Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

116

 

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

 

А.Д. АЛФЕРОВ

 

Психологическая компетентность — составная часть профессиональной подготовки учителя. Но ведь не секрет, что, будучи студентами вуза, нынешние учителя получают крохи знаний по психологии детей. Не спасает и практика работы в школе — так и не становятся они, говоря словами К.Д. Ушинского, естественными психологами. Руководители школ Ростовской области откровенно признают низкий уровень психологической компетентности большинства учителей, работа которых не ориентирована на учет психологических состояний детей, на своеобразие детских мотивов учения, труда и поведения, внутриколлективных отношений, что делает эту работу во многом формальной и порождает в школе негативные явления. В настоящее время, как отмечалось на февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС, вся система народного образования требует серьезной перестройки, которая обеспечит переход ее на новый качественный уровень.

Психологов, работающих в системе народного образования, не так много, поэтому наш долг — помочь всем учителям повысить свою профессиональную компетентность. К этому нас обязывает генеральная линия КПСС на повышение роли человеческого фактора в ускорении социально-экономического развития страны.

Профессиональную психологическую компетентность учителя, ее уровни можно изучать прежде всего по отзывам самих учителей о своей работе. Так, например, два года назад в облИУУ учительница математики из Миллеровского района рассказывала о том, как обучает учащихся умению выделять существенное. Это был педагогический взгляд на развитие мышления, сложившийся под влиянием теории оптимизации Ю.К. Бабанского. Теперь же решать педагогические проблемы без психологии эта учительница не может. Она использует и психологическую литературу для разработки уроков.

Лучшие учителя выступали на конференциях с докладами, в которых ясно выражена взаимосвязь обучения и развития. Учительница Л. Н. Кривощенова из г. Донецка (школа № 6) в своем докладе «Формирование творческого мышления у учащихся на уроках литературы» (1987 г.) связывала проблемы совершенствования методики преподавания этого предмета со знанием закономерностей психической деятельности учащихся. Она выделяла «способность восприятия и усвоения литературных и связанных с ними жизненных впечатлений, развитие умственных и эмоциональных реакций на содержание художественного произведения». Соответственно ею разработана такая система уроков, которая способствует возникновению новых образных представлений, развитию речи.

Как видно, движение за овладение психологией происходит на разных уровнях. Для того чтобы помочь каждому учителю превратить эту науку в инструмент практического действия, мы создали психологическую службу в школе. Предварительно на протяжении ряда лет (с 1981 г.) экспериментально изучали различные вопросы деятельности психологической службы без штатного психолога. Основной вопрос при этом был о целях и задачах этой службы. Понятие профессиональной психологической компетентности учителя еще не сформировалось окончательно, но существующим его рабочим определением мы уже пользуемся в практике. Оно включает: совокупность знаний, умений и навыков по психологии; четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности учителя; умение использовать психологические знания в работе с учащимися

 

117

 

умение видеть за поведением ребенка состояние его души, уровень развития его познавательных процессов, эмоциональной, волевой сфер, черт характера; способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребенком или коллективом детей и избирать рациональный способ общения; педагогически грамотно в течение долгого времени воздействовать на психику ребенка для его гармонического развития.

Несмотря на широту приведенного содержания, это рабочее понятие определяет границы применения способов и средств достижения главной цели — подготовку учителя для работы в современной школе. Такое определение мы взяли в основу методических рекомендаций по организации психологической службы.

Из главной цели, стоящей перед школой, и определения профессиональной психологической компетентности учителя вытекают задачи психологической службы: помочь учителям в повышении общей психологической грамотности, в привлечении психологии к решению педагогических задач; помочь овладеть доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса; опираться на психологию в психическом развитии учащихся, в преодолении недостатков их поведения. Эти задачи, как мы убедились на многих примерах, могут реализовать сами учителя, если они чувствуют ответственность за судьбу подрастающего поколения, если поверили в психологическую науку и увидели в ней резерв неиспользованных возможностей.

