Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

РАСКРЫВАЯ СЕКРЕТЫ ПУНКТУАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

И. А. ЗИМНЯЯ

Москва

 

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986. 128 с.

 

Важной задачей осуществляемой в настоящее время школьной реформы является развитие большей самостоятельности, саморегулируемости учебного труда школьников во всех его видах и формах. Эта задача может быть реализована только на основе разработки научно обоснованной психологической программы общих и частных видов учебной деятельности в широком смысле слова и конкретных видов речевой деятельности, в частности письма. В только что вышедшей книге Г.Г. Граник и С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации» представлен пример такой программы. Она опирается на собственные действия школьников, благодаря которым знания формируются и упрочиваются в памяти как некоторый инвариант. Этот инвариант в дальнейшем позволяет осуществить все многообразие форм его реализации.

Рецензируемая книга для учащихся, причем для учащихся от первого класса до старости, необычна по жанру, стилю и форме организации учебного материала. «Секреты пунктуации» — информативный, содержательный, имеющий общеобразовательную и воспитательную ценность путеводитель по лабиринтам собственного знания учащихся. Авторы на основе психологических закономерностей усвоения учебного материала создали возможность доброго дружеского контакта учащегося с книгой.

В доступной и доброжелательной по отношению к читателям форме организован материал о пунктуационном оформлении письменного высказывания — этом прокрустовом ложе для безбрежного моря смыслов письменной речи. Как убедительно показывают авторы, основной секрет пунктуации заключается в том, что овладеть ею можно только при условии выделения определенных способов действия со смыслом текста в соответствии с определенными смысловыми правилами. На конкретном материале показана связь содержания и формы высказывания и их связь с его коммуникативной функцией. При этом важно, что авторы подчеркивают специфику знания пунктуационного правила. Согласно авторам, знать правило — это не просто уметь воспроизвести его словесную формулировку, а уметь действовать на его основе, более того — довести это действие до определенной степени автоматизма, когда пунктуация является естественной формой смысловой организации письменного высказывания.

В рецензируемой книге впервые подчеркивается трехаспектность овладения знаниями, подразумевающая: 1) само знание как умение работать на основе какого-то правила; 2) самоинструкцию, позволяющую работать по определенному алгоритму (в качестве примера приведена инструкция для определения грамматической основы предложения); 3) само пунктуационное действие.

Материал книжки, организованный в шесть глав, можно разделить на две части. Первая часть под названием «Хотя «путь и далек, и долог...» содержит в лаконичной, очень образной и понятной для учащихся форме описание действия психологических механизмов, включенных в пунктуационную работу, или в работу по расстановке знаков препинания, как учащиеся это для себя понимают. Вот пример такого описания: «Во время записи ни одно предложение, кроме самых коротеньких, не присутствует в сознании все целиком, с одинаковой ясностью. Записываемая фраза движется

 

177

 

через сознание пишущего, как ночной поезд через освещенный туннель: отчетливо видна только та часть, которая находится в туннеле. Начало фразы, как первые вагоны поезда, уже ушло за пределы отчетливой видимости, а конец еще не въехал в освещенное пространство» (с. 16).

Необходимо отметить, что описание психологических механизмов применительно к пунктуации делается впервые: новаторским является положение о необходимости целенаправленной работы по управлению механизмами прогнозирования, или предвидения, памяти, смыслового укрупнения единиц текста и соединения их в сематико-синтаксические блоки.

Вторая часть, представленная пятью главами, являет собой собственно управление самостоятельной деятельностью учащихся по овладению пунктуационными знаниями. Книга эта может рассматриваться и как учебное пособие, и как самоучитель, самоконтролер — для школьников и взрослых людей, которые хотели бы восстановить свои знания и повысить культуру письменного общения.

