Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

165

 

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А.С. МАКАРЕНКО И ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

С.П. ТИЩЕНКО, А.В. ФУРМАН

Киев

 

Психология: Респ. науч.-метод. сб. / Отв. ред. Л.Н. Проколиенко. Мин-во просвещения УССР. НИИ психологии УССР. Киев: Радянська школа, 1988. Вып. 30. 112 с. (на укр. яз.)

 

Раскрытию психологических аспектов творческого наследия выдающегося советского педагога А.С. Макаренко, 100-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, посвящен тематический сборник, подготовленный украинскими психологами.

В центре педагогической концепции А.С. Макаренко стоит личность ребенка как субъекта жизнедеятельности. Опережая время, педагог-новатор внедрил в практику коммунистического воспитания основные диалектико-материалистические принципы управления общественно значимой активностью ребенка и доказал, что духовное развитие личности опосредствовано ее собственной деятельностью, т.е. что ребенок является не только объектом, но и субъектом воспитательного процесса. Авторы сборника раскрывают это положение на основе новейших данных о социальной детерминации внутренних противоречий в процессе развития личности и условий их преодоления самим ребенком в результате проявления им собственной активности.

А.С. Макаренко считал, что воспитатель должен стремиться познать человека таким, каков он есть, во всей полноте его проявлений. Глубокое марксистское понимание выдающимся педагогом общественной сущности личности и движущих сил ее развития, гуманный подход к «выброшенным в канаву» детям с искалеченными душами помогли А.С. Макаренко выработать новую, своеобразную стратегию их воспитания, подчеркивают в передовой статье Л.Н. Проколиенко и Д.Ф. Николенко. В основе этой стратегии были не «сладкая жалостливость», не «сахарное желание» сделать таким детям что-то приятное, а неуклонная требовательность и твердость в сочетании с глубоким уважением и доверием, актуализацией едва теплящихся положительных качеств в характере воспитанника и непримиримая борьба с отрицательными.

Материал сборника свидетельствует о том, что потенциал творческого наследия выдающегося педагога на сегодняшний день еще далеко не исчерпан, изучение его стимулирует процесс осмысления важнейших условий, путей, методов и средств формирования личности советского человека, способного самостоятельно ставить и решать ответственные задачи в период перестройки и обновления общества.

В статьях раскрывается роль общественно полезной и одновременно субъективно значимой деятельности ребенка в процессе гармонического развития его как личности. В свете идей А.С. Макаренко и с позиций, разработанных ведущими советскими учеными (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), очерчены принципы деятельностного подхода к воспитанию личности ребенка (И.Д. Бех, О.А. Никуленко); освещен ряд психологических факторов, способствующих становлению прогрессивных личностных структур, а именно: умение педагога создавать в жизни каждого ребенка и коллектива в целом такие проблемные этические ситуации, которые порождают в психике детей внутренние противоречия и побуждают решать эти противоречия на нравственной основе; авансирование доверия ребенку и формирование у него уверенно-оптимистических личностных ожиданий по отношению к окружающим; совершенствование «техники» реализации воспитательных воздействий, предусматривающей их системность, последовательность, меру выражения, способы трансляции и, в частности, дозирование экспрессивных проявлений в процессе общения педагога с воспитанниками, а также ряд других факторов, которые повышают эффективность воспитательного воздействия на ребенка в процессе формирования его личности (В.К. Котырло, С.Е. Кулачковская, С.П. Тищенко).

Система взглядов на развитие личности ребенка в коллективе лежит в основе целого ряда статей сборника. Л.В. Копец, В.Ф. Моргун и О.Н. Пельтик конкретизируют идеи А.С. Макаренко о диалектическом единстве развития личности и коллектива; всестороннему психологическому анализу подвергается системообразующее свойство в развитии коллектива - его многомерность. Представленные данные убедительно свидетельствуют о том, что многомерность структурно-функционального развития личности закономерно обусловливается многомерностью развития коллектива. В свете идей А.С. Макаренко о перспективных линиях развития рассмотрены актуальные вопросы формирования

 

166

 

коллектива и воспитания сознательной дисциплины учащихся (Б.А. Ильюк), раскрыты психологические факторы идеологического воздействия на молодежь (Т.Н. Малкова).

Эффективность воздействия коллектива на личность основывается на достижении гармонии общих и личных целей - эта установка А.С. Макаренко связана с раскрытием психологических механизмов формирования социально значимых качеств личности. М.И. Боришевский и М.Т. Дригус показывают влияние отношений ответственной зависимости в коллективе школьников на развитие требовательности ребенка к себе.

В период перестройки, демократизации и гласности особое значение приобретает воспитание способности к критике и самокритике. Как известно, А.С. Макаренко уделял много внимания критике как фактору становления детского коллектива. В статье С.А. Король и С.Д. Максименко показано, что критика в педагогической системе А.С. Макаренко выступает важным средством воздействия общественного мнения на формирование ученического коллектива, тонким инструментом воспитания личности в коллективе и коррекции случаев отклоняющегося поведения.

Особо актуальными с точки зрения задач, поставленных февральским (1988г.) Пленумом ЦК КПСС, представляются требования А.С. Макаренко к содержанию и организации трудового обучения и воспитания. Психологические аспекты трудовой подготовки молодежи в связи с реформой школы рассматривают В.А. Моляко, В.В. Рыбалко, С.И. Николаенко. Авторы акцентируют внимание читателя на том, что труд должен быть значимым для учащихся, т.е. соответствовать их реальным жизненным ценностям, побуждать к творчеству, выступать источником познания и радости. Следует подчеркнуть, что богатство идей А.С. Макаренко о роли и месте производительного труда в процессе становления всесторонне развитой личности требует более полного и глубокого освещения с сегодняшних позиций. В сборнике вопросы трудового обучения и воспитания в свете идей А.С. Макаренко представлены явно недостаточно.

Наряду с развитием у детей социально ценных личностных качеств в педагогической системе Макаренко большое внимание уделяется формированию коммуникативных способностей, средствам эффективной регуляции взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. В.Л. Зливков, В.Ф. Маценко, развивая творческое наследие А.С. Макаренко, вносят определенный вклад в психологию коммуникативной деятельности: они предлагают методики формирования педагогического общения учителя с учащимися в учебно-воспитательном процессе. В.Ф. Олийнык исследует функциональные характеристики речи, обеспечивающие оптимальный уровень воздействия педагога на воспитанников.

Продуктивный сравнительный психологический анализ теории и практики воспитания трудных подростков в современной школе проведен В.А. Татенко. Материалы, посвященные вопросам взаимодействия школы и семьи в качестве фактора становления подрастающей личности, изложены в статье А.В. Киричук, А.К. Дмитренко. Особый интерес представляют разработанные М.И. Алексеевой типология семейного воспитания и рекомендации педагогам по оказанию конкретной помощи родителям в воспитании детей и коррекции отклонений в их развитии.

Наследие выдающегося педагога открывает широкие перспективы для формирования личности как неповторимой индивидуальности — такой вывод сделан в статье А.Т. Губко.

В целом сборник дает представление о том, какую важную роль играет творческое наследие А.С. Макаренко в осмыслении кардинальных вопросов психологии формирования подрастающей личности, и стимулирует специалистов к их дальнейшей разработке.