Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

162

 

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ

 

Obonai Т. Perception, learning and thinking: Psycho-physiological induction theory. Tokyo, Japan: The Hokuseido Press, 1977. XVI + 377 p.

 

Работы японского психолога Торао Обонаи (1899—1968) широко известны на его родине; при жизни он опубликовал около 550 работ, сделав определенный вклад практически во все области психологии. В основном его интересы касались исследования когнитивных процессов, в частности восприятия.

 

163

 

Помимо экспериментального изучения различных перцептивных феноменов Т. Обонаи параллельно разрабатывал «психофизиологическую теорию индукции», которую рассматривал как конечный результат всей своей работы. Рецензируемая монография вышла почти через 10 лет после смерти автора и представляет обобщение его идей.

Книга состоит из трех частей. В первой рассматриваются классические феномены зрительного восприятия. Т. Обонаи излагает результаты собственных экспериментальных работ, а также данные, полученные его учениками. Параллельно приводится достаточно подробный обзор западных исследований в области зрительной перцепции. Следует отметить, однако, что этот обзор архаичен: большинство цитируемых работ относится к довоенному периоду.

Во второй части книги излагается «психофизиологическая теория индукции». Кратко она заключается в следующем: восприятие на всех уровнях (сетчатки, первичных и вторичных зрительных центров) имеет один и тот же механизм, связанный с возникновением возбуждения не только в области, соответствующей стимуляции, но и в соседних областях. Это распространение возбуждения Т. Обонаи называет индукцией. Наряду с процессом возбуждения обязательно возникает и противоположный процесс — торможения. Т. Обонаи считает, что подобный антагонизм является универсальным принципом нормального физиологического функционирования организма. Автор не предлагает в данном случае ничего кардинально нового, так как эти положения во многом соответствуют взглядам И.П. Павлова и теории цветового зрения Э. Геринга.

Т. Обонаи распространяет свою теорию не только на восприятие, но и на другие когнитивные процессы (память, мышление). Исследованию этих процессов в рамках «теории индукции» посвящена третья часть книги. Автор предвидит, что подобная аналогия при исследовании психических функций разного уровня может встретить возражения. Он полагает, однако, что узнавание может рассматриваться как пример отсроченного восприятия, а оперирование образами при воображении тесно связано с формированием перцептивных образов.

В целом книга оставляет противоречивое впечатление. Одним из ее достоинств является рассмотрение феноменов восприятия на двух уровнях: собственно психологическом и нейрофизиологическом. Вместе с тем совершенно отсутствует еще один ракурс анализа: познание рассматривается автором как самостоятельный процесс, никак не связанный с мотивационными структурами личности и вырванный из более общего социального контекста. Подобный подход, характерный для экспериментальной психологии начала века, давно изжит как в отечественной, так и в западной психологии.

Концепция, развиваемая Т. Обонаи, позволяет ему использовать единый принцип рассмотрения когнитивных процессов; вместе с тем автор нигде не останавливается на их качественном своеобразии. Механический перенос закономерностей восприятия на процессы памяти и мышления едва ли правомерен.

Для советских психологов книга интересна тем, что в ней содержится подробный обзор работ японских исследователей, в частности данные по кросскультурным различиям. Автор использует также материал, накопленный в советской психологии восприятия (Д.Н. Узнадзе, С.В. Кравков), что в целом не характерно для зарубежных исследователей.

 

Н.В. Искольдский

Москва