Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

64

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 

Ю.Е. АЛЕШИНА, А.С. КОНОВОДОВА

 

Эффективность воздействия коллектива на личность школьника во многом определяется отношениями, складывающимися у ученика с классом. В подростковом возрасте повышается избирательность общения [1], что приводит к усилению структурной дифференциации детского коллектива, причем с годами школьников, чье положение в классе неблагополучно, становится все больше [3]. Негативные последствия низкого статуса в школьном классе широко известны: это снижение референтности класса, открывающее доступ асоциальным влияниям, невротизация школьника, возникновения мнительности, тревожности, агрессивности и т. п. В связи с этим выявление причин, обусловливающих статус подростка в классе, является важной научно-практической задачей.

Одним из основных параметров, характеризующих положение в группе, является место, занимаемое личностью в структуре симпатий и антипатий, которое традиционно описывается социометрическим статусом популярности [3].

Данные, полученные социальными психологами, не образуют целостной картины детерминации статусных различий в подростковых группах. Особенно противоречивы сведения относительно детерминации низкого статуса: различными авторами приводятся далеко не совпадающие наборы черт, присущих подросткам, занимающим неблагоприятное положение в классе. Причина указанных разногласий заключается в том, что, акцентируя внимание на индивидуальных характеристиках членов группы, многие авторы упускают из виду особенности совместной деятельности, системы норм и ценностей, которые опосредствуют взаимоотношения, складывающиеся в ходе ее осуществления. Степень опосредованности межличностных отношений зависит от уровня развития группы, причем особенности, присущие даже поверхностному слою отношений в коллективе, отличаются от таковых в диффузных группах [5]. Так, показано, что с повышением уровня развития группы изменяется характер детерминант социометрического выбора [4], [10]; от формы организации учебной деятельности (индивидуальная или совместно распределенная) зависит число подростков, принадлежащих к крайним статусным категориям [7]; существует тесная связь между ценностными ориентациями группы и взаимоотношениями в ней [8].

 

65

 

Для ответа на вопрос о детерминации эмоциональных отношений подростка с одноклассниками необходимо расширение методического арсенала. Широко применяемая для этих целей социометрическая методика обычно критикуется за то, что сводит все межличностные отношения к регистрации «эмоциональных оценок и влечений». Тем не менее нельзя утверждать, что социометрический выбор всегда отражает симпатию. Обращение к предложенному В.А. Петровским понятию мотивационного ядра выбора показывает, что в основе социометрического выбора могут быть различные мотивы, в том числе и деловой [6]. Поэтому количество выборов, получаемых индивидом, еще ничего не говорит об их природе, а социометрический статус не обязательно является показателем симпатии группы по отношению к ее члену. В исследовательской практике встречаются данные о том, что высокий статус может мешать налаживанию глубоких личных отношений. Это значит, что адекватным дополнением к социометрической методике могла бы быть процедура, специально направленная на изучение уровня симпатии группы к различным ее членам. Традиционно в социальной психологии в качестве индикатора симпатии используется показатель межличностной аттракции.

Аттракция и статус как межличностные характеристики хорошо дополняют друг друга. Так, если статус является обобщенной, опосредствованной сложившимися личными и деловыми отношениями характеристикой, то аттракция выражает глубоко индивидуализированное отношение; кроме того, социометрический статус выявляет лишь ориентацию на взаимодействие, в то время как аттракция предполагает глубокий эмоциональный контакт. Эти характеристики имеют также много общего. Межличностную аттракцию большинство авторов измеряет как аттитюд на другого человека, в социометрических выборах также проявляются установки членов группы друг на друга. Причем в обоих случаях речь идет о положительных установках. На сходство данных характеристик указывает и то, что для измерения аттракции часто используются так называемые шкалы межличностных оценок, которые напоминают оценку другого человека как партнера по какой-либо деятельности при социометрическом опросе [11].

