Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

156

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ С. Н. ЛЫСЕНКОВОЙ

 

У.В. УЛЬЕНКОВА, Т.Г. ПЕШКОВА

Горький

 

Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1985. 175 с.

 

Успех перестройки школы во многом определяют личность учителя, его готовность к творчеству, желание и умение работать по-новому. Этим и объясняется огромный общественный интерес к деятельности педагогов-новаторов. В их ряду одно из почетных мест принадлежит С.Н. Лысенковой, учительнице начальных классов школы № 587 Москвы. Опыт многолетней работы в школе представлен ею в собственном описании.

В предисловии к книге академик АПН СССР И.Д. Зверев квалифицирует опыт работы С.Н. Лысенковой как систему, способствующую достижению высоких показателей в знаниях учащихся, в овладении ими учебными навыками и умениями, развитии способностей, формировании ценных личностных качеств.

Наше желание отозваться на книгу С.Н. Лысенковой вызвано рядом обстоятельств. Во-первых, на страницах печати высказываются сомнения в том, что опытом С.Н. Лысенковой сможет воспользоваться рядовой учитель, поскольку этот опыт очень индивидуален. Такого мнения иногда придерживаются и практические работники школ. В качестве примера можно сослаться на высказывания Е.П. Колесниковой в статье «Творческий поиск, передовой опыт, новаторство» (Сов. Педагогика. 1986. № 12. С. 18—19). Во-вторых, организационно-методическая система обучения учителя-новатора до недавнего времени вообще не получала оценок со стороны психологов и методистов. Содержательная статья Д.Б. Богоявленской «Психологический анализ педагогического обобщения в системе работы С.Н. Лысенковой» (Вопр: психол. 1987. № 3. С. 78—85) представляет первую и пока что единственную публикацию психолога. Вместе с тем популярность книги С.Н. Лысенковой среди учительства настолько высока, что развернутый психологический анализ (комментарий) и в виде статьи, и в виде рецензии на ее книгу мог бы существенно помочь прежде всего рядовому учителю в овладении опытом С.Н. Лысенковой и его творческом использовании.

С.Н. Лысенкова предприняла конкретную попытку преодолеть те трудности, с которыми чаще всего не справляются многие учителя начальных классов. Описанная ею в книге организационно-методическая система обучения по сути своей является конкретизацией теории управления психическим развитием ребенка в процессе обучения, заложенной в трудах Л.С. Выготского и получившей дальнейшее развитие в исследованиях многих ведущих советских психологов. Подход к анализу книги с этих позиций позволяет увидеть в ней то ценное, что нуждается в теоретическом осмыслении, обобщении, внедрении в практику работы школы.

Так, в советской психологии стали хрестоматийными следующие положения. Всеобщей формой психического развития ребенка является усвоение (присвоение) им общественного опыта, общественно выработанных способностей. Усвоение осуществляется ребенком под руководством взрослых через особый тип воспроизводящей деятельности, в которой происходит воссоздание, воспроизведение в его индивидуальных особенностях, свойствах исторически сложившихся в человеческом роде способностей. Важнейшим звеном педагогического управления процессом воссоздания способностей ребенка является опора на его активные силы, направленные на овладение объективной структурой воспроизводящей деятельности. На каждом этапе этот процесс осуществляется специфически.

Идя от жизни, от наблюдений за детьми, затрачивая огромный труд, творчески работающий педагог С.Н. Лысенкова самостоятельно сделала открытие, имеющее объективное значение, а следовательно, и право на широкий перенос в практику обучения и воспитания. Она научилась сама и учит других так организовывать труд детей, чтобы он развивал их самостоятельность, творческие силы и способности, формировал качества гражданина.

Характер учебной деятельности детей, которую описывает в своей книге С.Н. Лысенкова, отражает результат ее труда по организации взаимодействия детей на уроке, постепенного их перевода на уровень осознания форм и средств этого взаимодействия и самоконтроля. Одновременно это и есть формирование у детей психологических механизмов саморегуляции в процессе взаимодействия на уроке с учителем и между собой.

