Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

КНИГА О ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

А. М. СВЯДОЩ

Ленинград

 

Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: (руководство для врачей). Л.: Медицина, 1986. 336 с.: ил.

 

Рецензируемая книга содержит психогигиенические обоснования полового воспитания и подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. Руководство такого рода издается впервые у нас в стране. Его авторы уже знакомы читателю по монографии «Половое воспитание и психогигиена пола у детей» (1979).

Восемь глав книги объединены в четыре раздела. В них последовательно рассмотрены закономерности психосексуальной дифференциации, затруднения и конфликты в ходе ее; особенности психосексуального развития и сексуального поведения в дошкольном, препубертатном и пубертатном возрастах; половой диморфизм соматических и нервно-психических расстройств, вопросы терапии и профилактики; половое воспитание и подготовка к семейной жизни. Во введении сформулировано положение о детской сексологии, подчеркивается, что ее методологическую базу составляет признание биосоциальной природы психосексуального развития, изживание альтернативного противопоставления биологического и социального. В заключении авторы обращают внимание на то, что помощь подрастающему поколению на путях психосексуального развития обеспечивается взаимодействием с ним, а не односторонним воздействием на него.

Книгу в целом отличает прежде всего нестандартный подход к постановке и решению возникающих в детской сексологии проблем. Анализ литературных данных сочетается с привлечением результатов собственных исследований, опирающихся на новые разработанные авторами методические подходы. Предложены оригинальная системная модель процесса психосексуальной дифференциации, а также модель взаимозависимости динамики семьи и здоровья, экспериментальными данными обосновано положение об аддитивности таких психологических характеристик личности, как маскулинность и фемининность.

 

168

 

Сформулировано положение о комплексе половых, сексуальных и выделяемых авторами супружеских и родительских ролей, которые осваивает и интернализует личность в ходе психосексуального развития. Впервые в нашей литературе даны рекомендации по медико-психологической работе в случаях ранней беременности у подростков, по ряду методических аспектов антиалкогольной работы с подростками и профилактики венерических заболеваний.

Объемное видение проблем и глубина их анализа определяют построение всех разделов книги. Последовательно соблюдая сформулированный ими принцип многоуровневости половых различий, при изложении общих и возрастных закономерностей психосексуальной дифференциации авторы рассматривают во взаимосвязи поведенческие феномены и их механизмы (гормональные, мозговые, психологические, средовые). Это позволяет, например, преодолеть отождествление половых различий (биологических, психофизиологических, индивидуально-психологических, социально-психологических, социальных) с половыми ролями. Достоинства такого подхода отчетливо проявляются при изложении проблем подросткового возраста с их зачастую конфликтной и порождающей односторонние толкования остротой.

В центре внимания авторов постоянно оказываются те, кто больше всего нуждается в помощи (ребенок, испытывающие затруднения в его воспитании родители, педагоги, воспитатели дошкольных учреждений). Об этом свидетельствует и стиль изложения, который удачнее всего назвать психотерапевтическим; авторы исходят из мотивов и интересов адресата, существующих у него затруднений, стремятся принять его проблемы, а не осуждать, убеждать его, а не навязывать своих мнений. В итоге книга, на мой взгляд, является примером оптимального подхода к решению задач, встающих в ходе полового воспитания.

В рецензируемой монографии освещены многие ранее не обсуждавшиеся, внутренне противоречивые и порождающие конфликтные ситуации стороны психосексуального развития ребенка. Это касается формирования сексуальной ориентации (изложено совместно с И.С. Коном), подростковой беременности, аборта и контрацепции, медико-психологических аспектов подготовки к супружеству и родительству и пр.

Психолог-консультант и психолог, занимающийся психологической коррекцией, будь это в структуре службы семьи или в клинике соматических и нервно-психических расстройств, безусловно, найдут много полезного в главах «Пол и болезнь» и «Терапия и профилактика». Это касается, например, внутренней картины болезни у мальчиков и девочек.

