Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

173

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л. Н. ПРОКОЛИЕНКО

 

29 сентября 1987 г. исполнилось 60 лет доктору психологических наук, профессору, члену-корреспонденту АПН СССР, директору Научно-исследовательского института психологии Министерства просвещения Украинской ССР, члену КПСС Людмиле Никитичне Проколиенко. Будучи ученицей известного советского психолога Г.С. Костюка, Л.Н. Проколиенко успешно разрабатывает его идеи, связанные, прежде всего, с внедрением достижений педагогической психологии в школьную практику коммунистического воспитания трудящихся нашей страны.

Окончив в 1951 г. отделение логики и психологии филологического факультета Киевского государственного педагогического института им. М. Горького и аспирантуру этого института (1954), Л.Н. Проколиенко вначале преподавала язык и литературу, логику и психологию в школе, а с 1955 г. стала работать в НИИ психологии МП УССР. Здесь она заведовала лабораторией программированного обучения, продолжая по совместительству преподавать в киевских школах. В 1965 г. она стала преподавать в Киевском педагогическом институте; с 1966 г. она — декан вечернего педагогического факультета, а с 1976 г.— проректор по научной работе института.

В 1975 г. Л.Н. Проколиенко защитила докторскую диссертацию на тему «Психология усвоения грамматических знаний учащимися среднего школьного возраста». Три года спустя ВАК СССР утвердил ее в звании профессора. В мае 1983 г. Л.Н. Проколиенко была назначена директором Института психологии МП УССР.

Людмила Никитична Проколиенко опубликовала свыше 100 научных работ, в том числе как автор и соавтор таких монографических изданий и учебных пособий, как «Методика преподавания украинского языка в школе» (1962), «Дошкольная педагогическая психология» (1970), «Психология усвоения грамматических знаний подростками» (1973), «Психология программированного обучения» (1973), «Возрастная психология» (1976), «Формирование любознательности у детей дошкольного возраста» (1979), «Общая, возрастная и педагогическая психология» (практикум, 1980), «Введение в психологию» (пособие для студентов-заочников, 1980—1987, 4 выпуска), «Семейное воспитание. Подростки» (1981).

В монографии «Психология усвоения грамматических знаний подростками» Людмила Никитична по-новому решала проблему соединения традиционных и алгоритмических методов усвоения грамматических понятий учащимися среднего школьного возраста, показала эффективность управления познавательной активностью учащихся в условиях применения различных способов овладения знаниями. Круг ее научных интересов направлен и на исследование проблемы всестороннего и гармоничного развития личности. В брошюрах и статьях Л.Н. Проколиенко нашли отражение вопросы коммунистического воспитания и формирования подрастающей личности.

 

174

 

Таким образом, вопросы возрастной и педагогической психологии стоят в центре круга научных интересов юбиляра. В последние годы, возглавляя во вверенном ей институте лабораторию методологии и теоретических проблем психологии, Л.Н. Проколиенко все больше внимания уделяет философским, общетеоретическим вопросам психологии личности и педагогической деятельности. Эти проблемы рассматриваются в широком контексте современных достижений психологии, школы Г.С. Костюка в частности. Под руководством Л.Н. Проколиенко сотрудники института подготовили к изданию «Избранные произведения» Г. С. Костюка. Во вступительной статье к этому изданию, а также в статье в «Вопросах психологии» (1985. № 1), написанных Л.Н. Проколиенко, с позиций марксистско-лининской методологии проанализирована магистральная тема в творчестве Г.С. Костюка «Обучение, воспитание и развитие».

Большую заботу проявляет Л.Н. Проколиенко о молодых научных кадрах. Под ее руководством защищено несколько диссертаций.

Свой юбилей Л.Н. Проколиенко встречает в расцвете творческих сил. Редакция журнала «Вопросы психологии», членом редколлегии которого является Людмила Никитична, коллеги и сотрудники желают ей здоровья и всевозрастающих трудовых свершений.