Обобщив большой эмпирический материал, Л.Я. Гозман показал, что межличностная аттракция имеет положительное влияние на совместную деятельность, восприятие норм и ценностей и другие групповые процессы, а также на группу в целом [2]. Это значит, что рассмотрение аттракции в контексте не индивидуальных, а групповых феноменов является не только оправданным, но и позволяет по-новому подойти к изучению взаимоотношений в группе.

Таким образом, для определения статуса подростка в школьном классе необходимо, во-первых, учитывать особенности совместной деятельности, уровень развития и основные нормы и ценности рассматриваемой группы, а во-вторых, дополнить социометрию методикой, направленной на выявление межличностной аттракции учащихся друг к другу, особенно к социометрическим «звездам» (тем, кого выбирают многие одноклассники) и «изолированным» (которых никто не выбирает).

Для реализации этого подхода мы выделили два типа коллектива: с преимущественной направленностью на учебу или на общение, т.е. различающиеся по тому, какая из сфер жизнедеятельности имеет для учащихся наибольшую значимость, а также по их реальной включенности в эти сферы деятельности. Каждый из типов был представлен группами высокого и низкого уровня развития.

Гипотезы: 1) в классах с различным отношением основных деятельностей статус школьника имеет разные детерминанты (в классах с направленностью на учебу статус определяется качествами, связанными с учебой, в классах с направленностью на общение - качествами, характеризующими общение); 2) в классах с низким уровнем развития коллектива в качестве детерминант выступают свойства, связанные с внешней, процессуальной стороной деятельности, с высоким—

 

66

 

проявляющиеся в деятельности личностные качества; 3) уровень развития и направленность группы определяют характер соотношения атракции и статуса, т.е. уровень и структуру атракции по отношению к «звездам» и «изолированным».

Для проверки выдвинутых гипотез было использовано 11 методик, большинство из которых разработано или модифицировано специально для данного исследования. На основании использовавшихся методик выводились 24 показателя, распределившихся по следующим шести блокам.

I. Особенности школьных классов:

показатель ценностно-ориентационного единства, служивший индикатором уровня развития группы (методика В.В. Шпалинского), и показатель направленности группы — на учебу или общение (опросник, разработанный А.С. Коноводовой).

II. Особенности общения «звезд» и «изолированных»: степень развития коммуникативных навыков (техника общения) — модифицированный вариант опросника Н.Д. Твороговой [9] и мотивации общения, определявшаяся по разработанной А.С. Коноводовой шкале через соотношение двух типов мотивировок, отражающих отношение к общению либо как к самостоятельной ценности (содержательный тип мотивации), либо как к средству для удовлетворения каких-либо иных потребностей, а не собственно потребности в общении (инструментальный тип мотивации).

III. Особенности учебной деятельности «звезд» и «изолированных»: показатели успешности учебной деятельности (средний балл успеваемости за полгода) и показатели, характеризующие отношение подростка к учебе и особенности взаимодействия с одноклассниками в процессе учебы, определявшиеся по специально разработанным оценочным шкалам.

IV. Личностные качества подростков крайних статусных категорий: психодинамические характеристики, определяющие особенности взаимодействия с другими людьми, — экстраверсия/интроверсия и нейротизм (опросник Айзенка) и показатели, характеризующие отношение к другим людям,— шкала отношения к людям (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман) и интереса к людям (А.С. Коноводова).

V. Отношение группы к «звездам» и «изолированным»: социометрический статус, показатель атракции группы (факторный опросник атракции Л.Я. Гозмана [2]) и оценка соучениками по ряду качеств (в качестве эталона для сравнения выступают одноклассники) .

VI. Восприятие подростками отношений в классе: среднегрупповая социометрическая установка, т. е. тенденция приписывать большинству членов своей группы определенный статус (методика аутосоциограммы Я.Л. Коломинского).

Исследование проводилось в два этапа. Задачей первого этапа был подбор классов с различным уровнем развития и направленности на учебу или общение. С этой целью были проведены беседы с учителями об особенностях организации учебно-воспитательной работы и, кроме того, определялись направленность группы и уровень ее развития. На этом этапе также выявлялись при помощи социометрического опроса «звезды» и «изолированные», заполнялась аутосоциограмма. Участие в этой работе приняли все ученики 11 восьмых классов московских школ, среднее время заполнения опросного листа 40 мин.

