Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

10

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА В ЛАТВИЙСКОЙ ССР

 

И. Э. ПЛОТНИЕК

 

Начало становления психологической науки в Латвии (одновременно с зарождением и развитием латышской печати и художественной литературы) можно отнести ко второй половине XIX столетия. Первыми латышскими психологами стали ведущие деятели прогрессивных движений младолатышей (середина XIX в.) и Нового течения (90-е гг.) К. Биезбардис, А. Кронвалд, А. Крумберг, Я. Райнис, П. Дауге, П. Стучка, П. Биркерт. В своих трудах они вели борьбу за материалистическое понимание психики. Проблемы социальной психологии с марксистских позиций рассматривали Ф. Розиньш, А. Упит.

В 20—30-е гг. в буржуазной Латвии сравнительно интенсивно развивалась прикладная психология, т. е. исследования по вопросам психологии выбора профессии, профессионального обучения и профессионального отбора (М. Меллер, Р. Дриллис), а также исследования по педагогической психологии и психологии творчества. Во время ульмановской диктатуры (1934—1940)

 

11

 

для многих публикаций по психологии характерен последовательный идеализм или буржуазный объективизм.

После восстановления Советской власти в Латвии развитие психологии характеризуется преодолением идеализма, интенсивной пропагандой диалектико-материалистической методологии.

Обзор развития психологической науки в Советской Латвии в 1945— 1972 гг. дан в «Вопросах психологии» (1972, № 6).

В течение последующих 15 лет значительно увеличилось число психологов-профессионалов, работающих в республике. Это повлияло на качество психологических исследований. Молодые психологи, закончившие психологические факультеты Московского и Ленинградского университетов, активно включились как в педагогическую, так и в научно-исследовательскую работу, стали психологами на заводах, в больницах и т. д. Сейчас в Латвийском отделении числятся свыше 100 членов Общества психологов СССР.

На кафедре педагогики и психологии Латвийского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. П. Стучки в одиннадцатой пятилетке исследовалось формирование общественно-политической активности школьников и студентов в коллективе (руководители И.Э. Плотниек, А.П. Шпона) (см. сб.: «Формирование и воспитание активности учащихся и студентов в коллективе», 1985; «Педагогические проблемы подготовки учителей в университете», 1985). На основе структурно-процессуальной модели деятельности рассмотрены функциональный и личностный аспекты этой активности, формирование ее рассматривается как непрерывный процесс, в котором выделяются объективные и субъективные факторы воспитания; исследованы мотивы общественно-политической активности студентов (И.Э. Плотниек). Показана обусловленность формирования познавательной активности школьников усложнением ее структурных компонентов учебно-познавательной деятельности (цели, мотивов, содержания, способов, результатов), единством и взаимосвязью в учебном процессе деятельности учителя и учащихся, их общением, становлением межсубъектных отношений (З. Чехлова). В интерпретации данных по исследованию интегральной индивидуальности впервые использован функциональный анализ деятельности и развития самосознания (А. Карпова). Исследован процесс профессионального становления человека в единстве с общим развитием личности; разработана система компьютерной психодиагностики и консультации абитуриентов и студентов (И.В. Михайлов). Разрабатываются вопросы эмоциональной регуляции в детстве, функций эмоциональных явлений при решении задач, в игровой деятельности, в процессах общения, вопросы профилактики и коррекции возможных отклонений на ранних этапах онтогенеза; показано, что впервые отклонения в формировании личности обнаруживаются в особенностях эмоциональной регуляции (Г.М. Бреслав). Исследовались психологические основы атеистического воспитания, разработан подход, который позволяет комплексно использовать результаты наук, изучающих эту проблему (Д.А. Мейкшане). Работа С.О. Фрицберг посвящена изучению индивидуального стиля общения, Э.В. Музе исследовала кризис середины жизни.

В двенадцатой пятилетке на кафедре разрабатывается проблема формирования личности в коллективе (руководитель И.Э. Плотниек). Психологические аспекты этой комплексной психолого-педагогической темы разрабатывают психологи Г.М. Бреслав, А.К. Карпова, И.Я. Круминя, Д.А. Мейкшане, И.В. Михайлов.

