Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

171

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

Г.А. КОВАЛЕВ, А.Б. ОРЛОВ

Москва

 

25—28 мая 1987 г. в Праге (ЧССР) на базе Института педагогики им. Я. Коменского Чехословацкой Академии наук состоялся XIII чехословацко-советский семинар «Педагогические и психологические проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях научно-технического развития». В работе семинара принимала участие делегация Академии педагогических наук СССР в составе А.М. Матюшкина (руководитель делегации), Н.С. Дежниковой, Г.А. Ковалева, Г.Ф. Кумариной и А.Б. Орлова.

Открыла семинар чл.-кор. ЧСАН, директор Института педагогики им. Я. Коменского Я. Скалкова. Она заострила внимание на необходимости перестройки в области психолого-педагогической науки и практики, которая должна протекать в соответствии с новыми требованиями НТР к обучению и воспитанию молодежи и в условиях обострения идеологической борьбы двух общественных систем. Основное средство решения многих проблем — последовательное и творческое обращение к марксистско-ленинскому учению. Участников семинара приветствовал первый заместитель министра просвещения ЧССР В. Цисарж. Он остановился на наиболее острых проблемах системы подготовки учителей.

Основной доклад от чехословацкой стороны сделал З. Гелус. Он выделил три фактора, от которых зависит успешность и эффективность организации учебно-воспитательного процесса: формы реализации учебной деятельности учащихся, обеспечение возможности творчества для них и оптимизации педагогического взаимодействия (которая должна основываться на равенстве личностных позиций учителя и учащихся и ответственности самих учащихся за ход и результаты их учебы).

От советской стороны на пленарном заседании выступил чл.-кор. АПН СССР А.М. Матюшкин. Он подробно проанализировал трудности научного и практического обеспечения реформы школы, главными из которых являются устаревшие стереотипы монологического, по сути, психолого-педагогического мышления. Перспективы преодоления этих стереотипов видятся в разработке новой, ориентированной прежде всего на практику, психологической теории, в основе которой должны лежать конкретно-личностный подход и диалогический принцип изучения человека. Диалог есть также непременное условие по-настоящему творческого метода обучения и воспитания подрастающего поколения.

Секционные доклады семинара условно можно распределить по трем тематическим разделам: 1) совершенствование содержания образования, 2) развитие личности учащихся в учебно-воспитательном процессе; 3) оптимизация педагогического взаимодействия.

В докладах, относящихся к первому разделу, были рассмотрены вопросы планирования содержания образования (Э. Вальтерова), его трансформации на различных уровнях системы образования — от формулирования обобщенных социальных запросов (И. Шванца, М. Розенцвейг) до определения конкретных педагогических требований к конкретному ученику (М. Гавора, З. Новак, Г.Ф. Кумарина). Всесторонне обсуждались проблемы дифференциации и индивидуализации содержания образования применительно к различным типам учебных заведений (А. Павликова, Л. Мацак), возрастным и индивидуальным особенностям учащихся (З. Новак, К. Блага, О. Халоупка). Подчеркивалось, что при разработке новых проектов и программ образования обязательно следует учитывать не только

 

172

 

характер социального запроса и логику учебных предметов, но и способности учащихся, а также особенности усвоения различного учебного материала, специфику условий обучения и другие психолого-педагогические условия, в которых протекает учебно-воспитательный процесс. Отмечалось, что совершенствование содержания образования может быть обеспечено лишь при комплексном подходе, интеграции усилий специалистов, представляющих различные психолого-педагогические научные дисциплины.