Главы, посвященные половому воспитанию и подготовке к семейной жизни, построены как реализация сформулированных в ходе всего предшествующего изложения психогигиенических принципов. Авторы анализируют состояние полового воспитания в 16 европейских странах и у нас; выделены основные модели полового воспитания и показаны их особенности. Авторы не выходят за пределы своей профессиональной компетентности и не ставят перед собой задачу создания руководства по половому воспитанию (это, как подчеркивается, требует объединения усилий специалистов в области медицины, педагогики и психологии, юридических и гуманитарных наук). Они описывают узловые моменты полового воспитания через призму психогигиены и медицинской психологии. Заслуживает одобрения та осмотрительная сдержанность, с которой обсуждаются программы полового воспитанияих содержание и перспективы, очень важное для нашей многонациональной страны соотнесение таких программ с культурными особенностями различных регионов. Рассматривая половое воспитание как находящуюся на начальных этапах своего становления систему, авторы подчеркивают перспективный его характер и недопустимость опережающего культуру и психологические возможности человека форсирования и кампанейщины. Специально освещены проблемы, связанные с предоставлением детям первоначальной информации о поле, приводятся удачно сочетающие задачи просвещения и воспитания конспекты бесед с детьми, а в последующем изложении впервые в нашей литературе показаны искажающие эффекты ложных и «сказочных» объяснений.

Подготовка детей и подростков к семейной жизни выполнению супружеских и родительских функций впервые рассматривается в рамках психогигиены пола; до сего времени они рассматривались и освещались как независимые. Разумеется, медико-психологические аспекты супружества и родительства не исчерпывают проблематику семьи, но они являются ее психогигиенической основой. С этой точки зрения рассмотрены основные особенности современной семьи, и прежде всего ее нуклеарность и малодетность в их психологическом аспекте. На материале данных из разных

 

169

 

регионов нашей страны показано, как соотносятся медико-психологические аспекты брака и модели брака у современной молодежи. Отдельно анализируется влияние семейного воспитания на брачные установки, формирующиеся с первых лет жизни. Впервые в медицинской и психологической литературе проанализировано формирование родительских установок, начиная с раннего возраста.

В заключении авторы справедливо подчеркивают, что «психосексуальное развитие и поведение аспекты целостного бытия индивида и разворачиваются они в сложных отношениях и взаимозависимостях с материальной и духовной системой человека... психогигиена пола имеет не только свои цели и задачи, но и свои пределы разумного и возможного... и врач не может быть единственным законодателем в сфере психосексуального поведения и переживаний» (с. 323). Каждый должен быть на своем месте; соблюдение этого правила необходимо в детской сексологии и психогигиене пола, имеющих прямой демографический и социальный резонанс, а следовательногосударственное значение.

Книга написана хорошим литературным языком, с привлечением материалов из художественной и публицистической литературы, демографии, лингвистики и психолингвистики, социальной психологии, философии, культурологии, хорошо иллюстрирована.

Издание такого объема не может быть абсолютно свободно от недочетов. Часть из них связана с объективными трудностями организации материала, и авторы не смогли избежать некоторых повторений и рассеяния материала по разным разделам. По моему мнению, книга могла бы быть дополнена прицельным сопоставлением проблем сексопатологии взрослых и семейного консультирования с особенностями психосексуальной дифференциации. Ряд оригинальных и принципиально новых экспериментальных исследований авторов, предпринятых со взрослыми, нуждается в продолжении на материале детей и подростков. Книге, думается, недостает словаря терминов, предметного и авторского указателей, ибо терминология междисциплинарного труда в той или иной мере нова для любой категории читателей, комплексность рассмотрения диктует обращение к одному и тому же предмету в разных местах книги, а библиографический аппарат (344 наименования) может нуждаться в соотнесении с содержанием.

Сказанное никак не умаляет достоинств книги и ее высокой оценки. Она станет настольной книгой для всех, кто имеет отношение к воспитанию подрастающих поколений.