Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

170

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ОБ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕНИЯ

 

О.Г. КУКОСЯН

Краснодар

 

Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. М.: Педагогика, 1987;

Общение и развитие психики / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 1986;

Теория и практика активного социального обучения / Под ред. Г.А. Ковалева, В.А. Кан-Калика. Грозный, 1986.

 

В последнее время в отечественной психологии началось фронтальное изучение феномена общения, причем изучение достаточно многоплановое и систематическое. Свидетельством этой работы, осуществляемой под руководством лаборатории проблем педагогического общения в школе и семье НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (зав. лабораторией А.А. Бодалев), являются и три рассматриваемые нами издания. Они посвящены трем чрезвычайно важным аспектам изучения общения: исследованию этого феномена в педагогическом контексте как фактора формирования и развития личности, оптимизации общения в различных педагогических системах (школа, семья и т.п.), разработке обучающих тренинговых и других социально-психологических систем, повышающих уровень компетентности личности в общении.

В сборнике «Общение и формирование личности школьника» рассматриваются разнообразные педагогические аспекты межличностного общения. Здесь представлена характеристика межличностного общения как фактора формирования личности, описаны экспериментальные исследования общения детей, даны конкретные практические рекомендации по оптимизации общения. При анализе той или иной группы явлений межличностного общения наиболее актуальные его характеристики связываются с возрастными зависимостями или свойствами той или иной педагогической системы. Так, например, специальная глава посвящена характеристике проявлений школьной дезадаптации на уровне общения у учащихся младшего возраста. В других главах этого сборника обсуждаются такие проблемы, как проявление доверительности в отношениях с окружающими, специфическая характеристика общения в ранней юности, особенности межличностного познания в общении школьников разных возрастов, что чрезвычайно важно для оптимальной организации ученического самоуправления. Специально ставятся вопросы организации эффективного общения учителя с классом, выделяются психологические условия и закономерности успешной деятельности, которые могут быть использованы и педагогом-практиком.

Несколько глав посвящены проблемам межличностного общения в семье. Здесь осмысливается мировосприятие ребенка на основе внутрисемейного общения и факторы, его формирующие, дается вероятная диагностика отношений родителей с младшими школьниками и подростками, показывается, как влияет процесс общения в семье на становление и формирование самосознания старшеклассников.

В сборнике «Общение и развитие психики» анализируются чрезвычайно актуальные вопросы влияния феномена общения на психическое развитие личности. Он открывается статьей Г.А. Ковалева и Л.А. Радзиховского, в которой основательно осмыслена сама постановка проблемы общения и детерминации психического в работах советских психологов. Здесь рассматриваются такие позиции, сложившиеся в психологической теории, как роль процессов общения в генезе и структуре психики, общение и деятельность. Феноменология общения тесно увязывается с важнейшими психическими феноменами

 

171

 

развития личности (подробно это развертывается в следующих статьях).

Важное теоретическое значение для разработки теории формирования личности и ее гармоничного развития имеет раздел сборника, посвященный исследованию роли общения со взрослыми в психическом развитии ребенка на протяжении первых семи лет жизни. Исследуются возрастные особенности психических функций в связи с коммуникативными характеристиками ребенка в раннем онтогенезе, этапы развития общения со взрослыми, другие аспекты развития и одновременно полифункционального влияния общения на процесс психического развития ребенка.

Специальный раздел сборника посвящен анализу природы школьного общения и его влияния на развитие личности ребенка. Сама постановка вопроса о социально-психологическом обеспечении процесса развития личности школьника в ходе обучения представляется чрезвычайно современной. С педагогической точки зрения, именно дефицит социально-психологического уровня взаимодействия учителя и учеников создает сложности в повышении эффективности качества учебно-воспитательного процесса. Этот раздел сборника открывается принципиальной для общего подхода к проблеме статьей Я.Л. Коломинского, в которой изучается сам процесс педагогического взаимодействия и его влияние на целостное развитие личности школьника. В реальную педагогическую плоскость переводит рассматриваемые в сборнике проблемы статья А.В. Мудрика «Воспитательные функции общения школьников». Остальные материалы этого раздела в той или иной степени осмысливают влияние общения на успешность развития детей в процессе обучения и воспитания в школе.

Значительный интерес представляет четвертый раздел сборника, который называется «Общение как психокоррекционный фактор в условиях психологического консультирования».  Здесь помещены материалы Г.А. Ковалева, Л.А. Петровской, А.С. Спиваковской, В.А. Смехова, посвященные разнообразным аспектам психокоррекции, диагностики и оказания психологической помощи учителям и родителям. Дается подробная характеристика групповых форм работы по повышению социально-психологической компетенции, описываются варианты коррекционного тренинга, осмысливаются возможности психологической коррекции общения младших школьников в игре. В целом этот раздел сборника представляет собой своеобразную психолого-педагогическую систему управления процессом оптимизации общения, в том числе и во внутрисемейных структурах.

Рецензируемые издания органично дополняют сборник «Теория и практика активного социального обучения». Судя по собранному здесь материалу, это издание задумано как систематическое постоянно информирующее общественность о процессе разработки проблем теории и практики активного социального обучения. Представляется логичной общая структура издания, в первой части которого рассматриваются теоретико-методологические проблемы активного социального обучения, во второй проблемы обучения педагогическому общению, в третьей вопросы организации социально-психологического тренинга на производстве.

В сборнике помещены и материалы по совершенствованию коммуникативной подготовки учителей (Т.С. Яценко, М.В. Кларин, К.Н. Боголюбов, Г.А. Бермус) и разнообразные данные о процессе и результатах социально-психологической подготовки руководителей (Ю.М. Жуков). Оригинально решается вопрос о формировании коммуникативной культуры учителя-словесника через социально-психологический анализ художественной литературы в статье В.А. Кан-Калика, В.И. Казана, подробная система подготовки руководителей тренинга для промышленности представлена X.X. Миккиным.

В качестве замечаний и пожеланий хотелось бы отметить следующее. Содержание рецензируемых книг в большей степени обращено на разработку прикладных проблем общения, что, конечно же, само по себе ново и крайне актуально для современного состояния дел в психологической науке. Вместе с тем хотелось бы, чтобы и теоретическая платформа этого важного научного направления формулировалась бы более конкретно и целостно, более основательно, нежели это прозвучало в настоящих изданиях. Некоторая фрагментарность и эклектичность теоретической позиции выразилась, в частности, в том, что заслуживающие самого пристального внимания данные эмпирических исследований и анализ опыта практической работы с людьми, с нашей точки зрения, еще не получили достаточно строгого, системного научного осмысления, питаются из разных и часто мало связанных друг с другом концептуальных источников. Ярче всего эта тенденция проявилась в сборниках «Общение и развитие

 

172

 

психики» и «Теория и практика активного социального обучения». В меньшей степени это выражено в монографии «Общение и формирование личности школьника», концептуальную основу которой составили теоретические положения, сформулированные в трудах Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева А.А. Бодалева и других. Тем не менее при всем различии научных и практических целей и задач, при некоторых недочетах теоретического порядка в рассмотренных нами изданиях отчетливо прослеживается общая мысль о превращении процесса общения в действенный фактор развития и формирования личности. В этом и состоит значимость и перспективность данных исследований.