Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

171

 

ПАМЯТИ БЛЮМЫ ВУЛЬФОВНЫ ЗЕЙГАРНИК

 

Советская психологическая наука понесла тяжелую утрату. 24 февраля 1988 г. скончалась Блюма Вульфовна Зейгарник — замечательный человек, крупный ученый, чье имя навсегда вписано в золотой фонд мировой психологии, основатель отечественной школы экспериментальной патопсихологии, доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета.

Б.В. Зейгарник родилась 9 ноября 1900 г. В 1927 г. она окончила Берлинский университет. Годы ее профессионального становления были годами расцвета экспериментальной психологии: В. Келер, М. Вертгеймер, К. Левин определяли атмосферу творческого поиска, бескорыстного научного энтузиазма, свободных дискуссий. Свою первую научную работу Б.В. Зейгарник выполняла под руководством Курта Левина — блестящего теоретика и экспериментатора в области психологии личности, одного из самых выдающихся психологов XX столетия.

Дипломная работа Б.В. Зейгарник, посвященная эффективности запоминания завершенных и незавершенных действий, вошла в мировую психологию как одно из классических исследований, установивших важный закон функционирования психики человека. Феномен (или эффект) Зейгарник — преимущественное запоминание неоконченных действий — в дальнейшем исследовался психологами многих стран мира. Идеи и экспериментальные приемы, родившиеся в тот берлинский период в совместной творческой деятельности учеников и последователей К. Левина (Ф. Хоппе, Т. Дембо, Г. Биренбаум), оказали влияние на всю последующую научную биографию Блюмы Вульфовны.

С 1931 г. Б.В. Зейгарник работала в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины (ВИЭМ) вместе с Л.С. Выготским, развивая культурно-исторический подход к изучению патологии психической деятельности человека.

В годы Великой Отечественной войны Б.В. Зейгарник вместе с группой видных советских психологов (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Я. Рубинштейн и другие) работала в нейрохирургическом госпитале на Урале, принимала активное участие в практической работе по восстановлению психики и трудоспособности бойцов, перенесших тяжелые черепно-мозговые травмы.

В дальнейшем Б.В. Зейгарник, сотрудничая со многими учеными-психологами и психиатрами (А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, А.С. Шмарьен и другие), возглавила новое направление психологической науки — патопсихологию. Руководимая ею после смерти Л.С. Выготского лаборатория патопсихологии сначала в ВИЭМ, а затем в Институте психиатрии МЗ РСФСР стала научно-исследовательским центром по разработке проблем патологии психики при душевных заболеваниях, а также методическим центром по подготовке и повышению квалификации специалистов-патопсихологов. В течение ряда лет Б.В. Зейгарник с группой сотрудников лаборатории осуществляла комплексное изучение нарушений познавательной деятельности при психических заболеваниях.

В исследованиях Б.В. Зейгарник экспериментальная психология стала инструментом, методом обоснования деятельностного подхода к изучению психики человека; она провела экспериментальную верификацию ряда фундаментальных идей, развиваемых классиками отечественной психологической науки — Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном. В конкретных экспериментальных исследованиях Б.В. Зейгарник и ее сотрудников было раскрыто положение о мотивационной опосредованности нарушений познавательной деятельности при аномалиях личности и таким образом теоретически и методически обоснован принцип изучения личности через анализ структуры и динамики познавательной деятельности.

Большое значение для развития методологических и прикладных аспектов отечественной патопсихологии, определения ее предмета имели разработка задач и принципов построения патопсихологического эксперимента, учет влияния мотивации и отношения больного к ситуации эксперимента

 

172

 

на продуктивность и сам процесс его познавательной активности.

Другое направление работ Б.В. Зейгарник и ее сотрудников позволило подойти к проблеме генезиса и динамики формирования патологических потребностей, структуры нарушений иерархии мотивов, их опосредованности, осознанности и подконтрольности. В последние годы Б.В. Зейгарник много внимания уделяла изучению регулирующей функции самооценки и уровня притязаний при различных формах делинквентпого поведения и пограничных расстройствах.

Наряду с научно-исследовательской деятельностью, начиная с 1940 г., Б.В. Зейгарник вела педагогическую работу в МГУ, сначала на психологическом отделении философского факультета, затем на кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии. Благодаря ее активной педагогической и организационной деятельности оказалось возможным организовать систематическую подготовку специалистов по патопсихологии не только в Московском университете, но также и в других вузах нашей страны. Многочисленные ученики Блюмы Вульфовны успешно работают в области патопсихологической диагностики и экспертизы в клиниках и лабораториях нашей страны.

Большое значение для профессиональной подготовки кадров патопсихологов имели научные и учебно-методические публикации Б.В. Зейгарник «Нарушение мышления при психических заболеваниях» (1957), «Патология мышления» (1962), «Введение в патопсихологию» (1969), «Личность и патология деятельности» (1971), «Основы патопсихологии» (1973), «Патопсихология» (1976, 1981), «Теория личности в зарубежной психологии» (1982).

Б.В. Зейгарник была выдающимся ученым, блестящим лектором, много времени и душевных сил отдавала воспитанию молодого поколения психологов. Ее лекционные курсы неизменно собирали самую широкую аудиторию и пользовались огромной популярностью и любовью слушателей.

Много сделала Б.В. Зейгарник для популяризации и более глубокого ознакомления советской научной общественности с трудами ведущих зарубежных исследователей в области психологии личности. Данью памяти и верности своему великому учителю являлись ее лекции, а затем и монография, посвященная изложению и анализу теории личности Курта Левина.

Не слишком обласканная официальными почестями Блюма Вульфовна Зейгарник была удостоена одной из самых почетных международных наград — премии им. Курта Левина. Ее имя широко известно за пределами нашей страны, ее книги переведены на многие иностранные языки, воспитанные ею патопсихологи с благодарностью вспоминают о ней во многих странах мира.

Крупный ученый, много сил и энергии отдавший становлению патопсихологии как особой области психологической науки, Блюма Вульфовна Зейгарник прожила долгую, но далеко не безоблачную жизнь: это была жизнь-борьба, жизнь-преодоление, жизнь-поиск. Мужественная и жизнелюбивая, самоироничная и терпимая, душевно щедрая и открытая всему истинно прекрасному в мире — в науке, искусстве, человеческих отношениях, Блюма Вульфовна была искренне любима и почитаема психологами разных поколений.

Незаурядность ее личности, бесконечная теплота и отзывчивость останутся навсегда в памяти тех, кто имел счастье жить и трудиться рядом с Блюмой Вульфовной Зейгарник.