145
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СТАБИЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МНЕМИЧЕСКИХ
ХАРАКТЕРИСТИК ШКОЛЬНИКОВ
А.И. ФЕДОТЧЕВ, С.И. СОБОЛЕВА
В
исследованиях развития психофизиологических функции общепринятым является сравнение
нескольких возрастных групп испытуемых. Это позволяет характеризовать уровень
развития функций на отдельных этапах онтогенеза и наблюдать тенденции их
изменения с возрастом. Однако, ввиду того что
обследования каждой возрастной группы проводятся однократно, такой подход не
позволяет дать прямой ответ на вопрос о степени прироста показателей за
определенный срок и об условиях, определяющих эти изменения.
Возможность
прямого анализа изменений психофизиологических функций появляется при
использовании лонгитюдного метода, где одни и те же
испытуемые участвуют в повторных обследованиях, достигнув более
старшего возраста. При этом оказывается возможным не только
зарегистрировать конкретные величины показателей на разных этапах онтогенеза и
наблюдать степень их прироста с возрастом, но и проследить изменения,
происходящие во взаимоотношениях между индивидуальными психофизиологическими
характеристиками.
Еще одним
важным преимуществом описанного подхода является возможность исследовать
стабильность индивидуальных физиологических и психологических характеристик.
Повышенный интерес исследователей к этому вопросу, наблюдаемый в настоящее
время, определяется как теоретическими, так и практическими соображениями [3], [4], [8], [12].
Следует отметить, что в исследованиях стабильности различных психофизиологических показателей
используются, как правило, популяционно-генетический и близнецовый методы. В то
же время в литературе [7] указывается, что прямая проверка
стабильности индивидуальных характеристик может быть проведена только лонгитюдным методом, при их регистрации у
одних и тех же испытуемых через достаточно длительные отрезки времени. В
этом случае наличие значимой корреляции между величинами, полученными для одной
группы испытуемых при 1-й и 2-й регистрациях, будет свидетельствовать в пользу
их устойчивости.
В данной
работе основным объектом исследования была память испытуемых. В литературе мы
встретили лишь две работы, в которых проводились повторные обследования мнемических функций у одних и тех же исследуемых лиц. Однако в одной из них утверждение о постоянстве индивидуальных
характеристик памяти взрослых людей при повторных пробах делается без указания
конкретных результатов, методики и сроков проведения повторных обследований [4], а в другой приводятся результаты обследований младших
школьников с интервалом в два года [18]. В то же время
наибольший интерес представляет исследование изменения и стабильности мнемических функций у одних и тех же испытуемых на
более длительном отрезке времени. В частности, особый интерес представляют
обследования учащихся в начале и в конце периода школьного обучения (получение
данных о специфике мнемических характеристик, их
изменении за годы обучения и степени устойчивости показателей на протяжении
всего периода школьного обучения). Результаты таких обследований могут быть
использованы при решении задач разработки критериев профориентации, профотбора,
готовности к обучению в школе.
Данная работа
включала два последовательных обследования одной группы школьников — в I классе
и через девять лет — в Х классе. В ходе каждого эксперимента регистрировались
психофизиологические реакции, объем памяти, результаты выполнения задачи попарного сравнения стимулов и их непроизвольного
запоминания, учитывали успеваемость учащихся. Анализировались изменения
показателей за годы школьного обучения, взаимоотношения мнемических
характеристик с психофизиологическими показателями и успеваемостью учащихся в I
и в Х классах. Стабильность регистрируемых характеристик анализировалась
не только путем определения корреляций между величинами, полученными при первом
и повторном обследованиях, но и посредством выявления различий в мнемических показателях между подгруппами десятиклассников,
обладавших в I классе разными величинами объема памяти.
МЕТОДИКА
В
исследовании приняли участие 34 школьника (18 девочек и 16 мальчиков). Средний возраст
детей ко времени первого обследования составил 7,2 и 7,3 года соответственно.
Второе обследование было проведено через 9 лет 1 месяц.
146
Первоначально
у испытуемых определялся объем зрительной кратковременной памяти по
общепринятой методике. В каждой пробе им предъявлялись карточки (на 1—2 с каждая) с изображением различных
предметов, после чего картинки переворачивали обратной стороной. Количество
карточек увеличивали до тех пор, пока их воспроизведение по порядку было правильным (число карточек служило показателем объема
памяти).
Перед началом
и в ходе выполнения экспериментальных задач регистрировали электрическую
активность затылочной зоны коры головного мозга (ЭЭГ), кожно-гальванический
рефлекс по Тарханову (КГР), электрическую активность сердца (ЭКТ), а также
отметки включения и выключения стимулов и двигательные реакции испытуемых.
