Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В РЕСПУБЛИКАХ ЗАКАВКАЗЬЯ И ДАГЕСТАНСКОЙ АССР1

 

Первый очаг психологической науки в Армянской ССР — кафедра психологии и педагогики — возник на педагогическом факультете (основанном в 1921 г.) в Ереванском государственном университете. Деятельное участие в ее организации принимал ученик Вундта Г.М. Эдилян. Он был первым лектором по психологии в университете и автором первого на армянском языке руководства по этому предмету. Г.М. Эдилян — основатель экспериментальной психологии в Армении. Будучи крупным ученым-гражданином, он свою исследовательскую деятельность направил на решение ряда задач, имеющих крайне важное практическое значение для развития армянской культуры. В свое время широкую известность и признание получили его ценные исследования, посвященные психологии восприятия армянских шрифтов. Этими исследованиями было решительно опровергнуто бытующее в то время угрожающее армянской культуре ложное мнение о том, что армянские буквы как трудно воспринимаемые необходимо заменить латинскими.

Развитие психологической науки в республике в дальнейшем на долгие годы во многом было непосредственно связано с деятельностью М.А. Мазманяна — крупного ученого и организатора науки. Он один из представителей поколения психологов 30-х гг., которому было суждено участвовать в деле перестройки психологической науки на основе философии марксизма-ленинизма, т. е. в становлении советской психологической науки.

С 1932 г. при Ереванском государственном университете, а позже и при Наркомате здравоохранения начали функционировать первые психологические лаборатории, которые занимались в основном вопросами профконсультации и профориентации.

В истории развития психологической науки в республике исключительно важную роль сыграло создание в 1946 г. в Армянском государственном педагогическом институте им. X. Абовяна кафедры психологии, которую лет 27 возглавлял действительный член АПН СССР М.А. Мазманян. Главными задачами кафедры более чем за сорокалетнюю ее деятельность были и остаются: психологическое образование будущих учителей, подготовка научно-педагогических кадров, а также создание вузовских учебников, методических пособий, монографий, посвященных различным проблемам психологической науки. Первый учебник психологии на армянском языке был издан М.А. Мазманяном в 1934 г., после чего усилиями кафедры периодически выпускались учебники для вузов, среди которых особенно достойны упоминания «Очерки по психологии (чувственного восприятия)» (1951) и «Лекции по психологии» (1959) М.А. Мазманяна. Первый из них в отечественной психологической литературе рассматривается как редкое развернутое исследование, посвященное

 

6

 

диалектике контактов и противоречий основных психологических феноменов.

Усилиями сотрудников кафедры и М.А. Мазманяна в ноябре 1957 г. в Ереване была создана первая научно-исследовательская лаборатория психологии, которая вначале функционировала при Министерстве просвещения Армянской ССР, затем перешла в состав Армянского государственного педагогического института им. X. Абовяна. В 1962 г. она была переименована в проблемную психологическую лабораторию. В настоящее время эта лаборатория под научным руководством члена-корреспондента АПН СССР Н.В. Кузьминой разрабатывает проблемы профессиональной направленности будущего учителя и пути формирования у него основ педагогического творчества. Кафедра психологии вместе с проблемной лабораторией психологии является тем главным центром, через который прошли свое профессиональное становление почти все психологи республики.

В 1973 г. в РИУУ была создана кафедра психологии и педагогики, а в 1976 г. кафедры психологии начали функционировать в Ереванском государственном университете, в педагогическом институте русского и иностранных языков им. В.Я. Брюсова.

При кафедре психологии университета в дальнейшем была организована также хоздоговорная лаборатория инженерной психологии.

Аналогичная кафедра и проблемная лаборатория функционируют в Государственном институте физической культуры. С 1982 г. действуют также сектор психологии при Институте философии и права АН Армянской ССР и две лаборатории прикладного типа, одна из которых укомплектована при ПО «Разданмаш», а другая — при Госагропроме Армянской ССР.

В 1956 г. по инициативе кафедры психологии Армянского государственного педагогического института им. X. Абовяна было основано Армянское отделение Общества психологов СССР. Первым председателем Армянского отделения был М.А. Мазманян, ныне — А.А. Акопян. Отделение во многом способствовало координации и расширению научных контактов в деятельности психологов. В развитии психологической науки в Армении, как и в Закавказье в целом, существенное значение имеет тесное сотрудничество республиканских отделений, организуемые ими периодически региональные конференции. Особенно знаменательной была Восьмая конференция психологов Закавказья, проведенная в 1980 г. в Ереване. Она стала примером интернационального форума ученых, стимулировала поиск новых форм сотрудничества и активного привлечения к этому молодых психологов братских республик. Кроме тезисов конференции было издано также исследование «Основные направления и перспективы развития психологической науки в Закавказских республиках» (авторы — А.А. Акопян, А.С. Байрамов, Ш.А. Надирашвили). Психологи Армении принимали активное участие во всех съездах Общества психологов СССР (Ленинград, Киев, Тбилиси, Москва), в различных всесоюзных форумах (Москва, Ленинград, Одесса, Ташкент, Свердловск, Нальчик, Кутаиси, Краснодар и др.) и на международных конгрессах психологов (Москва, Лондон, Токио, Мюнхен, Париж, Лейпциг). Международные контакты армянских психологов осуществляются также по линии научно-культурного обмена, в рамках которого Г.Т. Хрлопян, например, работал и ныне работает в США. Для развития психологической мысли и организации психологической науки в республике важным фактором явились также всесоюзные симпозиумы, которые были организованы кафедрой психологии Ереванского государственного университета и проблемной лабораторией психологии Армянского государственного педагогического института им. X. Абовяна (1973, 1975, 1977, 1981 гг.). Другим резервом развития и пропаганды психологических знаний в республике является проведение Армянским отделением Общества сериалов научно-практических конференций в различных городах и на предприятиях Армении.

