определяет различия в общительности, эмоциональности и
поведении, выявляемые у обследованных детей и в дальнейшем (вплоть до
10-летнего возраста).
В докладах
подчеркивалось большое значение социального поощрения в развитии способности
детей решать проблемы (в социальной, эмоциональной, когнитивной и мотивационной
сферах). Социальная поддержка, в которой выделяются три компонента:
аффективный, регуляторный и инструкционный (обучение определенной стратегии при
выполнении того или иного задания), обеспечивается прежде всего родителями.
На секции
«Лонгитюдные исследования поведенческих проблем» обсуждалось, каким образом
освоение нового статуса в процессе развития связано с формированием ценностей.
Участники секции говорили о том, что именно знание личностных особенностей в
подростковом и юношеском возрастах поможет понять причины таких явлений, как
употребление алкоголя и наркотиков, достигающее в этих возрастах максимальной
величины, по сравнению с другими периодами жизни.
Секция
«Исследование смысла на протяжении жизни человека» затронула экзистенциальные
проблемы, связанные с повышением личной ответственности, развитием собственной
идентичности, развитием потенциалов человека.
Особо следует
выделить такое направление работы конференции, как обсуждение методологических и теоретических вопросов
когнитивного развития и, в частности, одаренности. Этому был посвящен ряд секций и дискуссий по материалам
стендовых докладов. Так, обсуждался один из фундаментальных вопросов психологии
развития: почему имеют место специфические изменения и переходные периоды в
процессе развития? Были выделены два типа ответов. Концептуальный тип позволяет
описать систему фаз, или стадий и объяснить переходы с помощью теоретического
выявления особых механизмов и их специфического места в структуре развития.
Другой тип ответов, опирающийся на эмпирические основания, требует «реального»
объяснения, т. е. определения с помощью конкретных исследований внутренних и
внешних факторов, лежащих в основе изменений развития.
Эмпирическое
изучение процессов развития неизбежно ставит вопрос о валидности используемых
методов. С изменчивостью — центральным понятием психологии развития — вступают
в противоречие традиционные модели, используемые для оценки валидности (которые
трактуют изменения как ошибки вариативности). Какими же должны быть критерии
валидности в возрастной психологии? Этот вопрос стал предметом обсуждения на
одной из секций, целью
185
участников которой было,
скорее, привлечь внимание к этой проблеме, чем дать готовые рецепты ее решения.
В сообщениях рассматривались проблемы диагностики валидности в разных областях
психологии развития, был дан исторический обзор теорий валидности.
Большой
интерес вызвала секция «Структурные изменения в развитии (методология
развития)». Связи между несколькими переменными при исследовании развития часто
рассматриваются как системы взаимодействия. При сохранении уровня этих связей
на протяжении какого-либо времени можно говорить об отсутствии изменений.
Изменения же могут быть двух типов: изменения уровня связей при сохранении
структуры взаимовлияний и изменения самой структуры (как, например, в случае
процессов интеграции и дифференциации интеллекта). Показано, что существуют
параллели между количественно-структурным подходом и моделями качественных
изменений. В докладах анализировалась продуктивность диагностики структурных
изменений, в частности, для изучения индивидуальных различий и для целей
личностно-ориентированного подхода.
На
конференции были также затронуты вопросы влияния реального образования на процессы
развития. Так, было подчеркнуто требование к современным системам образования
максимально развивать когнитивные возможности учащихся. Это требование было
подкреплено широким спектром представленных исследований как спонтанного
когнитивного развития, так и специально организованного, его стадий, факторов,
которые детерминируют скорость и конечный уровень, достигаемый детьми к концу,
например, юношеского возраста.
На других
секциях обсуждались более конкретные проблемы когнитивного развития.
Затрагивались различные аспекты приобретения детьми так называемого здравого
смысла. Рассматривались предпосылки появления в сознании ребенка, начинающего
ходить, «теории» о том, как достигать цель, а также пути изучения понимания
4—6-летними детьми того, как люди получают знания с помощью восприятия и
умозаключения. Обсуждались способности детей отличать реальность от берущихся
на веру и воображаемых сущностей (например, того, что исходит от волшебников
или колдунов). Некоторые другие конкретные направления исследований нашли свое
освещение в рамках специально организованных дискуссий на материале стендовых
докладов, посвященных темам развития «я-концепции», влияния взаимоотношений
между родителями и детьми на когнитивное развитие, выявления особенностей
становления логического мышления у детей и т.д. и т.п.
