Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

181

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф.А. СОХИНА

 

В январе 1988 г. исполнилось 60 лет со дня рождения Феликса Алексеевича Сохина, известного исследователя в области психологии и педагогики развития речи детей дошкольного возраста.

Окончив в 1951 г. психологическое отделение философского факультета МГУ и в 1954 г. аспирантуру при кафедре психологии, он защитил подготовленную под руководством С.Л. Рубинштейна кандидатскую диссертацию по проблеме формирования грамматического строя речи детей. В 1951— 57 гг. работал преподавателем на кафедре психологии Московского пединститута иностранных языков, в 1957—61 гг.— младшим научным сотрудником сектора психологии

 

182

 

Института философии АН СССР. С апреля 1961 г. работает в Институте дошкольного воспитания АПН СССР: старшим научным сотрудником, ученым секретарем, заведующим лабораторией подготовки детей к школе, а затем — лабораторией развития речи.

В течение многих лет научно-педагогическая деятельность Ф.А. Сохина связана с журналом «Вопросы психологии»: в 1956— 60 гг. он был штатным и нештатным редактором, в 1960—62 гг.— членом редколлегии, в 1962—70 гг.— заместителем главного редактора, в 1971—81 гг.— членом редакционного совета. И в настоящее время он, выполняя поручения редакции, рецензирует и редактирует статьи по вопросам речевого и познавательного развития детей.

С 1971 г. Ф.А. Сохин — председатель дошкольной комиссии учебно-методического совета Министерства просвещения СССР, с 1980 г.— член редколлегии журнала «Дошкольное воспитание».

В лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН СССР, которой Ф.А. Сохин руководит с 1972 г., проводятся исследования, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогических основ методики развития речи в детском саду. Исследования, стремящиеся в теоретическом анализе и в эксперименте органически сочетать педагогический, психологический и лингвистический аспекты, включают три взаимосвязанных направления: обучение родному языку; обучение русскому языку в национальном и многонациональном детских садах (группа Е.И. Негневицкой); сравнительное изучение речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников (группа Э.И. Леонгард). В противовес до сих пор еще не преодоленному имитационно-интуитивистскому подходу к овладению языком (согласно которому язык усваивается прежде всего по подражанию, интуитивно) показано, что в развитии речи ведущими факторами являются формирование языковых обобщений (проявляющихся, например, в словотворчестве), а также развитие элементарного осознания семантических и структурных аспектов языковых явлений, что создает условия для самостоятельных наблюдений детей над языком и речью (включая речь художественную), для саморазвития речи; при этом, в частности, повышается уровень самоконтроля при построении монологического высказывания как основы будущей письменной речи.

Более 10 лет лаборатория развития речи проводит исследования совместно с Отделом дошкольного воспитания АПН ГДР; опубликован коллективный сборник (1987).

Под руководством Ф.А. Сохина выполнены и защищены десять кандидатских диссертаций по вопросам педагогики и психологии развития речи дошкольников (усвоение фонетической структуры и семантики слова; формирование синтаксиса речи, словообразования и словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и др.).

На основе результатов исследований существенно переработано программное содержание развития речи в детском саду, что реализовано в созданной Институтом дошкольного воспитания «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (1984). Опубликованы методическое пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста» (под ред. Ф.А. Сохина. 3-е изд. 1984; опубликовано также на Кубе в переводе на испанский язык), система занятий по развитию речи старших дошкольников (5—6 лет); готовится к печати система занятий с детьми младшего и среднего возраста. Опубликованы «Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду» (1982), методическое пособие к ней (1985. Под ред. Ф.А. Сохина и Е.И. Негневицкой).

Под редакцией Ф.А. Сохина (совместно с В.И. Ядэшко) подготовлено учебное пособие «Дошкольная педагогика» (2-е изд. 1986), опубликованное в переводах в ряде союзных республик страны, в Болгарии, ГДР.

Ф.А. Сохин награжден орденом «Знак Почета», медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник просвещения СССР», Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ за достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

Редакция журнала «Вопросы психологии», коллеги и сотрудники Феликса Алексеевича Сохина сердечно поздравляют его с юбилеем, желают ему дальнейших творческих успехов.