Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ

 

Г.В. ЛОСИК

Минск

 

Психологические и психофизиологические исследования речи / Под ред. Т.Н. Ушаковой. М.: Наука, 1985. 240 с.

 

Чем больше дифференцируются направления психологической науки, тем более разносторонними становятся подходы к изучению одного и того же явления. Авторы рецензируемого сборника предприняли попытку установить логическое единство разноплановых новых исследований речи на основе развиваемой ими теории внутренней речи.

История становления и развития этой теории и новые ее принципы анализируются Т.Н. Ушаковой в первом разделе сборника. Концепция существования внутренней речи у человека как некоторой совокупности механизмов порождения речевого высказывания и его восприятия освещалась Б.Г. Ананьевым, Б.А. Бенедиктовым, Л.С. Выготским, Н.И. Жинкиным, А.А. Леонтьевым, А.Н. Соколовым. Однако с некоторых пор понятие внутренней речи стало исчезать из лексикона психологов, уступая место более абстрактной терминологии из психолингвистики и семиотики, что, как отмечено, во введении к сборнику, является неоправданным. Очевидно, справедливо называть сегодняшнюю психолингвистическую школу (см. материалы V и VI Всесоюзных конференций по психолингвистике и теории речевой коммуникации. М., 1985) школой формальных моделей речевой деятельности, уподобляющих ее марковским процессам. Можно согласиться с авторами сборника в том, что в сегодняшней порождающей грамматике такие ее термины, как «порождение», «трансформация», «глубинные структуры» и др., расходятся с тем, что вкладывают в эти понятия психологи, а «потому поиск психологических коррелятов этих понятий не имеет смысла» (с. 5).

В своей книге «Математика и психология» (М., 1977) известный американский математик Г. Биркгофф тонко подмечает, что психическая деятельность человека, в отличие от деятельности ЭВМ, есть в основе своей образная деятельность, а не исчисление смыслов. Следовательно, теории речевой деятельности, основанные на понятиях предметно-речевого кода, вербальных сетей, временных связей, на понятиях теории распознавания образов, как нам представляется, являются более адекватными, чем трансформационные. Именно на таких психологических понятиях строится теория внутренней речи, которая с разных позиций рассматривается в статьях указанного сборника.

В статье Т.Н. Ушаковой «Проблема внутренней речи в психологии и психофизиологии» изложена гипотеза о существовании в структуре внутренней речи вербальных

 

169

 

сетей, анализируются пути и результаты проверки этой гипотезы. Вербальная сеть рассматривается как пространственная нейронная решетка, кратковременная активизация узлов которой свидетельствует об актуализации разных слов лексикона индивида при восприятии и воспроизведении слова. Описывается оригинальная экспериментальная методика (вербального тестирования), позволяющая исследовать динамику функциональных состояний элементов вербальной сети. На современном этапе эта методика является одной из самых эффективных в плане исследования внутренней речи. В работе заложена основа тех представлений и понятий, которые позволяют рассматривать речевой механизм системно: выделять структурно-функциональные уровни его организации, анализировать семантический и психофизиологический аспекты его функционирования.

Центральное место в сборнике занимает статья Т.Н. Ушаковой, Н.Д. Павловой и И.А. Зачесовой «Психологические исследования семантики речи». В ней освещаются проблемы семантики слова и организации вербальных сетей, субъективного значения слова, выражения смысла в предложении и в тексте. Справедливо отмечается, что многие лингвистические характеристики слова могут не иметь однозначных психологических коррелятов на уровне внутренней речи. Авторы считают, что с помощью модели вербальной сети можно описывать механизмы хранения словаря внутренней речи. Они подчеркивают, что каждый носитель языка имеет свою субъективную вербальную сеть.

