Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

171

 

ДЕПОНИРОВАННЫЕ СТАТЬИ

 

В соответствии с решением редколлегии журнала «Вопросы психологии» о депонировании статей (объявление об этом было помещено в № 4 за 1986 г.) публикуем краткое описание депонированных работ.

 

Казанова В.Э. Возрастные особенности временных ориентиров учащихся / Ред. журн. «Вопросы психологии». М., 1986. — 12 с. (Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» МП СССР и АПН СССР 26.01.1987 г., № 26—87).

Изучение особенностей временного упорядочивания субъективного опыта человека (на примере 210 испытуемых в возрасте от 7 до 21 года) показало, что представления субъекта о различных событиях оформлены в определенную структуру, включающую две области: «ближнее» и «отдаленное» время. Между этими областями были обнаружены различия. В ближнем времени события носят более яркую эмоциональную окраску, они связаны с личным участием в них субъекта. В отдаленном времени события в большей степени представлены в своем объективно-историческом значении. Ядро оценки событий ближнего и отдаленного времени составляют временные ориентиры представления субъекта о некоторых событиях, относительно которых упорядочиваются во времени представления о других событиях. Количество временных ориентиров, как показали результаты эксперимента, ограничено: для ближнего времени оно

 

172

 

составляет 4—12, для отдаленного — 7—20. Временные ориентиры развиваются: выявлены увеличение их числа с возрастом, возрастание роли объективных временных ориентиров и переход индивидуальных временных ориентиров в объективные с потерей аффектной окраски. Изучение структуры временного сознания человека важно в связи с возможностью управления ее развитием путем формирования временных ориентиров.

 

Харлов Г. А. Основные психологические способы системного обучения иноязычному лексическому материалу как средство расширения познавательных возможностей обучающихся / Ред. журн. «Вопросы психологии». М., 1986. — 9с. Библиогр.: 14 назв. (Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» МП СССР и АПН СССР 26.01.1987 г., № 27—87).

В соответствии с гипотезами о дифференцированном теоретическом мышлении и об оптимизации познавательных возможностей обучающихся, а также выдвигаемой концепцией системного обучения иноязычному лексическому материалу, на основе которого проверялась зависимость понимания и запоминания иноязычного лексического материала от комплекса условий организации учебной деятельности, исследованы основные психологические способы и приемы системного обучения иноязычному лексическому материалу, рассматриваемые как средство расширения познавательных возможностей обучающихся.

 

Круглова Н. Ф. Психологические механизмы выполнения сопряженной деятельности / Ред. журн. «Вопросы психологии». М., 1986. с. Библиогр.: 5 назв. (Деп. в ВИНИТИ АН СССР 31.03 1987 г., № 2^95—В87)

Всеобщая компьютеризация и широкое внедрение в народное хозяйство средств автоматики и телемеханики ставят перед системой профтехобразования задачу подготовки операторов для различных технических систем. Особенностью многих из них является то, что оператор оказывается включен одновременно в несколько контуров информационного управления, что влечет за собой необходимость одновременного выполнения двух и более видов деятельности. Основная задача работы заключалась в выявлении регуляторных психологических факторов, определяющих успешность выполнения сложной (сопряженной) деятельности.

Обследование учащихся ПТУ, специальность которых операторы ЭВМ, проводилось с использованием модифицированной черно-красной таблицы. Анализ экспериментальных данных позволил выделить 4 регуляторных типа осуществления сопряженной деятельности. Принадлежность к одному из них оценивалась на основании анализа уровня осознанности при осуществлении сопряженной деятельности и степени самостоятельности в ее исполнении. Выявлены психологические факторы, позволяющие прогнозировать успешность выполнения сопряженной деятельности в классе операторских профессий отдельными группами учащихся.

 

Издательство «Педагогика» выпустит в 1988 г. следующие книги, представляющие интерес для психологов:

 

Ермолаев В.Я. С веком наравне: Эксперимент в Халданской средней школе Азербайджанской ССР: (Реформа школы: пути ускорения).(IV кв.).— 8 л. (Пед. поиск: опыт, проблемы, находки).— 30 к., 60000 экз.

Борисова Е.М. Овладение профессиональным мастерством и формирование личности: Экспериментальное психологическое исследование: (Педагогическая наука реформе школы).— (IV кв.).— 10 л.— 60 к.

Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром: (Педагогическая наука реформе школы). (III кв.).— 8 л.— 50 к., 20 000 экз.

Костюк Г.С. Избранные психологические труды.(II кв.).— 24 л.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).— (В пер.): 1 р. 50 к., 20000 экз.

 

173

 

Леонова Л.А., Лукьянец Г.Н., Полянский В.П. Формирование профессиональной пригодности школьников: Физиолого-гигиенический аспект.— (IV кв.).— 10 л.— 60 к., 15000 экз.

