Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

184

 

ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ» СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

 

Л.Я. ГОЗМАН

Москва

 

С 7 по 13 декабря 1987 г. в подмосковном поселке «Вербилки» была проведена школа-семинар молодых ученых по теме «Психологические аспекты социальных проблем». В ее работе приняло участие около 150 человек, среди которых значительную часть составляли выпускники факультета — молодые научные сотрудники и преподаватели вузов, работники практических учреждений — заводских психологических служб, психиатрических больниц, консультативных центров и т.д. из 18 городов СССР. Научное и организационное руководство школой осуществляла кафедра социальной психологии совместно с советом молодых ученых факультета психологии МГУ.

Целью данной школы было определение места профессиональных психологов в происходящих сегодня процессах перестройки, возможностей использования психологических методов, имеющихся на сегодня в нашем распоряжении, для работы в условиях меняющейся социальной реальности. Школа была необычна по форме проведения. Вместо лекций ведущих психологов факультета (за исключением вводной, прочитанной Г.М. Андреевой), как это было раньше принято, было организовано восемь лекций по, актуальным проблемам экономики, юриспруденции, педагогики, национальных отношений, литературного процесса и т.д., с которыми выступили такие известные специалисты, как А.М. Яковлев, В.И. Селюнин, Л.И. Попкова, С.И. Чупричин, А.В. Мудрик, Г.В. Старовойтова, К. Муздыбаев, А.Г. Вишневский. Лекции были исключительно насыщенными,

 

185

 

они вводили слушателей в практически незнакомую им проблематику, оказались весьма продуктивной базой для собственно психологических заседаний и во многом предопределили высокий гражданский дух школы.

Далее работа школы проводилась в рамках трех секций: «Актуальные психологические проблемы промышленного предприятия», «Психологические аспекты исследования и коррекции семьи» и «Психологические аспекты социальной активности личности». Каждая секция открывалась работой «круглого стола», стиль и форма проведения которого целиком определялись его ведущими. После «круглого стола» каждый участник школы мог предложить тематическую группу или семинар по проблематике секции. Тематические группы (всего в рамках школы их было проведено 15) работали как в форме тренинговых групп, так и в форме научных дискуссий. Все слушатели участвовали в этих параллельно проводившихся группах в соответствии со своими предпочтениями. В конце все проведенные в рамках данной секции группы обменивались опытом своей работы. Такая демократическая форма организации школы себя оправдала. Все те, кто обладал ценным и интересным для коллег опытом, имели возможность им поделиться, практически каждый мог высказаться. Можно предположить, что это в значительной степени предопределило хорошую психологическую атмосферу школы, о которой говорили многие участники.

Работа школы выявила ряд серьезных содержательных и организационных проблем современной советской психологической науки. Прежде всего необходимо констатировать, что психология не готова сейчас к осуществлению психологического анализа острых социальных проблем, стоящих перед страной,— отсутствует методический инструментарий, методы психологического воздействия, разрабатываемые в последние годы, не всегда релевантны новым задачам, у психологов нет, наконец, привычки и вкуса к социальной проблематике. В принятых школой рекомендациях говорится о целесообразности создания специальных советов, координирующих работу в данном направлении, проведения симпозиумов и т.д.

Большинство участников школы отмечали острый дефицит регулярного профессионального общения. Не исключено, что именно в этом кроется причина низкой продуктивности, «рыхлости» некоторых дискуссий: навыки профессионального обсуждения не возникают сами по себе, они нуждаются в формировании и постоянной тренировке. Стремлением к частичному преодолению этого дефицита и решению ряда других острых организационных проблем продиктована рекомендация о создании в стране ассоциации практических психологов. К настоящему времени проведено учредительное собрание ассоциации, идет работа по ее организационному оформлению.

Все участники школы-семинара были единодушны в том, что школы, посвященные психологическому анализу социальных проблем, следует проводить и в будущем.