На вышеотмеченных конгрессах, съездах и конференциях психологи республики

 

7

 

выступили более чем с 700 докладами и сообщениями, которые опубликованы в соответствующих сборниках и материалах. Свидетельством довольно интенсивного развития психологической мысли в Армении за годы Советской власти служит также создание психологами республики свыше 100 монографий, сборников, учебников, научно-методических пособий и более чем 800 статей.

Проводимые в республике научно-исследовательские работы по психологии направлены на решение проблем общей психологии, психологии труда, педагогической, социальной психологии, психологии спорта, патопсихологии.

Из работ по общей психологии достойны упоминания прежде всего историографические исследования. Первый ученый-психолог, занимавшийся исследованием истории армянской психологии,— М.А. Мазманян. Цель его работ не только в написании истории армянской психологии, но и в выявлении общественной функции психологической науки. Истоки психологической науки он рассматривает в тесной связи с историей зарождения, изменения, развития, кристаллизации духовной жизни людей, живших в конкретной эпохе, и тем самым проникает в область психологической гносеологии, истолковывать которую можно лишь в историческом аспекте2.

В ряду исторических исследований выделяются также труды Ш.С. Симоняна, посвященные взглядам М. Налбандяна; Л.Т. Саакян — о развитии психологической науки в Восточной Армении в конце XIX — начале XX в.; А.С. Саркисян — о значении трудов Л. А Орбели для психологии; И.М. Саркисова — о психологии личности в исследованиях Б.Г. Ананьева.

В ряде исследований А.А. Акопян рассматриваются основные направления и перспективы развития психологической науки в Советской Армении. Из этих работ следует, что: 1) развитие психологической науки в республике целиком подчинено логике развития психологии в СССР, воплощая в форме отдельного и особенного все ее закономерности роста в качестве общего; 2) у истоков развития армянской психологии лежат запросы практики, стремление поставить психологическую мысль на службу развития социально-экономической и культурной жизни республики.

Новейшему этапу французской психологической науки посвящен ряд исследований О.М. Тутунджяна. В работе, посвященной теоретическим воззрениям Анри Валлона, рассматривается психологическая концепция французского ученого-марксиста 20—30-х гг. Исследование О.М. Тутунджяна о психологических воззрениях Жоржа Политцера издано в Париже. Он изучил также психологические воззрения известных французских психологов Т. Рибо, А. Пиерона, И. Мейерсона, П. Фресса, Ф. Малько, Р. Заззо.

В общей психологии значительный интерес представляет начатый М.А. Мазманяном и под его руководством, продолженный группой его учеников (В.П. Дарбинян, Л.Ш. Тальян, А.А. Налчаджян, Л.Б. Аракелян, Д.Н. Абрамян, А.М. Мириманян, Н.И. Сочинская, Р.А. Гаспарян, М.А. Мкртчян, Н.Г. Агамалян и др.) цикл работ, посвященных проблемам творческого мышления и подсознательного. Авторами исследований делаются попытки выявить ряд микропроцессуальных компонентов творчества. Среди рассмотренных проблем наиболее интересна проблема озарения. В работах А.А. Налчаджяна и Д.Н. Абрамяна проводится также теоретико-методологическое переосмысление анализируемых процессов через категории отражения, деятельности и личности, а в совместных работах М.А. Мкртчяна и А.А. Налчаджяна делается попытка вычленить те психологические реалии, которые взаимоувязывают закономерности

 

8

 

творчества и воображения с проблемами общей и социальной психологии.

Заслуживает особого внимания ряд исследований, касающихся проблемы выявления генезиса и функциональной структуры интеллектуальной деятельности человека. Частным вопросам этой важной проблемы, а именно вопросам развития наблюдательности, посвящено экспериментальное исследование Г.Т. Овсепян, выполненное под руководством С.Л. Рубинштейна. В исследовании отвергаются утверждения о том, что существуют твердые и устойчивые фазы биологического развития, независимые от образования, воспитания и среды. Развитию сенсорных функций посвящены оригинальные работы Э.А. Александрян. В исследовании Д.С. Восканяна на ту же тему рассматривается вопрос о взаимодействии анализаторов в новых видах сенсибилизации на определенных стадиях онтогенеза. М.С. Ерицян исследует вопрос о том, с какого возраста начинает формироваться умозаключающее мышление (вопрос поднят еще немецким психологом Мейманом). В исследованиях И.М. Геодакян выявлены особенности формирования представлений, а также психологические механизмы, лежащие в основе продуктивного мышления. Исследование О.М. Тутунджяна способствует раскрытию психологических механизмов и закономерностей проявления недоумения в интеллектуальном акте. Использованию элементарных пространственных представлений и выработке измерительных навыков в процессе труда, организации планирования, самоконтроля и некоторым другим вопросам функциональной структуры интеллектуальной деятельности человека посвящен ряд интересных исследований Е.О. Оганян.

В области психологии труда и инженерной психологии заметное место занимают исследования группы психологов, которые способствуют выявлению факторов, предупреждающих преждевременное утомление. Такую прикладную и практическую ценность представляет собой исследование К.О. Сантросян: о воздействии звуковых раздражителей на головной мозг при разных его функциональных состояниях. Работа Р.В. Агузумцяна исследует факторы, влияющие на деятельность оператора в аварийных режимах, а работы В.С. Агавелян посвящены экспериментальным исследованиям функционального состояния деятельности оператора в различных режимах.

