Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

139

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ФОРМ ПАМЯТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА И ПОЛА

 

В.Ф. КОНОВАЛОВ, Г.И. ЖУРАВЛЕВ, И.С. СЕРИКОВ

 

В настоящее время становится все более очевидным, что анализ практически любого психологического и психофизиологического материала будет неполным, если он проводится без учета половых различий участников экспериментального исследования.

На важность изучения специфики развития многих функций организма мужчин и женщин, включая и высшие психические, неоднократно указывалось как в советской ([2] и др.), так и в зарубежной литературе ([16] и др.). Одни исследователи не находили статистически значимых различий в деятельности мозга представителей разного пола [17]; другие объясняли эти различия неодинаковой скоростью созревания центральной нервной системы у девочек и у мальчиков ([18], [19]), тем не менее имеется ряд заслуживающих внимания работ, указывающих на наличие существенных особенностей проявления мозговых функций, обусловливаемых принадлежностью испытуемых к тому или иному полу.

Исследователи, как правило, единодушны в том, что задачи на пространственное и временное ориентирование с большим успехом и с меньшим напряжением умственных сил выполняются представителями мужского пола, а вербальные задания быстрее выполняют женщины [20]. Подчеркивается также, что произвольные реакции у женщин, в каком бы возрасте они не тестировались, значительно медленнее мужских, что объясняется более низким, чем у мужчин, уровнем возбудимости их слухомоторных структур [4]. Введение в эксперимент электрофизиологических методов исследования мозговых функций позволило получить ряд новых данных: установлено, например, что один и тот же стимул может вызвать разные картины психофизиологических реакций у мужчин и у женщин [9]; установлено также, что активация электрической активности коры больших полушарий (какими бы факторами она не вызывалась) у юношей выше, чем у девушек [5]. Амплитудные характеристики основного ритма ЭЭГ (альфа-ритма) у женщин в левом полушарии выражены слабее, чем в правом; у мужчин же картина обратная [15]. Электроэнцефалографические исследования мозга показали также, что мозг женщин оказался более эквипотенциальным, чем у мужчин; у последних функциональная асимметричность выражена сильнее, чем у лиц противоположного пола [11].

Особый интерес представляют работы, связанные с изучением особенностей протекания у мужчин и женщин таких высших психических функций, как память. Малое число исследований в настоящее время не позволяет судить об истинном состоянии данного вопроса. Следует отметить, что хотя количественные различия мнемических функций между полами и не

 

140

 

так отчетливы [7], зато качественные их особенности достаточно наглядны. Было установлено, например, что если для запоминания давать в одних случаях описание каких-либо технических процессов, а в других описание мехов зверей, то окажется, что информацию о физических, химических или механических характеристиках лучше запоминают мальчики, а принадлежности туалета быстрее и прочнее запечатлеваются в памяти девочек [7]. Что же касается работ, в которых бы отражались одновременно вопросы зависимости проявления памяти у лиц разного возраста и пола, то их, по сути дела, единицы. В частности, в исследовании Гросси было показано, что у мальчиков по сравнению с девочками более развита пространственная память; значимых различий в вербальной памяти между ними не установлено [13]. В другой работе этих же авторов было установлено, что как вербальная, так и пространственная память у представителей мужского пола развита лучше, чем у лиц женского пола [12].

Таким образом, анализ литературных источников показывает, что вопрос о половых особенностях памяти у лиц разного возраста, несмотря на особую его важность в связи с необходимостью разработки более оптимальных методов обучения детей в школе, во многом остается еще неясным. Учитывая это, мы и предприняли настоящее исследование.

