Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

132

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

СТРУКТУРА ИМПУЛЬСИВНОГО И РЕФЛЕКСИВНО-ВОЛЕВОГО СТИЛЕЙ ДЕЙСТВОВАНИЯ

 

В.Н. АЗАРОВ

 

Исследованию различных аспектов импульсивности, под которой понимается склонность к непреднамеренным действиям без учета их последствий, уделяется значительное внимание в психологии. Интерес вызван тем обстоятельством, что данная характеристика может в определенной степени обусловливать процессуальную и результативную стороны различных видов человеческого общения и деятельности. Прежде всего это относится к видам деятельности, требующим строго регламентированных форм исполнительных действий (конвейерное производство и др.) либо нерегламентированных форм (организационная деятельность и др.), а также протекающих в экстремальных условиях (в космосе). Соответственно, изучение импульсивности важно для задач профориентации и профотбора. Кроме того, определение индивидуальных различий в импульсивности представляет интерес для целей прикладной диагностики в сфере обучения и воспитания, в области психокоррекции и профилактики отклоняющегося поведения, в сфере межличностных отношений.

Понимание причин формирования индивидуальных различий в импульсивности как черте темперамента и стиле действования, условий их проявления и развития невозможно без изучения природной обусловленности данной характеристики индивидуальности человека. В работах И.П. Павлова и его последователей природная обусловленность темперамента рассматривается как производная от типологических (физиологических) свойств нервной системы или их комбинаций (типа). В ряде исследований обнаружилась связь импульсивности с неуравновешенностью нервных процессов (преобладание возбуждения над торможением) ([6], [9] и др.). Однако зависимость импульсивности от силы (слабости) нервных процессов оказалась неоднозначной. В одних работах импульсивность была связана со слабостью нервной системы [3], в других работах — с силой нервной системы [4]. Подобная противоречивость результатов, а также данные о наследственной детерминации импульсивности [6] требуют, по-видимому, для решения данной проблемы применения ЭЭГ-показателей общих свойств нервной системы как имеющих интегративный и генотипически обусловленный характер ([7] и др.).

При современном типологическом подходе ведущей задачей становится изучение импульсивности как черты темперамента и стиля действования в качестве производной определенного физиологического базиса, т.е. соотношения общих и специально человеческих свойств ВНД. Однако до настоящего времени анализ соотношения врожденных и приобретенных форм проявления импульсивности не становился предметом специального экспериментального анализа в дифференциальной психологии.

Исходя из отечественной концепции психофизиологии индивидуальных различий, можно ожидать преимущественное влияние общих свойств ВНД на выраженность импульсивных тенденций как черты темперамента и преимущественный эффект влияния специально человеческих свойств ВНД на выраженность импульсивных тенденций как стиля действования. Причем допускается, что возможно разное (совпадающее и несовпадающее) сочетание темперологических и стилевых компонентов в структуре импульсивности, обусловливающее формирование различных стилей действования — импульсивного или рефлексивно-волевого.

В соответствии с этими представлениями задачей настоящего исследования являлось: 1) изучение соотношения различных показателей

 

133

 

симптомокомплекса импульсивности и структуры типологических свойств ВНД, 2) исследование совпадающих (конвергирующих) и несовпадающих (дивергирующих) соотношений между исходным типологическим базисом и поведенческими проявлениями импульсивности (управляемости).

Для определения индивидуальных различий в импульсивности использовались четыре методики.

1. Методика сдерживания двигательных реакций (двигательная), разработанная В.С. Мерлиным, И.М. Палеем, применялась для определения импульсивности в сенсомоторной области [3]. От испытуемого требовалось максимально быстро реагировать сжатием и расслаблением кисти рук на сигнальный раздражитель — один из звуков в последовательности, которые периодически менялись. При этом осуществлялась запись стимуляции и ЭМГ-активности. Показателем индивидуальных различий в импульсивности служило количество ошибочных, а также незадержанных двигательных реакций на тормозные раздражители. Эта методика направлена на выявление уровня моторного контроля испытуемых, склонности к непосредственному реагированию.