В первом и
втором обследовании испытуемые выполняли экспериментальные задания,
заключавшиеся в попарном сравнении стимулов. В ходе
первого обследования детям предъявляли по пять пар одинаковых и минимально
отличающихся по частоте ритмических световых раздражителей с межстимульными интервалами 6—60 с.
В случае равенства частот сравниваемых раздражителей
испытуемые реагировали нажатием на кнопку, сопровождая двигательный ответ
речевым.
В повторном
обследовании, предполагавшем более длительный анализ мнемических
показателей у старшеклассников, использовался более адекватный для них
вербальный материал. Путем предварительного опроса группы из 12 взрослых были
подобраны 30 слов, включающих равное число высокоассоциирующихся
по смыслу (например, зонтик-дождь) слабо ассоциирующихся (например,
дождь—орден) пар существительных. Отобранные слова предъявлялись по одному
каждые 10 с в такой
последовательности, чтобы попарное смысловое
сравнение каждого подаваемого стимула с предыдущим включало равное число
близких и далеких по смыслу пар. Слова предъявлялись либо на слух, либо
зрительно — в образном (штриховые рисунки) или письменном виде. Испытуемые
должны были сравнивать по смыслу каждое предъявляемое слово с предыдущим и
отвечать нажатием на кнопку при наличии ассоциативной связи между ними. В конце
второго обследования проводили опрос испытуемых, во время которого их
неожиданно просили воспроизвести запомнившиеся слова и дать ретроспективную
оценку общего количества предъявленных слов и отдельно слов, предъявленных на
слух, в образном и письменном виде. Цель такого опроса заключалась в получении дополнительных индивидуальных характеристик
непреднамеренного запоминания качества и количества стимуляции.
При обработке
результатов учитывали частоту альфа-ритма ЭЭГ,
выраженность КГР и частоту пульса в фоне изменения этих показателей при
выполнении задания в процентах по отношению к фону, а также показатели точности
ретроспективных оценок количества предъявленных стимулов, представляющие собой
абсолютные разности между действительными и сообщаемыми испытуемыми величинами.
Средний балл успеваемости вычисляли как среднее их годовых оценок по чтению,
письму и математике в I и по физике, химии, математике и литературе в Х классе.
Обработка данных проведена на ЭВМ «М 40—30» по программе, предусматривающей
вычисление средних, стандартных ошибок, уровня значимости различий (p) и
коэффициентов корреляции (r) между регистрируемыми
показателями.
При опросе,
проведенном перед началом повторного обследования, выяснилось, что большая
часть (73 %) подростков не помнят самого факта первого обследования. Воспоминания
остальных девяти испытуемых касались лишь некоторых незначительных деталей,
связанных с регистрацией электрографических реакций. Никто из них не смог
вспомнить экспериментального задания, выполненного в I классе. Таким образом,
полученные во втором обследовании данные не могут быть обусловлены сохранением
навыка, приобретенного во время первого эксперимента.
Из
табл. 1 видно, что за девять лет у школьников
существенно возросли объем зрительной кратковременной памяти и правильность
выполнения операций сравнения, увеличилась частота альфа-ритма
ЭЭГ, снизилась фоновая частота пульса. Существенные изменения произошли и в
реакциях вегетативной нервной системы на предъявление
экспериментальных задач. Если в I классе выполнение задания сопровождалось отрицательными
значениями показателей, т.е. снижением частоты пульса и выраженности КГР по
отношению к фону, то в Х классе, наоборот, эти величины возросли.
Что касается
взаимоотношении между величинами показателей при начальном и повторном
тестировании (табл. 1), то здесь значимые коэффициенты корреляции отмечены для
физиологических характеристик — частоты альфа-ритма
ЭЭГ и фоновых частоты пульса и выраженности КГР, а также для
147
среднего балла успеваемости.
Корреляция между исходными и повторными величинами реакции частоты пульса и
выраженности КГР на предъявление заданий практически отсутствовала. Важно
подчеркнуть, что низкая корреляция наблюдалась для величин объема памяти в I и
Х классах, а показатели успешности выполнения операции сравнения практически не
коррелировали между собой.
