176
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
РАСКРЫВАЯ СЕКРЕТЫ
ПУНКТУАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ
И. А. ЗИМНЯЯ
Москва
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга
для учащихся. М.: Просвещение, 1986. 128 с.
Важной задачей осуществляемой в настоящее время
школьной реформы является развитие большей самостоятельности, саморегулируемости учебного труда школьников во всех его
видах и формах. Эта задача может быть реализована только на основе разработки
научно обоснованной психологической программы общих и частных видов учебной
деятельности в широком смысле слова и конкретных видов речевой деятельности, в
частности письма. В только что вышедшей книге Г.Г. Граник
и С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации» представлен пример такой программы. Она
опирается на собственные действия школьников, благодаря которым знания
формируются и упрочиваются в памяти как некоторый инвариант. Этот инвариант в
дальнейшем позволяет осуществить все многообразие форм его реализации.
Рецензируемая книга для
учащихся, причем для учащихся от первого класса до старости, необычна по жанру,
стилю и форме организации учебного материала. «Секреты пунктуации» —
информативный, содержательный, имеющий общеобразовательную и воспитательную
ценность путеводитель по лабиринтам собственного знания учащихся. Авторы на основе
психологических закономерностей усвоения учебного материала создали возможность
доброго дружеского контакта учащегося с книгой.
В доступной и
доброжелательной по отношению к читателям форме организован материал о
пунктуационном оформлении письменного высказывания — этом прокрустовом ложе для
безбрежного моря смыслов письменной речи. Как убедительно показывают авторы,
основной секрет пунктуации заключается в том, что овладеть ею можно только при
условии выделения определенных способов действия со смыслом текста в
соответствии с определенными смысловыми правилами. На конкретном материале
показана связь содержания и формы высказывания и их связь с его коммуникативной
функцией. При этом важно, что авторы подчеркивают специфику знания
пунктуационного правила. Согласно авторам, знать правило — это не просто уметь
воспроизвести его словесную формулировку, а уметь действовать на его основе,
более того — довести это действие до определенной степени автоматизма, когда
пунктуация является естественной формой смысловой организации письменного
высказывания.
В рецензируемой книге
впервые подчеркивается трехаспектность овладения
знаниями, подразумевающая: 1) само знание как умение работать на основе
какого-то правила; 2) самоинструкцию, позволяющую
работать по определенному алгоритму (в качестве примера приведена инструкция
для определения грамматической основы предложения); 3) само пунктуационное
действие.
Материал книжки,
организованный в шесть глав, можно разделить на две части. Первая часть под
названием «Хотя «путь и далек, и долог...» содержит в лаконичной, очень
образной и понятной для учащихся форме описание действия психологических
механизмов, включенных в пунктуационную работу, или в работу по расстановке
знаков препинания, как учащиеся это для себя понимают. Вот пример такого
описания: «Во время записи ни одно предложение, кроме самых
коротеньких, не присутствует в сознании все целиком, с одинаковой ясностью.
Записываемая фраза движется
177
через сознание пишущего,
как ночной поезд через освещенный туннель: отчетливо видна только та часть,
которая находится в туннеле. Начало фразы, как первые вагоны поезда, уже ушло
за пределы отчетливой видимости, а конец еще не въехал в освещенное
пространство» (с. 16).
Необходимо отметить, что
описание психологических механизмов применительно к пунктуации делается
впервые: новаторским является положение о необходимости целенаправленной работы
по управлению механизмами прогнозирования, или предвидения, памяти, смыслового
укрупнения единиц текста и соединения их в сематико-синтаксические
блоки.
Вторая часть, представленная
пятью главами, являет собой собственно управление самостоятельной деятельностью
учащихся по овладению пунктуационными знаниями. Книга эта может рассматриваться
и как учебное пособие, и как самоучитель, самоконтролер
— для школьников и взрослых людей, которые хотели бы восстановить свои знания и
повысить культуру письменного общения.