Доклады второй тематической группы объединяла идея о развитии личности учащихся как конечной цели всего учебно-воспитательного процесса, о гуманистическом идеале как новом контексте для всех проблем обучения и воспитания. Были обозначены основные проблемы, трудности в деле формирования личности на современном этапе общественного развития: интеллектуализация учебно-воспитательного процесса; переоценка значения концепции интериоризации и различных форм управляющего обучения и воспитания для формирования личности учащихся, в основе которых лежит идея о том, что все проблемы обучения и воспитания можно решить на путях совершенствования содержания учебно-воспитательного процесса; отождествление личности учащегося и личности учителя с их социальными ролями (как носителей определенных знаний, умений и навыков); избегание острых и нерешенных проблем; деперсонализация и унификация личности учащегося в ходе учебно-воспитательного процесса. Были намечены также альтернативные методологические пути преодоления этих трудностей: движение в психолого-педагогической науке не столько от классической академической науки к практике, сколько от проблем, которые ставит сама жизнь, к науке (А.М. Матюшкин); отказ от идеализации педагогической действительности, переход к тщательному изучению всего многообразия ее реальных проявлений (З. Гелус); изучение личности учащегося в системе ее реальных взаимодействий (И. Мареш). Участники семинара рассмотрели также различные аспекты воспитательных воздействий на личность учащихся, опосредованные коллективом сверстников (Н.С. Дежникова), Я-концепцией и особенностями самопознания и самопонимания (Я. Швецова), ценностными ориентациями (И. Семрад, М. Кодыткова), творчеством учащихся (И. Главе, М. Юрчова) и др. Три доклада были посвящены влиянию компьютеризации образования на интеллектуальное и личностное развитие учащихся (В. Кулич, И. Цоуфалик, П. Цвик).

В докладах третьей группы, посвященных проблемам оптимизации педагогических взаимодействий, наметился очевидный отход от традиционной субъект-объектной схемы при анализе и осуществлении интеракций в системе учитель — ученик. Для большинства сообщений ключевыми были идеи диалогизации педагогических взаимодействий, преодоления когнитивных и поведенческих стереотипов императивной «монологической» педагогики, выявления субъективных представлений учителя об учащихся, личностных центраций учителя, стилей создания и управления учителем различными педагогическими ситуациями и т. п. (А.Б. Орлов, В. Грабал, И. Павелкова и Я. Пстружинова, М. Кодым и М. Лангова, Я. Пруха, Г.А. Ковалев). Важный аспект обсуждавшихся проблем — необходимость операционализации и технологизации научных психолого-педагогических знаний, их внедрение в практическую деятельность учителя по обучению и воспитанию учащихся. Было сформулировано общее положение о том, что технологизация знаний в этой области неразрывно связана, во-первых, с практическим обучением и переучиванием учителей и, следовательно, во-вторых, с подготовкой особой категории практических психологов, владеющих не только специальными знаниями, но и специальными практическими умениями и навыками активного внедрения в реальную жизнь, в живую ткань учебно-воспитательного процесса с целью оказания непосредственной практической помощи учителям в деле его оптимизации. Такой подход к оптимизации деятельности и к психологической подготовке учителей может стать основой для реального повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

Было особо подчеркнуто, что традиционный путь внедрения психологических знаний посредством подготовки одних лишь методических рекомендаций для учителя является бесперспективным, поскольку он основывается на прямой адаптации научного знания, недостаточно органичного для конкретных требований и условий реальной педагогической деятельности учителя, и не способствует установлению четких и объективных обратных связей от практики к науке (Г.А. Ковалев, А.Б. Орлов).

Итоги работы семинара, которые подвели Я. Скалкова и А.М. Матюшкин, можно свести к следующему: чтобы повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в школе, недостаточно принятия тех

 

173

 

или иных изолированных мер, к какой бы из трех обсуждавшихся областей (содержание образования, формирование личности, взаимодействия учителей и учеников) они ни относились; необходима методологически обоснованная, комплексная стратегия научно-исследовательских и научно-практических преобразований существующей теории и практики школьного обучения.

Завершая работу семинара, его организаторы и участники высказали следующие пожелания: 1) провести очередной, XIV двусторонний советско-чехословацкий семинар по психолого-педагогическим проблемам в 1988 г. в Москве на базе Института общей и педагогической психологии АПН СССР; 2) сконцентрировать проблематику будущего семинара на более узком, специальном круге вопросов психологической оптимизации педагогических взаимодействий с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса; 3) провести семинар в форме нескольких «круглых столов» по обсуждению сформулированных в докладах участников психолого-педагогических проблем.