Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

74

 

БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ, ВОСПИТЫВАТЬ ЛИЧНОСТЬ

 

А.Н. КОЧЕТКОВ

 

Быть Учителем — это владеть искусством созидания личности. Много у нас спорят о педагогике — искусство она или наука, но этот спор так же бесцелен, как и дебаты в начале века о природе света, хотя диалектика, приводящая к этой аналогии, далеко не сразу замечается.

Эпоха перестройки создает условия для поиска новых форм управления страной, стимулирует пробы в изменении экономики, наконец, активизирует мыслящих людей, стоящих у учительского стола. Рядовой учитель начинает выступать как мыслитель, как носитель нового и передового. Именно поэтому некоторые из них приобрели известность и привлекли к себе внимание всей страны. Однако, говоря о новациях в педагогике, нельзя заниматься просто поисками нового и какими-то обобщениями. Реформа школы — это не капитальный ремонт износившегося вконец здания, а по сути построение совершенно нового. Человек тем и отличается от пчелы или муравья, что строит не по заложенным в нем инстинктам, а по рожденным в творческих муках проектам, по образному видению прекрасного и гармоничного. Закономерен вопрос: есть ли уже готовый проект или его еще надо разрабатывать? Конечно, готового ничего нет и быть не может после стольких лет застоя, но вот основа для его построения, стратегия, дающая возможность коренных преобразований, уже есть. Учителя-новаторы выступают перед нами не просто, как достигшие совершенства мастера своего предмета, они призваны стать основоположниками, родоначальниками стратегии перестройки всего образования. Незачем расчленять их опыт, выковыривать из него «жемчужинки», которые в нем органично увязаны, живут и действуют в своем единстве. Взять какой-то элемент из опыта новатора, значит исказить его до неузнаваемости, и нанести, применив его, совершенно непредсказуемый вред всему делу. Разумное и потому единственное решение проблемы образования выглядит как развитие в общегосударственном масштабе идей, составляющих основу опыта какого-то одного учителя-новатора. Кого выбрать и почему? — вопрос сложный, но он имеет решение.

Из учителей-новаторов можно выделить лидеров, разделяющих массу ищущих учителей на две группы. Одна, ее позицию определяет В.Ф. Шаталов, стремится повернуть образование к требованиям научно-технического прогресса. Другая, здесь лидирует Е.Н. Ильин, стремится повернуть образование от обслуживания научно-технического прогресса — к прогрессу человеческого общества. Итак, выбор сузился, платформа определилась: какой прогресс нужен — человеческий или технический? Но это не значит, что стал проще и понятнее смысл выбора, ибо в нашем представлении прогресс техники

 

75

 

и общества стал неразделим, а это далеко не так.

События последних лет показывают, что проблемы человечества с развитием техники не разрешились, а стали острее и глубже. Возникшее отставание в духовном развитии породило не только бесконтрольность над достижениями в технике. Самое страшное и трудно поправимое проявляется в инфляции духовных ценностей, которые вытесняются бытовыми, экономическими. Мне кажется, не в грамотности дело, не ускоренное усвоение измененных программ нужно сейчас, а что-то другое. Необходимо вернуть людям способность чувствовать друг друга, сопереживать и самостоятельно мыслить. В таком случае я выбираю Ильина, учителя-духовника, учителя-психолога и философа.

Говоря о современной школе и ее задачах, необходимо четко определить цель, перед ней стоящую. Старая истина состоит в том, что школа должна сформировать человека для его будущей жизни в обществе, о чем должно свидетельствовать получение им аттестата зрелости. В настоящее время произошла подмена получения аттестата зрелости получением среднего образования. Отсюда, собственно, и вытекают проблемы, которые лихорадят школу. Почему произошло искажение цели, как вернуться к ней и ее достичь? — над этим надо подумать, и здесь реальную помощь окажет осмысление творческого опыта учителя литературы Е.Н. Ильина.

Произошло установление знака равенства между умениями и знаниями, знаниями и информацией. Единая культура человека незаметно рассыпалась на учебные предметы. В этом корень зла. Очевидно же, что знающий может ничего не уметь, а умеющий — многого не знать. Знания, приравненные к информации, теряют смысл, неспособны через культуру общества создавать культуру человека, обесцениваются до уровня утилитарных и прагматических. Духовный же смысл знаний заключается в сознательной их направленности на овладение умением их применять и использовать в жизни. Ученику надо сознательно, направленно давать те знания, которые из него сделают человека умеющего, человека мыслящего, способного к деятельности, освященной человеческой нравственностью.

Задача учителя в школе — передача общечеловеческой культуры, наложение ее на культуру, привитую семьей. Традиционная культура передается через фольклор, через обычаи, через каждодневное общение. Мировая культура приходит на урок из книги.

