Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

181

 

К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ Д.Н. УЗНАДЗЕ

 

И.В. ИМЕДАДЗЕ

Тбилиси

 

20 декабря 1986 г. исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе. Научная общественность широко отметила эту дату. В НИИ психологии АН ГССР им. Д.Н. Узнадзе были подготовлены два научных сборника, в том числе на русском языке — «Д.Н. Узнадзе — классик советской психологии». В нем приняли участие представители различных коллективов отечественной психологии. В республиканской прессе было опубликовано множество материалов,

 

182

 

посвященных общественной и научной деятельности Д.Н. Узнадзе.

22 декабря состоялось открытие дома-музея Д.Н. Узнадзе. Затем в университетском дворе был заложен памятник Д.Н. Узнадзе как одному из основателей Тбилисского университета. Вечером того же дня в Тбилисском государственном театре оперы и балета состоялся юбилейный вечер, на котором присутствовали руководители партии и правительства республики, ученые, трудящиеся г. Тбилиси.

23—25 декабря в Тбилисском государственном университете был проведен симпозиум по вопросам психологии установки, на котором было заслушано более 40 докладов. Наряду с советскими психологами в нем участвовали психологи из Болгарии, США, Финляндии, ФРГ, Чехословакии и Японии. Тематика докладов оказалась чрезвычайно богатой и разноплановой. Можно условно выделить несколько основных направлений, в русле которых шло обсуждение проблем.

Наиболее многочисленную группу составили доклады, авторы которых избрали предметом своих исследований теоретические и методологические проблемы установки. Д.Н. Абрамян (Ереван) рассказал о развитии принципов детерминизма, опосредствования и целостности в рамках теории установки; А.Г. Асмолов (Москва) — о целевой детерминации жизнедеятельности и самодетерминации личности; И.В. Имедадзе (Тбилиси) — о первичной установке как систематизирующем факторе деятельности. В.В. Давыдов (Москва) остановился на основных идеях Д.Н. Узнадзе в области детской и педагогической психологии, отметив их созвучность ряду теоретических положений научной школы Выготского — Леонтьева. В докладе Б.Ф. Ломова и В.А. Кольцовой (Москва) были выделены общепсихологические характеристики установки в связи с особенностями различных психических процессов, охарактеризован вклад Д.Н. Узнадзе в разработку проблем личности, активности, соотношения сознания и бессознательных уровней психики. Трехфакторную модель структуры установки, а также уровневый подход к установочной регуляции активности индивида, субъекта и личности обосновал Ш.А. Надирашвили (Тбилиси). Е.В. Шорохова (Москва) проанализировала категорию установки и ее эволюцию в трудах Д.Н. Узнадзе, уделив особое внимание сопоставлению понятий установки и отношения. А.Н. Ждан (Москва) раскрыла роль Д.Н. Узнадзе как организатора грузинской психологической школы. М.Г. Ярошевский (Москва) проанализировал эволюцию творчества двух крупнейших советских психологов — Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготского, показав индивидуально-своеобразные пути решения ими коренных психологических проблем. Общность взглядов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и Д.Н. Узнадзе, обусловленную единством их методологической основы, подчеркнул А.А. Леонтьев (Москва).

Часть докладов была посвящена сопоставлению теории установки с новыми направлениями современной психологии. О.М. Тутунджян (Ереван) охарактеризовал международный резонанс трудов Д.Н. Узнадзе, а также уделил особое внимание неправильным трактовкам концепции этого ученого некоторыми зарубежными исследователями. Б.М. Величковский (Москва) остановился на закономерностях формирования новой области междисциплинарных исследований — когитологии, связанной с изучением и моделированием различных форм человеческого знания, а также средств его преобразования. Проблема развития способностей с точки зрения теории установки была рассмотрена в выступлении М. Кодыма (ЧССР). В. Маттеус (ФРГ) показал важность положений теории установки Д. Н. Узнадзе для исследований в области психологии мышления. Ф. Мейси (США) раскрыл связь гуманистической психологии и теории установки. Влияние теории Д. Н. Узнадзе на развитие исследований установок, проводимых западноевропейскими психологами, охарактеризовал Э. Рот (Австрия).