Таблица 1
Величины показателей, зарегистрированные у испытуемых при начальном (А)
и повторном (Б) обследованиях и коэффициенты
корреляции между ними (r)
Показатели |
А |
Б |
Уровень различий |
r |
Объем памяти (ед.) Количество правильных
сравнений стимулов (%) Фоновая частота сердцебиении (уд/мин) Изменение частоты пульса в
эксперименте, (%) Выраженность КГР в фоне (отн. ед.) Изменение КГР (%) Частота альфа-ритма (Гц) Средний балл успеваемости |
5,1+0,1 69,0+2,7 92,4+2,4 —5,1+0,9 7,0+0,6 —31,4+8,6 9,2+0,1 4,3+0,1 |
6,1+0,1 95,5+0,6 78,6+1,8 3,2+0,4 6,9+0,9 14,1+3,4 10,2+0,2 4,2+0,1 |
0,001 0,001 0,001 0,001 — 0,001 0,001 — |
0,18 —0,03 0,34* 0,04 0,43** 0,01 0,47** 0,50** |
Примечание: * р<0,05; ** р<0,01
С целью
определения взаимоотношений показателей памяти с психофизиологическими
характеристиками и успеваемостью школьников для каждого обследования были
просчитаны коэффициенты корреляции между этими величинами. При анализе матриц интеркорреляций прежде всего
следует отметить, что характер корреляционных зависимостей существенно меняется
с возрастом (табл. 2). Единственная значимая
корреляция и в I, и в Х классах — это корреляция между объемом памяти и
успеваемостью школьников.
Для
повторного обследования анализировались также дополнительные показатели —
уровень воспроизведения материала и точность ретроспективных оценок количества
предъявленных стимулов. Десятиклассники воспроизводили в среднем 16,6+0,7 слов
из 30 предъявленных в эксперименте. Абсолютные ошибки при оценке общего
количества стимулов составили 6,3±0,8 единиц. Из полученных корреляций
достоверными были корреляции уровня воспроизведения с объемом памяти (r =0,34; p<0,05) и отрицательная
корреляция ошибок ретроспективной оценки количества стимулов со степенью
изменения пульса при выполнении операций сравнения (r
= -0,41; p<0,05).
Таблица 2
Матрицы интеркорреляций показателей
для начального (А) и повторного (Б) обследований
№ п/п |
Показатели |
А |
Б |
||||||||||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 2 3 4 5 6 |
Объем памяти (ед.) Количество правильных сравнении стимулов (%) Изменение частоты пульса в
опыте (%) Изменение КГР в опыте(%) Частота альфа-ритма ЭЭГ (Гц) Средний балл успеваемости |
— |
12 — |
07 —04 — |
—02 —13 03 — |
—02 24 —18 —34* — |
55** 23 14 —15 24 — |
— |
10 — |
28 43* — |
13 25 02 — |
36* —19 —34* 02 — |
40* 18 40* 16 —13 — |
Примечание: нули и запятые в
коэффициентах корреляции опущены. * р<0,05;
** р<0,01.
Для ответа на
вопрос о взаимосвязи между величинами объема памяти первоклассников и мнемическими характеристиками,
148
регистрируемыми у этих же
испытуемых в Х классе, все испытуемые были разделены на две группы в
зависимости от объема памяти, зарегистрированного в I классе. Группы были равны
по численности, возрасту и соотношению полов, а исходные показатели объема
памяти составили у обладателей меньших и больших величин соответственно 4,7±0,1
и 5,6±0,1 карточек (p<0,001).
Таблица 3
Величины показателей в группах десятиклассников, обладавших при первом обследовании меньшими (А) и большими (Б) объемами памяти
Показатели |
А |
Б |
Уровень различий |
Объем памяти (ед.) Количество правильных
сравнений стимулов (%) Воспроизведение
экспериментального материала, предъявленного: в виде рисунков (ед.) в письменном виде (ед.) на слух (ед.) Абсолютные ошибки при
оценке количества стимулов, предъявленных: в виде рисунков (ед.) в письменном виде (ед.) на слух (ед.) |
6,0+0,1 95,4±0,7 5,0±0,3 5,4±0,4 5,3±0,3 3,7±0,5 3,0±0,4 2,6±0,3 |
6,2±0,1 95,5±0,7 6,1±0,4 5,8±0,4 5,6±0,3 1,9±0,4 2,6±0,4 3,0±0,4 |
— — 0,05 — — 0,02 — — |
Из табл. 3
видно, что несмотря на достоверное разделение
испытуемых по результатам тестирования объема памяти в I классе, при повторном
обследовании этих групп значимых различий между ними в объеме памяти не
наблюдалось. Отсутствовали различия и в правильности выполнения операций
сравнения. Что касается результатов воспроизведения экспериментального
материала и ретроспективной оценки количества стимулов, то здесь значимые
различия между группами отмечены лишь в отношении образного вида предъявления
материала. У десятиклассников, обладавших в I классе большими объемами памяти,
отмечается более высокий уровень воспроизведения и более точная оценка
количества стимулов, предъявленных в виде рисунков.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проведенные
обследования выявили становление за годы учебы ряда индивидуальных
психофизиологических и мнемических характеристик
школьников, сопровождаемое значительными перестройками во взаимоотношениях
между ними. Установлена существенная стабильность физиологических показателей и
балла успеваемости при нестабильности в целом мнемических
характеристик, для которых взаимосвязь между показателями начального и
повторного тестирования носит избирательный, модально-специфический характер.
