173
К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Л. Н. ПРОКОЛИЕНКО
29 сентября 1987 г. исполнилось 60 лет доктору
психологических наук, профессору, члену-корреспонденту АПН СССР, директору
Научно-исследовательского института психологии Министерства просвещения
Украинской ССР, члену КПСС Людмиле Никитичне Проколиенко. Будучи ученицей
известного советского психолога Г.С. Костюка, Л.Н. Проколиенко успешно
разрабатывает его идеи, связанные, прежде всего, с внедрением достижений
педагогической психологии в школьную практику коммунистического воспитания
трудящихся нашей страны.
Окончив в 1951 г. отделение
логики и психологии филологического факультета Киевского государственного
педагогического института им. М. Горького и аспирантуру этого института (1954),
Л.Н. Проколиенко вначале преподавала язык и литературу, логику и психологию в
школе, а с 1955 г. стала работать в НИИ психологии МП УССР. Здесь она
заведовала лабораторией программированного обучения, продолжая по
совместительству преподавать в киевских школах. В 1965 г. она стала преподавать
в Киевском педагогическом институте; с 1966 г. она — декан вечернего
педагогического факультета, а с 1976 г.— проректор по научной работе института.
В 1975 г. Л.Н. Проколиенко
защитила докторскую диссертацию на тему «Психология усвоения грамматических
знаний учащимися среднего школьного возраста». Три года спустя ВАК СССР
утвердил ее в звании профессора. В мае 1983 г. Л.Н. Проколиенко была назначена
директором Института психологии МП УССР.
Людмила
Никитична Проколиенко опубликовала свыше 100 научных работ, в том числе как
автор и соавтор таких монографических изданий и учебных пособий, как «Методика
преподавания украинского языка в школе» (1962), «Дошкольная педагогическая
психология» (1970), «Психология усвоения грамматических знаний подростками»
(1973), «Психология программированного обучения» (1973), «Возрастная
психология» (1976), «Формирование любознательности у детей дошкольного
возраста» (1979), «Общая, возрастная и педагогическая психология» (практикум,
1980),
«Введение в психологию» (пособие для студентов-заочников, 1980—1987, 4
выпуска), «Семейное воспитание. Подростки» (1981).
В монографии «Психология
усвоения грамматических знаний подростками» Людмила Никитична по-новому решала
проблему соединения традиционных и алгоритмических методов усвоения
грамматических понятий учащимися среднего школьного возраста, показала
эффективность управления познавательной активностью учащихся в условиях
применения различных способов овладения знаниями. Круг ее научных интересов
направлен и на исследование проблемы всестороннего и гармоничного развития
личности. В брошюрах и статьях Л.Н. Проколиенко нашли отражение вопросы
коммунистического воспитания и формирования подрастающей личности.
174
Таким образом, вопросы
возрастной и педагогической психологии стоят в центре круга научных интересов
юбиляра. В последние годы, возглавляя во вверенном ей институте лабораторию
методологии и теоретических проблем психологии, Л.Н. Проколиенко все больше
внимания уделяет философским, общетеоретическим вопросам психологии личности и
педагогической деятельности. Эти проблемы рассматриваются в широком контексте
современных достижений психологии, школы Г.С. Костюка в частности. Под
руководством Л.Н. Проколиенко сотрудники института подготовили к изданию
«Избранные произведения» Г. С. Костюка. Во вступительной статье к этому
изданию, а также в статье в «Вопросах психологии» (1985. № 1), написанных Л.Н.
Проколиенко, с позиций марксистско-лининской методологии проанализирована
магистральная тема в творчестве Г.С. Костюка «Обучение, воспитание и развитие».
Большую заботу проявляет
Л.Н. Проколиенко о молодых научных кадрах. Под ее руководством защищено
несколько диссертаций.
Свой юбилей Л.Н. Проколиенко
встречает в расцвете творческих сил. Редакция журнала «Вопросы психологии», членом
редколлегии которого является Людмила Никитична, коллеги и сотрудники желают ей
здоровья и всевозрастающих трудовых свершений.