Кафедра прикладной социологии и социальной психологии Латвийского госуниверситета в последние годы проводила исследования по созданию социально-психологической методики оценки инженерного труда, результаты которых используются при аттестации работников промышленных предприятий республики, а также при решении других проблем кадровой политики, в том числе формирования резерва руководящих работников. Разрабатываются

 

12

 

вопросы социально-психологического обоснования экономических и организационных нововведений. Исследуются также некоторые методологические вопросы психологии личности, например временной структуры сознания (П.П. Лакис). Изучаются доверительное общение (Э.Ю. Нейманис), проблемные и конфликтные ситуации (Краукле И.А.).

На общественных кафедрах университета разрабатываются некоторые методологические проблемы личности: гармоническое и дисгармоническое в личности (А.А. Милтс), единство социального и биологического в гармоническом развитии личности (А.Ф. Полис). Изданы монографии на латышском языке. Я.М. Бельчиков изучает вопросы психологии торговли.

В лаборатории педагогической психологии НИИ педагогики Министерства просвещения Латвийской ССР исследуются возникновение, диагностика и возможности коррекции задержки психического развития (ЗПР) детей 6—10-летнего возраста (руководитель В.А. Авотиньш) (см. сб.: «Диагностика интеллектуального развития учащихся», 1980; «Изучение шестилетних детей», 1980; «Сравнительная динамика развития детей», 1986; Б.А. Цеплите, B.А. Авотиньш, А.В. Дубинска, C.Я. Лайзане, И.Н. Тилтиня, З.А. Упмане. «Диагностика и коррекция развития детей», 1987. На латышском языке).

Впервые в результате комплексного изучения детей с разными уровнями умственного развития получен обширный сравнительный материал, позволяющий переоценить многие теоретически и практически важные выводы специальной, возрастной и педагогической, а также общей психологии. В ходе исследований изучена динамика развития речи (Б.А. Цеплите), вербально-ассоциативных процессов (И.Н. Тилтиня), памяти и внимания (В.А. Авотиньш, Д.Я. Изака), эмоционально-волевых процессов (М.Ч. Расщевска), мышления (В.А. Авотиньш), физического развития и уровня физической подготовленности (М.X. Дука, С. Лайзане), сенсорно-перцептивных процессов (М.Ч. Расщевска, Л.Р. Приндуле) и др. Проведены также необходимые для понимания этиопатогенеза нарушений психического развития и определения мер психолого-педагогической и медицинской коррекции педагогические, клинические и параклинические исследования (З.А. Упмане, А.В. Дубинска, М.X. Дука, В.А. Плуде и др.).

В.А. Авотиньш предложил оригинальную классификацию видов мышления. Она основана на определение уровней абстрагирования, обобщенности и осознанности этого процесса и подтверждена экспериментальными данными.

Сотрудниками лаборатории созданы также некоторые новые средства дифференциальной психодиагностики: методика определения уровней развития внутреннего плана мышления, навыков текстообразования, самостоятельности и способности использовать оказанную при решении интеллектуальных задач помощь, методика определения дифференцирующей силы примененных психодиагностических средств, изменяющейся в зависимости от возраста и степени обученности детей, и некоторые другие.

Коллективом кафедры социально-психологических методов управления Межотраслевого института повышения квалификации специалистов народного хозяйства Латвийской ССР разрабатывались проблемы психологии управления (руководитель Р.Э. Эльбур); совместно с московскими институтами было проведено 5 всесоюзных семинаров, на которых происходила выработка единых взглядов на структуру психологии управления (ее основания, предмет, методы, принципы и проблематику), осуществлялся обмен опытом в решении экспериментальных и организационно-практических проблем (см., например, сб.: Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами, 1974).