За пять лет работы психологической службы в школах Ростовской области прочитано много лекций по психологии детей, педагогической психологии. Появились не только отдельные учителя, но и целые педагогические коллективы, успешно опирающиеся в своей работе на психологическую науку (школа № 93 и 56 г. Ростова-на-Дону, школа № 10 г. Батайска, школа № 23 г. Новочеркасска, школа № 12 г. Каменска, школа № 5 г. Сальска и др.).

Сложилось представление о психологической службе в целом, ее структуре, целях и функциях отдельных звеньев. Не раз тема использования психологических знаний в организации помощи учителям, завучам звучала на августовских конференциях, совещаниях руководителей школ, на семинарах методистов. Создана секция «Психологическая служба в школе» при Ростовском областном отделении Педагогического общества. В педагогическом вузе введен курс лекций по деятельности психологической службы в школе. В настоящее время ощущается большая потребность учителей в психологических знаниях и умениях, идет процесс перестройки в их сознании и мышлении.

Опираясь на пятилетний опыт сотрудничества с органами народного образования, можно выделить несколько нерешенных проблем в создании системы повышения психологической компетентности учителей в рамках психологической службы.

Формы и методы пропаганды и внедрения психологических знаний. Мы не сторонники отказываться от традиционных, проверенных самой жизнью форм распространения научных знаний. Поэтому в достижении намеченной цели широко используем лекции по детской, возрастной и педагогической психологии. Они адресуются учителям непосредственно в школах и на курсах повышения квалификации, а также родителям на занятиях педагогического всеобуча. Организуются «круглые столы» для постановки и обсуждения актуальных проблем практической психологии. В Зернограде, например, при участии психолога областного ИУУ прошло заседание «круглого стола» по методической работе в школах на основе предварительной диагностики затруднений учителей.

Вместе с тем надо отметить, что лекции и другие формы распространения научных знаний выполняют в основном информативную функцию и до конца не могут реализовать намеченную цель: специалист знает, что надо делать, но не умеет применить это на практике. Поэтому мы все более решительно внедряем такие формы пропаганды психологических

 

118

 

знаний, которые завершились бы их применением в реальных ситуациях. Так, вместе с Каменским гороно мы пришли к выводу о необходимости занятий с директорами и завучами школ в виде деловой игры, чтобы научить руководителей психологическому анализу урока. Польза от этого очевидна: овладевая методикой такого анализа, директора, завучи школ ставят перед учителями новые вопросы, которые для своего решения требуют психологических знаний.

Накануне каждого занятия его участники получают разработку задания, где указана тема и цель занятия, а также психологические опоры, т.е. содержательный материал, который надо использовать при выполнении практического задания, и, наконец, излагается программа для самостоятельного наблюдения и анализа указанного фрагмента урока.

Занятия проводятся таким образом, что одни его участники выступают в роли директора, завуча, посетившего урок, другие — в роли критика, аналитика, методиста районе. Каждый со своих позиций ведет разбор урока. В работе участвуют и сотрудники кафедры психологии Ростовского пединститута, и методисты-психологи ИУУ. В своих выступлениях они поднимают теорию затронутого вопроса, помогают делать правильные выводы и обобщения. В целом занятия полезны не только практическим работникам школы, пополняющим свои знания в области психологии, но и ученым, методистам, имеющим возможность проверить эффективность тех материалов, которые предварительно разрабатывались ими. В итоге составляются методические рекомендации для органов народного образования по психологическому анализу урока.

