Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

153

 

ОБ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА

 

А. ГОРАЛЬСКИ

 

В сообщении, опубликованном в «Вопросах психологии» (1986. № 5) под тем же названием, мы выделили вопросы: об основе творчества, о сути творчества, о познавании творчества, об определении творчества, о методе творчества, о методе создания методов творчества, об успехе в передаче творческого опыта.

Оказалось, что вопрос об основе творчества дискуссионен. Вопрос о сути творчества в некоторой степени разъяснен: мы показали возможность и полезность разнообразия подходов к поиску сути творчества.

В настоящем сообщении мы отвечаем на два существенных для исследования творчества вопроса, а именно: 1) как познается творчество; 2) что возникает в сфере понятий с применением нашего подхода.

Познавая вещи сложные и, может быть, изменчивые (их пример — творчество), необходимо поступать так: добровольно и сознательно отказываться от попыток охвата вещи как таковой (на уровне дефиниции это выразится отказом от намерения найти определение, завершающее поиск; напомним, что мы придерживаемся выдвинутого нами принципа комплементарности), искать возможно большее количество взаимонезависимых подходов к познаваемой вещи (это выражается согласием на частичные определения; для этого их необходимо получить много с тем условием, чтобы каждое следующее вносило существенно новое содержание в предыдущее).

Перейдем к рассуждениям о познании творчества.

Описательный подход. Легко заметить, что само собой напрашивающийся ответ на вопрос «Что это такое — творчество?» такой: «Творчество есть новое». Однако нетрудно найти пример, показывающий недостаточность этого определения. Возьмем некую искусственную фразу: авва ваав, ав ва аа. Это — новое, но это не проявление творчества. Здесь не хватает для этого возможности признать фразу ценной. Значит, творческое это новое и ценное. Нетрудно привести множество примеров, показывающих правильность этого утверждения. Вот ребенок, который впервые находит для себя способ сказать матери: «Мама». Он творец? Ни малейшего сомнения! А в чем же выражено творчество? Именно в том, что достигнуто новое, а также в том, что это новое ценно и для творящего субъекта, и для всех участвующих в этом событии лиц.

От предпосылок деятельности. Каковы общие предпосылки любой деятельности? Деятельность должна быть необходимой и возможной (Цацковский).

Категория необходимости находит свое отражение в ощущении потребности; категория возможности проявляется в существовании запаса, излишества, избытка чего-то, что можно использовать в деятельности. Необходимость находит свое отражение либо в том, что человек ощущает какую-то жизненную потребность, т.е. нужду приобрести витальную ценность, либо в том, что это ощущение связывается с гуманистической ценностью (добро, правда, красота).

Далее проанализируем категорию возможности. Если все, что необходимо для деятельности, есть, значит, дана актуальная возможность. Если же возможность такого рода существует только в принципе и нужны еще дополнительные усилия, чтобы перевести ее в актуальную, мы говорим о потенциальной возможности.

Соединяя попарно выделенные альтернативы, мы получаем общую форму четырех соединений: деятельность направлена на достижение Х ценности, предпринимаемая в условиях Y возможности. Но только одно из этих соединений можно обоснованно связать с творчеством: деятельность всегда является творческой, когда направлена на достижение гуманистической ценности и предпринята в условиях недостаточности средств. Вот пример. Знает ли поэт, пытающийся заключить в стихотворении, в небольшом количестве слов, нечто существенное и значительно обогащающее человека, как это сделать? Нет, сначала знает только, что этого хочет, что должен исполнить долг и найти словесные средства, передающие другим его собственную правду. Находит их. Стихи есть. Творчество завершено. Его суть, очевидно, исчерпана определением: приобретение гуманистической ценности и преодоление недостатка средств.

Творчество — это средство. Оно, нет сомнения, является средством самовыражения. Но также и средством самореализации. И в не меньшей мере средством самосохранения.

Это все верно. Главное нам кажется в том, что творчество есть основное средство преодоления человеческих ошибок, например в техническом творчестве. Нетрудно заметить, что смысл всякого или почти всякого изобретения состоит в исправлении ошибок,

 

154

 

допущенных в предшествующем изобретении.

 

*

 

Необходимо, таким образом, принять в равной степени те стороны творчества, которые связаны с приобретением нового и ценного, и те, которые связаны с исправлением ошибки. И та и другая стороны творчества содержат положительное.

Какую же основную форму придает человек преодолению ошибки, пережитой ранее как завершение творчества? Мы думаем, что правильный ответ, несущий очередное частичное определение творчества, таков: завершение бывает творческим тогда, когда его суть можно описать как алгоритмизацию неалгоритмизуемого. Что под этим подразумевается? Хотя бы то, что существует такая область знания, как праксеология (Т. Котарбински), возникшая, подобно всякой методологии, как результат совместного стремления предупредить ошибку неэффективности действия созданием инструкции, безошибочность которой известна и может иметь вид алгоритма.

Не всякое творчество рождает алгоритм, но всякое после своего осуществления содержит элемент алгоритма: завершение можно повторить, а его содержание установить и сообщить другому.

Четыре предыдущих определения творчества были получены, так сказать, «здесь и сейчас». Возникает вопрос: можно ли, рассматривая творчество, как-то «углубиться во время»? Свяжем творчество поочередно с прошлым, будущим и настоящим.

В чем суть связи творчества с прошлым? Нам кажется, в диалоге Мастера с прошлым. С этой точки зрения рассмотрим творчество педагога. Его обязанность — это передача ученикам достояния минувших поколений, осуществляемая определенными собственными средствами. Что составляет ядро этих средств? Оно — в том виде творчества, в котором педагог, будучи выразителем настоящего, осуществил своеобразный диалог с прошлым, выбирая для своей передачи именно то, что одновременно воспринимается как необходимое и желаемое. Переходя к связи творчества с будущим, выразим это так: творчество — это попытка формировать будущее (например, творчество политика, юноши, переживающего период «бури и натиска»). И наконец, творчество, воспринимаемое в перспективе и прошлого, и будущего, коренным образом касается настоящего.

Размышляя над этим, мы рано или поздно приходим к убеждению, что очень существенный, если не самый главный, свой аспект творчество находит в том, что оно есть осуществленное — усилием индивида и в то же время коллективным напряжением сил — бытие.

Таким образом, мы выдвинули и раскрыли, исходя из принципа комплементарности, семь разных и вместе с тем взаимодействующих определений творчества. И это не предел. Во-первых, потому, что мы не представили всех, уже полученных нами определений. Во-вторых, потому, что, согласно принципу комплементарности, такой поиск, как наш, никогда не кончается. И в-третьих, потому, что творчество творит самое себя, значит, и объем, и содержание этого понятия есть и будут изменчивы.

 

Поступила в редакцию 6.V 1986 г.