На предприятиях Риги были проведены социально-психологические исследования факторов, обусловливающих эффективность труда коллектива (сб. «Комплексная программа социально-психологических исследований эффективности коллектива»). Изучались факторы,

 

13

 

обеспечивающие ценностно-ориентационное единство коллектива (Э.В. Маруга, И.З. Коган), психологические условия успешного взаимодействия между подразделениями (Л. Валдовска), роль стиля руководства в повышении эффективности труда и формировании благоприятного психологического климата (В.Э. Реньге). Эта работа была продолжена в исследовании социальных факторов формирования коллектива бригады: роль неформальной структуры отношений в становлении коллектива бригады, закономерности интеграции работника в коллектив бригады, пути совершенствования социально-психологических методов руководства бригадой. Исследовались роль условий труда в формировании психологического климата бригады (А.А. Приедит), уровень развития группы как условие активизации индивидуальной деятельности (Е.И. Корсакова). Активно изучаются возможности совершенствования обучения в системе повышения квалификации.

Большое внимание уделяется разработке практических и теоретических аспектов социально-психологического тренинга и изучению эффективности его применения в организациях. П.Т. Тюрин разработал диагностические методики по изучению творческих способностей, оригинальный метод отраженного трансформирования функциональных форм для обучения дизайнеров.

В двенадцатой пятилетке разрабатывается тема «Психологические аспекты совершенствования подбора, расстановки, подготовки и воспитания кадров», до 1988 г. разрабатываются две подтемы: «Социальные факторы формирования коллектива бригад» (В.Э. Реньге, А.А. Приедит, И.З. Коган, Э.Л. Валдовска) и «Активизация методов обучения» (Э.В. Маруга, Д.А. Сычева, П.Т. Тюрин).

В 1976 г. в Рижском политехническом институте при проблемной лаборатории психофизиологических основ НОТ была создана группа психодиагностики (руководитель М.П. Будовский), включенная в состав исполнителей межвузовской целевой программы «Научные основы охраны здоровья и повышения работоспособности студентов» Минвуза СССР с темой «Разработка мер оптимизации учебной деятельности на основе исследования учебных факторов риска и выявления механизмов адаптации студентов в условиях политехнического вуза». Развернута обширная экспериментальная работа, охватывающая более чем 2000 студентов, обследуемых ежегодно в течение всего периода обучения в вузе, создана система психолого-педагогических консультаций. Основным итогом работы было выявление ведущих личностных, психофизиологических и социально-психологических переменных, влияющих на академическую дезадаптацию студентов (Будовский М.П. Резонанс личности и социальной среды. Рига, 1986. На латышском яз.).

В Даугавпилсском пединституте им. Я. Калнберзиня исследуются профессиональная направленность учащихся общеобразовательной школы и студентов педвуза (Г.П. Холопова), подготовка будущего учителя к воспитательной работе в школе и психолого-педагогическому руководству самовоспитанием учащихся (В.Я Паклоне), личность учителя в системе межличностных отношений классного коллектива (А.В. Воробьев). В рамках этих проблем изучены профессиональные интересы учащихся, отношение учащихся к профессии учителя, роль курса психологии в формировании профессиональной направленности будущих учителей, разработана примерная программа самовоспитания и методика психолого-педагогического просвещения учащихся для стимуляции их самовоспитания. Выявлены вариации воздействия учителей на мыслительную и социально одобряемую деятельность учащихся, разработана типология учителей по характеру их влияния на учащихся.

Психологической лабораторией Лиепайского государственного пединститута им. В Лациса разработаны задания для диагностирования уровня развития перцептивных, мнемических и мыслительных действий детей дошкольного и младшего школьного возраста. В двенадцатой пятилетке исследуется тема «Совершенствование подготовки студентов

 

14

 

к воспитательной работе в классном коллективе». В сотрудничестве с лабораторией педагогической психологии НИИ педагогики Министерства просвещения Латвийской ССР в последние годы изучаются вопросы диагностики психологического развития шестилетних детей (Л.Р. Приндуле).

На кафедре психологии Республиканского института усовершенствования учителей исследовалась проблема адаптации молодого учителя (руководитель Д.А. Мейкшане); Р.А. Квелде изучала взаимоотношения в коллективе педагогов, С.В. Лиепинь — свойства произвольного внимания детей вспомогательных школ.