Конкретный анализ содержания глав, представляющих собственно программу действий учащихся, позволяет выделить следующие основные проблемы:

1. Одна из самых сложных и запутанных проблем психологии, как отметил в свое время Л.С. Выготский,— это проблема связи мысли и слова. В данном случае это проблема связи смысла и пунктуационного знака. Авторы определяют смысловую природу пунктуационных знаков, при этом отбирая для данной книги прежде всего те знаки, которые оформляют законченные смысловые единицы. В первую очередь это суждения повествовательные, вопросительные и восклицательные. Приводятся те знаки, которые определяют смысловую, базисную (по Хомскому) единицу высказывания: подлежащее и сказуемое — и в этой связи авторы выделяют знак «тире», придавая ему особое значение, и запятую, основываясь на том, что запятой выделяется практически законченная мысль в составе более сложного предложения. Таким образом, в данной работе авторы рассматривали шесть пунктуационных знаков: точку, вопросительный и восклицательный знаки, тире, точку с запятой и запятую,— те знаки, которые несут смысловую нагрузку завершенности выражения мысли, чувства и волеизъявления.

Важно также, что рецензируемая книга через систему продуманных, градуированных заданий последовательно учит школьников вдумываться, вслушиваться, вчувствываться в воспринимаемый текст. Такая работа наряду с организацией усвоения пунктуационных знаний формирует и очень важное для будущего серьезного читателя умение работать с текстом — осмысливать, выделять главное в тексте, что может служить некоторой профилактикой против распространенной манеры поверхностного, неуглубленного чтения.

Решение первой проблемы влечет за собой и новый принцип отбора и организации знаков препинания для прохождения в процессе школьного обучения.

2. Второй, новой для школьного обучения является проблема структурных единиц высказывания (в данном случае предложения и единиц структурно-смысловой организации предложения) и характера связи этих структурных единиц в единой смысловой организации. При этом авторы выделяют в качестве морфологических единиц так называемые блоки, и основным смысловым блоком предложения выступает базисная ядерная структура подлежащее — сказуемое, сказуемое — подлежащее, которая и является в терминологии авторов грамматической основой предложения. Тип связи между структурными блоками единой смысловой организации предложения по-разному определяется самими авторами. Может быть только внутренняя, дополнительная связь, которая пунктуационно не вычленяется в предложениях-великанах, но авторы предостерегают учащихся от того, что именно в связи с большой длиной предложения может возникнуть иллюзорное чувство необходимости остановки и сама длина предложения может провоцировать ошибочную запятую. Интерес представляет здесь характер связи в сложном предложении, определяемый по принципу включения или последовательного действия, образно называемый «матрешками» и «гусями». Этот характер связи может соотноситься со смысловыми опорными пунктами, как красные и голубые углы Шаталова. Понимание этих связей раз и навсегда дает образное, эмоциональное, оценочное средство запоминания сложнейших структурно-смысловых связей внутри предложения. Здесь же следует отметить удивительную находку авторов в плане образных, запоминающихся определений академичных, невыразительных, скучных названий грамматических явлений.

3. Третья проблема, поднятая в данной книге, не выражена эксплицитно, хотя и лежит в основе всей авторской позиции создателей учебного пособия. Это организация самоуправления процессом усвоения.

 

178

 

Она ставилась и достаточно эффективно решалась в работах многих авторов (Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской, Г.С. Костюка, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Л.И. Айдаровой, В.Я. Ляудис, А.К. Марковой, Г.Г. Ейгера, М.М. Гохлернера и других). Однако впервые в этой книге с учетом возраста потенциального читателя самоуправление процессом усвоения правил пунктуации рассматривается в связи с процессами памяти, мышления, внимания. Авторы убеждают читателя в необходимости рефлексировать собственные психические процессы, советуют, как управлять этими процессами.

Решение поставленных в книге проблем на материале искусно, тщательно подобранных упражнений, текстов, заданий, вопросов для самопроверки, несомненно, явится большим подспорьем, большим вкладом в повышение грамотности школьников. От книги получат огромное удовольствие и учащиеся и учителя. Тираж пособия мал, а нужда в нем высока. В плане пожелания к переизданию можно рекомендовать авторам сделать шрифтовые выделения, полиграфические разграничения текста, который содержит материал для размышления, для осознания правил, и материал, который предназначен собственно для тренировки. Было бы полезно заключать алгоритмы в рамки, нумеровать их и указывать степени их осложнения включением уже отработанных конструкций в новые с тем, чтобы всегда был виден тот первый блок, с которого все начиналось. В целом выход рецензируемой книги можно только приветствовать.