В республике за последние 30 лет достигнуты определенные успехи в области педагогической, в том числе вузовской психологии. Существенный вклад в ее развитие внесен сотрудниками кафедры психологии Армянского педагогического института им. X. Абовяна, проблемной лаборатории педагогической психологии того же института, НИИ педагогических наук Армянской ССР. В сфере педагогической психологии значительное место занимают исследования, касающиеся решения проблемы умственного развития учащихся в учебном процессе. В ряде экспериментальных исследований А.А. Акопян рассматривается один из главных вопросов педагогической психологии, а именно вопрос о взаимоотношении обучения и развития логического мышления учащихся. Основной задачей ее работ является оптимизация учебного процесса путем раскрытия внутренних резервов мышления и развития интеллектуальных возможностей учащихся. В ряде исследований К.В. Восканяна, посвященных вопросам развития мышления школьников, выявляется формирование общей межпредметной модели на основе внутрипредметных. В одном из них рассматривается вопрос о развитии теоретического мышления учащихся. Разработанная исследователем система частных и обобщенных моделей по повышению эффективности учебно-познавательной деятельности направлена на предупреждение возможных противоречий, возникающих в процессе обучения. В экспериментальных исследованиях Д.О. Оганесян, Г.Д. Даниеляна и Л.С. Варданян выявляются закономерности управления переносом у учащихся в мыслительных процессах. Вопросы взаимозависимости между обучением и развитием мышления, создания благоприятных условий для наилучшего

 

9

 

усвоения знаний учащимися исследуются в работах Э.О. Нерсесян, Р.А. Погосяна, Н. Налбандяна, В. Арутюняна, Дж. Туманяна, Ж.Г. Мнацяна, Ф.Б. Микаеляна и других.

Экспериментальное исследование А.С. Закарян, Л.Г. Арутюнян, Э.С. Аветисян посвящено перестройке учебного процесса преподавания русского языка в начальных классах армянской школы. По мнению авторов, перестройка процесса обучения русскому языку предполагает переосмысление роли речи. Речевая деятельность рассматривается как учебная. В ходе ее должны усваиваться все стороны речи и разрабатываться необходимые механизмы. Данные исследования проверяются на практике и внедряются в школе № 143 Еревана.

В интересных исследованиях Э.А. Абрамян, Р.Н. Каджоян, Г.Р. Канецян, Г.А. Хачатрян, Н.С. Кочарян, Л.С. Варданян, Г.А. Варданяна, Л.А. Манвеловой и других авторов прослеживаются особенности развития речи и интеллектуальных новообразовний в онтогенезе личности дошкольника и школьника и психологические и педагогические условия организации их игры и учебной деятельности, лежащие в основе развития и формирования личности. Исследования Г.Т. Овсепян, О.А. Курбанян, М.А. Хомутовой, К.О. Сантросян, А.А. Овакимяна и других авторов посвящены психологической характеристике мотивации поведения школьников, формирования у них профессиональных интересов. Выявлено, в частности, что в деятельности школьника учебная успеваемость — важная социально-психологическая и педагогическая переменная

А.О. Костаняном изучены особенности движений школьников разных возрастов, а также зависимость этих движений от слухового восприятия. Из исследования вытекает ряд практических выводов.

Вопросу формирования личности посвящены интересные исследования М.А. Мазманяна, О.М. Тутунджяна, О.А. Курбанян, А.А. Акопян, Л.М. Айунц, Р.Н. Коджоян и других. Основной задачей их является разработка этических проблем.

Вопросам психодиагностики школьников посвящены работы Г.А. Варданяна и Г.З. Оганяна.

В последние годы в проблемной лаборатории Армянского государственного педагогического института под руководством Е.А. Милеряна было выполнено исследование, касающееся вопросов организации и развития среднего профтехобразования.

Психологии студенческой молодежи, в частности адаптации студентов к вузу, посвящены использующие комплексный подход исследования К.О. Сантросян, С.А. Салатинян, Э.С. Алимяна, Д.Н. Махмудовой, С.Г. Оганезовой, С.М. Пилосян. В них раскрываются психологические и психофизиологические факторы, обусловливающие эффективную учебную деятельность в новых условиях вузовского обучения. Изменяющиеся отношения личности и среды раскрываются параметрами, определяющими деятельность личности и функциональное состояние организма. Из исследования вытекают практические выводы относительно наиболее рациональной организации учебного процесса в вузе.

В целом можно отметить, что педагогическая психология в республике, как и во всей нашей стране, переживает пору своего интенсивного развития. Но для успешного осуществления насущных задач реформы советской школы крайне необходимо, разумно используя все созданные предпосылки, достичь более высоких научных результатов.

На современном этапе перестройки школы первостепенное значение приобретает в числе других весьма важных проблем точное определение системы исходных понятий, категорий преподаваемой дисциплины с таким расчетом, чтобы они не стали излишней нагрузкой, служили основой успешному овладению новыми знаниями, умениями, навыками для решения практических жизненных задач и утверждения активной жизненной позиции. Успешное решение этой проблемы неразрывно связано с совершенствованием учебных программ и учебников. Эти и другие важные проблемы, стоящие сегодня перед системой обучения и воспитания

 

10

 

в республике, являются насущной задачей всех работников народного образования, и в частности специалистов в области педагогической психологии.