 

МЕТОДИКА

 

Работа выполнена более чем на 400 испытуемых в возрасте от 5,5 до 35 лет. Все испытуемые были разделены на пять групп, каждая из которых, в свою очередь, подразделялась на две подгруппы мужскую и женскую. Первая возрастная группа (5,5—6,5 лет) включала в себя 25 мальчиков и 25 девочек. Все они посещали старшую и подготовительную группы детского сада. Вторая возрастная группа (первоклассники) состояла из 60 мальчиков и 50 девочек. Третья группа (третьеклассники) включала в себя 33 мальчиков и 30 девочек. В четвертую возрастную группу вошли учащиеся IX—Х классов (15— 17 лет) — 30 юношей и 20 девушек. И, наконец, в пятую группу (18—35 лет) было включено 70 мужчин и 70 женщин.

Тестирование объема кратковременной памяти у испытуемых всех возрастных групп осуществлялось следующим образом. В случайном порядке экспериментатор предъявлял испытуемому на 1 с карточки с изображением цифр от 0 до 9. Испытуемый должен был воспроизвести цифры в порядке их предъявления сразу же после показа. Наибольшее количество правильно воспроизведенных цифр служило показателем объема кратковременной памяти. Более сложный вид памяти изучался с помощью специально разработанного аппарата, состоящего из трех блоков табло с десятью ячейками, пульта с десятью клавишами и блока с программным устройством. Испытуемый нажатием на клавишу мог высвечивать ту или иную ячейку на табло. В пять из них закладываются картинки с изображением цифр от 1 до 5. Так как ячейки с клавиатурой пульта соединены в определенном порядке, то перед испытуемыми стоит задача, во-первых, методом проб и ошибок найти значимые клавиши, удержать их в памяти, а затем, согласно инструкции, осветить ячейки в порядке возрастания цифр. Задача считалась решенной, если испытуемый безошибочно находил нужные клавиши и мог высветить цифры от 1 до 5 по порядку. Старшим школьникам и взрослым инструкция давалась один раз. Что же касается детей дошкольного и младшего школьного возрастов, то им инструкцию приходилось повторять два-три раза. Более того, для представителей первой, самой младшей, возрастной группы задача несколько упрощалась. Они запоминали не пять значимых цифр, а только четыре.

Задача в предлагаемой методике может быть названа логической, поскольку при ее решении необходимо совершить ряд умозаключений и мнемических операций: выделить среди 10 клавиш 5 значимых и 5 незначимых; выявить среди значимых клавиш взаимно однозначное соответствие пар «клавишацифра» и запомнить их; закодировать последовательность нажатия пяти значимых клавиш, например в виде пяти двузначных чисел или буквенно-цифровых сочетаний. В то же время предлагаемая испытуемым задача может рассматриваться и как зрительно-пространственный тест, с помощью которого удобно определять свойства зрительно-моторной памяти исследуемых.

В ходе опытов проводилась регистрация числа нажатых клавиш и фиксировалось время решения задач. В связи с тем, что при анализе экспериментального материала между этими показателями во всех возрастных группах была выявлена высокодостоверная корреляция (r=0,8—0,9), в дальнейшем учитывалось только время решения задачи. Экспериментальный материал был обработан на ЭВМ.

 

141

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Анализ экспериментального материала позволил нам установить, что наименьший объем кратковременной памяти имеют испытуемые младшей возрастной группы (в среднем запоминали 4,3±0,12 цифры). С возрастом увеличивается и объем запоминания предъявляемой цифровой информации (рис. 1, А). Так, например, если испытуемые, возраст, которых был равен 7— 8 лет, воспроизводили 5,19±0,07 цифр, то в 9—10, 15—17 и 18—35 лет репродукция цифр была соответственно равна 5,67 ± 0,10; 6,66 ± 0,14 и 6,95 ± 0,15 цифр. Высоко достоверные статистические различия объема кратковременной памяти были отмечены между первой и второй, второй и третьей, третьей и четвертой группами. И только у подростков 15—17 лет и взрослых испытуемых объем памяти оказался практически одинаковым.