2. Методика когнитивного порога принятия решения (когнитивная) применялась для определения импульсивных тенденций в когнитивной сфере [1]. Испытуемому последовательно предъявлялись слайды, содержащие нарастающее количество элементов, разбитых на два множества. Пропорциональные отношения между этими множествами на протяжении каждой серии изменялись. На основании этих изменений испытуемый должен был сделать вывод или прогноз: в каком из двух множеств содержится больше элементов. Смысл данной методики заключался в установлении того минимального количества информации, которое требовалось испытуемому для принятия решения. В качестве показателя индивидуальных различий в когнитивной импульсивности выступало среднее по всем сериям количество слайдов, которое требовалось испытуемому для принятия решения.

3. Определение индивидуальных различий по уровню импульсивности в аффектно-волевой сфере осуществлялось с помощью вопросника Кеттелла по шкалам F (беззаботность), G (сила суперэго — склонность подчинять свое поведение социальным нормам) и Q3 (волевой самоконтроль).

4. Определение импульсивности в аффектно-волевой сфере осуществлялось также с помощью разработанного нами специального вопросника [2]. Наряду с вопросами, относящимися к проявлениям импульсивности в когнитивной и поведенеческой сферах, в нем имеется ряд высказываний, адресованных определенным характеристикам эмоциональных и волевых процессов. Частотные распределения данных по всем показателям импульсивности были близки к нормальному.

В соответствии с задачей работы определение общих свойств нервной системы проводилось с помощью ряда ЭЭГ-индикаторов. Эти индикаторы обнаружили генотипическую обусловленность и достаточно изучены для использования их в диагностике общих свойств НС [7]. Конкретно показателем силы нервной системы являлся индекс навязывания на низкие частоты (тета-диапазон), больший у лиц со слабой нервной системой. Суммарная энергия альфа-полосы и частота альфа-ритма выступали в качестве показателей безусловнорефлекторного баланса нервных процессов или свойства активированности. В качестве показателя лабильности НС рассматривалось навязывание на высокие частоты, которое у лиц с лабильной нервной системой выше.

Определение индивидуальных различий по соотношению сигнальных систем осуществлялось с помощью известной методики М.Н. Борисовой и теста Векслера.

Кроме того, различия в преимущественно второсигнальном или первосигнальном способе оперирования информацией на уровне перцепции выявлялись с помощью перцептивной методики, которая направлена на обнаружение преимущественной ориентировки, или на конкретные первосигнальные (цвет и величина), или отвлеченные второсигнальные (количество) признаки при решении простой перцептивной задачи. При факторизации показателя данной методики с тестом Векслера и методикой М. Н. Борисовой обнаружилось, что данный показатель вошел со значимым положительным весом в фактор вербального интеллекта.

В эксперименте приняли участие 43 человека, преимущественно студенты московских вузов в возрасте от 18 до 25 лет.

В соответствии с концепцией типологических свойств ВНД допускается, что наличие связей психологических характеристик индивида с общими человеку и животным свойствами ЦНС является свидетельством их большей природной обусловленности; наличие же связи психологических характеристик со специально человеческими свойствами ЦНС является показателем их большей прижизненной обусловленности.

 

134

 

Таблица

 

Матрица интеркорреляций показателей импульсивности с показателями общих и специально человеческих свойств ВНД

 

 

 

 

 

Инде-ксы

РП, ПП

 

 

5 Гц

ЛП

 

 

Частота альфа-ритма

 

Инде-ксы

РП

ПП

 

 

18 Гц

ЛП

Перцептивная

методика

Методика

Beкслера

Методика

Борисовой

 

ПП

 

ЛП

Неверб. интел.

Вербал. интел.

Раз­ность не-верб. и вербал. интел.

Узна-вание

 

Опи-сание

 

Двигательная методика

225

128

.599***

488***

121

142

520***

 

151

-289

276

102

023

Когнитивная методику

252

148

220

070

062

094

450**

297

-425**

-427**

053

-138

Вопросник по импульс.

041

039

391*

355*

013

074

230

277

-018

135

168

-105

фактор F

021

042

180

194

012

021

070

054

-170

121

023

080

» U

403**

172

080

076

051

074

220

243

-013

199

100

121

» Q3

072

034

-012

-141

084

-021

270

237

-321*

299

095

-127

Суммарный показатель импульсивности

219

144

416**

297

112

083

442**

238

-332*

324**

092

-127

Примечание: * — р ≤ 0,05; ** — р 0,01; *** — р < 0,001.

