Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

180

 

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

М.Г. ДАВЛЕТШИН, Г.Б. ШАУМАРОВ

Ташкент

 

Актуальным проблемам развития психолого-педагогических исследований профориентации, трудового обучения и воспитания учащихся в свете «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы» была посвящена республиканская научно-практическая конференция, состоявшаяся в Ташкенте 20—21 марта с. г. На пленарном заседании были заслушаны доклады М.Г. Давлетшина «Психологические аспекты профориентационной работы среди молодежи в свете школьной реформы», А.И. Воробьева (Ташкент) «Педагогические основы производительного труда школьников», М.С. Захариной (Ташкент) «Профориентация учащихся — действенное средство повышения роли человеческого фактора».

На четырех секциях конференции были заслушаны доклады психологов, педагогов, методистов трудового обучения педвузов и университетов Узбекистана, а также гостей из других городов нашей страны.

На I секции «Психолого-педагогические проблемы профориентационной работы» с интересными докладами выступили В.К. Коверга (Армавир) «Образ управления как механизм регуляции деятельности», Л.П. Хохлова (Бухара) «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии»,

 

181

 

Н. Шодиев (Самарканд) «Совершенствование совместной деятельности школы и ПТУ по подготовке учащихся к выбору профессии», Э. Газиев (Ташкент) «Формирование интереса к учению как важный фактор выбора профессии старшеклассниками». А.М. Сергеев (Ташкент) проанализировал деятельность средств массовой коммуникации по профориентации молодежи, В.А. Токарева рассказала о личностном подходе в профориентационной работе, Н. Баймурадов (г. Карши) — об опыте ориентации на механизаторские профессии. Опытом своей работы поделились психологи и педагоги М.А. Яхъяров, А.К. Саитова, Р.М. Алмакаева, Е.Г. Шаин (Ташкент), Л.А. Ермак (Бухара) и другие.

На II секции «Психолого-педагогические проблемы трудового обучения и воспитания в общеобразовательной школе» оживленное обсуждение вызвали доклады А.С. Абдуахадова (Самарканд) об объективной диагностике личности в целях оптимизации ее труда, В.А. Бойко (Ташкент) о подготовке школьников к общественно полезной деятельности на уроках труда, З.А. Валиевой (Москва) о модели экономического воспитания старшеклассника в процессе профессиональной подготовки. Л.В. Гришина (пос. Чиназ, Ташкентская обл.) поделилась опытом работы школы с базовым предприятием. А. Жаббаров (г. Карши) раскрыл психолого-педагогические основы профессионального воспитания учащихся сельских школ в ученических хлопководческих бригадах. С докладами выступили также М. Расулева и Д. Закирова, Г.Г. Запрягаев, 3.А. Нолиу (Ташкент), М.Б. Хакимова (Ленинабад).

Работа III секции была направлена в основном на рассмотрение проблем формирования профессиональных интересов у учащихся ПТУ (В.И. Громыхалин, Ф.С. Исмагилова, З.Р. Урманова, Л.Г. Антипова, А.Г. Худайберганов, Э. Саттаров, Ташкент). О проблемах становления мастера производственного обучения СПТУ рассказал Р.З. Гайнутдинов (Ташкент). Совместную деятельность школы и профтехучилищ в формировании нравственного сознания учащейся молодежи осветил Г.С. Нога (Фергана).

На IV секции обсуждались проблемы подготовки учителей трудового обучения в педвузах. В докладах С.М. Мусинова, Б. Артыкова (Самарканд), М. Зуфаровой, Н. Якубова (Коканд), Р.Г. Исянова, М.Ю. Юабова (Ташкент) рассмотрены вопросы подготовки студентов педвузов к трудовому воспитанию школьников. О проблемах профориентации на профессию учителя трудового обучения говорили М. Абдуллажанова (Андижан), Н.Е. Михина, Г.С. Котлобулатова (Ташкент), Н.М. Мажидов (Джизак).

На конференции были приняты рекомендации по дальнейшему развертыванию исследований психолого-педагогических проблем профориентации, трудового обучения. Подчеркнута необходимость изучения интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей учащихся, их интересов и склонностей с целью профориентации, усиления внимания к проблемам профконсультации учащихся, педагогических основ производительного труда, совершенствования методов трудового обучения и воспитания. Особо обращено внимание на актуальность организации психологической службы в школах, подготовки кадров школьных психологов, улучшения психологической подготовки будущих учителей в педвузах и университетах.