Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

180

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

О КООРДИНАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Ю.А. МИСЛАВСКИЙ, Л.М. ЦАРЕГОРОДЦЕВА

Москва

 

8—12 февраля 1988 г. в НИИ ОПП АПН СССР состоялась координационная сессия по итогам исследовательской работы за 1987 г., осуществляемой в соответствии с договорами о творческом сотрудничестве. В работе сессии приняло участие 120 человек, представляющих 40 научных коллективов кафедр психологии пединститутов и университетов, лаборатории научно-исследовательских институтов и научно-практических организаций.

Было заслушано 28 докладов и сообщений. В них представлены итоги и рассмотрены перспективы теоретических, экспериментальных и прикладных исследований, выполненных научными коллективами совместно с лабораториями НИИ ОПП АПН СССР.

Открывая сессию, вице-президент АПН СССР А.А. Бодалев осветил основные требования времени и задачи практически ориентированной психологии по перестройке высшего и среднего образования. Директор НИИ ОПП АПН СССР А.М. Матюшкин раскрыл реальное положение дел в возрастной и педагогической психологии, подчеркнув необходимость разработки основных гуманистических принципов диалога с внутренним миром человека.

В докладе А.Я. Чебыкина (Одесса) были отражены результаты теоретической и экспериментальной работы по повышению эффективности подготовки учителя к управлению эмоциональными состояниями учащихся. Е.И. Машбиц (Киев) рассмотрел теоретические основы проектирования обучающих программ и показал многоуровневость процесса проектирования, выделив концептуальный, технологический, операциональный уровни и уровень реализации, что позволяет более эффективно построить обучение учащихся. В докладе В.А. Скребца, В.И. Добросоцкого и А.В. Фурмана (Волгоград) показаны место и значимость организации досуга молодежи в воспитательной работе при разных педагогических подходах. И.М. Сергиенко (Черкассы), раскрыла важные приемы и методы психокоррекции личности будущего учителя, являющейся необходимым условием его подготовки к педагогическому общению. На проблемах соотношения мотивации и деятельности остановился К.С. Абилов (Баку).

Большой интерес у участников сессии вызвали доклады, посвященные теоретическим и экспериментальным исследованиям психологии личности. Говоря о проблемах развития личности, А.В. Петровский (Москва) раскрыл четыре основных принципа (активности, деятельности, коллективности и индивидуального подхода), являющихся системообразующими принципами для исследования закономерностей воспитания всесторонне развитой личности и позволяющих конструктивно подойти к изучению реальной жизненной ситуации каждого отдельного человека на всех этапах возрастного развития. А.Г. Асмолов (Москва) остановился на актуальных проблемах воспитания личности в конкретных социальных условиях, в период перестройки общественного сознания, и привлек внимание к проблеме преодоления инфантилизма, свойственного современной молодежи, истоки которого заключены в социальной технологии общества. В выступлении Ю.Л. Ханина (Ленинград) прозвучала мысль о необходимости быстрейшего развертывания систематических кросскультурных исследований личности и коллектива в условиях совместной деятельности.

С.П. Тищенко (Киев) доложила об экспериментальном исследовании закономерностей становления «образа Я» у дошкольников и познакомила с разработанным для этого методом присвоения ребенком положительной характеристики.

 

181

 

Н.С. Антонюк (Винница), выступивший от коллектива соавторов, ознакомил с разработанным ими методом выявления у старшеклассников (опросник «ОТКЛЭ») уровня развития таких свойств личности, как организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическая восприимчивость. М.А. Хазанова (Москва) рассказала о проведенном ею анализе особенностей отношений старшеклассников с родителями, позволившем установить, что удовлетворенность реальными отношениями с родителями зависит от возможности родителей удовлетворить стремления старшеклассников к равноправному общению, содержательно направленному на обсуждение проблем самоопределения, понимания себя и других, ценностных проблем бытия. В докладах И.А. Мелиховой (Одесса) и В.А. Токаревой (Ташкент) излагались данные изучения некоторых фундаментальных личностных образований у старшеклассников, студентов. И.А. Мелиховой удалось установить, что среди ведущих факторов, определяющих мотивационную сферу молодежи, находятся «стремление к знаниям» и «равнодушие, необщительность», а также показать заметные различия в иерархии факторов, определяющих мотивационную сферу личности студентов I и II курсов. Предмет исследования В.А. Токаревой — уровень нравственных притязаний студентов, проявляющийся у них в нравственных отношениях. С помощью специально разработанных заданий ей удалось установить, что степень осознания нравственного уровня притязаний у студентов оказалась различной.

Б.А. Вяткин (Пермь) доложил о новом направлении научно-практического развития теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина и показал, что поиск путей сознательного и целенаправленного управления развитием интегральной индивидуальности определяет важную задачу ее исследования на разных этапах онтогенеза, в различных педагогических системах.

