171
ДЕПОНИРОВАННЫЕ СТАТЬИ
В
соответствии с решением редколлегии журнала «Вопросы психологии» о
депонировании статей (объявление об этом было помещено в № 4 за 1986 г.) публикуем
краткое описание депонированных работ.
Казанова
В.Э.
Возрастные особенности временных ориентиров учащихся / Ред. журн. «Вопросы психологии». М., 1986. — 12 с. (Деп. в ОЦНИ «Школа и
педагогика» МП СССР и АПН СССР 26.01.1987
г., № 26—87).
Изучение особенностей временного упорядочивания
субъективного опыта человека (на примере 210
испытуемых в возрасте от 7 до 21 года) показало, что представления субъекта
о различных событиях оформлены в определенную структуру, включающую две
области: «ближнее» и «отдаленное» время. Между этими областями были обнаружены
различия. В ближнем времени события носят более яркую эмоциональную окраску,
они связаны с личным участием в них субъекта. В отдаленном времени события в
большей степени представлены в своем объективно-историческом значении. Ядро
оценки событий ближнего и отдаленного времени составляют временные ориентиры — представления субъекта о некоторых событиях,
относительно которых упорядочиваются во времени представления о других
событиях. Количество временных ориентиров, как показали результаты
эксперимента, ограничено: для ближнего времени оно
172
составляет 4—12, для отдаленного — 7—20. Временные ориентиры развиваются: выявлены увеличение их
числа с возрастом, возрастание роли объективных временных ориентиров и переход
индивидуальных временных ориентиров в объективные с потерей аффектной
окраски. Изучение структуры временного сознания человека важно в связи с
возможностью управления ее развитием путем формирования временных ориентиров.
Харлов Г. А. Основные психологические способы системного
обучения иноязычному лексическому материалу как средство расширения
познавательных возможностей обучающихся /
Ред. журн. «Вопросы психологии». М., 1986. —
9с. Библиогр.: 14 назв. (Деп.
в ОЦНИ «Школа и педагогика» МП СССР и АПН СССР
26.01.1987 г., № 27—87).
В соответствии с гипотезами
о дифференцированном теоретическом мышлении и об оптимизации познавательных
возможностей обучающихся, а также выдвигаемой концепцией системного обучения
иноязычному лексическому материалу, на основе которого проверялась зависимость
понимания и запоминания иноязычного лексического материала от комплекса условий
организации учебной деятельности, исследованы основные психологические способы
и приемы системного обучения иноязычному лексическому материалу,
рассматриваемые как средство расширения познавательных возможностей обучающихся.
Круглова Н. Ф. Психологические механизмы выполнения сопряженной
деятельности / Ред. журн. «Вопросы
психологии». М., 1986. с. Библиогр.: 5 назв. (Деп. в ВИНИТИ АН СССР 31.03
1987 г., № 2^95—В87)
Всеобщая компьютеризация и широкое внедрение в
народное хозяйство средств автоматики и телемеханики ставят перед системой профтехобразования задачу подготовки операторов для
различных технических систем. Особенностью многих из них является то, что
оператор оказывается включен одновременно в несколько
контуров информационного управления, что влечет за собой необходимость
одновременного выполнения двух и более видов деятельности. Основная задача
работы заключалась в выявлении регуляторных психологических факторов,
определяющих успешность выполнения сложной (сопряженной) деятельности.
Обследование учащихся ПТУ, специальность которых — операторы ЭВМ, проводилось с использованием
модифицированной черно-красной таблицы. Анализ экспериментальных данных
позволил выделить 4 регуляторных типа
осуществления сопряженной деятельности. Принадлежность к одному из них
оценивалась на основании анализа уровня осознанности при осуществлении
сопряженной деятельности и степени самостоятельности в ее исполнении. Выявлены
психологические факторы, позволяющие прогнозировать успешность выполнения
сопряженной деятельности в классе операторских профессий отдельными группами
учащихся.
Издательство
«Педагогика» выпустит в 1988 г. следующие
книги, представляющие интерес для психологов:
Ермолаев В.Я. С веком наравне:
Эксперимент в Халданской средней школе
Азербайджанской ССР: (Реформа школы: пути ускорения).— (IV кв.).— 8 л.— (Пед. поиск: опыт, проблемы, находки).— 30 к., 60000 экз.
Борисова Е.М. Овладение профессиональным
мастерством и формирование личности: Экспериментальное психологическое исследование:
(Педагогическая наука — реформе школы).— (IV кв.).— 10
л.— 60 к.
Козлова С.А. Нравственное воспитание
дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром: (Педагогическая наука — реформе школы). (III кв.).— 8 л.— 50 к., 20 000
экз.
Костюк Г.С. Избранные психологические
труды.— (II кв.).— 24 л.—
(Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).— (В пер.): 1
р. 50 к.,
20000 экз.
173
Леонова Л.А., Лукьянец Г.Н., Полянский В.П. Формирование
профессиональной пригодности школьников: Физиолого-гигиенический аспект.— (IV кв.).— 10
л.— 60 к.,
15000 экз.