Обработка полученных данных без учета принадлежности испытуемых к тому или иному полу принципиально новых сведений нам не дала. О том, что с возрастом память совершенствуется, известно было и ранее [4]. Поэтому дальнейший анализ был направлен на выявление особенностей кратковременной памяти с учетом принадлежности испытуемых к тому или иному полу. В частности, было установлено, что запоминание цифр лучше осуществляется девочками в возрасте 5—10 лет (рис. 1,Б). В возрасте 15—17 лет различий в объемах кратковременной памяти юношей и девушек не обнаружено. В возрасте 18—35 лет дальнейший рост количества запоминаемой цифровой информации отмечен только у мужчин. У женщин количественные показатели памяти на цифры сохраняются на уровне, который они достигли к 15—17 годам (рис. 1,Б).

Анализ экспериментального материала по решению логической задачи выявил следующее. Дошкольники 5—6 лет решали логическую задачу в среднем 10,0 ± 1,0 мин. Первоклассники такую задачу решали 6,7 ± 0,2 мин. Еще быстрее справлялись с заданием учащиеся III и IX—Х классов (рис. 2,А). Во всех этих случаях время решения задачи от возраста к возрасту статистически достоверно снижалось. Достоверно оно изменялось и у испытуемых в возрасте 18—35 лет по сравнению с 15—17-летними исследуемыми, но изменялось в сторону увеличения времени решения.

Полученные данные показали также, что в 5—10 лет девочки решают экспериментальную задачу быстрее мальчиков; в 15— 17 лет картина меняется в этом возрасте задачу быстрее решают представители мужского пола. И еще один, с нашей точки зрения, любопытный факт: 18— 35-летние женщины решали задачу медленнее, чем девушки в возрасте 15—17 лет. Что же касается представителей мужского пола, то они и в 15—17, и в 18— 35 лет решают задачу приблизительно за одинаковое время (рис. 2,Б).

 

Рис. 1. Объем воспроизведения цифр испытуемыми разного возраста и пола.

 

Обратив внимание на увеличение времени решения после 17 лет, мы провели дополнительный анализ полученных данных, разбив взрослых испытуемых на три возрастные группы: 18—24, 25—29 и 30—35-летних. Оказалось, что если 15—17-летние испытуемые решают задачу за 3,0± ±0,1 мин, то 18—24-летние решали чуть быстрее 2,8±0,2 мин. В то же время более старшие испытуемые справлялись с поставленным заданием медленнее: 25—29-летние за 3,5±0,22 мин и 30—35-летние за 4,7±0,2 мин. Увеличение времени

 

142

 

решения у лиц в двух последних группах по сравнению с двумя первыми было статистически значимо (p<0,02; p<0,001) (рис. 3,А).

 

Рис. 2. Время решения логической задачи испытуемыми разного пола в возрасте 5—35 лет.

 

Рис. 3. Время решения логической задачи испытуемыми разного пола в возрасте 15—35 лет.

 

Следует отметить, что изменения скорости решения с возрастом у мужчин и женщин оказались различны. Так, например, увеличение времени решения задачи от группы к группе у мужчин было недостоверным; у женщин же достоверное увеличение времени решения обнаружено между группами в 25—29 и 30—35 лет и при сравнении их с группой 18—24-летних (рис. 3,Б).

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Полученные в работе данные, относящиеся к возрастным и половым особенностям проявления простых и сложных форм памяти, указывают прежде всего на то, что характер проявления этих особенностей неодинаков. Так, было установлено, что с возрастом объем запоминания чисел увеличивается (рис. 1,А). Что же касается особенностей решения логической задачи, то здесь нет прямой связи времени и решения с возрастом испытуемых. Быстрее всех справлялись с заданием испытуемые в возрасте 15—17 лет; 18—35-летние несколько медленнее решали данную задачу (рис. 2,А), что позволяет предположить существование разных мозговых механизмов, один из которых ответствен за простое запоминание информации, другой за принятие решений на основе заученных навыков.