 

Исходя из этого положения, был проведен корреляционный анализ показателей (табл.), выявляющих различные формы проявления импульсивности, с показателями общих и специально человеческих свойств ВНД, описанными выше.

Как видно из таблицы, показатели импульсивности по методике сдерживания двигательных реакций (двигательная методика) и вопроснику по импульсивности обнаружили связь с показателем уровня активированности — частотой альфа-ритма (соответственно p ≤ 0,001 и p < 0,01). Показатели данного свойства нервной системы имеют выраженную природную обусловленность. Кроме того, показатель импульсивности фактор G вопросника Кеттелла оказался связанным с показателем слабости нервной системы в правом полушарии (р 0,01). В то же время показатели методики когнитивного порога принятия решения и факторы F и Q3 вопросника Кеттелла связей с общими свойствами ЦНС не обнаружили. Однако когнитивная методика и фактор Q3 (волевой самоконтроль) обнаружили корреляционную связь с показателями преобладания сигнальных систем: перцептивной методикой и тестом Векслера (р0,01 и р0,05). Выраженную связь с перцептивной методикой обнаружил также показатель двигательной методики (р001).

Полученные данные о связи показателя двигательной методики с уровнем активированности свидетельствуют о наличии врожденных компонентов в уровне моторного контроля, выявляемого с помощью данной методики, и совпадают с данными В.С. Мерлина [12]. Связь уровня активированности и вопросника по импульсивности позволяет предположить, что данный вопросник выявляет преимущественно конституционные формы проявления импульсивности.

В свою очередь, когнитивная методика предполагает обоснование выбора в процессе принятия решения на материале количественных отношений, осуществляемом при активном второсигнальном функционировании. Фактор Q3 (волевой самоконтроль), свидетельствуя об уровне произвольности и осознанности поведения, является в значительной степени производным сферы социального контроля и определяет прижизненно формируемые свойства личности. Закономерна связь этих переменных с характеристиками преобладания сигнальных систем.

Важно отметить, что обнаруженная тесная связь показателя перцептивной методики с основными показателями импульсивности — двигательной и когнитивной методиками (соответственно р0,001 и p 0,01) — указывает на существование общности этих показателей, предопределяемых индивидуальными различиями в степени рефлексивности испытуемых. Иначе говоря, наиболее явные корреляционные связи импульсивности с преобладанием сигнальных систем обнаруживаются на перцептивном уровне, что косвенно совпадает с данными школы Г. Виткина [17] о тесной взаимосвязи индивидуальных различий в перцептивной сфере с характеристиками личностной организации.

Как указывалось выше, в рамках типологической концепции индивидуальных различий допускается существование сложной

 

135

 

взаимообусловленности исходной типологической структуры индивида, проявляющейся преимущественно в темпераменте, и прижизненно формирующегося стиля действования. Данные структуры индивидуальности могут находиться в различных отношениях: они могут совпадать, конвергировать в различной степени, и в таком случае темперамент будет выступать в качестве динамической стороны или основы стиля действования, но могут и не совпадать, дивергировать, и тогда черты темперамента могут маскироваться или даже преодолеваться [10].

В этой связи отметим, что в становлении поведения личности стиль действования занимает как бы промежуточное положение: выступает уже не только как характеристика темперамента, но и не является при этом индивидуальным стилем деятельности (представляя из себя его основу)1. Импульсивность, присущая индивиду, начинает использоваться им осознанно как способ разрешения широкого круга жизненных ситуаций, приобретая мотивирующий характер и, следовательно, характерологический смысл [15]. Это позволяет рассматривать стиль действования как компонент индивидуального стиля личности.

Для понимания внутренних механизмов динамики названных отношений основным является вопрос о факторах, обусловливающих либо конвергентное, либо дивергентное соотношение черт темперамента и стиля действования. Применительно к проблеме импульсивности нами было показано, что одним из факторов является соотношение сигнальных систем.

Необходимо специально отметить, что в формировании импульсивности (или управляемости) как стиля действования решающее значение принадлежит социально-психологическим факторам воспитания (и самовоспитания). Так, поощрение или, наоборот, порицание взрослыми и сверстниками (значимыми для ребенка) импульсивных или рефлексивно-волевых форм поведения способствует закреплению их у него или преодолению (маскировке). Наряду с непосредственным воздействием внешнего окружения на процесс формирования данных форм поведения сам ребенок (подросток) формирует их у себя с большей или меньшей степенью осознанности и целенаправленности. При этом отмечаются разные типы социально-психологических механизмов, лежащие в основе этого процесса [11].