 Известный научный вклад в решение проблем в области психологии спорта внесен работниками кафедры психологии и педагогики Армянского института физической культуры под руководством А.А. Лалаяна и проблемной лаборатории того же института. Значительное место в выполненной ими научно-исследовательской работе занимает изучение психологических особенностей баскетболиста, тренера и учителя физического воспитания. Особый интерес представляет исследование А.А. Лалаяна, посвященное проблеме психологической подготовки состязаний.

В Армянской ССР проведена значительная (за последние 20 лет) работа в области социальной психологии. Р.М. Самсоновым исследованы закономерности влияния идеологии на социальную психику, а также социально-психологические механизмы распространения и закрепления идей в сознании масс, превращения их в убеждения. В исследовании рассматриваются также проблемы активности личности, сознательного и бессознательного, инстинктивного и подлинно человеческого.

В работе А.А. Овсепяна исследуется структура общественной психологии.

Исследования Г.А. Хрлопяна по вопросам формирования научного мировоззрения студента раскрывают социально-психологический механизм этого процесса. Проблеме фрустрации и защитных механизмов личности посвящены исследования А.А. Налчаджяна и Г.М. Мкртчяна. Ими показано, что личность, находящаяся в состоянии фрустрации, может обратиться к более низким формам активности, сублимация у нее заменяется простым механизмом — антисублимацией. С.Д. Арзуманяном проведено экспериментальное исследование процесса формирования личности правонарушителя. Им делается попытка раскрыть генезис криминогенных установок личности. Совместное исследование А.П. Айиряна и Л.Б. Аракелян посвящено вопросам адаптации вступающего в пенсионный возраст человека.

Некоторые вопросы патопсихологии рассматриваются в работах медиков Л.А. Оганесяна и А.А. Меграбяна. В труде Л.А. Оганесяна исследованы нарушения психики, происходящие под влиянием ряда внутренних заболеваний, рассмотрены виды и формы этих нарушений. Из исследования вытекает ряд теоретических и практических выводов по диагностике лечения. В исследованиях А.А. Меграбяна раскрываются различные уровни расстройства сознания и психики в результате всевозможных психических заболеваний, дается характеристика различных степеней дезориентации личности в социальной среде.

Таким образом, этот краткий обзор развития психологической науки в республике дает возможность увидеть, что ученые-психологи Армении внесли свой посильный вклад в развитие всей советской психологии. Прогресс здесь особенно заметен в ее прикладных областях.

Решения XXVII съезда КПСС вовлекают психологов республики (как и психологов всей нашей страны) в тот исторический процесс перестройки, который обязывает каждого представителя психологической науки крепить связь науки и жизни, обеспечить высокую теоретическую культуру и практическую направленность исследований, способствовать превращению психологической науки в действенный рычаг демократизации общества и ускорения социально-экономического развития.

 

А. А. Акопян

Д. Н. Абрамян

 

Поступила в редакцию 17.VII 1987 г.

 

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ССР

 

Развитие психологической мысли в Азербайджане имеет длительную историю. Великолепные образцы психологического анализа личности, глубоких

 

11

 

философско-психологических рассуждений находим мы в творчестве азербайджанских просветителей и педагогов XIX и начала XX в. Однако лишь с 20-х гг. нашего столетия начинается в Азербайджане история психологии как самостоятельной научной дисциплины. В это время появляются учебники по психологии (Азагбейли и Мухитдина). В 1926 г. Ф.А. Ибрагимбековым создается экспериментально-психологическая лаборатория, оснащенная современным по тому времени оборудованием, позволяющим вести точное хроноскопирование, тахистоскопию, визуальную адаптометрию, эргографию, плетизмографию и т.д. Эта лаборатория явилась базой для прохождения курса «Семинар по психологическому изучению ребенка», построенного в виде практических занятий.

В эти годы видные азербайджанские психологи А.К. Закуев, Г.В. Шахтахтинский, Ф.А. Ибрагимбеков, С.Г. Гаджиев и другие включаются в активную борьбу за создание марксистской психологии против идеалистических и механических тенденций.

Уже в этот период начинается процесс выделения детской и педагогической психологии, психологии личности как ведущих психологических отраслей в республике. Наряду с этим в экспериментально-психологической лаборатории исследовались вопросы психологии труда, медицинской психологии, нейропсихологии. В работах А.О. Маковельского, еще в начале 20-х гг. приглашенного в Азербайджанский государственный университет для заведования кафедрой психологии, А.К. Закуева, Ф.А. Ибрагимбекова, С.Г. Гаджиева с позиций марксистской психологии изучались общепсихологические проблемы.

В 1931 г. открывается кафедра психологии в Азербайджанском педагогическом институте им. В.И. Ленина, а в Научно-исследовательском институте Наркомата просвещения создается отдел психологии. Этими событиями завершается первый этап развития психологии в Азербайджане. Подтверждением успехов рассматриваемого периода является разработка Ф.А. Ибрагимбековым оригинальных экспериментальных методик исследования гиперэмоций, интеллекта, чему предшествовал экспериментальный анализ существующих тестов и, в частности, тестов БинеСимонастэнфордской редакции). Проведенная работа стала основой формулирования «Установки для практических работников, работающих в национальных республиках по вопросу о тестах», принятой решением I Всесоюзного психотехнического съезда (1931).

В 1931 —1945 гг. предметом пристального интереса психологов республики становятся проблемы детской и педагогической психологии в связи с резко возросшей актуальностью вопросов обучения и воспитания советского гражданина — личности новой общественно-исторической формации. В этих условиях школа не только ставила перед психологами конкретные задачи, но становилась большой экспериментально-методической базой применения и апробирования результатов научно-исследовательской работы психологов и педагогов. В эти годы начинает издаваться журнал «Мектебе комек» («В помощь школе»), орган Наркомата просвещения республики, на страницах которого обсуждаются проблемы школьного образования, на конкретных примерах демонстрируется возможность оказания действенной помощи школе со стороны психологов.

