Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

МЕЖГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

 

Slavin R. et al. (eds.) Learning to cooperate, cooperating to learn. N. Y.; L.: Plenum Press, 1985. 472 p.

 

В рассматриваемом изданий собраны исследования, проводимые в рамках программы Международной ассоциации по изучению учебного сотрудничества.


 

175

 

В книге всесторонне освещается лишь один, но центральный аспект педагогики сотрудничества — организация учебного взаимодействия школьников на уроке: цели, методы, эффекты и возможные издержки и трудности, возникающие при совместной учебной работе детей в малых гетерогенных группах (т.е. группах, куда входят учащиеся с разной степенью успешности).

Три причины побудили исследователей искать альтернативы и традиционной классно-урочной системе, в которой работа каждого ученика — индивидуальная по характеру мотивов и целей, но способы выполнения, контроля и оценки никак не зависят от работы одноклассников, и широко распространенной на Западе конкурентной системы обучения и оценки, при которой ребенок может достичь своей цели (окончить курс первым, получить стипендию) лишь в том случае, если проигрывают и не достигают той же цели его одноклассники. Первая и основная причина продиктована социальными новациями, настоятельно требующими от школы целенаправленно учить детей сотрудничеству: 80 % профессий ближайшего будущего предполагают высокоразвитые навыки координации идей и действий; при этом основные тенденции современной жизни (разрушение традиционной большой семьи и разновозрастных детских дворовых сообществ, невозможность участия детей в труде взрослых, телевизор, заменяющий непосредственную практику общения его созерцанием) резко сокращают возможности приобретать спонтанный опыт сотрудничества вне школы. Вторая причина вытекает из представлений Ж. Пиаже и Г. Салливана о роли сверстников и равноправного, реципрокного общения с ними для становления у детей способности и потребности обмениваться мнениями, понимать точку зрения другого, находить взаимоприемлемые решения конфликтных ситуаций. И наконец, третья причина — огромная обучающая и воспитательная мощь различных методов организации совместного решения задач в малых группах, продемонстрированная исследованиями прошлых лет.

В книге приведены сопоставительные данные результатов учебного, сотрудничества при обучении в малых группах и традиционном обучении в классе, взятые из 210 исследований, проведенных с 1924 по 1984 г. Во-первых, у детей всех возрастов, обучавшихся в малых гетерогенных группах, по всем учебным дисциплинам академические достижения оказались либо выше, либо не хуже, чем в контрольных классах. Влияния учебного сотрудничества были тем сильнее, чем более теоретичные, менее механические задачи решались детьми. Во-вторых, социальный климат класса, личностные взаимоотношения учеников были лучше, а их самопринятие, само- и взаимоуважение неизменно выше в тех классах, где дети имели достаточно большой опыт учебного сотрудничества в группах, гетерогенных по расовому, социальному, половому составу и академической успеваемости.

Одним из объяснительных механизмов академических эффектов групповой работы стала идея конструктивного конфликта, противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует и обнаружению оптимальных стратегий решения задач, и проявлению отношения к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе. Из этого непосредственно следует прикладной вывод: учебное сотрудничество в группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт, содержательное разрешение которого и дает групповой эффект. Но пристальное рассмотрение стилей работы разных групп в ситуации конфликта обнаружило, что каждый член группы улучшает свои результаты лишь там, где дети развертывают объяснения и доказательства своих точек зрения: только тогда групповой процесс поднимается до уровня дискуссии. Там, где группа ограничивается обменом результатами, а не способами рассуждения, возможен негативный эффект групповой работы. Эти данные указывают на необходимость не только давать детям возможность сотрудничать в обучении, но и учить их сотрудничеству.

Дифференцированный подход к учащимся показал, что те, для кого престижен выигрыш, личное первенство, наиболее преуспевают в конкурентной системе обучения. Дети, которым выигрыш безразличен, которым привита ценность равенства, лучше учатся в условиях учебного сотрудничества. Но нет ни одной системы обучения, которая, благоприятствуя одним детям, не вредила бы другим. Необходима гетерогенная школа, сочетающая индивидуализированную, конкурентную и групповую формы обучения и обучающая техникам поведения в каждой ситуации общения: именно такая школа подготовит учеников к жизни в современном гетерогенном мире.

Поиск оптимальной формы обучения дал лишь один позитивный результат: было показано, что учебное сотрудничество в малых группах является оптимальным для младших школьников. Но оно не должно противоречить семейным установкам и формам


 

176

 

общения. Поэтому там, где в начальной школе вводится учебное сотрудничество на уроке, оно должно сочетаться с внеурочными формами сотрудничества. Учителя должны учить сотрудничеству не только, детей, но и их родителей, ведя своего рода практикумы семейного сотрудничества. Так идеи и ценности учебного сотрудничества, возникнув на академической почве, стали пониматься более широко: не только как форма обучения, но и как форма жизни.

В книге подробно описаны методики организации учебного сотрудничества и сравнительная эффективность их применения. Особый интерес представляют три методики: 1. «Команды». Дети сообща командами в 4—6 человек готовятся выполнять очередной тест достижений. Выигрывает команда с максимальным приростом индивидуальных достижений каждого участника. 2. Jigsaw. Весь учебный материал делится между членами группы. Сначала каждый «информатор» работает в группе экспертов, располагающих той же информацией, и обсуждает оптимальные пути изложений своей порции знаний. Потом он возвращается в свою группу, чтобы обучать других и учиться у других. 3. Co-op. Класс сам решает, как в изучаемой проблеме вычленить подпроблемы, которые делятся между командами. Работа команды начинается с занятий по выработке навыков группового взаимодействия. Команда решает, какое задание выполнит каждый ее член, а после индивидуальной подготовки задания и его совместного обсуждения готовит общий отчет классу. Предпочтительны не вербальные сообщения, а наглядные пособия, опыты, драматизации. Доклады команд оценивает весь класс, команда оценивает личный вклад каждого, учитель оценивает письменные отчеты учеников. По этим методикам работают тысячи школ, учение в которых стало для детей не принудительной подготовкой к жизни, а притягательной частью их жизни.

Данная книга безусловно полезна всем советским педагогам и психологам, интересующимся идеями педагогики сотрудничества.

 

Г.А. Цукерман

Москва