167
КНИГА О ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
А. М. СВЯДОЩ
Ленинград
Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей:
(руководство для врачей). Л.: Медицина, 1986.
336 с.: ил.
Рецензируемая книга содержит психогигиенические
обоснования полового воспитания и подготовки подрастающего поколения к семейной
жизни. Руководство такого рода издается впервые у нас в стране. Его авторы уже
знакомы читателю по монографии «Половое воспитание и психогигиена пола у детей» (1979).
Восемь глав книги объединены в четыре раздела. В них последовательно рассмотрены закономерности психосексуальной дифференциации, затруднения и конфликты в
ходе ее; особенности психосексуального развития и
сексуального поведения в дошкольном, препубертатном и
пубертатном возрастах; половой диморфизм соматических и нервно-психических
расстройств, вопросы терапии и профилактики; половое воспитание и подготовка к
семейной жизни. Во введении сформулировано положение о детской
сексологии, подчеркивается, что ее методологическую базу составляет признание биосоциальной природы психосексуального
развития, изживание альтернативного противопоставления биологического и
социального. В заключении авторы обращают внимание на то, что помощь
подрастающему поколению на путях психосексуального
развития обеспечивается взаимодействием с ним, а не односторонним воздействием
на него.
Книгу в целом отличает
прежде всего нестандартный подход к постановке и решению возникающих в детской
сексологии проблем. Анализ литературных данных сочетается с привлечением
результатов собственных исследований, опирающихся на новые разработанные
авторами методические подходы. Предложены оригинальная
системная модель процесса психосексуальной
дифференциации, а также модель взаимозависимости динамики семьи и здоровья,
экспериментальными данными обосновано положение об аддитивности
таких психологических характеристик личности, как маскулинность
и фемининность.
168
Сформулировано положение о комплексе половых,
сексуальных и выделяемых авторами супружеских и родительских ролей, которые осваивает
и интернализует личность в ходе психосексуального
развития. Впервые в нашей литературе даны рекомендации по
медико-психологической работе в случаях ранней беременности у подростков, по
ряду методических аспектов антиалкогольной работы с подростками и профилактики
венерических заболеваний.
Объемное видение проблем и глубина их анализа
определяют построение всех разделов книги. Последовательно соблюдая
сформулированный ими принцип многоуровневости половых
различий, при изложении общих и возрастных закономерностей психосексуальной
дифференциации авторы рассматривают во взаимосвязи поведенческие феномены и их
механизмы (гормональные, мозговые, психологические, средовые). Это позволяет, например,
преодолеть отождествление половых различий (биологических,
психофизиологических, индивидуально-психологических, социально-психологических,
социальных) с половыми ролями. Достоинства такого подхода отчетливо
проявляются при изложении проблем подросткового возраста с их зачастую
конфликтной и порождающей односторонние толкования остротой.
В центре внимания авторов постоянно оказываются те,
кто больше всего нуждается в помощи (ребенок, испытывающие затруднения в его
воспитании родители, педагоги, воспитатели дошкольных учреждений). Об этом
свидетельствует и стиль изложения, который удачнее всего назвать
психотерапевтическим; авторы исходят из мотивов и интересов адресата,
существующих у него затруднений, стремятся принять его проблемы, а не осуждать,
убеждать его, а не навязывать своих мнений. В итоге книга, на мой взгляд,
является примером оптимального подхода к решению задач, встающих в ходе
полового воспитания.
В рецензируемой монографии освещены многие ранее не
обсуждавшиеся, внутренне противоречивые и порождающие конфликтные ситуации
стороны психосексуального развития ребенка. Это
касается формирования сексуальной ориентации (изложено совместно с И.С. Коном),
подростковой беременности, аборта и контрацепции, медико-психологических
аспектов подготовки к супружеству и родительству и
пр.
Психолог-консультант и психолог, занимающийся
психологической коррекцией, будь это в структуре службы семьи или в клинике
соматических и нервно-психических расстройств, безусловно, найдут много
полезного в главах «Пол и болезнь» и «Терапия и профилактика». Это касается,
например, внутренней картины болезни у мальчиков и девочек.
