Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

139

 

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

А. И. СМИРНОВ

 

Современному учащемуся зачастую оказывается не под силу самостоятельно сделать профессиональный выбор. По данным исследований, проведенных в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Тбилиси и Ташкенте, от 60 до 90 % подростков и юношей нуждаются в профконсультации. Это требует привлечения большого числа специалистов, хорошо подготовленных, владеющих современными разнообразными методами,

 

140

 

оптимизирующими процедуру выбора профессий. Особенно сильно ощущается необходимость в средствах, интегрирующих данные отдельных методик и позволяющих отыскивать профессию непосредственно в ситуации профессионального выбора.

В данной статье предложен способ подбора профессии по заданным признакам (заранее известным консультируемому). Такой способ может быть рекомендован как для построения действий профконсультанта, так и для разработки программ автоматизированного поиска профессий. В основу предлагаемого метода положены многомерная классификация профессий Е.А. Климова, а также проводимое под его руководством профессиографическое изучение более 200 наиболее массовых профессий. Полученная информация адаптировалась с учетом особенностей восприятия профессиональной деятельности ленинградскими школьниками и учащимися ПТУ.

Поиск нужной профессии осуществляется следующим образом. Из множества признаков консультант отбирает желательные и строго последовательно выстраивает их в линейную систему, элементы которой он рассматривает вместе с подростком, пришедшим на профконсультацию. В итоге поисковый образ может быть представлен ломаной линией, вершины которой обозначают какой-либо выбранный признак. Эта линия соответствует некоторому числу отобранных позиций, каждая из которых может существовать в двух или трех вариантах. Дальнейшее построение графической модели искомой профессии осуществляется так: из возможного числа вариантов выбирается та ветвь, которая в результате решения, принятого подростком с помощью консультанта, будет соответствовать требованиям консультируемого к основным особенностям разыскиваемой профессии. Отдельные отрезки прямой затем выстраиваются в последовательную ломаную линию, которая выражает профиль разыскиваемой профессии. Построение графической модели, воспринимаемой зрительно, позволяет наглядно осуществлять охват отображаемых ситуаций. На модели возможны и дальнейшее уточнение и детализация структуры желательных признаков при поиске профессий. Выстраиваемый в процессе диагностической беседы профиль подчиняется закону комплексного подобия теоретической модели реальной профессии, т. е. речь о конкретной профессии может идти лишь после построения всей поисковой модели, а примеры, приводимые консультантом для пояснения, служат подсобным средством, о чем консультируемый должен быть извещен.

Процедура построения поискового образа такова: после предварительного собеседования и обследования особенностей консультируемого, когда определен тип наиболее желательной и подходящей подростку профессии, консультант предлагает ему ряд вопросов, на каждый из которых даны два-три ответа. Подросток должен выбрать один из ответов, сообразуясь с собственными представлениями, желаниями и возможностями. Профессиографическая беседа строится как обсуждение каждого из возможных ответов. Такое собеседование необходимо потому, что многие из профессиографических сведений консультируемому могут быть непонятны, неизвестны. Каждую из возможных альтернатив консультант иллюстрирует примерами различных профессий, соответствующих рассматриваемому признаку, рассказывает о специфических особенностях данного вида труда.

Наибольшую сложность для консультируемого представляет ответ на вопрос, какой вид труда кажется ему наиболее привлекательным. Поскольку у молодого человека, как правило, отсутствует практический опыт профессиональной деятельности, появляется опасность выбора тех или иных поисковых признаков профессии по внешним особенностям. Вместе с тем целый ряд исследований показывает, что прогностическая ценность эмоционального отношения человека к тому или иному явлению довольно велика, даже если он не всегда может объяснить, почему ему больше нравится тот или иной вариант [3]. Польский психолог Ю. Козелецкий в монографии «Психологическая теория решений» пишет, что исследования показывают: одни операции по принятию решений люди выполняют более рационально, чем другие. Они, например, выносят достаточно точные суждения о ценности информации, но в то же время ввиду ограниченных возможностей их памяти часто совершают ошибки в процессе интеграции информации, происходящей из различных источников [4]. Предлагаемый нами метод консультации, опираясь на ценностные суждения человека, помогает в ряде случаев избежать этих ошибок

Повсеместно используемый дифференциальный диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО) позволяет определить предпочтительный тип профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек — знак», «человек — художественный образ», «человек — человек».

После определения наиболее желательного типа профессии подросток выбирает тот или иной вид трудовой деятельности, в результате которой получается продукт либо

 

141

 

с заранее заданными свойствами, либо с какими-нибудь новыми характеристиками. Так, выбор первого вида деятельности говорит о направленности на создание привычного людям продукта, второго — о наличии установки на новый, особый по своим свойствам и качествам продукт. Если подросток решает вопрос о наиболее желаемом для себя выборе, то для профконсультанта важно выявить возможности консультируемого, целесообразность выбора того или иного варианта. Оценка такого рода возможностей происходит в процессе анализа склонностей подростка, опыта имевшейся у него практической деятельности, а также в результате обследования с помощью личностных методик, выявляющих стремление к оригинальному, нестандартному решению вопросов.

Следующий этап выбора строится на основе характеристики особенностей производства (единичное, мелкосерийное, массовое). Для выбирающих профессию в области единичного производства может быть привлекательным создание уникальных продуктов труда, в области массового — предметов труда, доступных многим людям.

Существенным аспектом выбора является следующее: получается ли в результате деятельности работающего относительно законченный продукт или (что в условиях современного производства встречается значительно чаще) человек выполняет лишь определенные операции, согласованные с трудом других людей, как, например, в конвейерном производстве, т.е. речь идет о выборе индивидуальной или коллективной деятельности.