В докладе Б.А. Федорошина (Киев) было подчеркнуто, что правильное построение практики профориентационной работы с учащимися требует четкого различения ее структурных подразделений (профинформация, профконсультация и профподбор), так как каждое имеет свои задачи и свою специфику. А.Н. Кимберг (Краснодар) рассказал о практике создания психологической службы в университете. Принципиальным моментом внедрения рекомендаций и выводов, полученных исследовательским сектором службы, оказалась необходимость изменения психологических установок и парадигм межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. О внедрении и содержательной работе психологической службы в школе доложили В.П. Котюкова и Э.И. Ткаченко (Орск). В их сообщении были отражены результаты практической работы психологов с учителями. Суть метода заключалась в «психологизации» учительского коллектива, открывавшей возможность адекватного отображения внутреннего мира учащихся и коллег.

Остро и практически значимо прозвучали доклады, посвященные проблемам изучения способностей и склонностей учащейся молодежи. Э.А. Голубева (Москва) с психофизиологических позиций раскрыла диалектическое единство общих и индивидуальных тенденций в обучении и показала органическое единство проблем способностей и склонностей с проблемами дифференциальной психофизиологии. Она изложила последовательность изучения человеческого фактора через исследование коммуникативных, познавательных и других видов способностей. В.Э. Чудновский (Москва) выделил три основных аспекта направленности личности: эгоистический, альтруистический и трудовой, а также существование практически важного соотношения способностей и индивидуальных стилей деятельности у учащихся. Н.С. Лейтес (Москва) указал на возрастную специфику выявления способностей и склонностей, активности и саморегуляции активности в их избирательном отношении к деятельности. В докладе Е.Д. Кесаревой (Москва) было раскрыто соотношение индивидуальных особенностей общительности студентов с успешностью овладения неродным языком.

Б.Р. Кадыров (Термез) раскрыл профориентационные аспекты в проблеме исследования психофизиологических предпосылок склонностей. Он указал на соотношения между параметрами ВП, широтой и силой тяготения к тем или иным областям деятельности в подростковом возрасте.

И.В. Навотная (Ташкент) ознакомила с опытом практической работы Ташкентского городского центра профориентации, показав некоторые особенности и специфику формирования и коррекции професиональных планов школьников в ходе профконсультации.

После доклада И.В. Навотной развернулась острая дискуссия, в которой приняли участие Э.А. Фарапонова (Москва), Б.А. Федоришин (Киев), Л.Н. Баксалова (Восходнинская средняя школа),

 

182

 

Ю.А. Миславский, В.М. Нурков (Москва).

О формировании готовности к выбору профессии у учащихся сельских школ доложила А.М. Левочкина (Киев). Используя модификацию метода репертуарной решетки, А.М. Левочкина выявила в своих исследованиях субъективное отношение к «городским» и «сельским» профессиям у учащихся сельской школы.

Психологические проблемы обучения, сложившиеся к сегодняшнему дню, были раскрыты в докладе И.С. Якиманской (Москва). Она подчеркнула, что основной задачей психологии обучения является освоение знаний, умений и навыков учащимися. Превратить их в достояние учащихся призваны ученые-психологи, педагоги и учителя. Сложившийся в системе обучения педагогический императив породил феномен избегания учеником выбора способа решения задачи, в то время как именно самостоятельный и свободный выбор способа является наиболее адекватной формой для раскрытия собственной индивидуальности и развития личности учащихся. И.Я. Каплунович (Мозырь) конкретизировал высказанные И.С. Якиманской положения для изучения уровней развития пространственных представлений учащихся. В докладах В.П. Озерова и В.М. Михальченко (Кишинев) представлен новый подход к практике обучения технике движений. В результате реализации этого подхода психомоторное развитие сказывается на развитии памяти, внимания, волевого усилия. Таким образом, направленное развитие психомоторных способностей учащихся СПТУ и студентов способствует более эффективному развитию у них двигательной саморегуляции.

В докладе А.В. Товмасяна (Степанакерт) поставлены вопросы о положительном влиянии соотношения диалекта и литературного языка на развитие и воспитание мышления младших школьников при обучении в национальной школе.

А.Б. Орлов (Москва) остановился на актуальных проблемах гуманизации учительского труда средствами специальной психологической подготовки учителя. В настоящее время в выполняемых под его руководством исследованиях выявлено шесть типов «центрации» учителя, которые могут либо противодействовать, либо способствовать организации творческого процесса учения.

Подводя итоги сессии, А.М. Матюшкин сформулировал ряд оргмероприятий и указал на основные проблемы, разработке которых необходимо уделить особое внимание на данном этапе исследований. Среди них — необходимость изучения сензитивных периодов развития, проблемы творческой личности, проблемы межличностных отношений и др.