 

157

 

Эти принципы взаимно связаны и дополняют друг друга.

В системе работы С.Н. Лысенковой большое значение имеет перспективная подготовка, т. е. попутное прохождение трудных тем (которые будут изучаться по программе значительно позже) в связи с изучаемым в данный момент, на данном уроке. После такой многоразовой подготовки к объяснению нового трудного материала это объяснение носит характер обобщения уже известного и основательного его закрепления. Важнейший принцип организационно-методической системы С.Н. Лысенковой — опережение, или перспективное опережающее изучение трудных вопросов и тем программы. В данном случае учитель руководствуется главным образом не логикой учебной программы, а логикой развития учащихся. Большим подспорьем в этой работе служат специально разработанные опорные схемы, таблицы, комплекты карточек, или, одним словом, опоры. Это, по существу, выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения учителя.

В дальнейшем опоры становятся очень важным средством, организующим учебный труд. В сущности, опоры представляют собой материализацию учебных действий. Многие из них моделируют основные связи и зависимости в учебном материале, создают оптимальные условия формирования понятий. Например, опоры широко используются при обучении детей составлению арифметических задач, а это один из сложных вопросов в методике работы над задачами. Схема-опора применяется в работе с решенной задачей и т. д. Организация работы с помощью схем-опор обычно такова, что детям не приходится их записывать в рабочих тетрадях, специально заучивать, они просто находят нужную опору и работают с ней. Ответ у доски также строится на опорах, и потому даже слабые учащиеся не боятся сделать ошибку, они учатся с желанием, верят в свои силы.

Создание на уроке положительного эмоционального настроя детей через обеспечение всем и каждому успеха в труде — также существенная отличительная черта методики С.Н. Лысенковой. «Организуя урок, работая с детьми,— пишет С.Н. Лысенкова в своей книге,— стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый (обязательно каждый!) почувствовал окрыляющую силу успеха. В чем вижу особую действенность этого «средства обучения»? Успех в труде — первостепенное условие становления личности человека. Успех в труде — это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится» (с. 170).

При использовании опор действительно обучающим и воспитывающим становится опрос учащихся на уроке. Взаимопомощь и взаимовыручка учат детей доброте, учат слушать и слышать товарища, быть внимательным к тому, что он делает и говорит, своевременно включаться в анализ его ответа, доказывать его правоту или указать на ошибки.

Тщательно, шаг за шагом С.Н. Лысенкова показывает в книге, обращенной к учителю, как по мере развития детей, изменения содержания учебного материала изменяется качество творческого труда учащихся, развивается самостоятельность их мышления.

В целях установления обратных связей на уроке, получения информации о степени понимания, усвоения учебного материала учащимися С.Н. Лысенкова ввела комментированное управление. Ведущий мыслит вслух, он комментирует все свои действия и делает это в заданной логике, класс должен внимательно за ним следить. А это очень большая ответственность. «Весь класс подчиняется управлению учителя, управлению своего товарища-ученика,— пишет С.Н. Лысенкова.— Повышаются авторитет ответа, внимание к ответу товарища, ведь он отвечает не только учителю, а учит всех, кто сидит за партами... По мере продвижения от I к III классу комментируемое управление переходит в доказательное комментирование — рассуждение при решении задач, уравнений, при выполнении сложных грамматических заданий» (там же, с. 17).

Одновременно учитель осуществляет дифференцированный подход к детям с учетом способностей, степени овладения материалом предмета Общий темп обучения при этом растет. Создается резерв времени, который рационально используется в работе над сложными темами и разделами.

Мы полагаем, что книга С.Н. Лысенковой должна стать достоянием каждого учителя, работающего в начальных классах. Она может принести большую пользу в работе с шестилетними детьми, а также с детьми в группах и классах выравнивания. Этому может и должна всячески способствовать психологическая наука.