Конкретный анализ содержания
глав, представляющих собственно программу действий учащихся, позволяет выделить
следующие основные проблемы:
1. Одна из самых сложных и
запутанных проблем психологии, как отметил в свое время Л.С. Выготский,— это
проблема связи мысли и слова. В данном случае это проблема связи смысла и
пунктуационного знака. Авторы определяют смысловую природу пунктуационных
знаков, при этом отбирая для данной книги прежде всего
те знаки, которые оформляют законченные смысловые единицы. В первую очередь это
суждения повествовательные, вопросительные и восклицательные. Приводятся те
знаки, которые определяют смысловую, базисную (по Хомскому) единицу
высказывания: подлежащее и сказуемое — и в этой связи авторы выделяют знак
«тире», придавая ему особое значение, и запятую, основываясь на том, что
запятой выделяется практически законченная мысль в составе более сложного
предложения. Таким образом, в данной работе авторы рассматривали шесть
пунктуационных знаков: точку, вопросительный и восклицательный знаки, тире,
точку с запятой и запятую,— те знаки, которые несут смысловую нагрузку
завершенности выражения мысли, чувства и волеизъявления.
Важно также, что
рецензируемая книга через систему продуманных, градуированных заданий
последовательно учит школьников вдумываться, вслушиваться, вчувствываться
в воспринимаемый текст. Такая работа наряду с организацией усвоения
пунктуационных знаний формирует и очень важное для будущего серьезного читателя
умение работать с текстом — осмысливать, выделять главное в тексте, что может
служить некоторой профилактикой против распространенной манеры поверхностного,
неуглубленного чтения.
Решение первой проблемы
влечет за собой и новый принцип отбора и организации знаков препинания для
прохождения в процессе школьного обучения.
2. Второй, новой для
школьного обучения является проблема структурных единиц высказывания (в данном
случае предложения и единиц структурно-смысловой организации предложения) и
характера связи этих структурных единиц в единой смысловой организации. При
этом авторы выделяют в качестве морфологических единиц так называемые блоки, и
основным смысловым блоком предложения выступает базисная ядерная структура
подлежащее — сказуемое, сказуемое — подлежащее, которая и является в
терминологии авторов грамматической основой предложения. Тип связи между
структурными блоками единой смысловой организации предложения по-разному
определяется самими авторами. Может быть только внутренняя, дополнительная
связь, которая пунктуационно не вычленяется в предложениях-великанах, но авторы
предостерегают учащихся от того, что именно в связи с
большой длиной предложения может возникнуть иллюзорное чувство необходимости
остановки и сама длина предложения может провоцировать ошибочную запятую.
Интерес представляет здесь характер связи в сложном предложении, определяемый
по принципу включения или последовательного действия, образно называемый
«матрешками» и «гусями». Этот характер связи может соотноситься со смысловыми
опорными пунктами, как красные и голубые углы Шаталова. Понимание этих связей
раз и навсегда дает образное, эмоциональное, оценочное средство запоминания
сложнейших структурно-смысловых связей внутри предложения. Здесь же следует
отметить удивительную находку авторов в плане образных, запоминающихся
определений академичных, невыразительных, скучных названий грамматических
явлений.
3. Третья проблема, поднятая
в данной книге, не выражена эксплицитно, хотя и лежит в основе всей авторской
позиции создателей учебного пособия. Это организация самоуправления процессом
усвоения.
178
Она ставилась и достаточно эффективно решалась в
работах многих авторов (Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской,
Г.С. Костюка, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Л.И. Айдаровой, В.Я. Ляудис, А.К.
Марковой, Г.Г. Ейгера, М.М. Гохлернера
и других). Однако впервые в этой книге с учетом возраста потенциального
читателя самоуправление процессом усвоения правил пунктуации рассматривается в
связи с процессами памяти, мышления, внимания. Авторы убеждают читателя в
необходимости рефлексировать собственные психические
процессы, советуют, как управлять этими процессами.
Решение поставленных в книге
проблем на материале искусно, тщательно подобранных упражнений, текстов,
заданий, вопросов для самопроверки, несомненно, явится большим подспорьем,
большим вкладом в повышение грамотности школьников. От книги получат огромное
удовольствие и учащиеся и учителя. Тираж пособия мал, а нужда в нем высока. В
плане пожелания к переизданию можно рекомендовать авторам сделать шрифтовые
выделения, полиграфические разграничения текста, который содержит материал для
размышления, для осознания правил, и материал, который предназначен собственно
для тренировки. Было бы полезно заключать алгоритмы в рамки, нумеровать их и
указывать степени их осложнения включением уже отработанных конструкций в новые
с тем, чтобы всегда был виден тот первый блок, с которого все начиналось. В
целом выход рецензируемой книги можно только приветствовать.