Статья А.Н. Лебедева «Единицы памяти и связанные с ними особенности речи» посвящена последовательно проводимой автором во многих его работах идее о нейронном механизме кодирования разных слов, образов и понятий в памяти человека. Согласно гипотезе А.Н. Лебедева, кодом образа слова в вербальной памяти является разная последовательность пауз и разных по длине пачек нервных импульсов. Этот код физиологически реализуется с помощью нейронов, число которых равняется числу разных пачек, имеющихся в коде, так как каждый нейрон «настроен» на свою пачку. Вторая часть гипотезы состоит в том, что в нервной системе имеется «тысячекратное» дублирование каждого селективного нейрона. Поэтому актуализация образа слова выливается в активизацию не одного-двух, а десятков тысяч когерентно возбуждающихся нейронов — нелокализованного ансамбля. Автор анализирует ряд лингвистических, психологических и физиологических феноменов, которые получают простое объяснение в рамках данной гипотезы. Делается попытка интерпретировать с помощью механизма кодирования слов психофизиологический механизм образования вербальных сетей и семантических полей, т.е. организацию внутренней речи.

В модели, предложенной А.Н. Лебедевым, остается открытым вопрос о том, каков механизм кодирования не самого слова, а адресов тех тысяч нейронов, активизация которых дает о нем информацию. Возможно, необходимо допустить существование локальных детекторов разных видов когерентности, разных по конфигурации ансамблей и микроансамблей, а также соответствующих командных нейронов, коллатерали которых конвергируют на ансамблях. Именно в такой линейной комбинации функций командного нейрона, ансамбля и детектора мы видим возможный симбиоз двух разных механизмов кодирования в нервной системе. Следует признать, что в речевой деятельности часто опознаются или генерируются фразы, не воспринимавшиеся субъектом ранее. Очевидно, поэтому детекторная модель оказывается для уровня фраз и других сложных речевых сообщений менее приемлемой, чем модель нейронных ансамблей.

С проблемой организации памяти на слова связана и статья И.А. Зачесовой и И.М. Подклетновой «О структуре словесной памяти». Авторы излагают результаты психологического эксперимента по усвоению небольшого словаря искусственных лексем языка. Поэтапно исследовались два разных уровня формирования внутренней речи на базе указанных лексем: уровень дифференцировки звучания слов и уровень их значения. Дополнительные опыты по исследованию словесных ассоциаций позволили получить представление о тонкой структуре взаимосвязей, образующихся между словами при формировании вербальной сети в системе внутренней речи.

Экспериментальная проверка рассмотренных теоретических моделей вербальной сети, порождения фразы, реализации во фразе и тексте темы и ремы описывается в статьях И.А. Зачесовой и Н.Д. Павловой «Подход к оценке содержательности текста», а также Н.Д. Павловой «Семантика речи в различных условиях общения».

Плодотворность использования предложенной концепции внутренней речи при изучении речевых явлений подтверждается наличием прикладных исследований на

 

170

 

этой базе, описанных в сборнике в раз делах «Речь и эмоции» и «Речевая диагностика».

Хотя в сборнике отражены многие актуальные проблемы психологии речи, думается, современное научное состояние этой области могло быть представлено более полно. В сборнике не обсуждается такая проблематика, как речь и личность, не представлены работы, посвященные невербальным особенностям речевого сигнала. Тема «Речь и эмоции» раскрывается в единственной, притом достаточно специальной, статье. Последний раздел книги («Речевая диагностика») вызывает особый интерес, поскольку в нем описаны возможности практического применения данных, полученных в ходе исследований. Однако, к сожалению, этот раздел содержит мало связанные между собой и в ряде случаев частные разработки. Структура сборника, возможно, не позволила включить в него и рассмотреть проблему взаимосвязи внутренней речи с процессами ощущения и восприятия, формирования речевых образов, выполнения моторных команд, организации внимания. Нам представляется, что анализ этих психологических явлений также может обогатить теоретические и экспериментальные аспекты изучения внутренней речи. Это задача будущих исследований по психологии речи.