Обнаружена
разница в количестве взаимосвязей показателей при первом и втором
обследованиях. Если у первоклассников эти взаимосвязи носят единичный характер,
то в Х классе они образуют систему, где отдельные характеристики значимо коррелируют с несколькими другими. Особого внимания
заслуживает наличие тесных взаимосвязей пульса с правильностью сравнения
стимулов, точностью ретроспективной оценки их количества и успеваемостью
десятиклассников. Увеличение относительно фона частоты
сокращений сердца и выраженности КГР при предъявлении задачи сравнения,
наблюдаемое у десятиклассников, можно рассматривать как адекватную реакцию
вегетативной системы на информационную нагрузку [5], [9]. Важно подчеркнуть, что такие реакции сопровождались у них
более эффективной произвольной и непроизвольной мнемической
деятельностью, а также более высокой успеваемостью как критерием успешности
учебной деятельности [3].
В литературе
имеются сведения о взаимосвязи между эффективностью мнемической
деятельности и частотой пульса, о важной роли вовлечения вегетативной
нервной системы в осуществление произвольных актов детей [10],
[16]. Сравнительный анализ характера и взаимосвязей реакций
сердца на экспериментальную задачу у школьников в I и в Х классах указывает
также на важную роль совершенствования с возрастом этих реакций в онтогенезе
памяти ребенка. Существенную роль в развитии мнемических
функций играет и становление электрической активности мозга, о чем
свидетельствует наличие у десятиклассников значимой
149
корреляции объема памяти с частотой
альфа-ритма ЭЭГ.
Таким
образом, можно предположить, что наблюдаемое у десятиклассников увеличение
объема памяти и правильность выполнения операций сравнения в значительной мере
обусловлены становлением электрической активности мозга, формированием тесных
взаимосвязей между отдельными психофизиологическими функциями, а также
совершенствованием реакций вегетативной нервной
системы на предъявление информации и ее более полноценным участием в разных
видах деятельности.
При
обсуждении возрастных изменений мнемической функции
высказывается мнение о том, что совершенствование памяти после дошкольного
возраста обусловлено не столько структурными изменениями в мозге, сколько
приобретением в процессе учебы различных мнемических
стратегий, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала [14], [17].
В этой связи
становятся понятными полученные в работе факты относительной стабильности
физиологических показателей при нестабильности в целом мнемических
характеристик детей. Действительно, стабильность физиологических показателей,
отмечавшаяся и в других работах [2], [7], [11], может быть обусловлена осуществлением с возрастом лишь
количественных изменений соответствующих функций, вследствие чего корреляции
величин начального и повторного их тестирования являются значимыми. Что
касается мнемических характеристик, то здесь наряду с
количественными структурными изменениями происходят
существенные качественные возрастные перестройки, отражающиеся в мнемических показателях десятиклассников. Это, очевидно, и
приводит к отсутствию значимых корреляций между величинами начального и
повторного тестирования объема памяти школьников.
Тем не менее при более детальном анализе мнемических
характеристик выявлена их избирательная стабильность: уровень запоминания
картинок в I классе, отражаемый индивидуальными показателями объема памяти,
определяет у десятиклассников уровень воспроизведения и точность субъективной
количественной оценки не всего предъявленного материала, а лишь стимулов
аналогичной модальности. Хотя в литературе есть указания на генетическую
обусловленность индивидуальных особенностей модально-специфической несловесной
памяти [6], выявленная избирательная стабильность мнемических характеристик связана, по-видимому, не только с
эффектом совпадения модальности. Главной причиной отмеченной избирательности
является совпадение характера запоминания картинок при определении объема
памяти в I классе с характером запечатления
экспериментального материала у десятиклассников.
Как известно,
для 6—7-летних детей характерно неполное участие второй сигнальной системы в
процессах восприятия новых сведений и воспроизведение информации на
неосознанном уровне [1]. Вследствие этого показатели объема
памяти у первоклассников могли в значительной степени отражать уровень
функционирования непроизвольной сферы запоминания и воспроизведения информации.
