Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

166

 

УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

 

И.А. ЗИМНЯЯ, И.А. ПЕТУХОВА

Москва

 

Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 464 с.: ил.

 

Появление нового издания учебника «Общая психология» во время коренной перестройки всей системы народного образования — от школы до вуза — важное событие. Авторский коллектив осуществил серьезную и плодотворную переработку текста учебника в плане усиления его идеологической, методологической и профессионально-педагогической направленности. В разделе «От редактора» А.В. Петровский подчеркивает, что в качестве основы подготовки этого переработанного и дополненного издания учебника выступили материалы XXVII съезда КПСС, акцентирующие внимание на развитии и совершенствовании личности советского человека, а также положения «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в которых отмечается необходимость усиления психолого-педагогической подготовки студентов в университетах и педагогических вузах. Эта мысль — лейтмотив нового учебника.

Авторский коллектив третьего издания учебника избрал путь целостного концептуального представления основного корпуса психологических данных теоретического и эмпирического характера, сфокусированных вокруг центральных категорий психологической науки: «психика», «образ», «сознание», «деятельность», «общение», «личность», «коллектив». Авторам в основном удалось представить весь учебный материал как единую, целенаправленную линию рассмотрения сложных (порой противоречивых, не устоявшихся еще в науке) психологических понятий и данных. Такая постановка вопроса повлекла за собой изменение целого ряда традиционно сложившихся представлений о композиционной структуре учебника по психологии для педагогических вузов.

Первая часть учебника («Введение в психологию»), которая включает наиболее устоявшиеся исходные методологические и теоретические положения советской психологии, подверглась наименьшей переработке. Самые существенные изменения внесены во вторую часть («Личность и деятельность в общении»). Эта часть представляет особый интерес, поскольку, являясь методологическим стержнем всего учебника, она определяет подход авторов к решению широкого круга конкретно-психологических вопросов — к анализу познавательных процессов, эмоциональной сферы личности и ее индивидуально-психологических особенностей. В широком и всестороннем рассмотрении проблем общения, коллектива выражается принципиальная позиция авторов, с точки зрения которых эти категории (вместе с категориями деятельности и личности) являются краеугольными камнями для систематизации психологических знаний в русле единой концепции.

Можно сказать, что впервые в советской учебно-психологической литературе проблема личности получила такое развернутое, обоснованное и структурированное раскрытие. На основе марксистско-ленинской методологии авторы последовательно развивают понимание личности в широком смысле как субъекта, воплощающего в себе систему общественных отношений. Личность рассматривается как сложное структурное образование, включающее три основных подсистемы: интраиндивидную, интериндивидную и метаиндивидную.

Существенно новым для текста третьего издания является акцент на проблеме активности. Авторы выдвигают в качестве наиболее общей интегральной характеристики активности личности ее активную жизненную позицию, под которой понимаются «идейная принципиальность, последовательность в отстаивании своих взглядов, единство слова и дела» (с. 205). На основе анализа трактовки личности в психоаналитических теориях и в гуманистической психологии выявляются и подчеркиваются качественные различия в понимании причин и сущности формирования и развития личности в советской и зарубежной психологии. Так, если советские исследователи видят в развитии личности результат ее деятельности, активного взаимодействия с другими людьми и окружающей действительностью, то для западных авторов личность выступает как система, направленная на самоизменение и самоактуализацию.

Важной особенностью нового текста главы «Личность» является то, что в качестве центрального образования, характеризующего самосознание личности, рассматривается складывающийся в ходе общения и взаимодействия

 

167

 

с другими людьми «образ Я». Понятие «образа Я» позволяет раскрыть содержание самооценки, целей, уровня притязаний личности, регулятивный смысл психологической защиты личности. Исключительно значимой для педагогической практики является проблема формирования личности. Материал, относящийся к проблеме личности, может рассматриваться не только как сугубо учебный являющийся результатом аккумуляции традиционных и самых современных теоретико-экспериментальных исследований в отечественной и зарубежной психологии, но и как проблемно-научный. Он имеет ярко выраженную практическую направленность, позволяющую активно воздействовать на формирование научного мировоззрения, жизненной позиции, профессиональной ответственности студентов как будущих педагогов.