В результате первого этапа исследования были выявлены четыре группы классов, существенно различавшихся по уровню развития и направленности, а также по используемым формам учебно-воспитательной работы: классы с направленностью на учебу низкого уровня развития, классы с направленностью на учебу высокого уровня развития, классы с направленностью на общение низкого уровня развития, классы с направленностью на общение высокого уровня развития[1]. В каждую из описанных групп вошли два класса.

Задачей второго этапа была проверка выдвинутых гипотез. В нем приняли

 

67

 

участие школьники из отобранных восьми классов: 35 «изолированных», 33 «звезды» и 86 случайно отобранных «экспертов», привлекавшихся, чтобы определить, как воспринимают одноклассники подростков с высоким и низким статусом. «Звездам» и «изолированным» было предложено ответить на личностный опросник Айзенка, методики, выявляющие отношение к другим людям и мотивацию общения. В среднем ответ на все методики занимал около 40 мин. Каждый «эксперт» заполнял на пять человек опросник атракции, шкалу оценки техники общения, качеств, проявляющихся в учебной деятельности, и шкалу оценки по сравнению с одноклассниками. Среднее время работы «экспертов» — 1,5 ч, работа проводилась в два приема. Испытуемым сообщалось, что они принимают участие в исследовании умения старшеклассников разбираться в людях. Опрошенные относились к работе с большим интересом, отказов от участия не было.

Так как в классах, включенных в исследование, было выявлено небольшое число «звезд» и «изолированных», данные по классам со сходными характеристиками обсчитывались вместе. По всем параметрам вычислялись средние значения для школьников с высоким и низким статусом. Значимость различий проверялась по критерию Вилкоксона. Для сравнения дисперсий использовался критерий Фишера. В тех случаях, когда можно было ожидать прямую зависимость статуса от какой-либо характеристики, а сам параметр допускал дихотомическое деление, дополнительно использовался коэффициент ассоциации Q, измеряющий интенсивность односторонней связи между качественными признаками.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Особенности общения. По развитию техники общения «звезды» и «изолированные» значимо различаются в классах третьего (р=0,05) и второго типа (р=0,01). Кроме того; в обоих типах групп между развитием техники общения и статусом наблюдается значимая односторонняя связь по критерию Q. Таким образом, наличие хороших коммуникативных навыков в этом типе групп является одним из важнейших условий высокого статуса.

В классах как четвертого (р = 0,5), так и третьего типа (р=0,01) «звезды» имеют более содержательную мотивацию общения, чем «изолированные». Интересно, что, хотя в классах с учебной направленностью статус не связан с показателями общения, «звезды» и «изолированные» здесь имеют более инструментальную мотивацию, чем в классах с коммуникативной направленностью.

Особенности учебной деятельности. Средний балл «звезд» и «изолированных» значимо различается только в классах первого типа. В классах второго типа значимо более сильный разброс средних баллов успеваемости у «изолированных» по сравнению со «звездами» (р==0,05) позволяет предположить, что хорошая успеваемость не обеспечивает высокого статуса, но выступает как его обязательное условие. Слабая односторонняя связь между успеваемостью и статусом обнаружена и в классах с коммуникативной направленностью, хотя среди «звезд» есть средние и даже слабые ученики, среди «изолированных» их несколько больше. В этих классах высок разброс успеваемости как среди «изолированных», так и среди «звезд».

Показатели отношения к учебе (р=0,01) и взаимодействия в учебе (р==0,05) оказались связаны со статусом только в классах второго типа. «Звезды» в целом с большим интересом относятся к учебе и больше помогают в учебе другим, чем «изолированные».

Личностные особенности. Показатель экстраверсии у «звезд» и у «изолированных» значимо различаются только в третьем типе классов (р =0,05). При этом, хотя не каждый экстраверт имеет высокий статус, среди «звезд» практически нет интровертов.