После Великой Отечественной войны начинается новый этап развития психологии в республике. Создаются отделения логики и психологии в Азербайджанском государственном университете и педагогическом институте им. В.И. Ленина. Расширяется круг изучаемых проблем. Исследуются проблемы педагогической, возрастной психологии, психологии мышления, истории психологии (М. Магеррамов, М. Мустафаева, Н. Лутохина, А. Абдуллаев, З. Мехти-заде, Р. Расулов, Ш. Агаев, А. Байрамов, М. Гамзаев, И. Сеидов, М. Наджафов, А. Кадыров, А. Али-заде и др.). Продолжают свою работу А.С. Маковельский

 

12

 

по историко-психологическим проблемам (анализ философского наследия древнегреческих атомистов), А.К. Закуев — по исследованию философских и психологических воззрений ученых раннего средневековья, философского и психологического наследия азербайджанского философа XI в. Абульгасана Бахманяра. С середины 50-х гг. Ф.А. Ибрагимбеков начинает исследовать психологические проблемы билингвизма.

После 1960 г. расширяется тематика психологических исследований, углубляется изучение поставленных проблем, ведется работа по созданию учебников и учебных пособий по психологии на родном языке. За период до 1980 г. психологи республики защитили более 20 кандидатских и 7 докторских диссертаций.

В этот и последующий период главными очагами научных исследований по психологии продолжают оставаться вузовские кафедры психологии. Наряду с этим ведутся психологические исследования в организованном в системе АН Азербайджанской ССР (при Институте философии и права) отделе исторического материализма и философских проблем социальной психологии. Здесь изучаются социально-психологические проблемы, в частности проблемы регуляции межличностных отношений ценностными ориентациями личности, психологические проблемы семьи и брака, влияния этнопсихологических факторов на межличностное взаимодействие (Л. Сулейманова). Научно-практический уклон присущ исследованиям, ведущимся в Центре методологии изобретательского творчества (Ч.М Гаджиев и др.); создана комплексная программа обучения изобретательскому творчеству, дающая высокий экономический эффект. С середины 70-гг. ведется исследование проблем психологии архитектуры, нового направления современной психологии, возникновение которого обусловлено обострившимися вопросами существования человека в условиях больших городов (мегалополисов) и городских агломераций (Р.Ф. Ибрагимбекова).

На отдельных предприятиях народного хозяйства организованы группы, которые проводят психологические исследования, отвечающие требованиям соответствующего производства. Заслуживает внимания деятельность психологов в работе Центра по изучению общественного мнения при ЦК КП Азербайджана (А.С. Байрамов, Ф.Т. Джафаров, Л.А. Сулейманова). Развертываются исследования психологической выносливости в условиях относительной изоляции работающих от привычной среды (разработка месторождений нефти в городе на сваях «Нефтяные Камни»). Представляет интерес также исследование, в котором выявляются психологические особенности разрешения конфликта в стрессовых ситуациях на материале анализа работы апелляционной комиссии в вузе. Сотрудники кафедры психологии и педагогики Азербайджанского государственного университета им. С.М. Кирова являются ведущими специалистами в области судебно-психологической экспертизы Значительный эмпирический материал, полученный на основе всестороннего психологического анализа личности преступника и ситуации, в которой было совершено преступление, позволили разработать систему психологической оценки поведения правонарушителей, что учитывается при вынесении решения судебными органами (А.С. Байрамов, И.А. Сеидов).

Все эти исследования ориентированы на решение насущных задач социалистического общества в целях максимально продуктивного использования психологических резервов человека, человеческого фактора в современном производстве. Вместе с тем это относится и к так называемым традиционным психологическим исследованиям, в частности к исследованиям по тем психологическим проблемам, которые приобрели особую актуальность в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы: разработке психолого-педагогических основ формирования личности школьника в учебно-воспитательном процессе, изучению вопросов трудового обучения, профессиональной ориентации и профотбора (З.М. Мехти-заде, Г.Э. Азимов,

 

13

 

Э.М. Кулиев, А.А. Абдуллаев), формированию познавательной активности школьников и др. Исследования этого направления ведутся на кафедре возрастной психологии Азербайджанского педагогического института им. В.И. Ленина, а также на кафедре психологии Педагогического института им. Зардоби в Кировабаде (М.С. Наджафов, А.А. Кадыров, И.Н. Мамедов) и на кафедре психологии педагогического института русского языка и литературы им. М.Ф. Ахундова (К.С. Абилов, Э.Р. Юзбашева).

В связи с высокими требованиями, предъявляемыми к качеству преподавания в школе и к личности педагога, возрастает роль психологической подготовленности и образованности учителей средней школы. Это требует разработки специальных методов и приемов обучения студентов педагогических вузов психологическим основам осуществляемого в школе воспитательно-образовательного процесса, формирования у них умений использовать психологические методы исследования личности школьника и школьного коллектива. В этом плане актуально изучение формирования у студентов педагогического вуза нравственных идеалов и ценностных ориентации, необходимых для профессии учителя (М.В. Величев). Проблемы методики преподавания психологии в педагогических вузах и стали предметом исследований, ведущихся на кафедре общей психологии АПИ им. В.И. Ленина под руководством проф. А.А. Али-заде (М. Абдулов, А. Мамедов, С. Алиева, А. Бахшалиев и др.).