Изготовление продукции в результате индивидуальной или коллективной деятельности характерно для любого из видов производства. Профконсультанту в данном случае важно установить, способен ли консультируемый принимать общую задачу и благодаря осознанию своей роли кооперироваться в коллективной деятельности. Подростка могут отличать и высокая степень независимости, самодеятельности, стремление к индивидуальной ответственности при выполнении порученной работы. Эти личностные особенности выявляются в процессе его диагностического обследования.

Дальнейшим шагом в построении поискового образа профессии является установление привлекательности производственной задачи, которая определяется выбором между репродуктивной и оригинальной деятельностью.

Выбор одного из вариантов по данному признаку и для подростка, и для профконсультанта связан с оценкой творческих возможностей, способностей выбирающего профессию. Анализ имеющегося практического опыта в каком-либо виде деятельности, процесса выполнения различного рода диагностических заданий, личностные методики должны дать профконсультанту сведения об ориентации консультируемого на точность исполнения и сохранение в собственной деятельности уже выработанных приемов или на поиск новых вариантов.

Далее совместно с подростком консультант выясняет, предпочитается ли работа в условиях, когда выполняемая деятельность строится по замкнутому, периодически повторяющемуся циклу, либо больше привлекает постоянное изменение выполняемых операций.

Первый вариант выбора профконсультант связывает с результатами обследования психофизиологических и личностных особенностей, свидетельствующих о более успешной деятельности в условиях выполнения стабильных, часто не изменяющихся операций; второй вариант — с данными о способности к быстрому преобразованию мыслительных образов, переносу навыков, хорошей переключаемости внимания.

Орудия труда накладывают технологические ограничения и вместе с тем предоставляют возможности осуществления целей труда. Они объединяют объект и субъект труда связями создания, управления, коррекции. Поэтому следует рассказать о соответствующих задачах деятельности, обусловленных использованием типа орудий труда (ручных, механизированных, автоматизированных)

Консультируемый оценивает профессию и по тому, какие орудия труда в ней применяются. Для него может быть привлекательной работа с помощью ручных орудий либо автоматизированных: машин, установок, аппаратов. При выборе первого из предложенных вариантов профконсультант обращает особое внимание на развитие познавательной активности, устойчивости внимания, наблюдательности, на функционирование соответствующих органов чувств, активность и работоспособность при выполнении практических действий. При выборе второго варианта важны интерес к новому, способность оперировать материалом (наглядным или отвлеченным), быстро изменять привычный ход работы в случае необходимости. Контроль и коррекция созданного продукта требуют высокого чувства ответственности, наблюдательности, концентрации внимания.

Следующий шаг в построении поискового образа профессии связан с учетом особенностей обратной связи в процессе деятельности:

 

142

 

продолжительной или непродолжительной задержкой сигналов.

Выбор подростком одного из вариантов может быть связан со стремлением быстро получить результат труда либо с умением терпеливо ожидать его, способностью тщательно планировать свои действия. Непродолжительную задержку сигналов обратной связи профконсультант соотносит с оценкой распределяемости и переключаемости внимания, а продолжительную — с развитостью долговременной памяти.

После получения сигнала обратной связи работающий корректирует свои действия. Особенности их коррекции также должны стать фактором выбора профессии. Возможность корректирования результатов в процессе работы или затруднение в их исправлении являются элементом выбора.

Установкам на возможность или невозможность корректирования результатов деятельности должны соответствовать быстрое и своевременное перестраивание программы деятельности, гибкость, оперативность мышления в первом случае и высокая надежность, преобладание ориентировки, долговременного планирования — во втором.

Последним признаком в предлагаемой профессиографической модели является оценка условий труда по физическим параметрам окружающей среды. В соответствии с классификацией Е.А. Климова предлагается выбор между такими вариантами, как микроклимат бытового типа, открытый воздух и необычные условия (под водой, на высоте, под землей и пр.). Для консультанта выбор того или иного варианта связан прежде всего с оценкой состояния здоровья подростка.

Рассмотренный метод поиска построен с учетом признаков, общих для различных профессий. Поиск профессии, согласно разработанной подобным образом схеме, будет облегчен в том случае, если в описание профессий включить характеристики каждого из названных признаков и их вариантов. Определенные требования к описанию большинства из названных позиций заложены в информационно-поисковой системе «Профессиография» [1], профессиограммы, позволяющие использовать данную систему, представлены в сборниках «Человек и профессия» [5].

Несомненно, что более детальная разработка метода позволит провести тщательную проверку признаков на их полноту и выявить структуру их связей и отношений. Законченная методика принятия решений должна охватывать создание альтернативных дифференциальных диагностических опросников, построенных по типу нашедшего широкое применение в профконсультации ДДО Е.А. Климова. ДДО может стать ядром системы методик, расширяющих базу данных, полученных с помощью этого опросника.

Применение алгоритмов поиска в работе профконсультанта будет способствовать более быстрому приобретению мастерства начинающими профконсультантами, а также разработке интегральных человеко-машинных автоматизированных систем профконсультации.

 

1. Информационно-поисковая система «Профессиография» / Под ред. Е.А. Климова. Л., 1973. 283 с.

2. Климов Е. А Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. С. 96.

3. Климов Е. А., Королькова Г. Ф. Эмоциональные переживания как психологические индикаторы в системе профконсультации учащихся // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. С 25—32.

4. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979. С. 31.

5. Человек и профессия / Под ред. Е.А. Климова. Вып. 1—8. Л., 1975—1984.

 

Поступила в редакцию 25.VI 1985 г.