Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

188

 

НАШИ АВТОРЫ

 

Орлов Александр Борисович — кандидат психологических наук, зав. лабораторией психологии профессиональной деятельности учителя НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва

Емельянов Юрий Николаевич — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ им. А. А. Жданова

Ражников Владимир Григорьевич — кандидат психологических наук, доцент ГМПИ им. Гнесиных

Ионин Герман Николаевич — кандидат филологических наук, доцент ЛГПИ им. А.И. Герцена

Ильин Евгений Николаевич — учитель-новатор, Ленинград

Кочетков Александр Николаевич — учитель, Ленинград

Борисова Елена Михайловна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва

Гуревич Константин Маркович — доктор психологических наук, старший научный сотрудник НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва

Реан Артур Александрович — кандидат педагогических наук, доцент Башкирского государственного университета, Уфа

Гист Хартмут — аспирант Академии педагогических наук ГДР, Берлин

Сидорова Елена Николаевна — аспирантка НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва

Кроник Александр Александрович — кандидат психологических наук, научный сотрудник ИП АН СССР, Москва

Хомик Владимир Степанович — кандидат психологических наук, старший преподаватель Луцкого государственного пединститута им. Леси Украинки

Пилипенко Виктория Ромасовна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИИ общей педагогики АПН СССР, Москва

Волков Игорь Павлович — доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии Института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Ленинград

Радзиховский Леонид Александрович — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва

Измайлова Тамара Викторовна — младший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Соколов Евгений Николаевич — доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН СССР, зав. кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Измайлов Чингиз Абильфазович — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Лившиц Генадий Яковлевич — научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Барадин Кирилл Васильевич — доктор психологических наук, старший научный сотрудник ИП АН СССР, Москва

Забродина Татьяна Александровна — преподаватель Тульского государственного пединститута

Махова Татьяна Арсеньевна — кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник ВНИИ общей и судебной психиатрии, Москва

Ибрагимов Хамад Ибрагимович — аспирант НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва

Попова Людмила Владимировна — кандидат психологических наук, ассистент МГПИ им. В.И. Ленина

 

Впервые публикуются в журнале «Вопросы психологии»: Г.Н. Ионин, Е.Н. Ильин, А.Н. Кочетков, Х. Гист, Е.Н. Сидорова, В.С. Хомик, В.Р. Пилипенко, Т.В. Забродина, Т.А. Махова, Х.И. Ибрагимов

 

189

 

АНКЕТА

журнала «Вопросы психологии»

 

Дорогие коллеги!

Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Журнал проводит этот опрос для того, чтобы обменяться мнениями о современном состоянии нашей психологии и наметить пути ее развития в свете требований к науке о человеке, предъявляемых перестройкой нашего общества.

Для ответа достаточно обвести кружком один из предложенных вариантов, соответствующих Вашему мнению, или же вписать собственный ответ, если ни один из предложенных Вас не устраивает, после чего выслать заполненную анкету в адрес журнала.

Мы были бы признательны Вам за более обстоятельные, полные, развернутые ответы, в том числе за мнения, суждения, оценки, предложения по тем вопросам, которые в анкете никак не затронуты или же затронуты лишь частично. Наиболее интересные ответы, а также Ваши письма будут публиковаться в ближайших номерах нашего журнала.

 

 

1. Как Вы оцениваете современное состояние психологической науки в целом?

1. Сильный подъем. 2. Нормальное развитие с закономерными спадами и подъемами. 3. В основном застой с продвижениями в отдельных направлениях. 4. Полный застой. 5. Другой ответ

 

2. Что в первую очередь нужно перестроить в нашей науке?

1. Организационную структуру. 2. Тематику исследований. 3- Характер отношений внутри ученого сообщества. 4. Качество исследований и теорий. 5. Обучение специалистов.

3. Назовите наиболее заметные достижения советской психологии за последние 10—15 лет.

1. Теоретические концепции:

2. Новые направления исследований:

3. Практические внедрения и прикладные разработки:

4. Деятельность психологических служб:

5. Другие области:

4. Назовите наиболее значимые книги (монографии, сборники статей, переводные издания и т. д.), вышедшие за последние 10—15 лет. 1.

5. Назовите наиболее заинтересовавшие Вас журнальные публикации за то же время.

6. Как соотносится, на Ваш взгляд, психологическая наука с практикой?

1.       Найдено оптимальное соотношение. 2. Фундаментальные исследования чрезмерно развиты в ущерб практике. 3. Прикладные исследования и практическая психология чрезмерно развиты в ущерб фундаментальным, теоретическим исследованиям. 4. Наши теории существуют сами по себе. 5. Другой ответ

2.        

190

 

7. Удовлетворяем ли мы потребности общества в психологических знаниях?

