Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

177

 

ИДЕИ Л.С. ВЫГОТСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

 

Я.Л. КОЛОМИНСКИЙ, Б.П. ЖИЗНЕВСКИЙ, Н.А. ЦЫРКУН

Минск

 

11—12 декабря 1986 г. в Минске состоялась республиканская научно-практическая конференция «Научное наследие Л.С. Выготского и актуальные проблемы обучения и воспитания (к 90-летию со дня рождения)». В ней приняло участие более двухсот человек.

Открывая первое пленарное заседание, М.А. Лазарук (Минск) отметил, что работы Л.С. Выготского, который начинал свою деятельность в Белоруссии, в г. Гомеле, внесли большой вклад в развитие отечественной психологической науки, педагогики, дефектологии и других областей знания о человеке.

В докладе В.В. Давыдова (Москва) было подчеркнуто, что в культурно-исторической теории психического развития, выдвинутой Л.С. Выготским и разрабатываемой сейчас его последователями, нашли свое психологическое воплощение достижения во многих областях русской и советской науки и культуры. Докладчик сформулировал основные теоретические положения научной школы Выготского ЛеонтьеваЛурия о роли предметно-преобразующей деятельности в психическом развитии человека, об интериоризации ее внешних, развернутых в общении между людьми, форм во внутренние психологические новообразования личности, о значении различных знаково-символических систем в этом процессе и др.

Я.Л. Коломинский (Минск) проанализировал динамику превращения объективных социальных факторов развития личности в субъективную внутриличностную полиролевую структуру. Отмечено, что объективной основой для образования полиролевой структуры личности является ее полигрупповая принадлежность, т.е. включенность одновременно в несколько групп, где личность исполняет различные социальные роли. В процессе «вращивания» социальной роли в структуру личности осуществляется ее формирование как «функционального органа», включающего в себя внешние (поведенческие) и внутренние компоненты. В докладе проанализирован механизм возникновения внутриличностных ролевых конфликтов, а также специфического переживания («социально-психологических фантомных болей»), связанного с утратой укоренившихся социальных ролей.

Значение идей Л.С. Выготского для решения вопросов трудового воспитания подрастающего поколения рассмотрел Ф.И. Иващенко (Минск). Исходя из высказываний Л.С. Выготского о ведущей роли прикладных исследований, в том числе и психологии труда, для развития психологической науки, докладчик указал на необходимость более углубленного изучения «родства труда и высших интеллектуальных функций», интеллектуального содержания трудовой деятельности, которое, как показывают современные исследования, является важным фактором формирования положительного отношения к труду, реализации его воспитательных возможностей.

Л.А. Венгер (Москва) посвятил свое выступление обсуждению нового объяснительного принципа, введенного в психологию Л.С. Выготским, рассмотрению индивидуальной психики как опосредствованной социальными знаковыми системами. Было отмечено, что если сам Л.С. Выготский и его ученики обращались к анализу различных знаковых систем главным образом для доказательства самого факта опосредствованности

 

178

 

психики, то в настоящее время ведущиеся в этой области исследования направлены на выявление особенностей и внутренних закономерностей самого процесса опосредствования.

М.С. Певзнер и Н.Г. Морозова (Москва) рассказали о своих исследованиях особенностей психического развития аномальных детей и закономерностей формирования знаковых функций в онтогенезе, начатых в свое время под непосредственным руководством Л.С. Выготского.

Дальнейшая работа конференции проходила по трем направлениям. На секции «Воплощение идей Л.С. Выготского об обучении и развитии в современных психолого-педагогических исследованиях» был представлен доклад А.Г. Асмолова и В.В. Абраменковой (Москва), в котором говорилось об изменении под влиянием Л.С. Выготского взглядов на сущность процесса психического развития, об идее гетерогенности развития личности и высших психических функций, введении понятия «социальная ситуация развития». Л.Ф. Обухова (Москва) остановилась на соотношении внешнего и внутреннего, функционального и возрастного развития ребенка. На основе материалов исследований по формированию умственных действий, а также идеи Л.С. Выготского о возрастной периодизации было показано, что функциональное и возрастное развитие связаны, но не тождественны друг другу. Значение идей Л.С. Выготского для становления психогенетики подчеркнул А.З. Кукаркин (Москва).

Е.Е. Сапогова (Тула) рассмотрела взгляды Л.С. Выготского и других советских психологов о критических периодах развития и высказала мнение о том, что негативная симптоматика кризиса есть закономерное внешнее выражение смены ведущих видов деятельности. Этой же проблеме был посвящен и доклад А.Л. Венгера (Москва), по мнению которого особенностью критических, или переходных, периодов является изменение общей ориентации ребенка по отношению к тем или иным воздействиям со стороны взрослого. О необходимости более углубленного анализа кризиса, отделяющего дошкольное детство от периода школьного обучения, говорилось в докладе Г.Г. Кравцова (Москва); отмечалось, что изменение типа обучения от спонтанного у дошкольников к произвольному у школьников меняет, по-видимому, и тип развития, его логику.