Специфичны проблемы обучения в национальной школе, в условиях двуязычия. Изучение билингвизма, начатое в республике Ф.А. Ибрагимбековым, продолжается в работал его учеников. Исследуются психологические особенности взаимодействия родного и второго языков в процессе обучения (М.А. Гамзаев), закономерности усвоения фонетико-фонологических средств неродного языка (Д.С. Самандов), роль культурных факторов в понимании и сохранении иноязычного материала; изучаются вопросы связи обучения с социальными нормами (А.Д. Юсуф-заде). Чрезвычайно актуальны работы, посвященные обучению русскому языку как языку межнационального общения (Р.М. Расулов, И.М. Новрузов и др.); разработаны практические рекомендации для работы над развитием речи на русском языке.

С 1970 г. интенсивно ведется исследование проблем вузовской психологии. В частности, изучаются познавательная активность студенческой молодежи, структура, функции и динамика критичности и самостоятельности мышления у студентов в процессе обучения. Над этими проблемами работают под руководством проф. А.С. Байрамова сотрудники кафедры психологии и педагогики АГУ им. С.М. Кирова. Изучаются процесс становления личности и в этом аспекте ее структура, особенности рефлексивности. Формы регуляции и саморегуляции поведения личности, этические аспекты взаимоотношений между преподавателями и студентами (Д.А. Тахмасиб, С.М. Халатаи, А.А. Азиев, О.Ф. Керимов, Р.А. Джавадов, Э.М Исмайлова, З.А. Вейсова и др.).

В эволюционном аспекте рассматривались проблемы формирования личности в работах Ф.А. Ибрагимбекова.

В монографии «Актуальные проблемы формирования личности» (А.С. Байрамов) это формирование подвергается анализу в свете социальных явлений социалистического общества. В монографии «Актуальные проблемы социальной психологии» (А.С. Байрамов и А.А. Али-заде) рассматриваются как общетеоретические проблемы, так и пути и средства формирования коллективов с опорой на положения психологии управления. Изданы А.А. Али-заде учебник «Этика и психология семейной жизни» и монография «Половое воспитание детей и подростков», в которой вопросы подготовки к брачно-семейным отношениям рассматриваются с учетом этнопсихологических факторов.

Ведутся исследования по истории развития психологических идей в Азербайджане.

 

14

 

Работы Ф.А. Ибрагимбекова были посвящены межкультурным связям в плане взаимовлияния и взаимопроникновения психологических идей в различные исторические периоды, работы А.С. Байрамова — развитию психологических идей и связям их с естественно-историческими представлениями в средневековом Азербайджане. Подвергнут анализу также советский период развития психологии в республике (А.А. Али-заде, А.С. Байрамов).

В республике систематически выпускается межвузовский тематический сборник трудов по психологии (под общей редакцией А.С. Байрамова). Ведется работа по созданию учебников и учебных пособий по психологии на азербайджанском языке. Изданы учебники по социальной психологии (А.С. Байрамов, А.А. Али-заде, И.А. Сеидов, Д.А. Тахмасиб), судебной психологии (А.С Байрамов, А.А. Али-заде, И.А. Сеидов), пособия по возрастной и педагогической психологии (А.А. Абдуллаев, Г.Э. Азимов, А.А. Али-заде, А.С. Байрамов, М.А. Гамзаев, З.М. Мехти-заде, А.У. Мамедов, Э.М. Кулиев), по детской психологии (З.М. Мехти-заде, А.А. Кадыров, И.Н. Мамедов); «Лабораторные занятия по психологии» (под редакцией А.С. Байрамова). Осуществлен перевод на азербайджанский язык учебника «Общая психология» (под редакцией А.В. Петровского). Находится в печати учебник «Психология» для студентов Университета (А.С. Байрамов, А.А. Али-заде).

Азербайджанские психологи активно участвуют в научных психологических форумах: международных психологических конгрессах, всесоюзных съездах и конференциях психологов. Особенно широко они бывают представлены на Закавказских психологических конференциях, часть которых проводится регулярно их силами.

 

А.С. Байрамов

 

Поступила в редакцию 30.X 1985 г.

 

О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ, ПРОВОДИМЫХ НА КАФЕДРЕ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. К. Л. ХЕТАГУРОВА

 

В последнее десятилетие на кафедре педагогики и психологии Северо-Осетинского госуниверситета психологические исследования проводились в основном по педагогической и социальной психологии. Различные проблемы педагогической психологии разрабатывают Г.Н. Александров и А.П. Неелова.

Г.Н. Александров вел научные поиски по следующим основным направлениям: психологические аспекты программированного обучения в высшей и средней школах; проблемы управления познавательной деятельностью в обучении как в высшей, так и в средней школе; проблемы измерения некоторых качеств и свойств обучаемых, достигнутых ими результатов в обучении.

Всего по этим направлениям Г.Н. Александровым опубликовано свыше 50 работ.

А.П. Неелова работает над темой «Мотивация учебной деятельности студентов педагогических специальностей университета». С помощью методик наблюдения, беседы, анализа тематических сочинений, анкетирования была определена общая структура мотивов учебной деятельности студентов, место мотивов профессиональной направленности в этой структуре, связь ее с академической успеваемостью, а также ее динамика по мере продвижения студента с курса на курс.

В настоящее время А.П. Неелова исследует отдельные вопросы преемственности мотивов учебной деятельности школьников и студентов. В результате этого сравнительного исследования будет возможность приблизиться к способам, которые помогут формировать общественно ценную мотивацию как на довузовском, так и на вузовском уровнях.

Основной проблемой социально-психологических исследований на кафедре является динамика национальной психологии современных осетин.