В массовых мероприятиях, где участвуют десятки специалистов, трудно сразу выявить то положительное, что является следствием нововведения. Но уже теперь мы склонны рассматривать появление кабинетов психологической службы в школах как первый результат предпринимаемых усилий по внедрению психологической науки в практику. В школе № 12 г. Каменска создан такой кабинет. Инициатором его организации стала учительница математики Н.Ф. Колесникова. В кабинете собрана небольшая подборка литературы по психологии, газетные материалы о школьном психологе, диагностические методики по изучению школьников, результаты этой работы. По словам заведующего кабинетом, в нем постоянно работают учителя. Проведен конкурс на лучший кабинет психологической службы, победители его — школы № 12 г. Каменска, № 23 г. Новочеркасска, № 5 г. Сальска — отмечены денежными премиями Педагогического общества.

Методы изучения учащихся. Фактически учителя всегда изучают учащихся и используют полученные данные при организации учебно-воспитательного процесса, но одни это делают довольно грамотно, а другие — нет. Положительным примером является учительница Т.А. Аимбетова (г. Каменск, школа № 12), которая свою работу с новым четвертым классом, где было 40 учеников, начала так. Прежде всего она установила, что необходимой техникой чтения обладают 29 учеников, выразительно читают 17, контрольные диктанты удовлетворительно пишут 34. После ряда уроков развития речи большая часть учеников овладели определенным запасом слов и с помощью учителя могли проводить наблюдения за природой, животными и словесно описывать наблюдаемое, в меньшей степени они умели делить текст на смысловые части, составлять план, озаглавливать текст, пересказывать устно или письменно короткие сюжеты по плану. Для дальнейшей работы учительница наметила «на речевом материале развивать творческое мышление, вооружать мыслительными операциями (учить обобщать, конкретизировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, творчески мыслить)». Далее она разработала систему последовательных уроков и научила учеников находить главную мысль темы, определять тему «широкую», «узкую», «общую», соотносить целое и части и т.д. На заключительном

 

119

 

этапе вместе с учениками она составила памятку о том, как писать сочинение, которую использует всякий раз для изучения учащихся.

Нередко учителя испытывают трудности в выборе объекта исследования. В Основных направлениях реформы школы сказано о необходимости на протяжении всего периода обучения выявлять интересы и склонности детей, а также своевременно выяснять причины отставания в учебе и плохого поведения отдельных учащихся; говорится и о разработке наиболее эффективных путей устранения этих явлений. На это направляют свои усилия учителя. В первую очередь они хотят изучать те стороны личности, которые обеспечивают успешность учения (объем, полноту и качество знаний, умения и навыки грамотно писать, выразительно и бегло читать, быстро считать, работать со справочником, таблицами, картами, микропроцессорной техникой; познавательные интересы; умения применять знания на практике; особенности познавательных процессов; качество учебного труда) и характеризуют воспитанность школьников (коммунистическая идейность, патриотические качества, ответственность за результаты учения и труда; общая дисциплинированность; умение работать в коллективе; вежливость, уважительное отношение к другим людям, отношение к школьному имуществу, учебникам и к своему внешнему виду). Но соответствующими методиками они не располагают. В последнее время многие увлекаются социально-педагогическими методами (анкетирование, интервьюирование) и пытаются на основе полученных данных делать широкое обобщение. Думаем, что эта болезнь начального этапа становления системы психологической диагностики в школе постепенно пройдет. Мы со своей стороны стараемся, чтобы учителя не забывали и о преимуществах метода наблюдения, о его использовании в условиях прямого участия педагога в учебно-воспитательном процессе на уроке и во внеклассной работе. Соответственно пропагандируем роль и значение естественного эксперимента.

Особенно важно в настоящее время помочь учителям увидеть за учебными результатами, продуктами труда школьников, за их поведением мотивы, интересы, склонности, переживания, жизненные планы. Здесь особенно необходима связь с психологией, педагогикой, методикой преподавания. Мы широко освещаем идею применения методов контроля знаний учащихся (устный и письменный опрос, диктант, контрольная работа, составление плана ответа, решение задач) для оценки реальных учебных возможностей, степени развития познавательных процессов, волевых, эмоциональных и других сторон личности, черт характера. При четкой установке на диагностику и при длительном наблюдении психологически грамотный учитель с успехом использует имеющиеся у него сведения при проведении педагогического консилиума, при разработке системы мер по совершенствованию своей деятельности. В практику преподавания психологии в вузе мы ввели элементы социально-психологического тренинга. В будущем тренинг найдет свое место и в повышении психологической компетентности учителей.