Т.М. Титаренко (Киев) сформулировала проблему изучения внутриличностных противоречий как субъективного отражения личностью неравномерности процесса ее развития. Отмечено, что по сложности ритмического рисунка внутриличностных противоречий можно судить о темпе взросления и уровне зрелости, актуальном состоянии личности и перспективах ее развития. С.В. Белохвостова (Гродно) остановилась на вопросах организации работы по воспитанию подростка как субъекта общения. В.А. Татенко (Киев), опираясь на положение Л.С. Выготского о существовании новообразований личности вначале во внешнем плане, в общении между людьми, предложил использовать в работе с подростками такой метод, как совместный поступок педагога и учащегося, когда осуществляется совместное решение определенных нравственных задач:

В сообщении И.А. Вьюговской (Москва) была показана связь интересов и вербально-логической памяти у детей 6-летнего возраста, влияние на продуктивность запоминания не только содержания текста, но и условий, стимулирующих интерес к нему. С критикой существующих тестов диагностики физического развития, ориентированных только на «зону актуального развития», выступил С.В. Молчанов (Минск), предложивший диагностировать и ближайшую перспективу физического развития ребенка.

Об особенностях социальной ситуации развития личности при включении ребенка в учебную деятельность рассказал А. Дусавицкий (Харьков). Основное внимание в докладе Г.И. Минской (Тула) было сосредоточено на характеристике генетико-моделирующего метода как экспериментального метода развивающего обучения, позволяющего рассматривать целостные единицы психического развития ребенка. А.Т. Ростунов (Минск) проанализировал содержание и функции общения учащихся как фактора активизации их познавательной деятельности.

В докладе Л.Н. Проколиенко и Л.В. Змиевской (Киев) на основе концепции Л.С. Выготского о связи знаков с высшими когнитивными процессами были выделены психологические предпосылки оптимального речевого взаимопонимания между общающимися субъектами. Возможности урока в форме диалога учителя и учащихся рассмотрел С.Ю. Курганов (Харьков). В докладе Б.М. Гинзбург (Гомель) говорилось о том, что определение Л.С. Выготским морфологических и функциональных особенностей внутреннего слова позволяет разрабатывать конкретные методические приемы по формированию у учащихся умений и навыков иноязычной речи.

Проблеме отношения восьмиклассников к

 

179

 

выбору профессии были посвящены выступления А.Я. Миленького, В.А. Зайцева и Е.Н. Прощицкой (Минск).

В докладе А.Б. Широковой (Минск) анализировались прикладные аспекты формирования основ педагогического общения у студентов. Е.А. Панько (Минск) рассмотрела роль научного наследия и личности Л.С. Выготского в подготовке будущих педагогов на примере опыта работы факультета дошкольного воспитания Минского пединститута им. А.М. Горького.

На второй секции «Влияние научного наследия Л.С. Выготского на разработку актуальных проблем современной психолого-педагогической науки и практики» рассматривались процесс формирования понятия «мы» у детей раннего возраста в ходе их общения, со взрослым (С.С. Харин, Минск), значение группы сверстников для формирования личности ребенка (Т.А. Репина, Москва), оценочные суждения дошкольников, используемые ими при решении определенных задач предметной деятельности (Т.В. Антонова, Москва). Б.П. Жизневский (Минск) отметил, что «зона ближайшего развития» ребенка может выявляться не только в ходе его сотрудничества со взрослым, но и в процессе специально организованного общения между самими детьми. Р.С. Липатова (Москва) проанализировала возможности учебно-ролевой игры как средства обучения школьников культуре и нормам речевого общения. На необходимость исследований этнокультурных особенностей общения указал в своем выступлении В.С. Агеев (Москва).

Н.А. Циркун посвятила свое выступление анализу идей Л.С. Выготского о развитии воли и их реализации в современных исследованиях. О роли речи в становлении произвольных форм поведения у ребенка говорилось в докладе Е.О. Смирновой (Москва). Рассматривая задержку импульсивного поведения как первую стадию произвольности, Б.Д. Эльконин (Москва) в то же время расценил ее как одно из проявлений поляризации ситуации при формировании предметного действия. В.В. Брофман (Москва) доложила результаты исследования по формированию у дошкольников опосредствованных способов решения конструктивных задач.