 

15

 

Проблему разрабатывает группа ученых под руководством X.X. Хадикова (Дреев О.И., Кодзаев Т.Б., Кцоева Г.У., Козонова В.В. и Дзалаев Р.А.). Исследовались следующие вопросы: отражение динамики семейно-бытовых отношений в духовном мире современных осетин; роль и место национальных традиций и обычаев в структуре ценностных ориентации современных осетин; влияние межнациональных культурных взаимопроникновений и двуязычия на духовный мир современных осетин; роль и место признаков национальной идентификации личности в структуре мотивации межличностных отношений в многонациональном производственном коллективе; социально-педагогические детерминанты динамики психологии осетин.

Анализ литературы и анкетного материала свидетельствует о том, что в общественно-экономической жизни осетин периода второй половины XIX и начала XX в., несмотря на феодально-сословное расслоение и развитие капиталистических отношений, существенное место занимали устои патриархально-родового уклада, пережиточные формы которого сохранились вплоть до установления Советской власти.

В дореволюционной патриархальной осетинской семье отношения между членами семьи строились на беспрекословном подчинении младших старшим. Главой семьи считался самый старший мужчина. Он организовывал труд семьи, распределял обязанности между отдельными ее членами. Его распоряжения обсуждению не подлежали, их выполнение было обязательным для всех. Домашним хозяйством ведала жена главы семьи или старшая женщина в доме. На патриархальных началах строились также взаимоотношения членов патрономии, рода и фамилий. При этом заметно принижалась роль женщины.

Строго соблюдалась половая дифференциация в трудовой деятельности. Мужскими занятиями считались земледелие, скотоводство, охота, трудоемкие домашние работы. Женщины в основном занимались хозяйственно-бытовым трудом.

При заключении брачного союза меньше всего принимались во внимание личные чувства симпатии и антипатии. Право выбора жениха и невесты принадлежало отнюдь не молодым, а старшим членам семьи.

Большая семья, важнейшей функцией которой являлась производственная деятельность, конечно, способствовала воспитанию трудолюбия. Вовлеченность в кровнородственные отношения патрономии и рода развивала у осетин чувства взаимопомощи и взаимоподдержки, сдержанность и самообладание. Необходимость защиты рода как самостоятельной социальной единицы заставляла воспитывать у молодежи качества воина. Преимущественная роль старших в управлении семьей, патрономией и родом развивала чувство уважения к старшим, послушание. Многочисленные побуждения и запреты, которыми был насыщен этикет патриархально-родового уклада жизни, развивали автоматизмы нравственно-волевого поведения и т.п.

Тем не менее «традиционный» тип регуляции поведения индивида имел больше негативных, чем позитивных сторон. Референтность кровнородственных социальных групп формировала у осетина этнородовую замкнутость, лишала его всякой инициативы и активности, ограничивала его автономию и самосознание.

Построение социализма в нашей стране коренным образом изменило семейно-бытовой уклад жизни осетин. Радикальные изменения произошли в структуре современной осетинской семьи, в системе внутрисемейных отношений, отношений семьи с окружающими ее социальными группами. Так, например, преобладающим видом современной осетинской семьи стала нуклеарная (супружеская пара с детьми).

Быстрыми темпами происходит демократизация осетинской семьи. Давно ушел в прошлое обычай, по которому брак заключался по воле старших. У современных осетин существенно изменилась структура мотивации вступления в брак. В настоящее время преобладают

 

16

 

мотивы нравственно-психологического порядка: любовь, взаимные забота и внимание, общность интересов, желание иметь детей, уверенность в будущем и т.д. Второе место в структуре мотивации выбора супругов занимает их общественный статус, образовательный и культурный уровень, успехи в социалистическом труде, авторитетность в глазах общественности. Особенно большую значимость общественному статусу будущего мужа придают женщины. До сих пор в глазах мужчин важными достоинствами будущей жены считаются целомудрие и умение вести домашнее хозяйство. Отдельные молодые люди придают значение тому, в какой мере их избранники придерживаются национальных традиций и обычаев.

Заметно повысилась роль женщины в решении важнейших вопросов семейной жизни.

Выяснилось, что в большинстве семей супруги семейно-бытовым трудом занимаются в равной мере. Доля участия сельчан в семейном труде повышается за счет обработки приусадебного участка и ухода за скотом.

Роль и место национальных традиций и обычаев в структуре ценностных ориентации современных осетин изучались на примере наиболее консервативных осетинских свадебных и поминально-похоронных традиций и обычаев, а также обычая избегания. Консервативными считались те традиции и обычаи, которые в настоящее время потеряли свои социальные функции и противоречат устоям социалистического образа жизни. Еще по сей день действенны такие пережиточные формы свадебной обрядности, связанные с традициями родового уклада жизни, как вручение денежного задатка семье невесты в день помолвки, преподнесение подарков родственникам жениха и невесты по заранее составленным спискам, многочисленные обрядовые выкупы и т.д. По настоящее время некоторая часть осетин справляет по умершему до десяти поминок в год Далеко не изжиты запреты, связанные с обычаем избегания: невестки не разговаривают со старшими мужчинами семьи и рода, муж и жена не называют друг друга по имени, запрещается уделять внимание собственным детям и т.д.

