Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

182

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Н.Ф. ТАЛЫЗИНА

Москва

 

3—5 октября 1986 г. в Западном Берлине состоялся Первый Международный конгресс по теории деятельности. Инициатором его проведения явилась группа прогрессивных ученых Западного Берлина (психологи, философы и педагоги), работающих в Высшей школе искусств, в Институте общей педагогики, в психологическом институте Свободного университета и других учреждениях; среди них Г. Рюкрим, А. Мессман, М. Хильдебранд-Нильсон, К. Хольцкамп.

На конгрессе предполагалось представить общественности первый том шеститомного издания трудов А.Н. Леонтьева в Западном Берлине.

В работе конгресса приняли участие свыше 600 человек из 22 стран. Советский Союз представляли А.В. Брушлинский и Н.Ф. Талызина.

На четырех пленарных заседаниях обсуждались: обзор исследований по теории деятельности, проводимых в разных странах; проблема «труд — деятельность — субъективность», прежде всего категория деятельности в философии, психологии, социологии, педагогике и др.; соотношение между теорией деятельности и другими фундаментальными теориями в психологии; проблема «деятельность — действие — операция», в частности теоретическое и эмпирическое значение различий между деятельностью и операцией в психологии.

На десяти секционных заседаниях (симпозиумах) рассматривались следующие проблемы: основания теории обучения, ориентированной на теорию деятельности; труд и развитие личности; эстетическая деятельность; теория деятельности и ее основы в области философии и философии науки; психология развития и теория деятельности; науки как предметы усвоения в ходе учебной деятельности; устная и письменная речь как объект учебной деятельности; когнитивная психология и теория деятельности; недостатки в психическом развитии и психотерапевтическая деятельность; развитие одной из линий психологических исследований от Л.С. Выготского к А.Н. Леонтьеву.

Участникам конгресса до начала работы была прислана книга с обзорами, показывающими степень распространения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности в разных странах Европы и США. Накануне открытия конгресса оргкомитет представил всем участникам официальный список основных вопросов, на которые было бы желательно дать ответы в ходе работы конгресса. Вот эти вопросы:

1. Специалисты в западных странах находятся под впечатлением, что теория деятельности и культурно-историческая теория отошли на второй план после смерти А.Н. Леонтьева и что последователи С.Л. Рубинштейна доминируют теперь в психологии. Если это верно, то как Вы объясняете такое развитие событий? Каковы, по Вашему мнению, различия между теориями С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева? (Данный вопрос был адресован прежде всего советским участникам конгресса, которые в ходе обсуждения разъяснили, что сама постановка этого вопроса неправомерна.)

2. Что означает «теория деятельности» в Вашей стране? Эта теория разработана каким-то одним человеком (например, А.Н. Леонтьевым)? Или она связана с идеями культурно-исторической теории? Или она знаменует собой ориентацию советской психологии только в определенный период ее развития? Какие различия видят в Вашей стране между теориями А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева

 

183

 

и А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна?

3. В силу каких причин в Вашей стране сейчас принимается и распространяется теория деятельности? Каковы социально-исторические причины принятия и распространения этой теории, созданной в социалистической стране? Каковы научно-исторические причины этого? Почему многие ученые находятся под впечатлением данной теории?

4. Какой статус имеет теория деятельности в Вашей стране? Это общефилософская теория, или общепсихологическая теория, или направление внутри одной или нескольких наук?

5. Какое значение придают теории деятельности ученые в Вашей стране? Представлена ли эта теория в университетах? Какие отрасли науки ориентированы на эту теорию? В чем причины такой ориентации? Что Вы думаете о возможностях дальнейшего развития теории деятельности в Вашей стране?

6. Каковы Ваши пожелания относительно распространения и дальнейшего развития теории деятельности в Вашей стране?

В ходе работы конгресса почти все выступившие в той или иной форме давали свои ответы на эти вопросы.

Г. Рюкрим сделал обзор по ФРГ и Западному Берлину. Он отметил, что теория деятельности представлена здесь прежде всего внутри таких дисциплин, как дидактика обучения иностранным языкам, психология аномального ребенка, клиническая психология, психотерапия. В последнее время интенсивно ведутся теоретические споры внутри направлений, разрабатывающих теорию деятельности в психологии и педагогике. Г. Рюкрим выделил разные этапы развития теории деятельности в ФРГ и Западном Берлине.

И. Ломпшер проанализировал влияние трудов С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и других на развитие психологической науки в ГДР и раскрыл основные направления психологических исследований в этой стране, опирающихся на теорию деятельности.

К. Браун в своем докладе «Статус советской культурно-исторической школы и теории деятельности А.Н. Леонтьева» представил обзор по Канаде. Он рассказал, что в канадских университетах среди профессоров психологии был распространен специальный опросник. На основе анализа ответов автор делает вывод, что профессора плохо осведомлены о научных направлениях, развиваемых в социалистических странах, и хотели бы больше знать о культурно-исторической теории. Частные результаты работ, выполненных в рамках теории Л.С. Выготского или А.Н. Леонтьева, знакомы канадцам лучше, чем сами эти теории. Все это говорит о том, отметил автор, что работы названных советских психологов пробиваются через стену политических и идеологических предубеждений и оказывают влияние на тех, кто хочет плодотворно работать в области психологии.