Этот же уровень, очевидно, отразился в показателях воспроизведения и оценки
стимулов у десятиклассников, поскольку запоминание экспериментального материала
у них происходило непреднамеренно, в ходе выполнения семантической задачи, а
при таких условиях запоминание самих стимулов и частоты их встречаемости
осуществляется непроизвольно, без участия сознания [13], [15].
Таким
образом, полученные данные позволяют предположить, что относительно
стабильными на протяжении
периода школьного обучения являются индивидуальные мнемические
характеристики, отражающие уровень непроизвольного запоминания
модально-специфической информации.
ВЫВОДЫ
1. От I до Х
класса у школьников происходит существенное возрастание объема памяти на
картинки и правильность выполнения операций сравнения, увеличивается частота альфа-активности ЭЭГ, совершенствуются реакции вегетативной нервной системы на предъявление
экспериментального задания.
2. Изменения мнемических и физиологических показателей сопровождаются
существенными перестройками в характере их взаимоотношений: к повторному
обследованию индивидуальные психофизиологические характеристики образуют
сложную систему взаимных связей, в которой отдельные показатели становятся
значимо коррелирующими с несколькими другими.
3. Выявлено
наличие достоверных корреляций между величинами начального и повторного
тестирований частоты пульса, выраженности КГР, частоты альфа-ритма
ЭЭГ, а также среднего балла успеваемости, свидетельствующее об устойчивости этих
показателей за период школьного обучения. Корреляции между величинами
начального и повторного тестирований объема памяти на картинки и правильность
выполнения сравнений
150
стимулов не достигают уровня
значимости, что свидетельствует о нестабильности исследованных показателей и
наличии их качественных возрастных изменении.
4.
Индивидуальные величины объема памяти первоклассников определяют уровень
непреднамеренного запоминания ими в Х классе модально-специфической информации.
1.
Воронин Л. Г., Коновалов
В. Ф. Электрографические следовые процессы и память. М., 1976. 164 с.
2.
Гавриш Н. В., Равич-Щербо
И. В., Шибаровская Г. А., Шляхта Н. Ф.
Индивидуальная ЭЭГ, ее онтогенетическая стабильность и
генотипическая обусловленность // Мозг и психическая деятельность: Сов.-финский симп.
/ Отв. ред. В.Б. Швырков и др. М.: Наука, 1984. С. 125—137.
3.
Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти
ребенка. М., 1980. 125 с.
4.
Горбунова Л. Д. Влияние
индивидуальных особенностей памяти на продуктивность решения оперативных задач
// Психол. журн. 1983. Т. 4. № 6. С. 106—108.
5.
Козлова Т. Н.. Стрюков
Г. А. Динамика изменении частоты сокращении сердца
при умственной нагрузке возрастающей интенсивности // Физиол. человека. 1979.
Т. 5. №3. С. 561—563.
6.
Михеев В. Ф. Роль генетических
факторов в формировании следовых реакции у человека // Журнал высш. нервн. деятельности им.
И.П. Павлова. 1979. Т. 29. Вып. 3. С. 510—517.
7.
Равич-Щербо И. В., Гавриш Н.
В., Шибаровская Г. А., Шляхта Н. Ф. Устойчивость
индивидуальных характеристик ЭЭГ в онтогенезе // Возрастные особенности
физиологических систем детей и подростков. М., 1981. С. 54—55.
8.
Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различии. М., 1979. 352 с.
9.
Станкус А. И., Соколов Е. Н. Реакции сердечного
ритма на информационную нагрузку // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 1. С. 55—61.
10. Федотчев А. И. Влияние
школьного обучения на развитие памяти ребенка // Вопр.
психол. 1980. № 4. С. 132—137.
11. Федотчев А. И.
Восприятие, репродукция и оценка времени у школьников // Вопр.
психол. 1984. № 1. С. 80—86.
12. Чуприкова Н. И., Ратанова
Т. А. Величина ощущений, объективные реакции организма на стимулы
возрастающей интенсивности и сила нервной системы // Психол. журн. 1983. Т. 4. № 6. С. 39—47.
13. Eich Е. Memory for
unattended events: Remembering with and without awareness // Met. and Cognit. 1984. V. 12. N 2. P. 105—111.
14. Fabricius W. V.,
Wellman Н. М. Memory development // J. Child Contemp.
Soc. 1983. V. 16. No 1—2. P. 171—187.
15. Greene
R. L. Incidental learning of event frequency // Mem.
and Cognit. 1984. V. 12. N 1. P. 90—95.
16.
17. Kee D. W.,
18. Kunzinger E. L. A
short-term longitudinal study of memorial development during early grade school
// Devel. Psychol. 1985. V. 21. N 4. P. 642—646.
Поступила в редакцию 20.III 1986 г.