164
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
В. В. ЗНАКОВ
Москва
Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы
психологии. Учеб. пособие для
слушателей ФПК. М.: Изд-во МГУ, 1986. 204 с.: 2 прил.
В эпоху расширяющегося использования ЭВМ происходят
коренные изменения в человеческой деятельности, познании и общении, знать
которые обязан каждый психолог. Особенно это относится к преподавателям,
читающим курсы психологии в высших и средних учебных заведениях. В условиях
внедрения компьютеров в обучение основным содержанием труда преподавателя
становится не передача знаний, а такая организация познавательной деятельности
студентов, которая побуждает их самостоятельно ставить вопросы и пытаться найти
на них ответы с помощью ЭВМ. При компьютерном обучении у преподавателя любой
специальности возникает множество вопросов, относящихся к компетенции
психологов (например, как происходит у человека процесс формулирования
вопросов, задач и какие из них целесообразно использовать при взаимодействии с
машиной; как повысить активность знаний студента, а также его готовность
осваивать и применять компьютерные средства и т.п.). Однако из-за того, что
многим психологам, плохо знакомым с компьютерами, основные понятия предметной
области ЭВМ кажутся несовместимыми с категориями и принципами психологии,
преподаватель не всегда может получить квалифицированный ответ на свои вопросы.
Преодолеть указанный барьер,
показать двусторонние связи между рабочими понятиями информатики и психологии —
такую задачу поставили перед собой авторы пособия, предназначенного для
профессиональных психологов, овладевающих основами компьютерной грамотности. В
книге О.К. Тихомирова и Л.Н. Бабанина, по существу, впервые в отечественной
научной литературе систематически излагаются проблемы психологического
обеспечения вычислительной техники, определяются границы нового научного
направления — психологии компьютеризации.
В первом разделе, написанном
Л.Н. Бабаниным, представлена система основных понятий из области вычислительной
техники и программирования. Читатель получит представление об устройстве ЭВМ
разных поколений, алгоритмических языках, а также о типах автоматизированных
систем, применяемых в различных отраслях народного хозяйства. В приложении I даны
иллюстрации использования компьютеров в психологическом эксперименте. На
примере исследования мыслительной деятельности в условиях диалога с
разработанной Л.Н. Бабаниным информационной системой психологу становятся
очевидны преимущества решения задач (классификации объектов, информационного
поиска и др.) на ЭВМ по сравнению с безмашинным
решением. Показано, что автоматизация при решении творческих задач приводит к
развитию целеобразования, структурированию и
индивидуализации деятельности испытуемого.
Второй раздел, написанный
О.К. Тихомировым, посвящен новым проблемам психологии, связанным с
использованием ЭВМ. Он состоит из двух глав, в первой из которых анализируются
новые области и задачи прикладных психологических исследований, а во второй
фундаментальные проблемы психологической науки, возникшие с появлением
компьютеров. Психология компьютеризации определяется как «отрасль единой
психологической науки, в которой изучаются порождение, функционирование и
структура психического отражения реальности в процессах деятельности индивидов
165
и групп, связанной с созданием и использованием ЭВМ
и их программного обеспечения» (с. 164). Знание психологических особенностей
человека и его поведения может быть использовано для повышения эффективности
существующих автоматизированных систем и усовершенствования проектируемых — с
таких позиций ведется анализ прикладных аспектов психологии компьютеризации.
О.К. Тихомирову удалось
объединить разнородные и к тому же разбросанные по разным публикациям
прикладные проблемы, связанные с применением ЭВМ в рамках трех отдельных
направлений психологии компьютеризации: психологическая экспертиза созданных
систем искусственного интеллекта и проектов их совершенствования,
усовершенствование моделей психики, организация диалога между человеком и ЭВМ.
О.К. Тихомиров стремится подчеркнуть своеобразие психических процессов
человека, невозможность их отождествления с информационными процессами,
протекающими в машине. Основная мысль, проходящая через описание прикладных
аспектов психологии компьютеризации, заключается в следующем: для того чтобы
невоспроизводимые сейчас психологические особенности человека можно было
реализовать в проектируемых автоматизированных системах, «особенно необходима
реализация принципа опережающего развития производства психологических знаний
по отношению к их потреблению при решении конкретных практических задач» (с.
107).
Содержательным ядром книги,
дающим читателю наиболее полное представление о ее
научной новизне, является вторая глава раздела, посвященная анализу развития
психологической науки, ее структуры, методов и категориального аппарата в эпоху
компьютеризации. Как показывает автор, компьютеризация повлекла за собой
переосмысление буквально всех важнейших понятий традиционной психологии —
психики, личности, сознания, деятельности и т.д. Более того, совершенствование
программного и информационного обеспечения ЭВМ и создание систем искусственного
интеллекта поставили перед психологами новую задачу развития принципов
психологических исследований. О.К. Тихомиров пытается решить эту задачу применительно
к основополагающим принципам психологии — принципам детерминизма, развития,
системности. При чтении книги становится ясно, почему такое опосредствующее
деятельность субъекта средство, как ЭВМ, влияет на всю систему психологических
знаний: компьютеры, преобразовав объективное содержание и форму труда, познания
и общения, способствовали появлению новых способов психического отражения
реальности, изменению соотношения рутинных и творческих компонентов в
интеллектуальной деятельности.
Стремясь облегчить читателю усвоение природы межпредметных
связей между информатикой и психологией, О.К. Тихомиров вводит каждый из
психологических принципов в широкий общенаучный контекст, сопоставляет его
психологическое содержание с интерпретацией этого принципа в других науках. При
изложении он использует методический прием перехода от общего к частному.
Например, при описании принципа системности вначале излагаются общие положения
системного подхода, попытки построения технического и биологического (П.К.
Анохин) вариантов теории систем, затем обсуждается проблема специфики систем,
изучаемых психологией, а также системность психики в контексте различных
психологических теорий и направлений. Такой стиль написания книги позволяет
читателю, во-первых, уяснить психологические корни и диалектическую взаимосвязь
принципов психологии с принципами других наук, в том числе информатики;
во-вторых, ему предоставляется возможность понять отличительные черты
психологических принципов и перспективные пути их дальнейшего развития.
Оценивая книгу, следует
отметить ее несомненную значимость и актуальность поставленных в ней научных
проблем. Предпринятая авторами попытка анализа взаимосвязей психологии и
информатики оказалась удачной, соответствующей цели пособия: внимательно изучив
его, психолог не только овладеет основами компьютерной грамотности, но и
получит представление о том, какую роль может сыграть ЭВМ в психологическом
исследовании. К сожалению, многие важные вопросы психологии компьютеризации в
книге лишь обозначены, а не проработаны на том научном уровне, который
соответствует сегодняшним требованиям общественной практики. В частности, мало
внимания уделено анализу личности, изменению ее психологической структуры в
компьютеризованном обществе, появлению новых ролевых функций личности (пользователь,
разработчик и т.д.); недостаточно раскрыты соотношения психологических и
социологических аспектов компьютеризации и ее
последствий. Остается надеяться, что эти и другие проблемы психологического
обеспечения вычислительной техники полнее будут освещены в последующих
публикациях авторов.