В классах второго и третьего типа «звезды» характеризуются значимо меньшим уровнем нейротизма, чем «изолированные». При этом в первом типе классов наблюдается очень

 

68

 

высокая односторонняя связь (Q=1) между этими характеристиками: хотя не каждый человек, характеризующийся высокой эмоциональной неустойчивостью, становится «изолированным», среди школьников с низким статусом нет практически ни одного, кому бы ни была присуща эта черта. Также обнаруживается слабая односторонняя связь между статусом и нейротизмом в классах второго типа — «звезды» характеризуются большей эмоциональной устойчивостью, чем «изолированные».

Отношение к людям. Показатель интереса к людям обнаружил связь со статусом только в классах третьего и четвертого типа (р=0,05), где «звезды» проявляют больший интерес к людям, чем «изолированные».

Показатель отношения к людям оказался связан со статусом только в классах четвертого типа (р=0,01), где «звезды» в целом имеют более оптимистическое представление о людях, чем «изолированные».

Отношение группы к «звездам» и «изолированным». Оценки, данные экспертами «изолированным» и «звездам», свидетельствуют о том, что по внешним качествам последние оцениваются выше только в третьем (р=0,05) и четвертом типе классов (р=0,05). Оценка «звезд» по интеллектуальным качествам во всех типах групп выше оценки «изолированных», но в классах третьего типа различия менее значимы, чем в других группах (р=0,1 и р=0,05 соответственно). Оценка по волевым качествам обнаружила связь со статусом только в классах четвертого типа (р=0,05), где «звезды» воспринимались как более волевые, активные и самостоятельные. Оценка «звезд» но нравственным качествам значимо превышает оценки, даваемые «изолированным» также только в этом типе групп (Р==0,05).

Показатель аттракции. Сравнение показателей аттракции в различных группах свидетельствует о том, что в классах четвертого типа аттракции к «звездам» значимо выше, чем к «изолированным» (р=0,05, для фактора экстенсивного общения р=0,01). В классах третьего типа аттракция к «звездам» выше, чем к «изолированным», только для факторов социальной ценности и экстенсивного общения (р=0,05). В классах второго типа аттракция к «звездам» выше по факторам социальной ценности, надежности, ориентации на сотрудничество (р=0,05). В классах первого типа аттракция к «звездам» выше аттракции к «изолированным» только по одному фактору — социальной ценности (р=0,05). Эти данные говорят о том, что во всех классах уровень аттракции к «звездам» выше, чем к «изолированным» (p=0,05), причем наибольший уровень аттракции и к тем и к другим в классах четвертого типа, самый же низкий уровень аттракции в классах первого типа.

На основании показателя, характеризующего степень благополучия отношений в классе, можно утверждать, что в классах четвертого типа межличностные отношения в целом характеризуются гораздо более позитивным фоном, чем в остальных типах групп, особенно в первом.

В классах с коммуникативной направленностью «звезды» и «изолированные» существенно отличаются друг от друга по степени интереса к людям — качеству, необходимому для поддержания дружеских отношений, и по характеристикам общения. «Звезды» имеют в основном содержательную мотивацию общения, т.е. для них общение имеет самостоятельную ценность, тогда как для «изолированных» оно в значительной степени лишь средство для удовлетворения каких-то иных потребностей. Но формирующееся в этом возрасте интимно-личностное общение не может иметь другой мотивации, кроме содержательной, иначе эта деятельность теряет свой психологический смысл [1]. Это значит, что «звезды» в этих классах обнаруживают большее соответствие своему возрасту и реализуют в своем поведении более гуманистическую модель: интерес к личности другого человека, отношение к человеку как к цели, а не как к средству и др.

Другой характеристикой, обнаружившей связь со статусом, в классах

 

69

 

с коммуникативной направленностью является техника общения. Однако развитие коммуникативных навыков характеризует только внешнюю, процессуальную сторону общения, ничего не говоря о его сущностной, нравственной стороне. В связи с этим представляется естественным, что, по полученным данным, в четвертом типе классов более значимо влияние на статус таких параметров, как интерес к людям и мотивации общения, а в классах третьего типа — техники общения.