Лич. П. Младенец и ребенок: От
рождения до пяти лет: Пер. с англ.— 2-е изд. доп.— (I кв.).— 25 л.— Пер. изд.: Великобритания, 1981.—
(В пер.): 1 р. 20 к., 100000 экз.
Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы
коллектива.— (II кв.).— 12 л.— 75
к., 20000 экз.
А.С.
Макаренко.
К 100-летию со дня рождения. Указатель трудов и литературы о жизни и
деятельности: Рек. библиогр. указ. /
Сост. А.В. Жилина, Н.Д. Скворцова; Под ред. Л.Ю. Гордина.— (I кв.).— 5 л.— 20 к.,. 50000 экз.
Машбиц Е.И. Психолого-педагогические
проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука — реформе школы).— (III
кв.).— 16 л.— (В пер.):
1 р. 30 к., 20000 экз.
Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга
для учителей о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути
ускорения).— (II кв.).— 16 л.—
(В пер.): 80 к.,
50 000 экз.
Нормализация учебной нагрузки школьников:
Экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование: (Педагогическая наука — реформе школы) / Под ред. В. И. Козлова, М. В. Антроповой.— (I кв.).— 11 л.— 65 к., 10000 экз.
Особенности обучения и психического развития
школьников 13—17 лет: (Педагогическая
наука — реформе школы) / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова.— (II кв.).— 14
л.— (В пер.): 1 р. 20
к., 30000 экз.
Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста: (Педагогическая наука — реформе школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина,
А. Л. Венгера.— (I кв.).— 10 л.— 60 к., 20000 экз.
Полуянов Ю.Я. Дети рисуют:
(педагогический всеобуч родителей).— (III
кв.).— 12 л.: ил.— (Педагогика — родителям).— 75 к., 100000
экз.
Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева.— (III кв.).— 25 л.: ил.—
(Б-ка для родителей).— (В пер.): 1 р. 30
к. 300000 экз.
Психологические основы профессионально-технического
обучения: Проблемы профессионального становления молодежи / Под ред. Т. В. Кудрявцева.— (IV кв.).— 10
л.— 60 к.,
20000 экз.
Психологические основы трудового воспитания
школьников: (Педагогическая наука —
реформе школы) / Под
ред. Э. А. Фарапоновой.— (III кв.).— 15 л.— (В пер.): 1 р. 20 к., 20 000
экз.
Репина Т.А. Социально-психологическая
характеристика группы детского сада: (Педагогическая наука — реформе школы).— (III кв.).— 14 л.— 90 к., 20000
экз.
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности
человека: (Педагогическая наука — реформе
школы) / Под
ред. И. В. Равич-Щербо.— (III кв.).— 25 л.—. (В пер.): 1 р. 80
к., 20 000 экз.
Рояк А.А. Психологический конфликт и
особенности индивидуального развития личности ребенка.— (I кв.).— 9 л.— 55 к., 15000 экз.
Суворова В.В.,
Матова М.А., Туровская З.Г. Асимметрия зрительного восприятия:
Психофизиологическое исследование.— (I кв.).— 10 л.— 60 к.
Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных
способностей: (Педагогическая наука —
реформе школы).— (I кв.).— 13 л.— 80 к., 15000 экз.
Учитель, которого ждут: Из опыта работы Полтавского
пединститута им. В. Г. Короленко: (Реформа школы: пути ускорения) / Под ред. И. А. Зязюна.— (III кв.).— 10 л.— (Пед. поиск: опыт, проблемы,
находки).— 30 к., 100000 экз.
Физиология подростка: (педагогическая наука — реформе школы) / Под ред. Д. А. Фарбер.— (I
кв.).— 15 л.— (В
пер.): 1 р. 20 к., 20000 экз.
Чубар Б.С. Письмо в будущее: Рассказ о
Сахновской средней школе: (Реформа школы: пути
ускорения).— (IV кв.).— 8 л.— (Пед. поиск: опыт, проблемы,
находки).— 30 к., 100000 экз.
*
Издательство «Педагогика» с 1988 г. приступает к изданию новой серии «Познай себя: Знания
психологии школьникам». Предполагается выпускать
2—3 книги в год.
Основная задача —
дать старшекласснику определенный круг знаний по психологии с целью помочь ему
понять себя, Свои возможности, способности, характер, волю, взаимоотношения со взрослыми, друзьями-сверстниками и на этом основании
определить свое место в обществе, среди людей, и в первую очередь в учебных и
трудовых коллективах, в сфере общественно полезного производительного труда.
Дусавицкий А.К. Формула интереса.— (IV кв.).— 7
л.: ил.— 45 к., 200000 экз. Что значит —
жить интересно? Автор предлагает юному читателю стать соучастником
психологических размышлений и экспериментов, узнать секреты формирования
интересов.
Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? —
7 л.: ил.— 45 к., 200 000 экз. Не больше ли мы знаем об
окружающем нас, чем о себе самих? Наша память, способности, воображение,
внушаемость и многое другое для нас зачастую остаются тайной «за семью
печатями». Отсюда и возможные ошибки в самооценке, поведении, выборе жизненного
пути. Психология может ответить на многие волнующие старшеклассника вопросы в
его стремлении понять себя.