Поскольку результаты нашего исследования свидетельствуют о природной и прижизненной обусловленности импульсивности, особый интерес представляет анализ конвергирующих и дивергирующих соотношений между исходным типологическим базисом и поведенческими проявлениями импульсивности (управляемости).

С целью обнаружения данных соотношений был использован качественный анализ биографических данных четырех испытуемых, у которых выявились крайние варианты данных отношений.

В качестве критерия конвергирующих отношений мы рассматривали сочетание свойств слабости и активированности с импульсивным стилем действования; а также силы и инактивированности с рефлексивно-волевым стилем действования. Соответственно в качестве критерия дивергирующих отношений выступало сочетание силы и инактивированности с импульсивным стилем действования, а также слабости и активированности с рефлексивно-волевым стилем действования.

Для составления психологических портретов были использованы данные обследования по личностным вопросникам Кеттелла и Спилбергера, а также биографические сведения жизненного пути испытуемых.

Рассмотрим сначала испытуемых с конвергирующим типом отношений, занимающих крайние положения по шкале импульсивности-управляемости. Испытуемая Л. П., 1950 г. рождения, образование высшее, по профессии социолог. Физиологический статус — активированность, слабость нервной системы; преобладание I сигнальной системы. Сравнение данных, полученных для испытуемой Л.П. по методикам диагностики импульсивности, со средними значениями по данным методикам для всей выборки позволило сделать вывод о сформированности выраженного импульсивного стиля действования. По суммарному рангу импульсивности данная испытуемая занимает первое место. Личностный статус (по Кеттеллу и Спилбергеру) — беззаботность, слабое чувство долга, непостоянство интересов, недисциплинированность, слабый волевой контроль, низкая тревожность, экстравертированность, выраженная склонность к лидерству. Биографические данные: после окончания университета по кафедре гидрологии пыталась в дальнейшем специализироваться в области физиологии ВНД, а затем в социологии. После нескольких лет работы в качестве социолога резко изменила свой профессиональный путь и в последнее время работает в отделе кадров одного из учреждений. На

 

136

 

протяжении своего профессионального пути испытуемая Л.П. сменила много мест работы, мотивируя это снижением интереса и смысла исполняемой деятельности. Ее также отличала пестрая смена как интеллектуальных интересов, так и хобби (занятия конным спортом, горными лыжами, каратэ, йогой и разведением рыб в аквариуме). Семейное положение: разведена. Детей не имеет.

Испытуемый В.А., 1956 г. рождения, образование высшее, по профессии геолог. Физиологический статус — инактивированность, сила нервной системы; преобладание II сигнальной системы. Данные, полученные по методикам диагностики импульсивности, свидетельствовали о наличии у испытуемого выраженного рефлексивно-волевого стиля действования. По суммарному рангу импульсивности он находится на 41-м месте. Личностный статус — добросовестность, сдержанность, высокое чувство долга, моралистичность, выраженный самоконтроль, педантизм, склонность к тревожности. Биографические данные: начиная с подросткового возраста увлекался геологией, занимался в геологическом кружке. После окончания школы поступил в геологоразведочный институт. Был отличником в школе, в институте получал повышенную стипендию. Являлся старостой курса. После окончания института был оставлен в аспирантуре, которую в настоящее время успешно заканчивает. В своих увлечениях и хобби обнаружил высокую избирательность и стабильность — длительное время занимается чеканкой и вырезанием предметов из дерева. Семейное положение: женат. Детей не имеет.