Исследовались три аспекта ценностных ориентации: побудительный, оценочный и поведенческий. Выявился ряд интересных закономерностей: традиционные консервативные формы семейно-бытовой обрядности почти потеряли свою роль детерминантов поведения современных осетин; скорее всего, приверженность к пережиточным обычаям и обрядам обусловливается не столько устойчивыми ориентациями, сколько ложным общественным мнением и закрепившимися привычками поведения; традиционные обычаи и обряды и связанные с ними условности как механизмы регуляции поведения наиболее действенны в однородном осетинском окружении. Вне этого окружения степень приверженности к традиционным обычаям и обрядам резко снижается; расхождения между поведенческим, оценочным и мотивационным компонентами ориентации на традиционные пережиточные обычаи и обряды нередко вызывают противоречия между реальными поступками и нравственными убеждениями современных осетин, служат психологическими истоками отдельных отклонений в их поведении.

Межнациональные культурные взаимопроникновения и связанные с ними изменения в ценностных ориентациях современных осетин изучались на примере их осведомленности в различных видах народного творчества отдельных кавказских народов и интереса, избирательного отношения к этим видам культурных ценностей.

Полученный путем анкетирования материал показывает, что все осетины довольно хорошо осведомлены в культурных ценностях как своего, так и других народов Северного Кавказа. В структуре знаний осетин по различным видам народного творчества доминируют представления и понятия о культурных ценностях своего народа. Второе место занимают сведения, почерпнутые из русского народного творчества,

 

17

 

а затем из творчества других народов Северного Кавказа.

Наблюдается ярко выраженное избирательное отношение к культурным ценностям всех народов, включенных в орбиту исследования. Значительное количество опрошенных сочетает интересы к культурным ценностям двух и большего количества народов.

Осведомленность в интернациональных культурных ценностях и ярко выраженное положительное отношение к ним свидетельствуют, что для современных осетин культурные ценности нации, к которой они принадлежат, перестали быть единственным источником формирования их ценностных ориентации. Значительную роль в становлении духовного облика осетин играют культурные ценности всего советского народа.

Чрезвычайно действенно влияние осетинско-русского двуязычия на духовный мир современных осетин. Язык каждого народа теснейшим образом связан с национальным психическим складом. Поэтому владение только своим национальным языком не может не порождать некоторые этноцентрические ориентации, в той или иной степени поддерживает сложившиеся традиционные национальные шаблоны или стереотипы в индивидуальном сознании отдельных людей. Двуязычие снимает межнациональную отчужденность, способствует формированию общечеловеческих, а в условиях нашей страны — общесоветских ценностных ориентации и установок, создает возможности шире и глубже овладеть общечеловеческим социальным опытом.

Свободное владение русским языком заметно интернационализирует и ценностные ориентации современных осетин, связанные даже с бытовыми, наиболее консервативными по своей природе, отношениями. Известно, например, что историческое обособление осетин в нескольких горных ущельях Центрального Кавказа настолько закрепляло этноцентрические чувства и побуждения, обостряло чувство «чужака» к представителям других народов, что практически исключались межнациональные браки — они осуждались во всех отношениях. В настоящее время положение очень изменилось.

Известно, что мотивационное ядро межличностных отношений в коллективе составляют нормы, ценности, установки, сложившиеся в группе в процессе социально значимой совместной деятельности. Вместе с тем в структуру мотивационного ядра внутриколлективных межличностных отношений нередко привносятся особенности, нормы, ценности, регламентирующие жизнедеятельность человека вне трудовой деятельности, в частности в системе отношений той или иной этнической или национальной общности, к которой он принадлежит и ведущие особенности которой выступают как признаки его национальной идентификации.

Нами были изучены роль и место признаков национальной идентификации личности в структуре мотивационного ядра межличностных отношений в многонациональном коллективе.

Анализ полученного материала позволил установить ряд закономерностей: в структуре мотивационного ядра межличностных отношений в многонациональном производственном коллективе самый высокий удельный вес имеет блок мотивов, обусловливающих межличностные отношения через объект совместной деятельности; далее идут: ориентированность на высокий уровень развития профессионально-деловых качеств; ценности, выражающие коллективистскую направленность; идейно-политическая направленность членов коллектива, организаторские качества и, наконец, признаки национальной идентификации личности. Из признаков национальной идентификации в регуляции межличностных отношений наиболее действенна приверженность к национальным традициям и обычаям, далее — общность родного языка, ориентированность на национальные культурные ценности, приверженность к нормам национального этикета и позитивное отношение к национальным культовым празднествам. Признаки национальной идентификации в основном обусловливают негативные межличностные отношения. При этом очень небольшой перевес имеют негативные

 

18

 

межличностные отношения между представителями различных национальностей.

По результатам наших исследований признаки национальной идентификации личности в структуре мотивационного ядра межличностных отношений в многонациональном коллективе по сравнению с другими компонентами имеют низкий удельный вес, но они пока достаточно действенны. Это говорит о практической необходимости дальнейшего исследования проблемы. Исследования воздействия социалистического образа жизни на социально-исторические, культурные, семейно-бытовые, этнопедагогические детерминанты закрепления, развития и изменения национального характера, национального чувства, национальных традиций и обычаев, национальных форм межличностного и межгруппового общения, массовых форм внутринациональной коммуникации, национальных форм и способов удовлетворения потребностей нами продолжаются.

 

X.X. Хадиков

 

Поступила в редакцию 21.Х 1985 г.



1 О развитии психологии в Грузинской ССР см. № 2 нашего журнала за 1987 г.

2 В 1976 г в зарубежной прогрессивной армянской прессе: газетах США «Пайкер» («Борьба»), «Лрабер» («Вестник») и т. д., Канады — «Апага» («Будущее»), Аргентины — «Сардарапат», Греции — «Нор Ашхар» («Новый мир»), Болгарии — «Ереван», Египта — «Джаакир» («Факелоносец») было опубликовано исследование Л.Т. Саакян, посвященное жизни и деятельности академика М А Мазманяна.