Полученные данные демонстрируют, что запоминание цифр на ранних стадиях онтогенеза (5—10 лет) лучше осуществляют девочки по сравнению с мальчиками (рис. 1,Б); в этот возрастной период девочки быстрее мальчиков решают и вторую экспериментальную задачу (рис. 2,Б). Анализ литературного материала по этому вопросу показывает, что морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков

 

143

 

([19], [8] и др.). Обследование детей в условиях школы также показывает, что в возрасте 7—8 лет успеваемость девочек по основным учебным предметам (таким, как чтение, письмо, математика) заметно выше, что мальчиков того же возраста [6].

Таким образом, можно предположить, что преимущества в развитии как простых, так и более сложных форм памяти у девочек по сравнению с мальчиками можно объяснить более ранним развитием у них некоторых структур головного мозга, в числе которых ведущая роль, несомненно, должна принадлежать лобной коре [3], и более ранним становлением у представителей женского пола многих психофизиологических функций, ответственных за восприятие, сохранение и репродукцию информации.

Если и дальше развивать эту же мысль с учетом полученных в нашей работе фактов, то окажется, что где-то после 9—10 лет мальчики догоняют в своем развитии девочек, а затем, в более старшем возрасте, и превосходят их. По-видимому, это связано не только с тем, что окончательное становление мозговых функций мужчин заканчивается позднее, чем у женщин. Немаловажное значение в половой дифференциации функций мозга, очевидно, играют также гормоны и нейромедиаторы, которые по своей специфике определенным образом различаются у мужчин и у женщин [10]. И еще об одном аспекте этой проблемы. Мы имеем в виду функциональную асимметрию мозга. В силу некоторых особенностей функционирования левой и правой гемисфер у мужчин и женщин оказалось, что женщины превосходят мужчин в обработке вербальной информации, а мужчины могут лидировать в тех заданиях, где необходимо пространственное ориентирование, которое, как считают некоторые исследователи, коррелирует с математическими способностями испытуемых [16].

Если еще учесть, что у девочек структуры мозга, особенно левое полушарие, созревают быстрее, чем у мальчиков [8], а также некоторую специфичность правой гемисферы мозга, более приспособленной к задачам на пространственное ориентирование [20], то станет ясно, почему на ранних стадиях онтогенетического развития девочки в запоминании чисел и в решении логической задачи доминируют над мальчиками, а после периода полового созревания картина меняется. Здесь нам хотелось бы подчеркнуть, что описанные закономерности проявления простой и сложной формы памяти у представителей разного пола характерны, очевидно, только для случаев обработки зрительной информации.

Постепенное ослабление способностей к решению логической задачи у мужчин к 30—35 годам и у женщин после 25 лет требует обсуждения еще одного вопроса: какими факторами обусловливается ухудшение проявления простых и сложных форм памяти у испытуемых старше 24 лет? Естественно предположить, что вряд ли это какой-либо один фактор. Скорее всего это комплекс причин. Об одном из главных факторов, ослабляющих мнемические функции, хотелось бы сказать особо. По нашему мнению, этим фактором является отсутствие постоянной тренировки памяти и систематической нагрузки. Так, например, в старшем школьном и студенческом возрасте изо дня в день происходит интенсивное освоение большого объема учебного материала. Процесс заучивания разных сведений как раз и приводит к совершенствованию памяти, постоянно держит ее в тонусе. По завершении обучения нагрузка на память у многих уменьшается, что приводит к ее ухудшению.

Возможно также предположить и иные причины, приводящие к ухудшению памяти у взрослых здоровых лиц, но они требуют специального исследования. В заключение нам хотелось бы подчеркнуть, что те выводы, которые вытекают из результатов нашей работы, справедливы только для данной организации исследования и не исключают иных подходов к изучению половых и возрастных особенностей различных форм памяти.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Объем кратковременной памяти на цифры, так же как и скорость решения логической задачи, обусловливается и возрастом и полом испытуемых.

2. Девочки в возрасте 5—10 лет запоминают цифры и решают экспериментальную задачу лучше, чем мальчики того же возраста.