Как видно из описаний жизненных характеристик испытуемых с конвергирующим соотношением врожденных и приобретенных форм проявления импульсивности, в обоих случаях обнаруживается резкая выраженность сформировавшегося у них стиля действования: у испытуемой Л.П.— импульсивного, а у испытуемого В.А.— рефлексивно-волевого. Причем уровень адаптации к социальным условиям ниже у импульсивной испытуемой Л.П. Многие качества, присущие импульсивным индивидам, такие, как крайняя неустойчивость и смена интересов, быстрая пресыщаемость выполняемой деятельностью, выраженное стремление к достижению преимущественно ближайшего по времени результата и т.п., ярко проявились в жизни испытуемой Л.П. Несмотря на свойственные ей разносторонние способности, она до настоящего времени не смогла их реализовать. Стремление к независимости, доминированию могло провоцировать возникновение конфликтных ситуаций с окружающими ее людьми. Данное стремление могло являться производным выраженной импульсивности, поскольку для импульсивных индивидов, ориентирующихся на собственные влечения и желания (эгоцентризм), свойственна и активная реакция фрустрации на любые внешние воздействия, не согласующиеся с их актуализированными мотивами. Необходимо подчеркнуть, что фактор импульсивности — управляемости, являясь формальной характеристикой, влияет и на содержательные аспекты, обусловливая формирование индивидуальных предпочтений и склонностей. Тем не менее доминирующее влияние принадлежит в таком формировании социальным факторам.

Испытуемые Л.П. и В.А. различаются также по уровню тревожности (у Л.П. уровень тревожности очень низкий, у В. А.— довольно высокий). Обнаруженное различие выглядит закономерным, поскольку тревога как черта и состояние является одной из основных психологических переменных, обусловливающих переход от непосредственных к опосредованным формам поведения. Кроме того, тревожность может выступать как внутренняя переменная, обусловливающая индивидуальные различия в преобладании сигнальных систем [5], что согласуется с полученными различиями у рассматриваемых испытуемых, а именно преобладанием I сигнальной системы у испытуемой Л.П. и II сигнальной системы у испытуемого В.А.

Достаточно рельефно влияние фактора сигнальности и уровня тревожности на индивидуальные различия в импульсивности обнаружилось и у испытуемых с дивергирующим соотношением типологического базиса и поведенческими проявлениями импульсивности (управляемости).

Испытуемый А.П., 1957 г. рождения, образование высшее, по профессии экономист-кибернетик. Физиологический статус — инактивированность, сила нервной системы; преобладание I сигнальной системы. Сравнение данных, полученных по показателям импульсивности, со средними значениями для всей выборки свидетельствует о наличии у испытуемого А.П. достаточно выраженного импульсивного стиля действования. По суммарному рангу импульсивности занимает седьмое место. Личностный статус — неустойчивость в достижении целей, потворствование собственным желаниям, безответственность, низкий самоконтроль, напряженность первичных потребностей. Биографические данные: окончил факультет экономической

 

137

 

кибернетики. На втором курсе стоял вопрос об отчислении его из института за нарушение общественного порядка и пропуски занятий без уважительных причин. После окончания института работал как молодой специалист в одном из НИИ. По истечении обязательного 3-годичного срока работы по распределению перешел на другое место работы с меньшей оплатой, но и с менее регламентированными условиями труда. Хобби: увлекается авто- и мотоспортом, спортивными играми, кино. Семейное положение: разведен. Детей не имеет.

Испытуемый А.В., 1954 г. рождения, образование высшее, по профессии литератор. Физиологический статус — активированность, слабость нервной системы; преобладание II сигнальной системы. Результаты, полученные по показателям импульсивности, свидетельствуют об имеющемся у него выраженном рефлексивно-волевом стиле действования. По суммарному рангу импульсивности он находится на 39 месте. Личностный статус — настойчив в достижении целей, ответственный, крайне моралистичный, осторожный, сдержанный, рефлексивный, выражение конформный, высокотревожный. Биографические данные: после окончания литературного института по специальности «Драма» и прохождения военной службы год искал работу по специальности. Затем работал в Доме-музее В.В. Маяковского. В настоящее время работает в управлении культуры в отделе драмы. Несмотря на профессиональные трудности после окончания института, испытуемый А.В. продолжает попытки реализовать себя в качестве литератора. Однако, несмотря на присущие ему настойчивость и целеустремленность в своих действиях, в силу повышенной истощаемости, тревожности, страхов у него обнаружилась слабая продуктивность в работе и ограниченность личных связей. В последнее время стал заниматься физической культурой из-за резкого снижения работоспособности. Хобби — библиофил. Семейное положение: холост. Детей не имеет.