Не меньшее значение в практической диагностике приобретает вопрос об источниках получения информации. С введением педагогического консилиума — весьма положительного явления в школьной жизни — произошло усиление нежелательной тенденции получения информации об учащихся только от учителей. Сейчас не менее важно знать, как относятся сами ученики, например, к отдельным учебным предметам. Благодаря этой дополнительной информации оценочные суждения учителей об учениках существенно дополняются, обогащаются, а иногда даже корректируются.

Коррекционная работа в школе. Для психологической службы в Ростовской области характерна коррекция недостатков развития до пределов нормы. С этой работой справляются многие учителя. Основой ее является реализация дидактического принципа индивидуального подхода, а в методике — дифференцированного обучения. Психологически грамотные учителя успешно

 

120

 

обучают школьников умению выделять главное, существенное. Известно, какую мыслительную работу приходится при этом выполнять ученику. Обычно в такого рода упражнениях участвуют все ученики, но в отдельных случаях они специально организуются для тех детей, у которых замечено некоторое отставание от желаемого уровня. В связи с этим все больше утверждается мысль о необходимости внеклассной работы по психологии, занятий психологического кружка, где бы учащиеся знакомились с психологической наукой, больше узнавали про себя, упражнялись бы в развитии отдельных психологических качеств своей личности. Для этого учителей надо обеспечить методическим пособием с разработками внеклассных занятий по психологии. Создание такого пособия начато на кафедре психологии Ростовского педагогического института.

Руководство психологической службой в школе. Описанная в данной статье работа носит общественный характер, она не ориентирована на руководство со стороны специалиста-психолога. Обозначились основы такой службы. Инициатором ее создания обычно является завуч школы или один из учителей. Поскольку использование психологических знаний специфично в работе учителей и в деятельности школьных детских организаций, у школьного психолога появляются помощники в лице руководителей методических объединений, организаторов внеклассной и внешкольной работы, старшего пионервожатого. Образуется ядро коллективного общественного органа для реализации целей психологической службы. Такую структуру мы впервые наблюдали в школе № 10 г. Батайска, сейчас так же организована работа в школе № 23 г. Новочеркасска и ряде школ г. Каменска. Создание психологической службы поддерживают Ростовский облоно, ИУУ и педагогический институт.

Между кафедрами психологии ИУУ и пединститута существует тесная связь. Взаимоотношения, касающиеся работы по созданию школьной психологической службы, осуществляются на договорной основе. Совместно разрабатываются методические материалы, пропагандируются психологические знания, проводятся занятия в школах. Педагогическое общество объявляет ежегодный конкурс на лучший кабинет психологической службы в школе, проводит семинары с руководителями первичных организаций общества по созданию психологической службы.

Таким образом, для повышения психологической компетентности учителей требуется определенная работа и обоюдная заинтересованность психологов, работников народного образования и, самих учителей. Начинать деятельность психологической службы в школе мы рекомендуем с организации семинара. В нем должны участвовать все работники. Цель семинара — психологически подготовить коллектив для новой работы. Свои первые занятия мы, например, проводили по такому плану: 1) психологическая наука — важнейший резерв повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса; 2) затруднения учителей в психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса в школе; 3) опыт учителей по использованию психологической науки в школьной практике, в системе психологической службы.

Для проведения семинара важно держать связь с кафедрой педагогики и психологии педагогического института. Консультации, советы, рекомендации сотрудников кафедры помогут на начальном этапе организовать психологическую службу, преодолеть определенные трудности психологического и организационного характера.

 

Поступила в редакцию 10.VI 1987 г.