Кроме того, в группах разного уровня развития были обнаружены и различные детерминанты статуса. В классах третьего типа статус связан с психодинамическими особенностями индивида, проявляющимися во взаимодействии с другими людьми (экстраверсия и нейротизм). В классах четвертого типа их влияние незначимо. Видимо, оно снижается за счет проявляющихся в общении более существенных особенностей личности, в частности появляющейся здесь связи статуса с отношением к другим людям — ориентацией на положительные качества в них. Кроме того, в высокоразвитых коллективах оценка одноклассника «о внешним качествам в меньшей степени связана со статусом, в то время как оценка по интеллектуальным качествам здесь более важна, чем в классах с низким уровнем развития. Только в этом тине классов со статусом связаны оценки по волевым и нравственным качествам. Таким образом, выяснилось, что в группах высокого уровня развития основание для выбора более широкое, т.е., для того чтобы завоевать симпатии такой группы, необходим более сложный и обширный набор личностных характеристик.

Из особенностей учебной деятельности в классах с коммуникативной направленностью на статус оказывает незначительное влияние только успеваемость.

В классах с направленностью на учебу успеваемость является важной детерминантой статуса. Хотя в классах высокого уровня развития ее влияние на статус уменьшается, тем не менее низкая успеваемость и здесь выступает как достаточная причина для непринятия ученика. Практически единственным видом совместной деятельности в этих классах является учеба. Как отмечает А.В. Петровский [5], качества, не представленные в ведущей для данной группы форме деятельности, оказываются несущественными для оценки личности. Традиционная форма организации учебной деятельности не предполагает взаимодействия школьников, затрудняет проявление личностных качеств, что приводит к неправомерному повышению роли успеваемости в оценке одноклассников. Отношения в этом типе групп выглядят, если судить по основанию выбора, как деятельности о опосредствованные, однако опосредствуются они не «личностно значимым содержанием совместной деятельности» [5], а лишь ее результатами (успеваемость) и предпосылками (способности). В высокоразвитых коллективах с учебной направленностью, в которых были сделаны некоторые попытки преодоления индивидуального характера учебной деятельности, на статус влияет не только успеваемость, но и такие содержательные особенности деятельности, как отношение к учебе и взаимодействие в учебе. Кроме того, со статусом в этом типе групп связаны некоторые характеристики, определяющие стиль общения и взаимодействия с другими людьми: техника общения и нейротизм. Однако качества, характеризующие содержательную сторону взаимодействия (такие, как мотивация общения, интерес к людям, положительное отношение к ним), не оказывают влияния на статус. Видимо, это объясняется тем, что принятые в этих классах формы работы (организация соревнования и групп взаимопомощи) также оставляют общение со сверстниками за пределами основной для этого типа классов деятельности.

Таким образом, данные результаты подтверждают две из выдвинутых нами гипотез. В соответствии с первой было обнаружено, что в классах с коммуникативной направленностью

 

70

 

основными детерминантами статуса являются качества, характеризующие общение, в классах с учебной направленностью - особенности учебной деятельности и качества, важные для ее успешности. Вторая гипотеза также подтвердилась: в группах низкого уровня развития со статусом в большей степени оказались связаны характеристики внешней, процессуальной стороны совместной деятельности, в группах высокого уровня развития - содержательные особенности групповой деятельности и проявляющиеся в ней глубинные качества.

Рассмотрим теперь результаты, полученные при проверке третьей гипотезы о влиянии уровня развития и направленности группы на характер эмоциональных отношений в ней.