Главы, посвященные половому воспитанию и подготовке
к семейной жизни, построены как реализация сформулированных в ходе всего
предшествующего изложения психогигиенических принципов. Авторы анализируют
состояние полового воспитания в 16
европейских странах и у нас; выделены основные модели полового воспитания и
показаны их особенности. Авторы не выходят за пределы своей профессиональной
компетентности и не ставят перед собой задачу создания руководства по половому
воспитанию (это, как подчеркивается, требует объединения усилий специалистов в
области медицины, педагогики и психологии, юридических и гуманитарных наук). Они описывают узловые моменты полового
воспитания через призму психогигиены и медицинской психологии. Заслуживает
одобрения та осмотрительная сдержанность, с которой обсуждаются программы
полового воспитания — их содержание и
перспективы, очень важное для нашей многонациональной страны соотнесение таких
программ с культурными особенностями различных регионов. Рассматривая половое
воспитание как находящуюся на начальных этапах своего становления систему,
авторы подчеркивают перспективный его характер и недопустимость опережающего
культуру и психологические возможности человека форсирования и кампанейщины. Специально освещены проблемы, связанные с
предоставлением детям первоначальной информации о поле, приводятся удачно
сочетающие задачи просвещения и воспитания конспекты бесед с детьми, а в
последующем изложении впервые в нашей литературе показаны искажающие эффекты
ложных и «сказочных» объяснений.
Подготовка детей и подростков к семейной жизни — выполнению супружеских и родительских
функций — впервые рассматривается в
рамках психогигиены пола; до сего времени они рассматривались и освещались как
независимые. Разумеется, медико-психологические аспекты супружества и родительства не исчерпывают проблематику семьи, но они
являются ее психогигиенической основой. С этой точки зрения рассмотрены
основные особенности современной семьи, и прежде всего
ее нуклеарность и малодетность
в их психологическом аспекте. На материале данных из
разных
169
регионов нашей страны показано, как соотносятся
медико-психологические аспекты брака и модели брака у современной молодежи.
Отдельно анализируется влияние семейного воспитания на брачные установки,
формирующиеся с первых лет жизни. Впервые в медицинской и психологической
литературе проанализировано формирование родительских установок, начиная с
раннего возраста.
В заключении авторы
справедливо подчеркивают, что «психосексуальное
развитие и поведение — аспекты целостного
бытия индивида и разворачиваются они в сложных отношениях и взаимозависимостях
с материальной и духовной системой человека... психогигиена пола имеет не
только свои цели и задачи, но и свои пределы разумного и возможного... и врач
не может быть единственным законодателем в сфере психосексуального
поведения и переживаний» (с. 323). Каждый должен быть на своем
месте; соблюдение этого правила необходимо в детской сексологии и психогигиене
пола, имеющих прямой демографический и социальный резонанс, а
следовательно — государственное значение.
Книга написана хорошим литературным языком, с
привлечением материалов из художественной и публицистической литературы,
демографии, лингвистики и психолингвистики, социальной психологии, философии, культурологии, хорошо иллюстрирована.
Издание такого объема не может быть абсолютно
свободно от недочетов. Часть из них связана с объективными трудностями
организации материала, и авторы не смогли избежать некоторых повторений и рассеяния
материала по разным разделам. По моему мнению, книга могла бы быть дополнена
прицельным сопоставлением проблем сексопатологии взрослых и семейного
консультирования с особенностями психосексуальной
дифференциации. Ряд оригинальных и принципиально новых экспериментальных
исследований авторов, предпринятых со взрослыми,
нуждается в продолжении на материале детей и подростков. Книге, думается,
недостает словаря терминов, предметного и авторского указателей, ибо
терминология междисциплинарного труда в той или иной мере нова для любой
категории читателей, комплексность рассмотрения диктует обращение к одному и
тому же предмету в разных местах книги, а библиографический аппарат (344 наименования) может нуждаться в
соотнесении с содержанием.
Сказанное никак не умаляет достоинств книги и ее
высокой оценки. Она станет настольной книгой для всех, кто имеет отношение к
воспитанию подрастающих поколений.