О возможностях специально организованных коммуникативных ситуаций в форме ролевой игры для освоения дошкольниками смыслового аспекта языка рассказала Л.И. Айдарова (Москва). Ю.К. Корнилов (Ярославль) рассмотрел различные формы проявления мыслительных и речевых процессов, их соотношение между собой. В докладе Е.Ю. Артемьевой (Москва) проанализированы представления Л.С. Выготского о значении слова как источника развития современной психосемантики. И.Я. Каплунович (Мозырь) рассказал о результатах исследования по развитию пространственного мышления у учащихся, В.А. Силивон (Минск) об опыте работы по формированию у детей письменной речи. Соотношение понятий «внутренний диалог» и «внутренняя речь» рассмотрел Г.М. Кучинский (Минск).

П. Тульвисте (Тарту) проанализировал две точки зрения на проблему факторов, порождающих мышление в научных понятиях. О путях и способах формирования научных понятий у учащихся и студентов рассказали Л.А. Прошлякова (Горки) и Г.В. Сумсков (Минск).

Г.М. Бреслав (Рига) рассмотрел две линии понимания Л.С. Выготским роли эмоций в психическом развитии. Об изучении личностных смыслов у детей в русле реализации идей Л.С. Выготского о единстве аффекта: и интеллекта рассказала Д.Б. Годовикова (Москва). «Открытие» собственных переживаний как регуляторов поведения происходит у детей, как отметила А.А. Рояк (Москва), главным образом в ситуации их неуспеха в определенной деятельности, чаще всего в игре. В свою очередь, И.Д. Бех (Киев) высказал мнение, что начальной ступенью в овладении субъектом эмоциональными проявлениями являются их осознание и вербализация, возможные при наличии определенного уровня речевого мышления. В докладе В.Я. Баклагиной и О.В. Чернышева (Минск) говорилось об опыте работы по формированию профессионального мышления дизайнера, построенной на основе идей Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта.

В выступлениях Н.Б. Берхина (Москва) и В.А. Салеева (Минск) рассматривались основные положения концепции Л.С. Выготского об искусстве и их развитии в современной науке. О своем понимании значения взглядов Л.С. Выготского для исследования творческой деятельности рассказали Я.В. Васильев (г. Николаев) и И.М. Соломадин (Харьков). Опыт работы по формированию художественной культуры у студентов педвуза изложила Н.Г. Соглаева (Минск). Е.Л. Малиновский (Минск) проанализировал значение эстетической концепции Л.С. Выготского для теории музыкального воспитания.

На третьей секции обсуждалось значение научного наследия Л.С. Выготского для развития современной дефектологии. Т.А. Процко (Минск) проанализировала данные

 

180

 

исследования, направленного на взаимосвязанное развитие аффективной и интеллектуальной сфер у умственно отсталых младших школьников, Т.В. Варенова (Минск) — данные о влиянии трудовой деятельности на интеллектуальное развитие учащихся вспомогательных школ. А.И. Капустин (Славянск) затронул вопросы совершенствования коррекционно-развивающей работы во вспомогательной школе. Л.И. Переслени и Л.Ф. Чупров (Москва) представили данные сравнительного изучения произвольного внимания у детей с нормальным ходом развития и с задержкой психического развития. Г.Г. Турик (Минск) рассмотрел основные аспекты проблемы локализации функций в работах Л.С. Выготского. Опираясь на собственное исследование, А.И. Агаев (Москва) высказал мнение, что у детей с эписиндромом восприятие сохраняется в большей степени, чем мыслительные процессы. В.А. Шинкаренко (Минск) показал продуктивность реализации в практике идей Л.С. Выготского о социальной компенсации дефекта. Вопросам педагогической работы с глухими детьми было посвящено выступление Т.А. Григорьевой (Минск). Э.А. Ютрина (Киев) рассмотрела положение о единстве аффекта и интеллекта применительно к организации работы по эмоциональному и эстетическому воспитанию учащихся вспомогательных школ. Т.И. Обухова (Минск) представила результаты исследования по формированию мышления у глухих дошкольников. Е.С. Слепович (Минск) рассмотрела особенности сюжетной игры у детей с задержкой психического развития. Особенности восприятия детьми с аномальным развитием сюжетных картинок обсуждались в выступлении Н.А. Констандяна (Минск).

Большой интерес у участников конференции вызвал «круглый стол», на котором дочь Л.С. ВыготскогоГ.Л. Выгодская (Москва), Т.М. Лифанова (Москва) и Л.К. Фейгина (Гомель) рассказали о жизни и творческом пути Л.С. Выготского, той огромной по объему научной, педагогической и общественной работе, которую он вел в Гомеле, а затем в Москве, о его взаимоотношениях с близкими и соратниками.

В ходе работы конференции были продемонстрированы широкие возможности и реальные пути использования научного наследия Л.С. Выготского в развертывании исследовательской работы по возрастной и педагогической психологии, педагогике и дефектологии, а также в процессе дальнейшго совершенствования практики обучения и воспитания детей. В то же время было указано на необходимость более глубокого изучения исторических судеб идей Л.С. Выготского.