На
конференции состоялось обсуждение основных аспектов развития чтения, речи и
письма. В частности, внимание участников было сосредоточено на лексических
аспектах языка и дискурсивных процессов, а также на процессах вывода и
умозаключений детей при чтении различных текстов. Затрагивались вопросы
специфики письменных и устных, немедленных и отсроченных отчетов, а также
отчетов детей, рассуждающих активно, т. е. обосновывающих свои суждения, и тех,
кто включен в диалог пассивно, т. е. только в качестве слушателя. Были
обсуждены и аспекты развития лингвистических структур речи у детей. Особое
внимание в докладах уделялось металингвистическому, рефлексивному измерению,
которое является регулятором контроля и сознавания при чтении, устном и
письменном продуцировании и понимании языка и речи.
На
конференции активно обсуждались вопросы развития творчества, способностей,
выявления одаренности и т. п. Были представлены достижения, охватывающие
новации как в исходных представлениях, так и в прикладных эмпирических
исследованиях. Ряд докладчиков сделали обзор литературы, касающейся различных
аспектов развития одаренности. На обсуждение выносились проекты исследований
активности одаренной молодежи во время досуга. Важным моментом в дискуссии было
акцентирование взаимозависимости личностных, интеллектуальных и социальных
факторов развития творчества. В частности, в одном сообщении было подчеркнуто,
что неправильно организованное социальное взаимодействие снижает
любознательность и исследовательское поведение маленьких детей. Специальное
направление дискуссии было связано с методическими проблемами идентификации,
диагностики и типологизации одаренности, таланта и творческих способностей.
Подобные же
проблемы были в центре внимания участников работы секции по развитию
изобразительного творчества. Было подчеркнуто, что вопросы порождения и
развития детского искусства, когнитивные и экспрессивные аспекты графического
самовыражения широко изучаются параллельно психологами и педагогами. Две эти
группы специалистов в процессе обсуждения вскрывали и взаимодополняли
основополагающие понятия о стадиях развития, природе художественного таланта,
роли
186
универсальных, культурных и
индивидуальных факторов в формировании изобразительного языка, путях воспитания
творчества и способности понимать знаки, символы и образы. Большое внимание
было уделено мало изученной области изобразительных навыков и способностей, а
также проблеме взаимопроникновения и взаимоотношения художественных культур.
Вопросам взаимосвязи когнитивного развития и творчества, изучения стратегий и
роли рассуждения в решении творческих задач и проблем, а также исследования
аспектов развития одаренности были посвящены специальные дискуссионные
заседания, проводимые на базе сделанных стендовых докладов.
Секция,
посвященная развитию временных представлений, охватывала два типа проблем:
представления о порядке событий и об их продолжительности. В докладах
представлены данные, полученные на разных возрастах — от младшего дошкольного
до пожилого.
Попыткой
возбудить интерес коллег к наименее разработанному направлению в исследованиях
развития памяти (к многолетним лонгитюдным исследованиям) стала секция
«Развитие памяти и перспектива ее исследования на всем жизненном пути
человека».
Наконец, в
качестве отдельного направления можно выделить доклады, относящиеся к психофизиологическим аспектам исследований
по психологии развития.
Для того,
чтобы понять детерминанты происходящих в процессе развития изменений нейронной сети,
необходимо знать, какова функциональная значимость этих изменений и,
следовательно, необходимы исследования, сопоставляющие психологические
изменения с особенностями развития и созревания мозга. Этот вопрос
рассматривался на секции «Когнитивная нейрофизиология развития». Обсуждались
два типа исследований: основанные на межполушарной асимметрии (изучение
мозговой специализации по отношению к разным когнитивным функциям) и на
событийно связанных вызванных потенциалах при выполнении простых когнитивных заданий.
Сложность и
нелинейность развития детей, рожденных с нейрологическими нарушениями,
обсуждалась на секции «Предсказание последствий развития детей, рожденных с
факторами риска». В докладах показано, что наличие факторов биологического
риска еще не позволяет сделать прямого прогноза относительно процесса развития
ребенка.
Некоторые
секции, состоявшиеся на конференции, представляли собой по тематике логическое
продолжение конференций и встреч, проведенных Европейской ассоциацией развития
в предыдущие годы. Таким образом, обеспечивается консолидация рабочих групп
исследователей, занимающихся сходной проблематикой в разных странах.
Следующая
Европейская конференция по психологии развития должна состояться через два года
в Финляндии.
1 Материалы конференции отражены в сборнике тезисов: Third European conference on developmental psychology: Abstracts /Ed. by М. Kalman еt al. Budapest, 1988. 488 p.