Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

186

 

К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.С. ЛЕЙТЕСА

 

Исполнилось 70 лет Натану Семеновичу Лейтесу. Более 40 лет из них он успешно работает в области дифференциальной и возрастной психологии. Будучи одним из ближайших учеников и сотрудников Б.М. Теплова, Натан Семенович многое сделал для обоснования и дальнейшей разработки его идей. Весьма значимыми в этом плане были работа Н.С. Лейтеса «Опыт психологической характеристики темпераментов» (1956), а также созданная им экспериментальная методика «двигательного последействия», получившая в свое время широкое распространение в психофизиологии.

Кардинальное направление научного творчества Н.С. Лейтеса — разработка концепции детской одаренности и развития способностей ребенка. Однако его труды имеют более широкое значение — они фактически выявляют сложную диалектику психического развития ребенка. Отдавая должное роли воспитания в детском развитии, автор вместе с тем на большом фактическом материале опровергает механистическое представление о процессе развития, которое ставит знак равенства между развитием и формированием либо сводит процесс психического развития к «присвоению» им внешнего социального опыта. Продолжая идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова о детском развитии, Н.С. Лейтес стремится выявить внутренние потенции ребенка, изучить характер его внутренней активности, он показывает, что восхождение ребенка по «возрастной лестнице» представляет собой подлинную перестройку сложившихся ранее свойств (1985). Сформулированные им гипотезы — не результат абстрактного теоретизирования, они обоснованы данными конкретно-психологического исследования, которое затрагивает различные стороны детского развития.

Прежде всего это развитие детской одаренности. Автор показал роль проявляющейся у ребенка склонности к труду как фактора одаренности, создал оригинальную типологию развития умственных способностей ребенка. Сформулированный Н.С. Лейтесом в 1960 г. в книге «Об умственной одаренности» вывод о том, что основной путь развития детской одаренности лежит через пробуждение и воспитание собственной активности растущего человека, его познавательных и созидательных потребностей, звучит настолько актуально, как будто книга написана сегодня, в период демократизации школы и развития педагогики сотрудничества.

Важной вехой в научном творчестве Н.С. Лейтеса явилось изучение индивидуального стиля умственной деятельности школьников. Используя разработанный им метод сравнительных характеристик, основанный на длительном изучении детей, автор убедительно показал, как много может дать психолог-исследователь не только педагогической теории, но и учительской практике: материалы проведенных им наблюдений помогали проникать в сущность педагогического явления, предостерегали от шаблона в оценках и мнениях, учили умению видеть в как будто бесспорных достижениях и теневые стороны, мешающие максимальному развитию успеха, так же как в явных на первый взгляд недостатках замечать то положительное, что при активной помощи воспитателя может привести к оптимальному раскрытию потенциальных возможностей школьника.

Весьма перспективными для разрабатываемой Н.С. Лейтесом научной концепции явились циклы исследований, посвященные возрастному подходу к способностям, а также проблеме соотношения возрастного и индивидуального в детском развитии. Исследование этих проблем было

 

187

 

подытожено в его докторской диссертации (1970), в книге «Умственные способности и возраст» (1971), а затем продолжено в последующих работах (К проблеме сензитивных периодов психического развития ребенка. 1978; Способности и одаренность в детские годы. 1984; Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника. 1985; ряде других).

Придавая большое значение принципу неравномерности возрастного развития, исследователь обстоятельно рассмотрел проблему детской сензитивности и показал, что каждый возрастной период имеет свои особые возможности развития, а переход от одного периода к другому связан не только с приобретениями (1971).

Существенным в концепции Н.С. Лейтеса является положение о роли активности и саморегуляции в процессе формирования способностей. Он проследил возрастные тенденции изменения активности и саморегуляции на разных этапах, показал их противоречивое диалектическое единство. Согласно его концепции, с переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки не только «надстраиваются» над предыдущими, но и вытесняют их. Весьма значимым является вывод о том, что быстрый подъем умственных способностей имеет в своей основе сближение, а затем и совмещение во времени особенностей сензитивности настоящего и последующих возрастных периодов.

Красной нитью через все научное творчество Н.С. Лейтеса проходит идея соотношения возрастных и индивидуальных факторов развития, которая, по убеждению исследователя, является ключевой проблемой, позволяющей проникнуть в сущность психологической природы умственных способностей ребенка.

Н.С. Лейтес чрезвычайно много сделал для решения этой проблемы. Его труды оказали заметное влияние на развитие советской детской психологии. Работы Натана Семеновича известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Для них характерно (что встречается не часто) органическое единство глубокого теоретического анализа, богатства эмпирического материала, простоты изложения. Н.С. Лейтес — признанный мастер анализа «живой жизни», его книги имеют большое значение для педагогов-практиков: наряду с рассмотрением фундаментальных проблем детской психологии они содержат богатейший материал об индивидуальных и возрастных особенностях детей, дают наглядное представление о том, как надо изучать ребенка, наблюдать за ним, анализировать полученные факты.

Н.С. Лейтес — активный пропагандист психологической науки, он участвовал в подготовке учебника психологии для средней школы, является автором глав учебника для пединститутов, редактировал и готовил к печати двухтомник избранных произведений Б. М. Теплова (1985).

Весь творческий научный путь Н.С. Лейтеса связан с НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, коллектив которого высоко ценит его как талантливого ученого, прекрасного воспитателя научной молодежи, человека глубоко принципиального и вместе с тем чуткого, внимательного, в высшей степени доброжелательного.

Свой юбилей Натан Семенович встречает в расцвете творческих сил.

Советская психологическая общественность горячо поздравляет Натана Семеновича Лейтеса с юбилеем, желает ему здоровья и новых творческих успехов. Редколлегия и редакция журнала присоединяются к этим пожеланиям.