Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

184

 

ШИРОКОМУ ЧИТАТЕЛЮ — О ВОЗМОЖНОСТЯХ САМОРЕГУЛЯЦИИ

 

И.Е. ЗАДОРОЖНЮК

Москва

 

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. 286 с.

 

Рецензируемая книга посвящена проблемам психологии активности, понимаемой как способность  человека управлять своей психикой,

 


 

185

 

в том числе осуществлять саморегуляцию своих состояний, мобилизовать свои творческие возможности, управлять своим поведением, а в результате самому программировать свою личность.

Повышенный интерес читателей к проблемам психики часто удовлетворяется с помощью источников сомнительного происхождения — от псевдодревнеиндийских трактатов до парапсихологических «былей». Поэтому выход в свет книги о резервах человеческой психики, написанной исходя из принципов материалистической психологии, весьма актуален.

Л.П. Гримак показывает, что вопросы об активности психики (или — о душе, как писали в старые времена), совершенствовании волновали людей во все времена. И человеку XX в. интересно, что думал «о душе» йог или Будда, древний грек или римлянин несколько тысячелетий тому назад. Автор призывает пристальнее рассмотреть, в частности, русские источники, начиная практически от первых рукописей, к примеру «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона (сер. XI в.).

Широкому читателю будет интересно ознакомиться с тем, как автор решает проблему соотношения тела и психики, а также с характеристикой различных психических состояний человека. Сосредоточивая свое внимание на состояниях бодрствования, сна и гипноза, Л. П. Гримак отмечает, что в их исследовании доминантной является идея активности. Так, сон, как и бодрствование, характеризуется проявлением особой активности, сменой определенных ритмов. Автор подробно описывает механизмы саморегуляции уровня бодрствования (с. 112— 118).

Особое внимание уделяется в книге проблеме коррекции состояния и самочувствия человека в гипнозе и в постгипнотический период. Экспериментальная гипнология разрабатывает эффективные средства саморегуляции в связи с активным развитием новых сфер деятельности человека (в первую очередь — освоением космоса). Гипностимуляция работоспособности операторов (особенно космонавтов), вмешательство с помощью гипноза в гравитационные ощущения, обменные процессы и т. д.— задачи, поставленные самой жизнью, подчеркивается в книге.

Заключающей и одновременно ключевой является в книге глава «Самопрограммирование человека». Л.П. Гримак различает самопрограммирование и самовоспитание: «Самопрограммирование является начальным этапом любого самовоспитательного воздействия и его основным методом. Какую бы цель самовоспитания ни ставил перед собой человек, успех в достижении этой цели в решающей степени зависит от того, насколько рационально осуществляется самопрограммирование, т. е. насколько прочно конструируемая программа поддерживается личностными и социальными потребностями, в какой мере учитывает влияние внешней среды (а оно складывается из суммарного действия природных факторов, факторов технического прогресса и социальных факторов») (с. 241—242).

Самопрограммирование имеет целью всестороннюю «регулировку» организма: и повышение уровня образованности, достижение нравственного идеала (образцы которого объемно представлены автором на примерах жизни К. Маркса и В.И. Ленина, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, В.А. Сухомлинского и М. Ганди), и занятие активной социальной позиции. Выработка «алгоритмов» такого самопрограммирования — настоятельная задача советской психологии в союзе с педагогикой, подчеркивает автор. При этом следует ориентироваться не только на новейшие психолого-педагогические изыскания, но и на многовековой опыт народной мудрости, обращаться к литературе и искусству, влиять на окружающую жизнь. Лишь расширение полнокровных связей с жизнью гарантирует совершенствование психики — этот вывод автор противопоставляет модным «альтернативам» такого совершенствования, призывающим к отходу от общественной жизни.

Описывая возможности самопрограммирования, автор указывает, что некоторые традиционные средства регуляции психической деятельности (медицинские препараты и т.п.) исчерпали себя, хотя на них все еще возлагают большие надежды, что психические нагрузки не только в сфере труда, но и в сфере отдыха растут, если можно так выразиться, «оглушающими» темпами («загрязненность» шумом современных предприятий и дискотек). Снижаются систематические нагрузки на мышечную систему, изменяется — отнюдь не в оптимальную сторону — диапазон нагрузок в системе органов чувств, бурно развивающаяся урбанизация отрывает человека от естественных природных условий (с. 252—258). Все это не может не сказываться на психике человека. Отсюда необходимость, с одной стороны, государственного контроля над средой обитания человека, а с другой — выявления внутренних резервов психики человека с целью достижения оптимального уровня саморегуляции его отношений с этой средой. «Созидающее самосознание» с элементами


 

186

 

развитого самопознания, самонаблюдения, самоконтроля и самовоспитания — важнейший элемент всестороннего развития личности. Акцент на личной ответственности человека за то, каков он есть,— важное достоинство книги.

К сожалению, автор мало внимания уделил проблемам творчества, хотя оно, на наш взгляд, является одним из самых ярких проявлений активности личности. К числу недостатков книги относятся также и неудачные выражения, например: «Активная психология призвана учить Людей с детства, как пользоваться собственным мозгом...» (с. 285),— даже если сделать скидку на образный характер этого выражения.

Заслуживает поощрения инициатива Издательства политической литературы, все активнее выпускающего работы по проблемам психологии. Надо только подчеркнуть, что «голод» на такого рода книги, где результаты теоретических и экспериментальных изысканий ученых сопрягаются с выработкой практических «житейских» рекомендаций для каждого (и особенно молодого) человека, остается ненасыщенным. Нужны научно-популярные книги о психологии творчества, мышления, стресса и т.д. Работа Л.П. Гримака может служить своего рода образцом для подобных книг.