Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

160

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ВНЕ СЕМЬИ

 

Tyszkowa M. (red.). Rozwoj dziecka w rodzinie i poza rodzina. Poznan, 1985. 238 s.

 

В сборнике представлены работы руководимого М Тышковой исследовательского коллектива. В основе экспериментальных исследований лежит единое представление о роли «воспитательной среды» в психическом развитии ребенка: среда определяет объем и характер его индивидуального опыта, Этот опыт, представленный в символической форме и эмоционально оцененный, представляет собой основу стабильных структур внутренней регуляции поведения, определяя в известной степени направление развития. Изучались различия в психическом развитии детей, воспитывающихся в семье и в детских домах.

В книге семь статей. В статье М. Тышковой представлены результаты обследования 318 детей в возрасте 6—17 лет, половина из которых являются единственными детьми в семье. Изучались способность детей к пониманию потребностей других людей, склонность к просоциальному поведению, способность к кооперации, а также принятие и соблюдение детьми социальных норм. Методы исследования варьировали в зависимости от возраста испытуемых.

Констатировано отсутствие различий в степени социализации единственных и неединственных детей, однако если у первых соблюдение социальных норм обусловлено в основном их знанием, то у вторых оно представляет собой привычную форму поведения во взаимоотношениях со сверстниками, единственные дети менее тревожны и обнаруживают большее стремление к достижениям в учебе. В целом же степень социализации зависит не от количества детей в семье, а от индивидуальности и педагогического мастерства родителей.

В статье Б. Харвас-Наперала анализируется генезис социальной тревожности, т.е. тревожности, проявляющейся во всех ситуациях социального взаимодействия, а особенно в ситуациях социального оценивания. Показано, что формированию социальной тревожности благоприятствует ограничение самостоятельности ребенка в семье, принуждение его к пассивности, повиновению и зависимости. Существенную роль играет высокая социальная тревожность родителей.

Личностные характеристики детей пьющих и непьющих родителей сопоставляются в статье И. Раубо. У детей пьющих родителей более низкий уровень интеллектуального развития, невысокий социометрический статус, пониженная самооценка, невысокий уровень общественной активности, повышенная тревожность и агрессивность.

 

161

 

В основном они являются трудновоспитуемыми.

Сравнительный анализ личностных характеристик двух групп девушек 13—16 лет, воспитывающихся в семье и в детском доме, проведен М. Юргом. Установлено, что у воспитанниц детского дома понижена самооценка и повышена тревожность, особенно по отношению к своему будущему, отмечается также боязнь агрессии со стороны других людей. Для них характерно недоверчивое отношение к родственникам и друзьям, упрощенное представление о женских социальных ролях.

Представлениям детей и подростков о своем будущем посвящены вторая статья М. Тышковой и статья Б. Баран. В работе М. Тышковой показано, что у подростков и юношей 11 —17 лет преобладают оптимистичные представления о собственном будущем, однако притязания учащихся сельских школ ниже, чем у горожан. В качестве наиболее важных областей всеми школьниками называются семейная жизнь и профессиональная деятельность. При этом чем выше уровень интеллекта, тем менее значимыми оказываются будущие материальные условия жизни. На формирование представлений учащихся о своем будущем и их профессиональных перспектив большое влияние оказывают опыт, системы ценностей и ожидания родителей. В связи с этим рекомендуется проводить профориентацию с учетом социального происхождения и характеристик семьи, а также охватывать не только самих учащихся, но и их родителей.

Б. Баран изучала представления о будущем у мальчиков 13—18 лет, воспитывающихся в детских домах, интернатах и в приемных семьях. Три обследованные группы различаются по степени сформированности представлений о будущем: наиболее четкие они у детей, воспитывающихся в приемных семьях, и наименее четкие — у воспитанников детских домов. Особенно это относится к представлениям о семейной жизни и профессиональной деятельности.

В статье К. Велиньской прослеживаются отдаленные последствия недостаточной удовлетворенности потребности в эмоциональных контактах в детском возрасте. Из 16 обследованных женщин у 14 отмечены неадекватные родительские установки по отношению к собственным детям: либо чрезмерная опека и ограничение самостоятельности, либо насильственная подгонка под образ «идеального ребенка». В основе обоих типов поведения лежит чрезмерная эмоциональная концентрация на ребенке. Из семи мужчин лишь у трех отмечены неадекватные установки, проявляющиеся в уклонении от контактов с ребенком.

В книге с достаточной полнотой прослежено влияние различных условий воспитания на формирование личности ребенка, показано влияние семейного воспитания на разные стороны развития личности.

 

М.Р. Гинзбург

Москва