Не меньший интерес представляет трактовка проблемы коллектива, где нашла отражение разработанная А.В. Петровским стратометрическая концепция. В главе «Коллектив» четко показаны специфика этого высшего уровня организации группы, его отличия от других типов групп. Детально рассмотрены структуры коллектива и пути его формирования в условиях школьного класса.

Практическая ценность материала этой главы существенно повышается за счет изложения и специального анализа доступных учителю конкретных методов изучения коллектива. В главе подробно излагаются принципы социометрии как метода выявления групповой дифференциации. При этом отмечаются ограниченные возможности качественной интерпретации обнаруженных с его помощью глубинных отношений между членами группы, истинных причин их предпочтения и изоляции. В учебнике подробно описывается более содержательный и информативный метод референтометрии, который позволяет определить «мотивационное ядро выбора» в межличностных отношениях.

Особое значение авторский коллектив придает проблеме деятельности: именно с ее рассмотрения начинается вторая часть учебника. В новом издании более полно и точно сформулированы характеристики основных видов деятельности человека — игры, учения, труда. Большое место в главе «Деятельность» занимают вопросы формирования навыков. Они бесспорно имеют существенное практически-педагогическое значение, особое внимание к ним (вследствие производственных перестановок в тексте) усиливает «операционально-технический» аспект в освещении проблемы деятельности в целом. Существенно, что в новом издании более четко и убедительно охарактеризованы потребности как источники активности человека, дана классификация их видов и указаны основные принципы их развития. Правда, из-за перенесения акцента на рассмотрение места, роли потребностей в деятельности, их видов и критериев классификации мотив как категория, конституирующая деятельность, фактически выпадает из рассмотрения. Соответственно, недостаточно явно в ходе анализа деятельности разведены понятия мотива и мотивации и как системы побудителей в широком смысле слова, а также деятельности, действия, операции (а не только действия и движения), что объясняется, по-видимому, дискуссионностью ряда положений теории деятельности на современном этапе ее развития.

Важно, что в соответствии с общим направлением развития психологической науки авторский коллектив выделяет общение как предмет специального рассмотрения. Привлекают широта подхода к проблеме общения, попытка осветить его многоплановый характер. Естественно, что из-за недостаточной разработанности самой этой категории, отсутствия единой общепризнанной теории общения в советской и зарубежной психологии в тексте проявилась неоднозначность трактовки целого ряда исходных понятий (взаимосвязь общения и деятельности, структура общения, его функции). Считаем, что исключение проблем «язык — речь — речевая деятельность» как объектов специального рассмотрения (что было представлено в предыдущих изданиях) снижает уровень теоретического осмысления студентами этих важнейших традиционных проблем общей психологии. Принимая стремление авторов унифицировать рассмотрение общения как процесса обмена информацией, как межличностного взаимодействия и как понимания людьми друг друга, мы тем не менее не можем согласиться с трактовкой языка, речи преимущественно в их коммуникативной функции. Здесь важен анализ сигнификативной, апеллятивной, экспрессивной функций речи, ее связи с языком в общей структуре речевой деятельности, в их неразрывности с мышлением человека.

Третья, четвертая и пятая части учебника логично представляют интеллектуальную, эмоционально-волевую сферы личности и ее индивидуально-психологические особенности. При общем стремлении авторского коллектива к упорядочению, терминологической унификации и систематизации представлений о рассматриваемых явлениях, что

 

168

 

особенно выявилось в главах «Чувства» и «Характер», в тексте учебника не преодолена неоднозначность толкования понятий чувств, эмоций, эмоциональных состояний (с. 374, 375 и др.), а также черт (свойств) темперамента (с. 415). Вместе с тем следует отметить психолого-педагогическую значимость специального обсуждения проблемы формирования характера (с. 437), акцентуации черт характера (с. 425) и трактовку проблемы индивидуального стиля деятельности, хорошо сочетающуюся с современными исследованиями.

В целом можно сказать, что авторский коллектив осуществил плодотворную переработку и дополнение текста, существенно расширив и обновив списки рекомендуемой к каждой главе литературы (к сожалению, сняв поглавные задания и краткий терминологический словарь) и более четко направив весь учебный материал на усиление профессионально-психологической подготовки студентов педагогических вузов. Полагаем, что опыт концептуального изложения психологического материала в третьем издании учебника «Общая психология» встретит заинтересованное и внимательное отношение преподавателей-психологов и будет способствовать повышению психолого-педагогической подготовки студентов.