Теория Д. Н. Узнадзе не только яркая страница истории психологии, но и источник постановки новых психологических проблем, отметил О.К. Тихомиров (Москва). Место теории установки в развитии психологической науки было охарактеризовано в докладах В.В. Белоуса (Пятигорск) — о развитии теории темперамента, А.А. Бодалева (Москва) — о развитии психолого-педагогического знания, В.А. Иванникова (Москва) — о решении проблемы воли.

В ходе симпозиума обсуждались и методические проблемы исследования установок. И. Кавачучи (Япония) охарактеризовал различные методические подходы к исследованию закономерностей функционирования установок и значение метода установки для объяснения некоторых явлений в сфере психофизиологии человека. Проблему выявления методических критериев замера различных ситуаций для более точного предсказания конкретных видов поведения человека на разных уровнях его активности рассмотрел Д.А. Чарквиани (Тбилиси).

 

183

 

Р.Т. Сакварелидзе (Тбилиси) указал, что специфика метода Узнадзе заключается не в процедуре опыта, а в анализе, единой интерпретации экспериментальных и житейских фактов.

Ряд докладчиков рассказали о своих экспериментальных исследованиях, так или иначе связанных с теорией установки. В некоторых из этих исследований научные представления Д.Н. Узнадзе получили свое дальнейшее развитие (А.Г. Баиндурашвили; Г.В. Кирия; Г.Н. Кечхуашвили, Тбилиси).

Примеры опоры на теорию установки при решении теоретических и прикладных задач психологии содержались в докладах Я. Коски-Янес (Финляндия), рассказавшей об исследовании влияния алкоголя на познавательные процессы, а также А.В. Григолавы (Тбилиси), который подчеркнул необходимость учета особенностей установки в процессе социально-психологической реабилитации больных раком.

В отдельных докладах были, продемонстрированы возможности применения теории установки для решения некоторых психологических проблем, построения тех или иных психологических моделей. Основываясь на теории установки, З.И. Бигвава (Тбилиси) сделал попытку построить систему психологического проектирования социальной организации в различных учреждениях. А.А. Кроник (Москва) изложил представление о геометрических свойствах субъективного пространства, обусловленных существованием фиксированных установок. Возможность выявления характерологических и уникальных особенностей личности на основе учета формально-структурных и типологических своеобразий фиксированной установки рассмотрел В.Г. Норакидзе (Тбилиси). В. Русинова (Болгария) рассказала о применении теории установки для изучения мотивации трудовой деятельности.

Ряд докладов был посвящен влиянию установок на протекание различных психических процессов — ситуативное развитие мотивации (В.К. Вилюнас, Москва), усвоение знаний (И.В. Котетишвили, Тбилиси). Значение понятия установки для понимания механизмов становления ранних форм мышления и памяти раскрыла В.Я. Ляудис (Москва); о взаимовлиянии установки и памяти рассказала Д.Ш. Парджамадзе (Тбилиси).

В докладах И.Л. Белявского (Ростов-на-Дону), В.А. Петровского (Москва), В.Л. Какабадзе, Д.И. Рамишвили, Н.И. Сарджвеладзе (Тбилиси) были представлены попытки соединения собственных теоретических построений авторов в той или иной области психологии с теорией установки.

Выступившие на заключительном пленарном заседании Е.В. Шорохова, М. Кодым, В.В. Давыдов, О.К. Тихомиров, О.М. Тутунджян, Ш.А. Надирашвили, Г.Н. Кечхуашвили, А.Г. Асмолов отметили, что прошедший симпозиум свидетельствует о возрастании популярности теории установки Д.Н. Узнадзе. Положения этой теории широко используют как представители различных направлений отечественной психологии, так и зарубежные ученые. Грузинские психологи продолжают успешно развивать теорию Д.Н. Узнадзе как общепсихологическую марксистскую концепцию психической деятельности. Отмечено, что теория установки становится все более прочной основой для развертывания прикладных исследований в области социально-производственной, педагогической и медицинской практики.

Было принято решение в дальнейшем регулярно, раз в три года, проводить в Тбилиси симпозиум по актуальным вопросам психологии установки.