Что же касается книг, то оживить представленные в них знания, вдохнуть в них жизнь, сделать их близкими во времени, дать им человеческий, духовный смысл можно, только разыскав среди обилия концепций и фактов незначительный по величине, но обладающий большой созидательной силой ключ. Именно ключ, та самая ильинская «деталь», только она способна на глазах у детей из рассыпанной информации воссоздать живое, трепещущее и волнующее знание. Поиск «детали», ее преподнесение в живом, образном облике, возможно только в сплаве чувствительности художника и мастерства артиста. Учитель должен уметь перевоплощаться в писателя, видеть мир его глазами и непременно входить в образ действующих лиц. Однако разве не ясно давно, что учителю мало любить детей, надо еще уметь их учить, уметь воспитывать. У учителя, имеющего дело с живой, обнаженной детской душой, должно быть не меньше мастерства и ответственности, чем у хирурга, оперирующего на сердце! Пора побудить учителя сбросить с себя маску человека-приставки к учебнику, который не может говорить за себя, перестать быть простым толкователем программы, этаким ретранслятором методуказаний. Учитель должен искать, думать, тогда это же будут делать и его ученики.

Если внимательно всмотреться в уроки Е.Н. Ильина, вдуматься и попытаться понять их человеческую суть, станет очевидным, что образность, в том, как она им достигается,— потрясающее, фундаментальное открытие, касающееся человеческого познания, его развития и передачи поколениям.

 

76

 

Традиционный распространенный в школе путь познания идет с помощью накопления информации с последующим созданием образов. Напротив, все действия Ильина, его приемы направлены на создание и развитие образа, который непосредственно входит в образно-смысловую память учеников. В обычном случае от считывания (последовательного ввода информации) до возникновения образов и мышления могут пройти дни, недели, годы, а то и вовсе все забудется, у Е.Н. Ильина мышление ученика включается сразу. Передача знаний, культуры идет через эмоциональные переживания и образы, наделенные высоким смысловым содержанием.

Творческая позиция Е.Н. Ильина неизбежно привела его к разработке своей собственной тактики, т. е. методики урока. Во-первых, в методике Е.Н. Ильина «деталь» запоминается через смысл слов, через вызываемый ими образ, эмоциональные переживания, которые у каждого свои. Во-вторых, закрепление в памяти идет через ассоциации с другими «деталями», через интенсивную творческую деятельность. В-третьих, на уроке идет не разбор готового конспекта, а совместная работа над смысловым «ключом», в ходе которой неизбежны и находки, и открытия, неизвестные даже учителю. В-четвертых, проверке подвергается не запоминание «деталей», а умение их находить самому, владение осмысленным словом, способность проникать в суть вещей. В-пятых, конфликты-дискуссии на уроках не обходятся, а решаются; создается не спокойная, «комфортная» обстановка, а эмоционально приподнятая, подчиненная учителю. Главное отличие в том, что Е.Н. Ильин конечной целью ставит не усвоение программы, а создание на ее основе мыслящей личности.

Большой успех в работе Е.Н. Ильина на протяжении многих лет свидетельствует не о случайном везении, а прежде всего о правильно выбранной позиции в отношении к ученикам и к себе как учителю: быть личностью, воздействовать личностью, создавать личности. Сам он об этом говорит так: «Войди в класс человеком, подойти к человеку и дай ему человеческие знания». Анализируя весь свой 30-летний опыт, Е.Н. Ильин смог представить его результат в виде программы, которая позволяет ориентироваться в принципах его работы.

Во главе программы стоит метод духовного контакта (МДК). МДК — основа позиции и стратегии — реализуется в пяти глаголах: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

В уроках эта программа реализуется через принцип гуманизации знаний (ПГЗ), суть которого заключается в том, что Е.Н. Ильин с помощью книги пробуждает мышление и интерес ученика к знаниям; ученик начинает тянуться к книге, затем идет сам дальше в литературу, где находит, пользуясь обостренным умом, и духовную пищу, и умных друзей-советчиков.

Принцип гуманизации знаний опирается в своей сути на два искусства учителя: искусство анализа, т.е. умение «увидеть» книгу, и искусство общения, т.е. умение «увидеть» ученика. Оба искусства у Е.Н. Ильина зиждятся на той «детали» («ключе»), которую он находит. С помощью этой «детали» Е.Н. Ильин делает все: через нее раскрывается книга, извлекаются знания; через нее обостряется внимание ученика, открывается его душа, развивается мышление. Однако мало найти «деталь» («ключ»), надо уметь ее подать. Для этого используется целый комплекс приемов, которые создают подчас необычные, парадоксальные, но единственно подходящие ситуации на уроке.

Надо понимать слова Аристотеля, что Учитель больше, чем опыт; Учитель — это искусство. Владеть искусством учителя — это быть им, а как — это дело каждого. Уникальность Е.Н. Ильина не мешает использовать его опыт и идеи в широкой учительской практике. Кто-то будет использовать его упрощенно, по своим возможностям; кто-то разовьет и достигнет больших вершин, но самое главное то, что дети будут расти мыслящими, духовно развитыми, способными решать все новые и новые проблемы.

 

Поступила в редакцию 2.X 1987 г.