Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ ПРИРОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

 

П. Я. ГАЛЬПЕРИН

Москва

 

Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. 231 с.

 

Книга С.Д. Смирнова посвящена подробному обоснованию и развитию идеи А.Н. Леонтьева, высказанной им под конец жизни в самой общей форме и под обязующим названием «Образ мира». Основное содержание этой идеи заключается в том, что не реакции чувствительного органа на внешние воздействия и не ощущения составляют начало познавательного процесса; они лишь условия и исходный материал познания. Начинается оно с первичной исследовательской активности, направленной на объективные, амодальные свойства вещей; ощущения же служат лишь вспомогательными средствами обозначения этих первичных, амодальных свойств.

Автор показывает, что вопрос об активной или реактивной природе психического отражения и его продукта — психического образа не является чисто академическим. От ответа на него зависит выбор того, что и как следует изучать в психологии познавательных процессов — выбор предмета и средств исследования; от него зависит и стратегия решения многих прикладных задач. Конечно, проблема активных и реактивных начал психического отражения не может решаться по принципу «или — или». И активные и реактивные «составляющие» участвуют на всех этажах познавательного процесса; но если рассматривать их участие в построении образа, то неизбежно выдвигается вопрос: какой принцип — активный или реактивный — становится ведущим?

Автор отмечает, что трудами таких физиологов и психологов, как Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и другие, принцип активности был последовательно реализован в теории процессов построения двигательных актов. Но до сих пор он не был столь же последовательно проведен в процессах построения психического образа. Основная задача монографии С.Д. Смирнова состоит именно в том, чтобы наметить пути решения этой назревшей проблемы.

Естественно, первая глава монографии посвящена философско-методологическому анализу основных, ключевых понятий. С большой проницательностью автор выделяет в работах современных философов ряд эвристичных для психологии аспектов в понятиях «отражение», «активность», «деятельность».

Во второй главе систематично излагаются представления о роли образов в общей структуре психической деятельности в истории науки и в психологических школах XIXXX вв. Особое внимание уделено советской психологии в разработке идей активности субъекта, и прежде всего деятельностному подходу.

Третья глава раскрывает понятие «образ мира» в том его содержании, которое было намечено в работах А.Н. Леонтьева и его сотрудников в конце 70-х гг. Автор показывает, что это понятие аккумулировало значительные достижения в разработке проблемы психического отражения (в системе общепсихологической теории деятельности) и что оно позволяет преодолеть так называемую стимульную парадигму, согласно которой построение образа возникает в ответ на стимуляцию органов чувств, т.е. реактивно.

При обосновании выдвигаемых положений автор опирается прежде всего на экспериментальный материал, который он черпает из многочисленных опубликованных источников. Но следует подчеркнуть, что и результаты его собственных экспериментальных исследований, изложенных в четвертой главе книги, представляют вполне самостоятельную ценность и немалый общий интерес.

В целом монография С.Д. Смирнова является глубоким и оригинальным исследованием, делающим важный вклад в разработку теоретических и методологических проблем современной психологии. Фактически она задает новое направление работ, требующее решительного переноса центра тяжести как в экспериментальном, так и в теоретическом исследовании познавательных процессов с детерминации внешних стимулов на влияние первичной внутренней познавательной активности, направляемой «целостным образом мира».

Автор подчеркивает, что первая и, может быть, самая сложная задача на этом пути — создание новых методов исследования; впрочем, уже и сейчас в ряде направлений

 

175

 

психологии наметились обнадеживающие достижения этого рода; в частности, некоторые новые приемы исследований описаны в приведенных автором экспериментальных работах.

Книга написана в полемической тональности, с нарочитым заострением многих формулировок. Это, естественно, вызывает читателя на дискуссию, но, по нашему мнению, это можно считать и некоторым достоинством изложения. Книга несколько перегружена длинными ссылками и цитатами из работ других исследователей, но и это позволяет читателю лучше познакомиться с оппонентами автора. С.Д. Смирнов распространяет свои выводы на все познавательные процессы, хотя фактический материал в основном заимствуется из области восприятия. Но так как соображения автора носят общий и принципиальный характер, этот недостаток не снижает общего значения выводов.

Книга написана хорошим литературным языком и несомненно будет способствовать оживлению теоретических и экспериментальных исследований, не только познавательных, но и других, в частности общих вопросов психологической науки.