Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА И АФАЗИЯ

 

Azcoaga J. E. Neurolinguistica у fisiopatologia. (Afasiologia). Buenos Aires: El Ateneo, 1985. 292 p.

 

Книга известного аргентинского ученого Хуана Э. Аскоаги, автора многих работ по проблемам патологии речи и физиологических основ обучения, представляет собой попытку систематического изложения концепции речевых нарушений, возникающих в результате локальных и диффузных поражений мозга различной этиологии. В рецензируемом издании на первый план выступает стремление автора как можно более тесно связать теоретические модели трансформационной лингвистики с физиологическими понятиями нарушений речевых процессов и обосновать необходимость их совместного рассмотрения. Это направление исследований было заложено еще в работах А.Р. Лурии, а позже — в исследованиях Э. Вайгля, А. Крейндлера и многих других ученых (гл. VIII).

Освещая основные этапы изучения речевых расстройств (гл. I), автор организует материал по линии сопоставления двух подходов: «узкого локализационизма» и «антилокллизационизма». Их противоборство, с его точки зрения, определило магистральную линию развития данной области знания. Кратко охарактеризован вклад ведущих исследователей в разработку указанных направлений, особо подчеркнуто значение учения И.П. Павлова и работ его последователей для целостного изучения физиологической работы корковых структур мозга.

Во второй главе излагаются новейшие результаты нейрофизиологических исследований корковых и подкорковых структур мозга, участвующих в речевых процессах. Третья глава открывается кратким изложением классических исследований И.П. Павлова и его сотрудников, посвященных ВНД, законам динамики нервных процессов, типам нервной системы и экспериментальным неврозам. Основываясь на этих трудах, а также на более поздних исследованиях с использованием методики прямой стимуляции коры, методики L. Wada и др., X. Э. Аскоага занимает особую позицию в вопросе о связи патологии речи с поражениями мозга. Он исходит из существования двух фундаментальных типов расстройства речи, обусловленных дисфункцией двух более или менее четко ограниченных зон мозга. Первая — зона Брока — связана преимущественно с фонологической и синтаксической кодификациями.

 

173

 

Автор уже в предшествующих работах пришел к заключению, что есть все основания считать ее «кинетико-моторным вербальным анализатором», потому что в ней перерабатывается в основном проприоцептивная информация. Патология этой зоны ведет к тем или иным проявлениям анартрического синдрома. Вторая зона, в целом совпадающая с зоной Вернике, связана с семантической кодификацией и декодификацией и составляет собственно вербальный анализатор.

Наиболее распространенные методы, предлагаемые и используемые известными исследователями патологии речевых процессов, излагаются в следующей главе. В самом ее конце автор описывает форму протокола, которой он и его сотрудники придерживаются уже более 25 лет. X.Э. Аскоага подчеркивает, что цель любого набора проб состоит в том, чтобы дать исследователю возможность поставить четкий диагноз, отражающий существенные характеристики изучаемого нарушения у конкретного больного.

В пятой и шестой главах рассматривается патофизиология анартрии и ее клинические проявления. Здесь автор анализирует различные классификации моторных форм афазии и, в частности, классификацию А.Р. Лурия, в которой упор делается на определение существенных механизмов, характеризующих каждый тип моторной афазии. Однако, по мнению X.Э. Аскоаги, поскольку у конкретных больных всегда наблюдается множество различных симптомов, которые могут быть интерпретированы либо как нарушения порождения речи, либо как нарушения понимания речи, либо как смешение этих двух типов нарушений, то целесообразнее различать нарушения речи по признакам анартрических расстройств (расстройство порождения речи), афазических расстройств (расстройство понимания речи) и анартро-афазических расстройств, и вместо различных вариантов «моторной» афазии говорить об анартрии, указывая этим на нарушения функций кинетико-моторного анализатора.

Мы не можем согласиться с взглядами автора на моторную афазию. Этот взгляд в свое время был подвергнут справедливой критике как в советской, так и в зарубежной литературе. Уже давно получила признание теория двух форм моторной афазии А.Р. Лурия, имеющих разные механизмы и разную локализацию. Современная психология речи показывает тесную связь и взаимодействие устной экспрессивной и импрессивной речи: это означает, что и при моторных формах афазии нарушается понимание речи, но это нарушение имеет другие механизмы, структуру и клиническую картину. Что касается термина «анартрия», то в научной литературе по афазиологии он во многих странах уже не используется. Введение же двух терминов «анартрия» и «афазия» для определения одного явления непродуктивно.

Глава VII содержит интересные материалы по клинике и патофизиологии афазий. Однако попытка автора дать новое определение афазии как единого расстройства речи представляет собой возвращение к старым, подвергнутым в свое время справедливому критическому анализу представлениям П. Мари.

Подводя итоги своего анализа различных типов афазии и их классификации различными учеными, автор делает заключение (с которым мы не можем согласиться), что, несмотря на различные клинические проявления, «афазия есть единое расстройство речи, которое возникает как следствие нарушения процессов анализа и синтеза в вербальном анализаторе» (с.193).

Большой интерес представляют главы XI и XII, посвященные постановке диагноза и реабилитации больных с речевой патологией. X.Э. Аскоага подробно останавливается на междисциплинарных исследованиях, поскольку считает, что к изучению этих больных необходимо подходить именно с междисциплинарных позиций, четко различая роли и функции участвующих в обследовании специалистов (невролога, психиатра, психолога, лингвиста, психопедагога и др.). Эти главы, содержащие большое количество иллюстративного фактического материала, дидактических указаний, конкретных рекомендаций, являются своеобразным кратким руководством по диагностике и реабилитации больных с нарушениями речи.

Последняя глава посвящена прогнозу речевых нарушений. В ней рассматриваются вопросы о спонтанном восстановлении, протекающем как преодоление патологического торможения, и о целенаправленном процессе специального обучения, которым руководят специалисты.

Заслугой X.Э. Аскоаги является то, что он попытался интегрировать классическое физиологическое учение о высшей нервной деятельности и новейшие концепции и гипотезы, разрабатываемые в лингвистике, нейролингвистике и психологии.

 

Л.С. Цветкова,

М. Шуаре

Москва