В Латвийском государственном институте физической культуры разрабатываются психологические и психогигиенические меры профилактики, коррекции и управления, а также их медико-психологическая система применения, направленная на оптимизацию академической адаптации студентов (М.П. Будовский), связь умственной работоспособности с уровнем физической подготовленности (А.Б. Ливмане); ею исследовались также проблемы активизации мышления студентов в процессе обучения, психологическая подготовка спортсменов к соревнованию.

В Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола ведется работа по психологии художественного творчества (Р.Я. Бебре). Ею подготовлены и изданы на латышском языке пять учебных пособий («Литературное творчество», 1973; «Личность и способности», 1979; «Введение в психологию художественного творчества», 1982; «Психология процессов художественного творчества», 1982; «Этапы процесса художественного творчества», 1985; «Личность художника, ее развитие», 1987). Сейчас исследования ведутся в сравнительном аспекте.

Э.Л. Шапиро занимается психологией технического творчества, а также проблемами понимания текста.

Долголетняя плодотворная исследовательская работа по психофизиологии ведется в Институте экспериментальной медицины Министерства здравоохранения под руководством А. Крауклиса (см.: Крауклис А. Эмоциональный стресс и его оптимизация, 1981. На латышском яз; «Методологические проблемы исследования функций мозга», 1984; «Пути нейрофизиологической оптимизации систем организма», 1985; Алдерсонс А.А. «Механизмы электродермальных реакций», 1985; Ширяев Д.А. «Индивидуальные особенности вероятностного прогнозирования». Рига, 1986). Исследована роль межполушарных отношений в динамике психофизиологических реакций человека при решении задач и проблем. В частности, установлено, что лица, отличающиеся сильно выраженной левополушарной латерализацией речевых функций, а также высокой подвижностью межполушарных отношений, решают задачи и проблемы точнее и с меньшим эмоциональным напряжением, чем лица со слабо выраженной латерализацией и малоподвижными межполушарными отношениями; разработан комплекс уни- или билатеральной стимуляции полушарий мозга словесными и музыкальными стимулами, «белым» или «розовым» шумом с целью предупредить возникновение сильно выраженной монотонии у человека-оператора. Изучены психофизиологические механизмы терморегуляции. Разработан адекватный метод фазового анализа КГР и потоотделения, определяемых с нескольких зон поверхности тела, в том числе зон Захарьина-Геда, позволяющий точно выявить сдвиги эмоционального напряжения любой интенсивности.

На основе результатов исследований разработана концепция о вероятностном прогнозировании как важнейшем механизме саморегулирования нейропсихической деятельности человека, об эмоциональном напряжении и стрессе как компоненте нейропсихического саморегулирования.

Проблемами психотерапии и медицинской психологии занимается Я.П. Залитис (Республиканский онкологический диспансер). Закончена разработка темы «Подготовка к семейной жизни и транзактная психология брачных отношений». Я.П. Залитис уже 25 лет руководит клубом психогигиены

 

15

 

и психопрофилактики «Панацея». Клубом за эти годы охвачено более 8000 человек, создано несколько фильмов по вопросам психологии.

В Рижском медицинском институте ведется разработка методики прогнозирования качества подготовки стоматологических кадров (Н.А. Корниенко). Цель этого исследования — создание психологической модели личности стоматолога.

Лаборатория профессиональной диагностики Риги (Н.Г. Солдатенко) занимается исследованием динамики профессиональных намерений учащихся VIVIII классов, влияния на формирование этих намерений родителей, школы, телевидения. Учащиеся VIIIX классов проходят обследование на профдиагностической аппаратуре «Альфа-тест» с целью выявления индивидуальных особенностей психических процессов, что служит определению адекватности профессиональной предрасположенности учащихся к избранной ими профессии. Параллельно ведется работа по изучению влияния школы на формирование интересов и склонностей учащихся 8-х классов. По психологическим проблемам профориентации работают Д.Я. Изака, Л.О. Роцена.

