Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

ВНИМАНИЕ И ДЕЙСТВИЕ XII. ПСИХОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ

 

Attention and performance XII. The psychology of reading. Ed. by M. Coltheart. Hove, London/Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1987. 707 p.

 

Международная ассоциация по изучению внимания и действия, основными задачами которой являются: 1) преумножение и накопление знании в области изучения человеческого внимания, деятельности и информационных процессов, 2) интенсификация международных научных связей по данному кругу проблем, 3) проведение международных конференций с целью привлечения ведущих специалистов в данной области, — посвятила свою 12-ю встречу специально проблемам психологии чтения. Конференция состоялась в июле 1986 г. в местечке Камберлен Лодж (Великобритания). Было представлено свыше 30 докладов ведущих экспертов из Великобритании, США, Канады, Нидерландов, Франции и Италии.

Материалы конференции опубликованы в очередном томе серии «Внимание и действие», выпускаемой теперь издательством «Лоренс Ирлбаум». Книга состоит из шести разделов: «Интерактивные модели обработки речевой информации», «Ранние стадии зрительной обработки и чтение — внимание, маскировка и преднастройка», «Узнавание отдельных слов», «Движение глаз и чтение», «Фонологическая обработка и чтение», «Обработка предложений и интеграция текста». Следует отметить, что, хотя этот перечень и включает понятие «интеграция текста», непосредственно экспериментальным исследованиям структуры дискурса (на примере анафоры) посвящена только одна статья (Ч. Клиффтон и Ф. Ферейра). Представленные материалы ограничиваются анализом восприятия графем, лексем и отдельных предложений. Однако этот анализ неизменно проводится на самом высоком уровне, отвечающем критериям, заданным предыдущими томами данной серии. Естественно, что многие результаты отражают специфику восприятия английской письменной речи, отличающейся рядом особенностей орфографии и грамматики.

Работы, опубликованные в первых разделах книги, в полной мере отдают дань чрезвычайно популярному сегодня представлению о параллельной и распределенной обработке информации. В частности, в обзорной статье одного из основателей этого подхода Дж. МакКлелланда рассматриваются данные, свидетельствующие о влиянии лексического уровня на существенно более низкоуровневые процессы идентификации фонем и графем. Тем самым подтверждается вариант интерактивной трактовки процессов восприятия лингвистической информации, отличающейся от более традиционной трактовки, которая постулирует относительно автономные модули, или блоки, решающие свои собственные подзадачи. Среди большого числа статей, посвященных проблематике внимания и сознания, наибольший интерес вызывает статья Дж. Дункана, анализирующего классическую проблему глобальных и локальных компонентов зрительной обработки слова при чтении. Весьма подробно рассмотрены вопросы, связанные с зависимостью идентификации отдельных слов от статистической организации их микроструктуры — сочетаний букв и слогов.

Значительный интерес представляют также центральные разделы книги, посвященные исследованиям движений глаз и процессам фонологического кодирования при чтении. Работы такого рода важны прежде всего для правильной организации обучения чтению. Так, еще в начале нашего века были проведены интенсивные исследования, выявившие ряд особенностей процессов чтения у неопытных читателей,— проговаривание текста, большое количество возвратных движений глаз (регрессий), суженность поля зрения. На этом основании были разработаны методики обучения быстрому чтению, основанные на подавлении артикуляции, расширении поля зрения и устранении регрессий. Разумеется, логика построения подобных обучающих процедур является далеко не безупречной: появление регрессий может быть следствием, а не причиной плохого чтения. Ряд статей английских авторов, прежде всего А. Бэдделли и M. Колхерта, имеют прямое отношение к этому вопросу. Проведенные эксперименты и наблюдения за пациентами с дизлексическими нарушениями позволяют сделать вывод о том, что процессы фонологического кодирования продолжают играть существенную роль в понимании текста даже на продвинутых этапах формирования навыка чтения. Весьма информативными являются и результаты исследований движений глаз, показывающие, что эффективное поле зрения при чтении


 

170

 

всегда относительно невелико по разменам и к тому же асимметрично — более вытянуто вправо от точки фиксации.

В целом приведенные экспериментальные результаты свидетельствуют скорее о нежелательности введения процедур подавления артикуляции и регрессий на начальных этапах обучения чтению. Таким образом, рецензируемый том серии «Внимание и действие» представляет интерес не только для специалистов в области экспериментальной психологии и психолингвистики, но и для широких кругов педагогических психологов, непосредственно занимающихся созданием эффективных методик обучения чтению, а также формированию других когнитивных навыков.

 

Б.М. Величковский, И.В. Усачева

Москва