Влияние теории деятельности на итальянскую психологию было раскрыто в докладе М.В. Вежетти. Она отметила, что большую роль в распространении идей Л.С. Выготского и советской психологической школы в целом сыграли его ученики: А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия. Они активно пропагандировали психологическую школу Л.С. Выготского на международных конференциях и конгрессах, знакомили иностранных ученых, проходивших стажировку в МГУ, с различными направлениями советской психологии, разрабатываемыми на основе культурно-исторической теории. В настоящее время в Италии идеи Л.С. Выготского уточняются и верифицируются в рамках ряда научных направлений: теоретико-эпистемологического, изучающего методологию психологии и связь теории с практикой; социально-психологического; педагогического, исследующего влияние культуры (через организацию учебно-воспитательного процесса) на формирование познавательных процессов; направления, изучающего лингвистические и индивидуальные различия. В заключение М.В. Вежетти выразила уверенность, что в психологии трудно найти какую-либо другую теорию, которая позволила бы развернуть исследования по такому широкому кругу проблем, какие были рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьева.

В обзоре Дж. Boca (Амстердам) были представлены особенности распространения теории деятельности в странах Бенилюкса, где за последние годы эта теория приобретает все большее влияние в сфере педагогической психологии и педагогики. Однако, несмотря на достижения в распространении представлений о деятельности, необходимо отметить, что в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге это понятие еще не получило однозначной и четкой теоретической интерпретации и существуют различные варианты его понимания. Однако понятие деятельности играет важную роль в теоретических и эмпирических исследованиях,

 

184

 

в чем состоит особая заслуга советской психологии и педагогики.

Подробный обзор по странам Скандинавии дал Ю. Энгестрем (Хельсинки). Он подчеркнул, что теория деятельности не являет собой совокупность хорошо систематизированных, окончательно определенных и сформулированных положений. Однако в этом состоит ее достоинство — живое теоретическое движение. Для каждой страны в отдельности Ю. Энгестрем показал: первоначальное проникновение идей теории деятельности; основные предметные области исследования; некоторые наиболее существенные достижения; проблемы и перспективы соответствующих исследований.

Говоря о Дании, он отметил, что в качестве источника проникновения идей теории деятельности было студенческое движение конца 60-х — начала 70-х гг., которое стимулировало «открытие» исследователями в университетах марксистской психологии.

Формирование интереса к культурно-исторической теории в Финляндии Ю. Энгестрем также связал с политическими и идеологическими процессами в сфере среднего и высшего образования конца 60-х гг. Первые исследования были выполнены в контексте обсуждения реформы среднего образования в начале 70-х гг.: использовались идеи Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина и А.Н. Леонтьева. В начале 80-х гг. поднялась новая волна интереса к советским исследованиям, особенно в педагогике и педагогической психологии под влиянием в основном работ В.В. Давыдова. В настоящее время в Финляндии происходит интенсивное взаимодействие между теорией и практикой.

Ю. Энгестрем подчеркнул, что сейчас культурно-историческая теория деятельности все в большей степени получает международное признание, однако трудности проникновения внутрь деятельностной парадигмы связаны со слабостью международной кооперации.

Отношение к теории деятельности в США стало предметом доклада М. Коула и Дж. Верча, опубликованного в сборнике материалов конгресса. Они отметили, что культурно-историческая теория впервые обсуждалась на Международном конгрессе психологии в Нью-Хейвене в 1929 г., когда с положениями данной теории выступил А.Р. Лурия. Подробно проанализировав этапы распространения, и развития теории деятельности в США, авторы обзора отметили, что важнейший путь для этого — непосредственный диалог между советскими и американскими психологами.

Как данные, так и другие обзоры по капиталистическим странам показывают, что интерес к марксистской теории деятельности, созданной трудами советских ученых, со временем возрастает. Вместе с тем основная масса психологов явно недостаточно информирована об этой теории. В ходе сопоставления двух вариантов теории деятельности — леонтьевского и рубинштейновского — ряд докладчиков (Г. Рюкрим, М. Коул и другие) отметили, что, с их точки зрения, первый из вариантов является менее сложным и потому более доступным.

Все пленарные заседания проходили при полном зале и, как правило, с превышением регламента работы. Обсуждение проблем шло в основном на общеметодологическом уровне.

Достаточно активно проходили и секционные заседания. На них обсуждались проблемы учебной мотивации, развитие учебной деятельности на разных возрастных этапах; проблема интериоризации действия при раннем обучении математике; оценка стратегий учения с позиций теории деятельности. В целом ряде докладов содержались результаты применения теории учебной деятельности В.В. Давыдова при обучении отдельным предметам (русский язык в турецкой школе, обучение родному языку в начальной школе и др.).

В целом тон дискуссий был доброжелательный; четко прослеживалось стремление понять, развить различные аспекты обсуждаемой теории.

Советские делегаты приняли участие как в пленарных, так и в секционных заседаниях. Кроме того, А.В. Брушлинский выступил с дополнительным докладом, в котором изложил свою точку зрения на соотношение теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

На заключительном пленарном заседании было принято решение об организации Международной ассоциации по теории деятельности, об издании международного журнала, а также о проведении в 1989 г. второго Международного конгресса по теории деятельности в Хельсинки.