Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

АТЛАС ПО ПСИХОЛОГИИ

 

А. А.  БОРИЧЕВ,  П.Н. ВИНОГРАДОВ,  Д.В. РОНЗИН

Ленинград

 

Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. материалы к курсу «Общая психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. 272 с.

 

Рецензируемая книга вызывала большой интерес еще до выхода в свет. О ее актуальности, полезности говорит то, что она мгновенно исчезла с прилавков книжных магазинов.

В ней впервые в советской психологии предпринята попытка представить весь учебный курс общей психологии для студентов пединститута в наглядной форме. В этом главный вклад авторов в методический фонд преподавания психологии. Следует также отметить, что каждая глава включает в себя не только традиционные разделы (формулировка узловых вопросов и задания для проверки, усвоения и упражнений), но и отсутствующее в других учебных пособиях звено — «система основных понятий».

Во введении кратко разъясняются принципы, которым следуют авторы, реализуя идею знакового моделирования как эффективного средства освоения учебной информации. Читатели «Атласа» приглашаются к творческой самостоятельной переработке представленного материала «с карандашом в руках, с дополнительными построениями... и исправлениями» (с. 7). При этом раскрываются 10 способов, «направленных на углубление и уплотнение учебной информации», которые может применять как студент, так и преподаватель вуза.

Далее следуют главы, порядок которых в основном соответствует учебно-тематическому плану по курсу «Общая психология» для пединститутов. Авторы решают целый ряд методических задач, стоящих перед преподавателями и студентами в процессе работы над этим курсом. Богатство наглядного материала, содержащегося в книге, позволит преподавателям активизировать процесс обучения, достигнуть более глубокого понимания и прочного усвоения студентами психологических знаний.

Авторы подчеркивают, что условием максимальной эффективности использования пособия является самостоятельная работа студентов по алгоритму, который они сообщают во «Введении». Такая работа с пособием позволит студентам не только глубже понять и лучше усвоить курс психологии, но и обучиться приемам знакового моделирования учебного материала.

Одно из достоинств рецензируемого пособия заключается в том, что материалы тематических глав по содержанию выходят за пределы программы курса «Общая психология». Это предоставляет преподавателю широкие возможности для конструирования лекций и практических занятий применительно к специфике факультета, решаемым учебным задачам и для осуществления дифференцированного подхода к обучению.

Существенную значимость имеет помещенный в заключительной части пособия психологический практикум, включающий большое количество психологических задач.

Следует отметить удачное оформление книги. На форзацах представлены блок-схемы содержания книги, структуры тематических глав и психологического практикума; это свидетельствует о последовательности в реализации принципов, провозглашаемых авторами во «Введении».

Ценность рецензируемого пособия мы видим также и в том, что рассмотрение содержания учебного предмета в новом ракурсе даст возможность преподавателю лучше увидеть методологические и методические проблемы преподавания общей психологии в педвузе. Так, идея системности психики до сих пор еще недостаточно

 

175

 

представлена в существующих курсах психологии. В «Атласе» делается попытка восполнить этот недостаток: ряд схем направлен на раскрытие взаимосвязей между разными психическими явлениями, но таких схем пока крайне мало. Видимо, требуется специальная исследовательская работа по определению принципов системного построения учебного курса психологии в педвузе.

Другая проблема обнажается при сопоставлении состава основных понятии к учебным темам, представленного в «Атласе» и «Программе по общей психологии для пединститутов» (М.: Просвещение, 1986). Имеющиеся здесь расхождения делают необходимым определение четких критериев для составления системы основных понятий по курсу психологии.

Рецензируемое издание должно сыграть существенную роль в распространении психологических знаний, повышении интереса к психологии среди самых широких кругов читателей. Однако серьезным препятствием для этого является неоправданно маленький тираж пособия. Уже сейчас видна необходимость его переиздания. При подготовке к повторному выпуску целесообразно, на наш взгляд, учесть ряд пожеланий. Стоит уточнить определения понятии (например, согласовать формулировки, раскрывающие сущность восприятия на с. 19, 138 и 142); может быть, упростить, «разгрузить» от излишней информации некоторые схемы (с. 26, 45, 140 и др.); в некоторых случаях привести более четкие и полные подписи к рисункам (например, с. 56, 57); дать разъяснение таблиц в тексте (с. 15, 63, 64 и др.). Немаловажной деталью является обязательное указание авторства используемых материалов в тех случаях, когда они взяты из других источников (например, с. 15, 63, 64, 95, 164 и др.).

Рецензируемая книга — ценное учебно-методическое пособие. Его использование будет способствовать повышению уровня психологического образования читателей.

 

*

 

Помимо опубликованного выше редакция получила также отзыв на «Атлас по психологии», присланный Н.П. Ворониным (Ярославль). В нем подчеркивается значение этого издания как одной из первых попыток знакового отображения программного материала курса общей психологии в педвузах. Положительно оценивается последовательность изложения материала в каждой главе, способствующая наиболее рациональному способу усвоения и заучивания материала (когда у учащихся сначала формируется обобщенное представление о теме, уточняется или вводится понятийный аппарат, затем обобщенное представление конкретизируется и, наконец, закрепляется).

Содержится в отзыве и ряд пожеланий авторам пособия. Все тематические главы примерно одинаковы по объему, однако последняя объединяет три самостоятельные темы (темперамент, характер, способности), которые имеют важное значение при организации учебно-воспитательной работы в школе. Студентам пединститутов, наверное, было бы интересно найти в учебном пособии и методические рекомендации по учету изучаемых закономерностей в учебном процессе. К сожалению, в тексте отсутствуют ссылки на литературные источники, откуда заимствованы задания психологического практикума и нормы, приведенные в тексте.

В заключение Н.П. Воронин отмечает, что «Атлас по психологии» прекрасно дополняет изучаемый курс: он позволяет создать у студентов наглядное представление о содержании курса, повысить их самостоятельность и творческую активность в ходе освоения психологии.