Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

153

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБЩЕНИЮ СО СЛЕПОГЛУХИМИ

 

Г. П. БЕРТЫНЬ

Москва

 

С. А. Сироткин, Э. К. Шакенова. Как общаться со слепоглухими. М.: изд-во ВОС, 1986. 80 с.

 

Первый автор пособия — С.А. Сироткин — один из четырех воспитанников Загорского детского дома для слепоглухих детей, закончивших факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; в настоящее время он заведует сектором социальной реабилитации слепоглухих СКВ ВОС. В этом же секторе работает и Э.К. Шакенова.

В рецензируемом пособии рассмотрены особенности общения со слепоглухими. В нем содержится наиболее полная информация о современных технических средствах общения со слепоглухими. Даны рекомендации по преодолению трудностей при общении для работающих со слепоглухими на предприятиях, в первичных организациях ВОС и ВОГ, для родных и близких.

Кратко, но информативно дана история вопроса об обучении слепоглухих. Если до недавнего времени считалось, что обучение людей с врожденными или ранними глубокими нарушениями зрения и слуха является уникальным явлением, то практика сурдопедагогики в нашей стране (И.А. Соколянский, 1889—1960, А.И. Мещеряков, 1923— 1974 и другие) доказала, что своевременное выявление, адекватное воспитание и обучение слепоглухих закономерно приводит к возможно более полной адаптации их к жизни. На различных предприятиях УПП ВОС в нашей стране работают отдельные слепоглухие, однако наиболее прогрессивной формой организации жизни и труда, личностного развития слепоглухих является создание производственных участков на УПП ВОС и в производственных объединениях ВОС, где группы слепоглухих (30— 40 человек) работают вместе со слепыми, глухими и рабочими без нарушений сенсорики. Авторы пособия правильно ставят вопрос об отношении к работающим слепоглухим не с позиции жалости, а призывают, доказывают, даже требуют равного в сравнении с другими отношения к рабочим с бисенсорным дефектом.

Пособие С.А. Сироткина и Э.К. Шакеновой — это первая попытка дать в руки окружающих просто и доходчиво написанное, наглядно иллюстрированное пособие с целью научить их, как и какими средствами возможно организовать общение со слепоглухими. Безусловно, организацию общения со слепоглухими рабочими легче осуществить на предприятиях, где работают не отдельные слепоглухие, а специально организованная группа из 30—40 человек; при групповой организации труда слепоглухие меньше испытывают чувство своей неполноценности и отчужденности, а под влиянием правильно организованной воспитательной работы и естественного общения у разных групп рабочих (с сенсорными нарушениями и без) формируются общие интересы, увлечения, активизируются словесно-речевые контакты.

Рецензируемое пособие написано четко, популярно, но при этом авторы сумели сохранить стройность и высокий уровень научного изложения материала Пособие состоит

 

154

 

из четырех глав, каждая из которых подразделяется на три части.

В главе I излагаются теоретические основы работы, исходя из теории Л.С. Выготского. Кратко дана история тифлосурдопедагогики. Большое внимание уделено успехам воспитания и обучения слепоглухих в нашей стране. В настоящее время на предприятиях ВОС заняты 88 % работающих слепоглухих, состоящих на учете в секторе социальной реабилитации слепоглухих СКБ ВОС.

В зависимости от тяжести и выраженности сенсорных дефектов авторы выделяют четыре категории работающих слепоглухих: тотально или практически слепоглухие, слепые слабослышащие, слабовидящие глухие, слабовидящие слабослышащие. По основному же типу языка, в зависимости от используемых средств общения, авторами выделено три группы слепоглухих: 1) словесно-речевая, или так называемые словесники, 2) жесто-речевая («жестовики») и 3) группа «немых», у которых отсутствует общение с окружающими. Таким образом, контингент слепоглухих очень разнороден по характеру, тяжести, времени наступления бисенсорных дефектов, по типу полученного образования и способам общения с окружающими.

Авторами разработаны оригинальные схемы общения слепоглухих с окружающими, не имеющими сенсорных дефектов, со слепыми или глухими, а также между собой. Схемы эти просты, доступны для понимания, в каждом конкретном случае представлены четкие критерии трудностей, с которыми встречается каждая из общающихся сторон, показано, какими средствами общения следует пользоваться. В главах IIIV дано описание адекватных для каждой группы средств общения.

В дефектологии при обучении глухих и слепоглухих детей до сих пор нет единого мнения о жестовой речи.

Экспериментальные данные Т.В. Розановой свидетельствуют о том, что по мере овладения словесной речью у глухих детей связи между жестовым и словесным обозначением слова становятся более прочными (см.: Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978).

Анализ понимания текстов глухими учащимися VIIIXII классов специальных вечерних школ показал, что лучше понимаются тексты, предъявленные жестами, причем при использовании разговорного и жестового языков результаты оказались более высокими, чем при применении калькирующей жестовой речи.

С.Н. Сироткин и Э.К. Шакенова подробно описывают современные технические средства общения со слепоглухими. Некоторые из них уже нашли применение, другие только начинают разрабатываться.

Данные, содержащиеся в рецензируемом пособии, свидетельствуют о положительных результатах обучения даже такой сложной категории детей, как слепоглухие, об их достаточной дальнейшей социальной и трудовой адаптации.

Окружающие, родные, благодаря сведениям, изложенным в пособии, получили возможность организовать общение с различными группами слепоглухих, в том числе и с людьми, у которых второй сенсорный или бисенсорный дефекты обнаружились позже периода школьного обучения в силу различных генетических или других причин. Возможность общения с такими слепоглухими предотвращает их изолированность, появление у них различных стрессовых состояний.

Кроме того, необходимо отметить, что доступность изложения самого материала и методов овладения шрифтом Брайля, дактилологией, жестовой речью делает возможным применение пособия (хотя сами авторы адресовали его только людям, общающимся со слепоглухими) родителями, имеющими слепых, слабовидящих, глухих или слабослышащих детей, а также персоналом, обслуживающим различные группы аномальных людей.