В группах с коммуникативной направленностью уровень аттракции но отношению к школьникам, занимающим крайние статусные позиции, в целом выше, чем в классах с направленностью на учебу, в коллективах высокого уровня развития в целом выше, чем в коллективах низкого уровня. Особенно он высок в классах четвертого тина. Здесь различия в аттракции к «звездам» и «изолированным» наблюдаются по всем факторам: как по эмоциональным (таким, например, как общий фактор, фактор сходства), так и по деловым (социальная ценность, надежность). Особенно велико различие по общему фактору, в наибольшей степени репрезентирующему феномен межличностной аттракции. Во всех других типах групп по эмоциональным факторам значимого различия обнаружено не было, т. е. действительно теплое эмоциональное отношение к «звездам» было выявлено только в этих классах. Видимо, подобная эмоциональная окраска характерна для отношений в классе вообще, поскольку аттракция к «изолированным» также очень высока (общий фактор здесь даже более выражен, чем по отношению к «звездам» в классах с направленностью на учебу низкого уровня развития).

В классах с направленностью па учебу этого не наблюдается — знание достоинств «звезд» и стремление к взаимодействию с ними не сопровождается чувством симпатии. Высокая выраженность факторов, отражающих восприятие ценимых в классе качеств, в сочетании с низкой наполненностью факторов сходства и ориентации на общение позволяет предположить, что в этих типах групп «звезды» воспринимаются как стоящие «над» классом, резко отличающиеся от него. Особенно это проявляется в первом типе классов, где фактор сходства в аттракции к «изолированным» выражен даже больше, чем к «звездам», и выбор, видимо, является в большой степени нормативным.

Таким образом, в рассматриваемых типах групп обнаружено различное соотношение статуса и аттракции как в целом, так и по отдельным факторам, причем выяснилось, что не во всех типах групп статус является показателем симпатии по отношению к подростку. Следовательно, и последняя гипотеза также подтвердилась.

Результаты, полученные при проверке этой гипотезы, позволяют сделать некоторые выводы относительно влияния положения в группе на формирование личности. Как известно, низкий статус в группе сверстников является одной из причин, обусловливающих негативное формирование личности подростка. Однако хотя «изолированные» были выявлены во всех изучаемых классах, отношение одноклассников к ним существенно различалось. Так, если в классах четвертого типа к школьникам с низким статусом в целом относятся с симпатией, то в классах с направленностью на учебу симпатией не пользуются даже «звезды». По данным аутосоциограммы, эти особенности взаимоотношений в классах довольно точно воспринимаются самими школьниками: в классах, где уровень аттракции высок, большинству учащихся приписывается благоприятный социометрический статус, в тех классах, где он низок, — неблагоприятный. С нашей точки зрения, это свидетельствует о том, что условия для развития личности не выводимы непосредственно из социометрического

 

71

 

статуса, без учета степени окрашенности межличностных отношений в группе положительными эмоциями. Из четырех типов групп, принявших участие в исследовании, наиболее благоприятные с этой точки зрения отношения в классах с коммуникативной направленностью высокого уровня развития.

 

1. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967. 360 с.

2. Гозман Л. Я. Теоретические предпосылки и методы эмпирического исследования межличностной атракции: Канд. дис. М., 1983. 215с.

3. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984. 239 с.

4. Мерлин В. С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности // Социальная психология личности / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979. С. 242—260.

5. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. 256 с.

6. Петровский В. А. Методика для выявления мотивации межличностного выбора // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1983. Т. I. С. 121—123.

7. Синицкая В. Д. Формирование коллективистических отношений школьников-подростков в процессе их учебной деятельности // Ребенок в системе коллективных отношений. Л., 1972. С. 138—142.

8. Снегирева Т. В. Специализация обучения в контексте семейной педагогики // Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1980. С. 41—53.

9. Творогова Н. Д. Экспериментальное изучение деятельности общения студентов: Канд. дис. М., 1977. 202 с.

10. Швалева М. Н. Мотивы выбора партнера для межличностного общения в группах различного уровня развития // Проблемы управления коллективами. М., 1974. С. 72—80.

11. Byrne D. Attitudes and attraction // Advances in Experimental Social Psychology. 1969. № 4.

 

Поступила в редакцию 23.X 1986 г.



[1] В дальнейшем выделенные группы будут именоваться классами первого, второго, третьего и четвертого типа соответственно.