186
К 70-ЛЕТИЮ СO ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.А.
КРУТЕЦКОГО
В декабре 1987 г. исполнилось 70 лет со дня рождения Вадима
Андреевича Крутецкого, доктора
психологических наук, профессора,
одного из крупнейших специалистов в
области возрастной и педагогической психологии и психологии способностей.
В психологическую науку В.А. Крутецкий пришел в конце 40-х гг., имея за плечами опыт работы преподавателя техникума,
завуча и директора школы. В 1950 г. после окончания аспирантуры и защиты кандидатской
диссертации на тему «Характеристика понятий
о моральных и психологических качествах
личности у старших школьников» В.А. Крутецкий был оставлен в Институте психологии (ныне НИИ ОПП АПН СССР) где проработал около 30 лет. С 1960 по 1979
г. В.А. Крутецкий возглавлял лабораторию
способностей, а с 1962 г., в течение 16 лет, успешно совмещал научную деятельность
с работой в качестве зам. директора НИИ ОПП
АПН СССР по научной работе.
В течение многих лет В.А. Крутецкий плодотворно разрабатывал проблемы психологии личности и
психологию математических способностей. Он имеет около 130 научных публикаций. Его работы значительно обогащают
психологическую науку и имеют большое значение для теории
и практики обучения и воспитания. Монография В.А. Крутецкого «Психология математических способностей
школьников» (1968) была удостоена I премии АПН СССР и издана в США, Англии, Японии и других странах. Проводя собственные исследования, В.А. Крутецкий также руководил в своей лаборатории работами по изучению структуры и формирования способностей в различных видах деятельности
школьников (в области литературы,
техники, музыкального и художественно-изобразительного творчества).
Среди книг, написанных В.А. Крутецким,— «Психология
подростков» (1959, 1965), «Очерки психологии старшего школьника» (1963), «Воспитание дисциплинированности у подростков»
(1960) (все три в соавторстве с Н.С. Лукиным), а также «Основы педагогической психологии» (1972) и «Психология
обучения и воспитания школьников» (1976). В.А. Крутецкий является одним из авторов учебников психологии для высших
учебных заведений (1956, 1962) и автором учебников психологии
для педучилищ (1974, 1980, 1985).
В.А. Крутецкий принимал участие в работе многих Всесоюзных съездов психологов, XVII Международного конгресса по психологии в США, где сделал доклад о своих исследованиях,
посвященных изучению математических способностей, был участником XVIII Международного конгресса в Москве. Он выступал с докладами
о своей научной работе в ряде зарубежных стран (Японии, Чехословакии, ГДР).
В настоящее время В.А. Крутецкий работает на кафедре психологии МГПИ им. В.И. Ленина. Под его
руководством в течение восьми лет ведется изучение сущности,
187
структуры общих и специальных педагогических способностей, осуществляется их диагностика,
исследуются условия их формирования и развития в пединституте. В диссертационных исследованиях его аспирантов выявлены условия развития специальных педагогических способностей в процессе обучения в педвузе.
В.А. Крутецкий постоянно сочетает активную научную и общественную работу. Он является
председателем комиссии по возрастной и педагогической психологии
научно-методического совета Минпроса СССР, зам. председателя и членом президиума научно-методического
совета по психологии Минпроса СССР, членом специализированного совета, руководителем аспирантского объединения кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина.
В.А. Крутецкий — замечательный педагог.
На протяжении многих лет он разрабатывает и читает курсы
по общей, педагогической и возрастной психологии. Десятки ученых,
сотни учителей с гордостью считают себя учениками Вадима
Андреевича, человека большой души, высокой культуры и научной
эрудиции, принципиального, честного ученого-педагога.
За большую научную, педагогическую и общественную
деятельность В.А. Крутецкий награжден медалью
«За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», значками «Отличник народного просвещения» и «Отличник просвещения СССР».
Поздравляя В.А. Крутецкого с юбилеем, все ученики, коллеги, товарищи
желают Вадиму Андреевичу доброго здоровья и больших
творческих успехов в его плодотворной и многогранной научной, педагогической
и общественной деятельности.