3. У девушек 15—17 лет мнемические функции, ответственные за прием, переработку и сохранение как простых, так и более сложных видов информации, достигают наивысшего развития. После этого отмечается постепенное снижение объема кратковременной памяти на цифры и замедление скорости решения логической задачи. Наиболее отчетливо эти изменения наблюдаются у женщин 25—29 лет.

4. Юноши 15—17 лет демонстрируют такую же продуктивность, что и девушки

 

144

 

этого возраста, но в дальнейшем их мнемические функции продолжают совершенствоваться вплоть до 25—29 лет; только в 30—35 лет у них отмечается статистически значимое увеличение времени решения логической задачи по сравнению с 15—17-летними юношами.

 

1. Воронин Л. Г., Коновалов В. Ф. Электрографические следовые процессы и память. М., 1976. 165 с.

2. Кон И. С. Психология половых различий // Вопр. психол. 1981. № 2. С. 47—57.

3. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. М., 1974. 310 с.

4. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Ред. Б.Г. Ананьев, Е.И. Степанова. М., 1972. 245 с.

5. Рыжиков Г. В., Джебраилова Т. Д., Коробейникова И. И., Зыков М. Б., Кольцова Н. А. Соотношение ЭЭГ реакции активации затылочной области головного мозга и вегетативных показателей у старших школьников // Физиология человека. 1981. Т. 7. № 2. С. 201— 206.

6. Фомичева Т. В., Ходор А. И. О влиянии некоторых факторов на успеваемость учащихся первых классов // Вопр. психол. 1978. № 6. С. 44—51.

7. Ховланд К. Научение и сохранение заученного у человека // Экспериментальная психология / Ред.-сост. С.С.Стивенс: Пер. с англ. Т. 2. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963. С. 124—223.

8. Хризман Т. П., Еремеева В. Д. Развитие межполушарной функциональной асимметрии мозга у детей и половые различия (данные ЭЭГ) // Развивающийся мозг. Тбилиси, 1984. С. 242—24.3.

9. Davis R. С., Buchwald A. M. An exploration of somatic response patterns: Stimulus and sex differences // J. Compar. and Physiol. Psychol. 1957. V. 50. N 1. Р. 44—52.

10. Dorner G. Sex hormones and neurotransmitters as mediators for sexual differentiation of the brain // Endockrinol. 1981. Bd 78. H 2/3. S. 129—138.

11. Giannitrapani D. Sex differences in the electrophysiology of higher cortical function // EEG & Clin. Neurophysiol. 1981. V. 52. N 3. Р. 136.

12. Grossi D., Matarese V., Orsini A. Sex differences in adults' spatial and verbal memory span // Cortex. 1980. V. 16. N 2. Р. 339— 340.

13. Grossi D. et al. Sex differences in children's spatial and verbal memory span // Cortex. 1979. V. 15. N 4. Р. 667—670.

14. Harris L. J. Sex differences in spatial ability: Possible environmental, genetic and neurological factors // Kinsbourne M. (ed.). Asymmetrical function of the brain. Cambridge: Cambridge University Press, 1978. P. 405—522.

15. Haynes W. O., Moore W. H., Jr. Sentence imagery and recall: An electroencephalographie evaluation of hemispheric processing in males and females // Cortex. 1981. V 17. N 1. P. 49—61.

16. Maccoby E. E., Jacklin С. N. The psychology of sex differences. Stanford, 1974. 634 p.

17. Roeckelein J. E. Sex differences in time estimation // Percept. and Mot. Skills. 1972. V. 35. N 3. Р. 859—862.

18. Taylor D. C., Ounsted С. Biological mechanisms influencing the outcome of seizures in response to fever // Epilepsia. 1971. V. 12. N 1. Р. 33—45.

19. Waber D. P. Sex differences in cognition: A function of maturation rate? // Science. 1976. V. 192. N 4239. Р. 572—574.

20. Witelson S. F. Sex and the sinyle hemisphere: Specialization of the right hemisphere for spatial processing // Science. 1976. V. 193. N 4251. Р. 425—427.

 

Поступила в редакцию 27.V 1985 г.