1. Полностью. 2. Частично. 3. Очень слабо. 4. Совсем не удовлетворяем. 5. Другой ответ

 

8. Назовите теоретические дискуссии в психологии за последние 10—15 лет, которые благотворно повлияли на развитие фундаментального и (или) прикладного знания.

9. Какие научные проблемы, на Ваш взгляд, являются сегодня наиболее актуальными?

10. Каковы, по Вашему мнению, наши контакты с мировой психологией?

1. Объем контактов достаточен и оптимален. 2. Объем контактов неоправданно велик. 3. Объем контактов явно недостаточен. 4. У нас почти нет контактов. 5. Мы находимся в полной изоляции. 6. Другая точка зрения

11. Как соотносится уровень советской и мировой психологии?

1. Мы являемся образцом для мировой науки. 2. В целом мы находимся на уровне передовых стран. Одни отрасли больше развиты у нас, другие — у них. 3. Мы резко отстаем и в теории, и в практике. 4. Мы не имеем представления о том, что такое современная зарубежная психология.

12. Какие из отраслей советской психологии развиты? а. больше всего? б. меньше всего?

13. Какая отрасль психологии в настоящее время является «работающей» в практическом отношении? а. наиболее: б. наименее:

14. В каких отраслях психологии потребности практики особенно велики?

15. Как часто у Вас возникают сомнения в достоверности эмпирических данных, публикуемых в научной печати?

1. Никогда не возникают. 2. Очень редко. 3. Иногда. 4. Часто. 5. Почти постоянно.

16. Каковы причины низкого качества результатов психологических исследований?

17. Назовите эмпирические исследования последних 10—15 лет, высокое качество которых делает их образцом для подражания.

18. Какой процент публикаций в центральных психологических журналах оказывается нужным для Вашей непосредственной работы?

1. Психологический журнал

2. Вопросы психологии

3. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология

4. Другие издания

19. Какие специализированные научные и научно-популярные журналы, на Ваш взгляд, следовало бы начать издавать?

 

191

 

20. Какие новые тематические рубрики следовало бы ввести в уже издающихся журналах?

21. В каком направлении следует совершенствовать работу редакций журналов с авторами?

22. Какие книги (монографии, учебники и учебные пособия, сборники статей            и т. д.), опубликованные в последние 15 лет, оказались, по Вашему мнению, попросту бесполезными, не отвечающими элементарным требованиям научной строгости и новизны?

23. Какие зарубежные работы необходимо, на Ваш взгляд, срочно перевести и издать на русском языке?

24. Какие методики Вы чаще всего используете в Вашей исследовательской работе? а. отечественные: б. зарубежные:

25. Какие методики Вам необходимы в работе, но которыми Вы не располагаете по тем или иным причинам (каким)?

26. Какие аспекты кадровой политики в нашей психологии вызывают у Вас наибольшую неудовлетворенность?

27. Каковы, по Вашему мнению, направления перестройки нашей науки в сторону ее демократизации и гласности?

28. Недостаток каких знаний Вы ощущали особенно остро после окончания вуза и не смогли компенсировать за время работы?

29. Как следует строить обучение психологов?

1. Так же, как сейчас. 2. Больше внимания уделять теории. 3. Больше внимания уделять практике. 4. Радикально перестроить организационные структуры в обучении психологов. 5. Другие предложения

30. Каких коренных изменений требует система подготовки психологов в вузе в целом?

 

192

 

31. Ваши пожелания по совершенствованию системы повышения квалификации психологов.

 

32. Как, по-Вашему, следует проводить финансирование научных исследовании?

1. Расширить финансирование из госбюджета, 2. Расширить хоздоговоры. 3. Надо перейти на самоокупаемость. 4. В вопросах финансирования вообще ничего не надо менять. 5. Надо финансировать не штатную единицу а научную (научно-прикладную) проблему, которую решает группа специалистов, находящаяся на бригадном подряде. 6. Другие мнения

33. Как Вы относитесь к психологическим кооперативам, к индивидуальной трудовой деятельности в психологии?

1. Этого никак нельзя допустить. 2. Это надо всячески поощрять. 3. Мы к этому не готовы. 4. Это можно разрешить, но в ограниченных размерах. 5. Другие точки зрения

34. Как, на Ваш взгляд, следует вести перестройку психологии?

1. На основе соответствующих законодательных и директивных актов. 2. Созвать с этой целью специальную конференцию. 3. Всецело посвятить проблемам перестройки предстоящий в 1988 г. Всесоюзный съезд психологов. 4. Другие мнения

 

Ваш адрес:

Должность:

Образование:(какой вуз окончили и когда)

Ученая степень

Ученое звание

Стаж работы в психологии

Возраст

Область исследований