Лич. П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет: Пер. с англ. 2-е изд. доп.— (I кв.).— 25 л.— Пер. изд.: Великобритания, 1981. (В пер.): 1 р. 20 к., 100000 экз.

Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.— (II кв.).— 12 л.— 75 к., 20000 экз.

А.С. Макаренко. К 100-летию со дня рождения. Указатель трудов и литературы о жизни и деятельности: Рек. библиогр. указ. / Сост. А.В. Жилина, Н.Д. Скворцова; Под ред. Л.Ю. Гордина.— (I кв.).— 5 л.— 20 к.,. 50000 экз.

Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы).— (III кв.).— 16 л. (В пер.): 1 р. 30 к., 20000 экз.

Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути ускорения).— (II кв.).— 16 л. (В пер.): 80 к., 50 000 экз.

Нормализация учебной нагрузки школьников: Экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование: (Педагогическая наука реформе школы) / Под ред. В. И. Козлова, М. В. Антроповой.(I кв.).— 11 л. 65 к., 10000 экз.

Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет: (Педагогическая наука реформе школы) / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова.— (II кв.).— 14 л.(В пер.): 1 р. 20 к., 30000 экз.

Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста: (Педагогическая наукареформе школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.(I кв.).— 10 л. 60 к., 20000 экз.

Полуянов Ю.Я. Дети рисуют: (педагогический всеобуч родителей).— (III кв.).— 12 л.: ил. (Педагогика родителям).— 75 к., 100000 экз.

Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева.— (III кв.).— 25 л.: ил. (Б-ка для родителей). (В пер.): 1 р. 30 к. 300000 экз.

Психологические основы профессионально-технического обучения: Проблемы профессионального становления молодежи / Под ред. Т. В. Кудрявцева.— (IV кв.).— 10 л.— 60 к., 20000 экз.

Психологические основы трудового воспитания школьников: (Педагогическая наука реформе школы) / Под ред. Э. А. Фарапоновой.— (III кв.).— 15 л.— (В пер.): 1 р. 20 к., 20 000 экз.

Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада: (Педагогическая наука реформе школы).— (III кв.).— 14 л.— 90 к., 20000 экз.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека: (Педагогическая наука реформе школы) / Под ред. И. В. Равич-Щербо.— (III кв.).— 25 л.—. (В пер.): 1 р. 80 к., 20 000 экз.

Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.— (I кв.). 9 л.— 55 к., 15000 экз.

Суворова В.В., Матова М.А., Туровская З.Г. Асимметрия зрительного восприятия: Психофизиологическое исследование.— (I кв.).— 10 л.— 60 к.

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей: (Педагогическая наука реформе школы).— (I кв.). 13 л.— 80 к., 15000 экз.

Учитель, которого ждут: Из опыта работы Полтавского пединститута им. В. Г. Короленко: (Реформа школы: пути ускорения) / Под ред. И. А. Зязюна.(III кв.).— 10 л. (Пед. поиск: опыт, проблемы, находки).— 30 к., 100000 экз.

Физиология подростка: (педагогическая наука реформе школы) / Под ред. Д. А. Фарбер.— (I кв.).— 15 л.— (В пер.): 1 р. 20 к., 20000 экз.

Чубар Б.С. Письмо в будущее: Рассказ о Сахновской средней школе: (Реформа школы: пути ускорения).(IV кв.).— 8 л. (Пед. поиск: опыт, проблемы, находки).— 30 к., 100000 экз.

 

*

 

Издательство «Педагогика» с 1988 г. приступает к изданию новой серии «Познай себя: Знания психологии школьникам». Предполагается выпускать 2—3 книги в год.

Основная задача дать старшекласснику определенный круг знаний по психологии с целью помочь ему понять себя, Свои возможности, способности, характер, волю, взаимоотношения со взрослыми, друзьями-сверстниками и на этом основании определить свое место в обществе, среди людей, и в первую очередь в учебных и трудовых коллективах, в сфере общественно полезного производительного труда.

Дусавицкий А.К. Формула интереса.— (IV кв.).— 7 л.: ил.— 45 к., 200000 экз. Что значит жить интересно? Автор предлагает юному читателю стать соучастником психологических размышлений и экспериментов, узнать секреты формирования интересов.

Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? — 7 л.: ил.— 45 к., 200 000 экз. Не больше ли мы знаем об окружающем нас, чем о себе самих? Наша память, способности, воображение, внушаемость и многое другое для нас зачастую остаются тайной «за семью печатями». Отсюда и возможные ошибки в самооценке, поведении, выборе жизненного пути. Психология может ответить на многие волнующие старшеклассника вопросы в его стремлении понять себя.