Подвижная психологическая модель поступающего в инженерный вуз разработана на основе исследований по психологии высшей школы (В.В. Кутузов). Им с соавторами создан ряд приборов: «Быстрогляд»; «Темперамент — тип-2», «Личность». Демонстрируемый на ВДНХ прибор «Темперамент — тип-2» отмечен бронзовой медалью, а техническое устройство для исследования функций внимания человека признано в 1986 г. изобретением. В том же году патентной службой СССР зарегистрирован как изобретение способ профотбора операторов, разработанный В.В. Кутузовым и В.А. Юденко.

Более 12 лет активно работают психологи на одном из крупнейших предприятий республики — производственном объединении «Радиотехника». На основе результатов одного из первых исследований (Д.А. Игонин, Г.И. Кучерявцева и др.) были предложены рекомендации по комплектованию бригад рабочих, конвейерных линий, определены благоприятные режимы труда и отдыха, установлен график изменения темпа движения конвейерной ленты в соответствии с психофизическими возможностями монтажников.

В 1981 г. на базе ЭВМ «Электроника-60» была разработана одна из первых в практике отечественной промышленности эффективная диалоговая автоматизированная система аттестации кадров (И.А. Игонина, А.А. Бабенко). В 1982—1983 гг. проводилась разработка программного обеспечения автоматизированной психодиагностической системы, применяемой в целях диагностики профессионально важных личностных свойств.

В 1984—1987 гг. разработана диалоговая интерактивная автоматизированная система комплексной оценки персонала «Диаскоп» (Д.А. Игонин, И.А. Игонина, О.Д. Кочнев, Н.А. Кузьмина), которая реализует элементы концепции адаптивного взаимодействия оценщика с ЭВМ, что повышает достоверность и дифференцированность оценок экспертов.

Весом вклад психологов в создание на предприятии систем демократического управления кадрами. Разработанная в 1985 г. концепция демократического участия трудовых коллективов в подборе и расстановке кадров на производстве создает условия для полного раскрытия кадрового потенциала трудовых коллективов, удачно сочетает принципы единоначалия и демократии в управлении кадрами.

Внедрение (начиная с 1986 г.) систем выборного формирования резерва для выдвижения руководителей на должность с учетом мнения членов трудовых коллективов (Д.А. Игонин, Н.М. Соломенников, А.А. Цинис и др.) позволило привлечь к участию в управлении производством более 7 тыс. работников, избрать в резерв и на различные должностные уровни около 150 человек.

Психологическая служба производственного объединения «Радиотехника» ядром которой является сектор промышленной психологии, является примером удачного включения прикладных

 

16

 

психологов в систему управления производством.

Автоматизированная система подбора трудовых коллективов разрабатывалась также в производственном объединении «Коммутатор» (Г.С. Игнатович). Б.Г. Ушаковой исследованы психологические вопросы преодоления монотонности при выполнении точных сборочных работ.

Ряд психологов занимается вопросами юридической психологии. Основные темы исследований: информационный аспект взаимодействия права, психики и управления (Р.Э. Эльбур), деформация интересов как причина преступного поведения (Д.А. Сепс), психология управления и проблемы охраны социалистической собственности (И.Н. Куплайс, В.В. Куплайс, И.Б. Смирнов). Проблемами профессионально-психологической подготовки кадров и психологической службы в системе органов МВД занимается В.К. Таммерт.

Имеются исследования и по психологическим аспектам борьбы с алкоголизмом и курением (Д.А. Сепс, Э.Э. Лиепиньш). Биолокационный эффект изучался С.С. Соловьевым. По истории психологии работают Я.И. Анспак и И.Э. Плотниек.

Психологическая наука в Латвии развивается как составная часть советской психологии. Психологи республики имеют разносторонние связи с ведущими институтами и вузами Москвы, Ленинграда и братских республик. Организационным и координационным центром психологов Латвии является отделение Общества психологов СССР.

 

Поступила в редакцию 11.VI 1987 г.