Сравнение жизненных проявлений лиц с дивергентным соотношением природно обусловленных и прижизненных проявлений импульсивности свидетельствует о резком ослаблении (маскировке) исходных проявлений темперамента приобретаемыми особенностями стиля действования.

Конкретный анализ причин возникновения данных дивергентных отношений позволяет предположить, что у испытуемого А.В. ослабление типологической предрасположенности к импульсивному поведению могло явиться результатом высокого уровня тревожности, обусловившего, в свою очередь, возникновение устойчивой мотивации избегания неудач [9], использование развитых вербально-логических средств для анализа проблемных ситуаций и контроля собственного поведения. Обнаруживаемая в данном случае настойчивость и целеустремленность в области литературного труда, требующего несколько иных показаний, может свидетельствовать об имеющихся социально-психологических гиперкомпенсаторных тенденциях, способствующих формированию у пего определенных волевых качеств.

У испытуемого А.П. обнаруженная склонность к импульсивному поведению обусловлена низким уровнем контроля мотивационной сферы. Недостаточная способность подчинять свое поведение объективным требованиям среды привела, по-видимому, к появлению устойчивой ориентации на собственные влечения и желания, имеющие преимущественно острый активный тон, что типично для импульсивных индивидов. Это обнаруживается как в жизненных проявлениях испытуемого А.П. (характер хобби), так и в особенностях его личностного статуса. Одним из возможных факторов, обусловивших формирование у него импульсивности как стиля действования, является преимущественное преобладание у него первосигнального функционирования. Это выявилось как в перцептивной методике, так и в тесте Векслера.

Таким образом, качественный анализ соотношений между исходным типологическим базисом и сформировавшимся стилем действования — импульсивным (рефлексивно-волевым) — показал, что при их конвергентном соотношении наблюдается резкая выраженность сформировавшегося стиля действования, а при дивергентном соотношении — ослабление (маскировка) исходного типологического базиса. Причем уровень социальной адаптации выше у лиц, «преодолевающих» исходные типологические предпосылки импульсивного поведения.

 

1. Азаров Н. Н. Стиль действования: импульсивность-управляемость // Вопр. психол. 1982. № 3. С. 121—126.

2. Азаров В. Н. Анкетная методика измерения импульсивности // Нов. исслед. в психол. 1983. № 2 (29). С. 15—19.

3. Азаров В. Н., Аминов Н. Л. О типологической обусловленности индивидуальных различий по импульсивности-управляемости // Нов. исслед. в психол. 1983. № 1 (28). С. 23—25.

4. Аллагулов Р. И. О возрастной и типологической структуре свойств темперамента в подростковом возрасте // Экспериментальные исследования личности и темперамента. Пермь, 1971. Вып. 7. С. 44—49.

 

138

 

5. Аминов Н. А.. Азаров В. Н. Изучение индивидуальных различий в предрасположенности к состоянию тревоги в рамках концепции вторых сигнальных систем // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. 10. / Под ред. Э.А. Голубевой, И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1981. С. 98—111.

6. Белоус В. В. Опыт экспериментальной психофизиологической характеристики некоторых типов темперамента // Типологические исследования по психологии личности / Учен. Записки Пермского гос. пед. ин-та / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь, 1967. Вып. 4. С. 43—52.

7. Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. М., 1980. 152 с.

8. Голубева Э. А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопр. психол. 1983. № 3. С. 16 —28.

9. Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. 388 с.

10. Левандовский Н. Г. О структуре характера // Вопр. психол. 1970. № 3. С. 51—61.

11. Личко А. Б. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983. 256 с.

12. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1973. 291 с.

13. Мерлин В. С., Палей И. М. О соотношении степени сдерживания двигательной реакции с силой торможения и уравновешенностью нервных процессов // Доклады АПН РСФСР. 1960. № 1. С. 51—54.

14. Павлов И. П. Избранные произведения. М., 1956. 552 с.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.

16. Eysenck S. В. G., Eysenck Н. J. The place of impulsiveness in a dimensional system of personality description // Brit. J. Soc. Clin. Psychol. 1977. N  16. P. 57—68.

17. Within Н. A. Psychological differentiation. N. Y., 1974. 418 p.

 

Поступила в редакцию 13.XI 1986 г.



1 О различении понятий «стиль действования» и «индивидуальный стиль действия» см [1].