160
КОРОТКО О КНИГАХ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И
ВНЕ СЕМЬИ
Tyszkowa M. (red.). Rozwoj dziecka w rodzinie
i poza rodzina.
В сборнике представлены работы руководимого М Тышковой исследовательского коллектива. В основе
экспериментальных исследований лежит единое представление о роли
«воспитательной среды» в психическом развитии ребенка: среда определяет объем и
характер его индивидуального опыта, Этот опыт, представленный в символической
форме и эмоционально оцененный, представляет собой основу стабильных структур
внутренней регуляции поведения, определяя в известной степени направление
развития. Изучались различия в психическом развитии детей, воспитывающихся в
семье и в детских домах.
В книге семь статей. В
статье М. Тышковой представлены результаты
обследования 318 детей в возрасте 6—17 лет, половина из которых являются
единственными детьми в семье. Изучались способность детей к пониманию
потребностей других людей, склонность к просоциальному
поведению, способность к кооперации, а также принятие и соблюдение детьми
социальных норм. Методы исследования варьировали в зависимости от возраста
испытуемых.
Констатировано отсутствие
различий в степени социализации единственных и неединственных детей, однако
если у первых соблюдение социальных норм обусловлено в основном их знанием, то
у вторых оно представляет собой привычную форму поведения во взаимоотношениях
со сверстниками, единственные дети менее тревожны и обнаруживают большее
стремление к достижениям в учебе. В целом же степень социализации зависит не от
количества детей в семье, а от индивидуальности и педагогического мастерства
родителей.
В статье Б. Харвас-Наперала анализируется генезис социальной
тревожности, т.е. тревожности, проявляющейся во всех ситуациях социального
взаимодействия, а особенно в ситуациях социального оценивания. Показано, что
формированию социальной тревожности благоприятствует ограничение
самостоятельности ребенка в семье, принуждение его к пассивности, повиновению и
зависимости. Существенную роль играет высокая социальная тревожность родителей.
Личностные характеристики
детей пьющих и непьющих родителей сопоставляются в статье И. Раубо. У детей пьющих родителей более низкий уровень
интеллектуального развития, невысокий социометрический статус, пониженная
самооценка, невысокий уровень общественной активности, повышенная тревожность и
агрессивность.
161
В основном они являются трудновоспитуемыми.
Сравнительный анализ
личностных характеристик двух групп девушек 13—16 лет, воспитывающихся в семье
и в детском доме, проведен М. Юргом. Установлено, что
у воспитанниц детского дома понижена самооценка и повышена тревожность,
особенно по отношению к своему будущему, отмечается также боязнь агрессии со
стороны других людей. Для них характерно недоверчивое отношение к родственникам
и друзьям, упрощенное представление о женских социальных ролях.
Представлениям детей и
подростков о своем будущем посвящены
вторая статья М. Тышковой и статья Б. Баран. В работе
М. Тышковой показано, что у подростков и юношей 11
—17 лет преобладают оптимистичные представления о собственном будущем, однако
притязания учащихся сельских школ ниже, чем у горожан. В качестве наиболее
важных областей всеми школьниками называются семейная жизнь и профессиональная
деятельность. При этом чем выше уровень интеллекта,
тем менее значимыми оказываются будущие материальные условия жизни. На
формирование представлений учащихся о своем будущем и их профессиональных
перспектив большое влияние оказывают опыт, системы ценностей и ожидания
родителей. В связи с этим рекомендуется проводить профориентацию с учетом
социального происхождения и характеристик семьи, а также охватывать не только
самих учащихся, но и их родителей.
Б. Баран изучала
представления о будущем у мальчиков 13—18 лет, воспитывающихся в детских домах,
интернатах и в приемных семьях. Три обследованные группы различаются по степени
сформированности представлений о будущем: наиболее
четкие они у детей, воспитывающихся в приемных семьях, и наименее четкие — у
воспитанников детских домов. Особенно это относится к представлениям о семейной
жизни и профессиональной деятельности.
В статье К. Велиньской прослеживаются отдаленные последствия
недостаточной удовлетворенности потребности в эмоциональных контактах в детском
возрасте. Из 16 обследованных женщин у 14 отмечены неадекватные родительские
установки по отношению к собственным детям: либо чрезмерная опека и ограничение
самостоятельности, либо насильственная подгонка под образ «идеального ребенка».
В основе обоих типов поведения лежит чрезмерная эмоциональная
концентрация на ребенке. Из семи мужчин лишь у трех отмечены неадекватные
установки, проявляющиеся в уклонении от контактов с ребенком.
В книге с достаточной
полнотой прослежено влияние различных условий воспитания на формирование
личности ребенка, показано влияние семейного воспитания на разные стороны
развития личности.
М.Р. Гинзбург
Москва